Как выглядит 5 месячный ребенок. Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев

Детки растут очень быстро. Вроде бы совсем недавно новорожденный появился на свет, а уже узнает родителей, радостно улыбается им, ловко переворачивается и начинает играть в игрушки. Развитие ребенка в 5 месяцев наполнено радостными моментами и неожиданностями.

Что должен уметь 5 месячный ребенок

Рост и вес малыша в 5 месяцев изменились так, что заметно невооруженным глазом. Грудничок за 5 месяцев вырастает примерно на 15 см и становится вдвое тяжелее. Согласно статистике, в среднем, мальчики в 5 месяцев весят 7,3 кг, девочки – 6,65 кг. Отклонения в 6–7% являются нормой.

Младенец легко поворачивается на бок и может ухватить пальчиками игрушки. В общем, физиологическое развитие ребенка этого возраста характеризуется следующими показателями:

  • когда малютку берут подмышки, он пробует делать шажки;
  • крепко держит в руках предметы;
  • лежа на спине, малыш поднимает плечи;
  • слегка кусает пальчики ног;
  • кроха способен перевернуться с животика на спинку и наоборот;
  • карапуз активно пытается дотянуться до яркого объекта, например, игрушки;
  • лежа на животе, дитя крепко упирается ручками в поверхность.

Развитие ребенка в 5,5 месяцев дополняется попытками сесть. Специалисты постоянно разрабатывают игры, которые позволяют улучшить физическую активность ребенка, и стимулируют развитие его мыслительных способностей, зрения и координации. Наиболее простая игра – предложить крошке выбрать предмет. Малыша переворачивают на живот и рядом ставят 2-3 яркие игрушки. Карапуз сначала потянется за приглянувшимся объектом, а потом постарается до него доползти.

В это время у грудного ребенка обнаруживаются неизвестные ему доселе эмоции. Он легко пугается, задерживает взгляд на предметах, пытается различать звуки. Малыш в 5 месяцев уже наделен такими способностями:

  • разграничивает громкие и тихие звуки;
  • различает цвета (но синие, красные и желтые выделяет из всех других);
  • узнает близких людей, осознанно улыбается им;
  • может остерегаться посторонних, особенно если они пытаются взять его на ручки;
  • выговаривает несколько гласных (а, и, е, ы) и пару согласных звуков;
  • внимательно слушает;
  • гулит, агукает, хохочет;
  • глядя в зеркало, узнает собственное отражение;
  • пищит или рычит, демонстрируя удовольствие;
  • не отдает игрушки, а при попытке забрать их начинает ныть или громко кричать.

Конкретные нормы развития ребенка в 5,5 месяцев не существуют. В это время малыши уже пытаются вызвать внимание родителей. Их зрительное восприятие очень развито. Например, запомнив маму с одной прической, малютка будет настороженно рассматривать новую стрижку или необычную одежду.

Кроха в 5,5 месяцев умеет зрительно управлять движением рук. То есть ребенок сперва смотрит на игрушку, а потом тянется к ней. Причем именно к той, которая его интересует. Это является еще одним важнейшим шагом в развитии, связанным с формированием умения выбирать и фиксировать внимание.

Игры для развития ребёнка в возрасте 5 месяцев

Очень часто родителей интересует в общем, что может делать ребенок в пять месяцев, и правильно ли идет развитие конкретно их чада. Четких норм здесь нет. Каждый малыш неповторим и осваивает навыки и умения в своём темпе. Что умеют сейчас непоседы, более спокойные детки освоят чуть позже.

Задумываясь как развивать младенца в 5 месяцев, стоит обратить внимание на следующие игры:

1.«Узнай меня» . Главная задача – определить может ли пятимесячный малыш отличить знакомого ему человека. Для этого, маме или папе нужно подойти к кроватке и улыбнуться малютке. Карапуз должен улыбнуться в ответ. Затем родитель отворачивается и надевает маску или обматывает лицо шарфом. Верная реакция – кроха не узнает человека в новом облике.

2.«Хватай и тяни» .Цель занятия – познакомить малыша с простыми звуками. Показывая игрушку или изображение котенка на картинке, мама говорит: «Мяу-мяу», на самолет – «Уууууу» и т.д. Ребенок с энтузиазмом слушает новые звуки и разглядывает новые объекты.

3.«Хватай и тяни» . Когда дитя хватает маму за палец, нужно вскрикнуть «Ай!», а если малыш схватил предмет, следует слегка потянуть его, но потом отдать.

4.«А ну-ка, поймай!» .Можно кидать ребенку мягкий мячик или игрушку-пищалку. Если кроха любит бросать вещи на пол, стоит поднимать их вместе с ним. Малютке интересно делать что-то «как взрослый», и попутно развиваются моторика и координация.

5.Кубики . Мягкие и яркие – они идеально подходят для того, чтобы их кидать или пытаться до них дотянуться.

6.Подушки различных форм . Потребуются поролоновые подушечки цилиндрической, треугольной, круглой форм. Они должны быть мягкими и броскими – с контрастным изображением или в полоску. Младенца можно положить животиком подушку, покатать вправо-влево, посадить верхом.

Развитие недоношенного ребенка в пять месяцев

На пятом месяце младенцы, родившиеся раньше 38 недель, почти догоняют сверстников в показателях роста и веса. Каких-либо серьезных отклонений в их развитии и поведении также не наблюдается. Поэтому решая, чем заниматься с такими детками, можно вполне практиковать вышеописанные игры.

Когда родители задумываются как бы ускорить развитие ребенка, они сталкивается с обилием рекомендаций и предостережений. Одни советуют не торопить процесс, а другие настаивают на постоянных активных занятиях с малюткой, чтобы предотвратить отставание в развитии.

Небезызвестный доктор Комаровский рекомендует не зацикливаться на этом. Великолепно, если мамочка делает крохе легкие поглаживания, играет с ним. Но все это только до тех пор, пока приносит им обоим удовольствие. Если малыш не в настроении - не нужно настаивать на занятиях или массаже, стоит отложить их на более подходящее время.

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 11 минут

А А

Последнее обновление статьи: 24.05.2019

Физиологические особенности

Пятимесячный кроха набирает чуть меньше в весе, около 600–700 грамм. Его тело становится пропорциональным, пухлость становиться менее заметна. Крепнут мышцы спинки и ножек, поэтому многие уже переворачиваются со спинки на животик. Можно делать первые уроки по ползанию. Впереди ставите несколько любимых игрушек, выкладываете малыша на животик. Он будет стремиться достать цель, а к пяточкам можно прислонить свои ладошки. Это будет своеобразной площадкой, от которой он будет отталкиваться пяточками.

Именно в возрасте пяти месяцев малыш пытается сесть. Если дать ему ухватиться за что-нибудь, то он может подтянуться и сесть. Однако усаживать его помимо его воли, а тем более надолго, пока ещё не стоит. Можно прислонить его к опоре из подушек или усадить в специальное детское кресло, но пока на очень короткое время. Сидячее положение открывает ребёнку большие возможности для игр и развития. Поэтому многие родители пытаются ускорить развитие своего малыша, усаживая его или . Позвоночник и мышцы спины ребёнка сейчас значительно крепче, чем раньше, но увлекаться сидением в 5 месяцев не стоит.

В этот период все педиатры советуют не забывать о массаже и гимнастике. Это требует всего нескольких минут, но дает очень ощутимый эффект.
Какие упражнения с малышом способствуют ползанию смотрите в следующем видео.

Для плавного переход тела в вертикальное положение требуется специальная подготовка. Для этого надо каждый день делать гимнастику и массаж. Делаются поглаживания, растирания, пощипывание, постукивания кончиками пальцев.
Спинку и мышцы пресса малышу хорошо укрепляют занятия на фитболе.

  1. Первое упражнение — лёжа на животе, выпрямив ножки и вытянув ручки вперед, в позе самолетик,
  2. Второе упражнение — лёжа на спине, держа кроху за ладошки, тяните и присаживайте его.

Также полезны водные процедуры и грудничковое плавание для повышения тонуса мышц.

Известный педиатр доктор Комаровский в одном из своих видео говорит: «Сидеть маленькому ребёнку не полезно. Чем позже произойдёт вертикальная нагрузка на позвоночник, тем ровнее спинка, тем крепче ножки, тем лучше.» Он часто упоминает о том, что «если врачи не обнаружили у ребёнка никаких серьёзных болезней: неврологических или опорно-двигательного аппарата, то ребёнок обязательно сядет, обязательно встанет, поползёт, пойдёт, всё это произойдёт само по себе.»

Находясь в ходунках или прыгунках длительное время малыш, конечно, учится передвигаться в вертикальном положении, одновременно у него развивается мускулатура ног. Плохо в этой ситуации то (кроме преждевременной нагрузки на позвоночник), что такая важная ступень развития ребёнка как ползание практически выпадает и развитие мышц рук, которое должно происходить как раз при ползании, приостанавливается.

Капризы пятимесячного чада теперь могут возникать на почве прорезывающихся зубов. 5 месяцев — это средний возраст для этого процесса. Бывают даже такие случаи, когда детки рождаются уже с зубиком. А иногда это происходит ближе к годику. Стоит знать, что за отклонение в развитии это не принято считать.

Хорошо приобрести специальные силиконовые прорезыватели или охлаждающие гели.

Обязательно обратите внимание на гипоаллергенность. Такие средства помогут не только притупить боль деточки, но и скорее вылезет долгожданный первый зубик.

Физиологические изменения

  • Мышцы младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, он становится более пропорциональным.
  • Зрение у крохи продолжает развиваться, ему уже нравится рассматривать картинки, движущиеся и статичные предметы.
  • Так как в 5 месяцев малыш практически всё тянет в рот, у него начинает обильно выделяется слюна.
  • Стул ребенка на грудном вскармливании происходит 5-6 раз в сутки. При ИВ стул обычно гораздо реже, до 1-2 раза в день, при этом его плотность больше, а запах резче.
  • Норма мочеиспускания(количество пописов) в 5-месячном возрасте до 15 раз в сутки.
  • Полностью проходит гипертонус.

Частые проблемы, с которыми вам предстоит столкнуться в этом возрасте

  1. Падения. Подвижность пятимесячного малыша возрастает, поэтому оставлять его без присмотра нельзя ни на минуту, так как в любой момент ребенок может подползти к краю или перевернуться и оказаться на полу. Если малютка упал, понаблюдайте за его поведением и при необходимости немедленно обратитесь к врачу.
  2. Капризничает, потому что прорезаются зубки. Это доставляет крохе немалый дискомфорт, дайте ему грызть прорезыватели и пользуйтесь гелями с охлаждающим и обезболивающим эффектом.
  3. Первый прикорм сопровождается проблемами со стулом. Чаще всего это запор, к нему приводит недостаток жидкости и ранний ввод в прикорм белковых и молочных продуктов. Подробнее об этом читайте в статье про запор при введении прикорма .
  4. Недостаток веса. Если вес малютки за 5-й месяц изменился меньше, чем на 500 грамм, можно начинать вводить прикорм.
  5. Если в 5-месячном возрасте остались признаки гипертонуса , то это указывает на неврологическую патологию и нужна консультация невролога.

Психологические аспекты

В пять месяцев крохотули радуются появлению взрослых, выражая это активным движением ручек и ножек. В ответ на слова родителей, они активно гулят , воспроизводя различные звуки. Некоторые даже пытаются говорить слоги. Поэтому на этом этапе необходимо много разговаривать с детишками.

Любопытство позволяет обследовать вокруг всё, включая родительские лица и свои пальчики. Некоторые даже отказываются от сосок, взамен используя свои ручки. Этого допускать не стоит, так как это приведёт к деформации ногтевой пластинки, да и в ротовую полость попадут болезнетворные микроорганизмы.

Очень интересно то, как кроха учится выражать недовольство или восторг. К примеру, при появлении новой игрушки он обязательно выразит чувства.

Так как 5 месячный малышок уже видит на расстоянии более 50 см , он делает выбор между цветами, игрушками. Даже когда вы одеваете кофточку понравившегося оттенка, он выразит это активной улыбкой и агуканьем.

Кроме зрительного аппарата, получает развитие и слуховой. Реакция на звонок телефона, голос мамы, которая позвала его из другой комнаты — все это говорит о правильном развитии ребенка в 5 месяцев.

В пять месяцев малыш учится делить мир на своих, тех, кто относится к его кругу и заслуживает доверия, и тех, кто в этом кругу чужой. Теперь ему уже не всё равно кто находится рядом с ним, и уж тем более не всё равно кто берёт его на руки. Он не доверяет малознакомым и пойдёт на руки далеко не ко всякому.

Каждый незнакомец вызывает у малыша напряжение до тех пор, пока он хоть немного не привыкнет к нему.

Причём будет лучше, если знакомство произойдёт когда малыш сидит на руках у матери. И не стоит заставлять его быть сколько-нибудь любезным с незнакомцем раньше времени. Малыш сам начнёт общаться как только рассмотрит, потрогает и убедится в безопасности пришедшего в гости.

Людмила Шарова, Уроки для мама. Ребенку 5 месяцев

Мамам следует предупредить о том, чтобы гости или даже родные, но малознакомые люди, не стремились брать малыша на руки. Особенно в те моменты, когда мамы нет рядом. Такие действия постороннего человека могут спровоцировать у малыша настоящую истерику, которую трудно будет унять.

Когда малыш в настроении, он сам может провоцировать окружающих на контакт. Кроха может начать гулить и ворковать, а если не добьётся ответной реакции, то очень расстроится и начнёт обиженно плакать.

Память карапуза на этом этапе также достаточно хорошо развивается. Он будет радоваться одной или нескольким игрушкам, которые для него уже стали любимыми. Используйте это для обучения малыша не только ползать, но и садиться. Когда он лежит на спинке, показывайте любимый предмет, постепенно малыш будет пытаться присесть.

Навыки 5 месячного ребенка

  1. В положении на животике кроха умеет удерживать голову и плечи приподнятыми около 5 минут. Ещё бы, ведь такой ракурс тренируется на протяжении не одного месяца. Поэтому поза получается у деточки лучше остальных. Ребенку очень интересно наблюдать за происходящим именно в такой позиции.
  2. Улучшается координация движений. Благодаря развитию зрения кроха определённо точно берёт интересующий предмет.
  3. Развитие моторики. На данном этапе кроха умеет делать не только хватательные движения, он способен подолгу удерживать предмет. Брать его из рук мамы, перекладывать из руки в руку. Хорошо делать массаж пальчиков крохе, по очереди разминая подушечки. Можно присоединять различные прибаутки и стишки, что благотворно в комплексе повлияет на развитие речи.
  4. Даже если в этом возрасте зубы не появляются, то очень вероятно обильное слюноотделение. Необходимо помочь малютке, массируя десна.
  5. Если пятимесячный грудничок находится на искусственном вскармливании, самое время предлагать ему прикорм. Теперь негустое пюре будет восприниматься хорошо. И ни о каком рвотном рефлексе не может быть и речи. Ранее воспринималась лишь жидкая пища. Хотя, по рекомендациям медиков лучшее время для прикорма ― полгодика.
  6. Появляются не только любимые игрушки и предметы, но и игры воспринимаются на «ура». Пробуйте известную игру «ку-ку», «сорока ― сорока».
  7. Многие переворачиваются со спинки на животик.
  8. Есть некоторые детки, пытающиеся садиться, но делают это, опираясь на опору кроватки. Очень хорошо иметь правильный ортопедический матрац, благодаря умеренной жёсткости он поможет карапузу в этом нелёгком труде.
  9. Очень интересными забавами будет мини-музыкальный центр с кнопочками, которые легко нажимать. Самостоятельное воспроизведение звуков вызовет дикий восторг и поднимет настроение карапузу.

Существует психологический подтекст у всех простых игр.

К примеру, если возвращать ребенку игрушку, которую он бросает из манежа, это начинает формировать у него ощущение постоянства окружающего мира, его стабильность, доверие и надёжность, что способствует гармоничному развитию личности.

Разница в развитии мальчиков и девочек

В 5 месяцев наступает новая стадия физическое развитие ребенка. Прибавка в весе замедляется и равна 0,7 кг. Хотя по сравнению с моментом рождения вес увеличивается почти в 2 раза и в среднем достигает 6-8 кг. Прибавка в росте, в течение этого месяца, составляет 2 см, а сам рост 64 — 68 см. Причем, по статистике, мальчики весят на 0,6 кг больше, чем девочки, а их рост на 2 см больше роста девочек.

Таблица нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев, а также основные различия в развитии мальчиков и девочек:

На основании таблицы можно сделать вывод о том, что мальчики и в весе, и в росте набирают быстрее. Но при этом предпочитают тактильные ощущения визуальным. Хотя в 5 месячном возрасте они уже демонстрируют мужской характер выражаемыми требованиями.

Организация распорядка дня и время сна

Ребенок уже подрос, и его режим меняются в 5 месяцев. Если младенец здоров, хорошо поел и его ничего не беспокоит, он может проспать ночью 10 часов, не просыпаясь для кормления. Дневной сон у пятимесячного ребенка разбивается на три промежутка по 2 часа. Первый дневной сон бывает после двухчасового утреннего бодрствования, и лучше его провести на свежем воздухе. Второй сон делают после обеда, и если он снова совпадёт с прогулкой, это будет просто здорово. Третий раз — ближе к вечеру. Это и есть – разумный режим сна для 5 месячного ребенка.

Режим питания не меняется, если у мамы хватает молока. А если малыш плачет, недостаточно прибавляет в весе, его беспокоит животик и он мало какает, то после консультации у врача, можно вводить нужный прикорм.

В этом возрасте многие начинают пробовать взрослую еду. Первый прикорм вводятся по половине чайной ложечки, а соки по капелькам. Никогда не дают вместе несколько новых продуктов, чтобы выявить проблемный продукт, если возникнет аллергия.

Стоит помнить, что такая еда всего лишь дополнение к грудному вскармливанию. Именно оно остаётся основным питанием для 5 месячного карапуза. Учтите, что при кормлении могут возникнуть перерывы по желанию малышка. Происходит это из-за чрезмерного любопытства ко всему окружающему. Поэтому на время кормления выключайте звук телефона, убирайте лишние предметы. Это поможет сконцентрировать внимание чада на еде.

Режим дня младенца определяется его биоритмами и будет индивидуальным для каждого малыша.

Пример режима дня ребенка в 5 месяцев

6: 30 Пробуждение, первое кормление и гигиенические процедуры.
8: 00 Первый дневной сон.
10: 00 Пробуждение, второго кормления, период бодрствования. Искусственникам дают кашу.
11: 30 Прогулка и сон на свежем воздухе.
13: 30 Возвращение домой, третьего кормления. Искусственник получает овощное пюре с растительным маслом.
14: 00 Период бодрствования, развивающие игры.
15: 30 Прогулка, третий дневной сон на свежем воздухе.
17: 00 Пробуждение для четвертого кормления. У искусственников фруктовое пюре и смесь.
17: 30 Период бодрствования.
20: 00 Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон.
Ночное время Малютки на ГВ прикладываются к груди несколько раз, кто на ИВ получают порцию смеси около 00: 00.

Итак, просыпаться лучше с 6 утра до 6:30. Число кормлений ― пять–шесть. Лучше организовать их через равные промежутки времени.

Дневной сон также распределяется через равное количество часов. Очень хорошо, если малыш спит 3 раза примерно по 2 часа. Если позволяет погода, организовывайте сон на свежем воздухе, совмещая с прогулкой. Ночью малышок должен спать около 10 часов.

  1. Обязательно читайте сказку, со спокойным и интересным сюжетом. Ведь кроха теперь способен воспринимать речь, слова и звуки. Можно петь и колыбельные песенки, это успокоит.
  2. При купании добавляйте в воду заваренную ромашку. Это успокоит и подарит прекрасный отдых. Кроме того, это прекрасный антисептик для кожи.
  3. А игрушку в кровать лучше не давать, так как она будет восприниматься за развлечение. Деточка будет отвлекаться и медленней засыпать.
  4. За 15 минут до отправления в кровать можно делать расслабляющий массаж. Это поможет успокоить.
  5. Прогулку лучше совершать не ранее, чем через 2 часа после пробуждения. Свежий воздух может расслабить, а это пока нежелательно. Через несколько часов будет полезно и поспать на улице.
  6. Не кутать крохотулю на ночь. Ему может стать жарко, да и движения будут слишком стеснены. Выбирайте натуральные ткани, свободного покроя.
  7. Не берите малыша на руки даже при условии капризов. Ведь в возрасте 5 месяцев малышок может уже манипулировать. Если возьмёте один раз, придётся делать это на постоянной основе.
  8. Кормление дитя по графику лучше оставлять на время после сна. Старайтесь не переносить эти часы, даже если пятимесячный карапуз проснулся раньше. Дайте ему поиграть с любимым зайчиком или мишкой. Это в 2 месяца грудничок неспособен потерпеть и 2-х минут до кормления. Сейчас уже близок полугодовалый рубеж. И дитя знает, что пищу ему обязательно будет подана.

Как видите, всё привязывается к режиму дня. В возрасте пяти месяцев проще организовать крохотного человечка, ведь число кормлений и часов дневного сна уменьшается. Кроху проще отвлечь, так как он обращает внимание на звуки и речь.

Читайте далее:

Заботливые и ответственные родители нередко задают вопросы наподобие "Моему ребенку 5 месяцев (девочка). Что должен уметь малыш?" И беспокойство их не случайно.

Говоря о развитии ребенка на первом году жизни, подразумевают ряд показателей физиологического и антропометрического характера, а также совокупность речевых функций, проявлений сенсорного восприятия и психомоторных навыков. Задача всего комплекса данных умений и достижений - помощь в оценке развития младенца.

Всему свое время

Для каждого возраста имеются свои показатели. Достижения пятимесячного малыша на порядок серьезнее в сравнении с тем, что должен уметь ребенок в 1,5 месяца или, скажем, в 3. К этому возрасту он уже набрал неплохой вес, округлился, стал вполне разумным маленьким человечком. Если все, что умеет ребенок в 1,5 месяца, - это держать головку, лежа на животике, и улыбаться физиологической (не слишком осмысленной) улыбкой, то с пятимесячным малышом уже можно по-настоящему общаться.

Возраст около 5 месяцев относится к одному из важных этапов детского развития. Именно потому родителям важно вовремя проконтролировать малейшую вероятность отклонения от нормы. Делается это для того, чтобы вовремя выявить возможные нарушения либо скрытые заболевания, результатом которых могут стать замедленный рост и отставание в развитии ребёнка.

Чтобы иметь возможность дать самостоятельную оценку развитию грудничка, требуется иметь представление о тех навыках и умениях, которые ему полагается иметь в данном возрасте.

5 месяцев ребенку: что должен уметь мальчик или девочка

На самом деле различия между младенцами по половому признаку в этом возрасте минимальны. К важнейшим навыкам, имеющимся у малыша, относятся те, что связаны с его двигательным и интеллектуальным развитием. Причём при оценке их важно учитывать конкретные особенности врожденного характера. Также речь идёт об эмоциональных реакциях и тех поведенческих изменениях, которые обязаны проявиться согласно возрасту.

Сказанное выше вовсе не означает обязанности всех детей одного возраста развиваться в строгом соответствии с теоретическим стандартом, принятым в педиатрии. Но при этом отклонения от нормы не должны быть значительными. Ниже мы перечислим, что умеет ребенок 5 месяцев в случае, если он рождён в срок и не страдает заболеваниями либо патологией системного характера.

Способность в любом положении удерживать голову

Данный признак относится к числу наиболее важных, когда речь идет о том, что должен уметь ребенок 5 месяцев. Развитие, правильное с физиологической точки зрения, обязывает его держать голову достаточно уверенно, в том числе находясь на руках у взрослого. При этом не должно наблюдаться напряжения мышц шеи. В случае проявления признаков гипертонуса требуется консультация невролога для исключения возможных расстройств.

Разгибание ног стоя на твердой поверхности

Когда мама, придерживая руками, ставит ребенка на пол (либо ещё какую-то твердую поверхность), здоровый малыш выпрямляет ножки полностью, поднимаясь при этом на носочки. То, что умеет ребенок в 5 месяцев, в скором будущем (ещё через 4-8 недель) станет основой навыка полностью опираться на стопу.

Перемещение корпуса как зачатки ползания

Если положить кроху на живот, он хаотично вращает тазом, пытаясь одновременно двигать предплечьями вперёд. Он как бы пытается ползти. Активность младенца возрастает в случае попадания в поле зрения яркой или звенящей игрушки. Часть детей в данном возрасте способны уже вставать на четвереньки, но большинству этот навык дается не ранее 6-7 месяцев.

Принято считать, что ребенок-мальчик умеет в 5 месяцев в плане моторного развития побольше, чем девочка. Действительно, мальчишки часто выглядят пошустрее ровесниц. Но строгих научных данных на этот счет нет, все индивидуально.

Подъем корпуса с опорой на руки взрослого

Такое умение - одно из важнейших в арсенале пятимесячного малыша. Вы притягиваете лежащему на спине младенцу руки, он за них хватается и пытается подтянуться. Благодаря этому упражнению не только укрепляются мышцы пресса и спины, но и тренируется будущее умение самостоятельно принимать сидячее положение, которое относится к одним из главных навыков грудничка.

Переворот со спинки на животик и в обратном направлении

Одно из самых интересных действий из тех, что умеет ребенок в 5 месяцев. Развитие его уже позволяет хорошо переворачиваться и в том, и в другом направлении. Из положения лежа на животе кроха часто может после нескольких секунд раскачки резким движением опрокинуться на спину. Именно потому очень опасно в данном возрасте оставлять его без присмотра на любой поверхности, откуда существует вероятность свалиться.

Перейдем к речевому и эмоциональному развитию

Что умеет ребенок в 5 месяцев в сфере общения и речи? В этом возрасте дети начинают лепетать. Что такое лепет? Так называют способность малыша к произношению отдельных слогов: ба, ма, па. Данное действие им пока не осознается, а задача его - тренировка речи.

Помимо того, эмоции ребенка выражаются гораздо ярче, чем в предыдущие месяцы. Вы можете наблюдать его смех или негодование (в случае, например, тщетных попыток заполучить яркую игрушку). Малыш способен узнавать тех, кто составляет его ближайшее окружение, и отличить их от чужаков, к которым испытывает недоверие. Ему доступно понимание различных интонаций голосов взрослых и выражение собственных эмоций. Среди игрушек он выделяет несколько любимых. Понемногу формируется общение в виде жестов.

Опять же, среди родителей бытует негласное мнение, что ребенок-девочка умеет в 5 месяцев в плане эмоций немного больше. Но это не обязательно.

Все перечисленные навыки относятся к базовым, владение которыми в 5-месячном возрасте характерно для 90 % здоровых детей, не имеющих нарушений в возрастном развитии. Если ваш малыш исполняет не все, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, переживать не следует. Существует множество факторов, способных повлиять на темпы развития и роста. Не последний из них - наследственность.

Побеспокоиться и нанести визит педиатру следует при более или менее значительных отклонениях от нормы. Как уже упоминалось, делается это в избежание опасности пропустить скрытые патологии эндокринной и нервной (либо прочих важных) систем организма.

Поговорим об отклонениях: когда начинать беспокоиться

Очень важно уметь распознать признаки, которые могут свидетельствовать о возможных отклонениях и нарушениях в детском развитии. Ведь в качестве первого звоночка может выступать вполне безобидная на вид поведенческая реакция, которую легко принять за индивидуальную особенность конкретного малыша. Задача внимательных и ответственных родителей - вдумчиво отслеживать любые изменения в росте и развитии ребёнка как в физическом, так и в психоэмоциональном. В данном возрасте возникающие нарушения ещё относительно легко можно скорректировать, в том числе медикаментозно.

Когда следует обращаться к врачу

  • Младенец только гулит (то есть растягивает гласные звуки), но согласных звуков в речи его не наблюдается, как и попыток произнести простейшие слоги.
  • Отсутствует навык переворота с живота на спину и обратно, а также малыш не демонстрирует никаких попыток подтягивания, держась за руки взрослого, что должен уметь ребенок в 5 месяцев (как уже было сказано).
  • Отсутствует либо очень слабо выражен интерес к окружающим предметам и ярким игрушкам.
  • Не наблюдается признаков реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого или отклика на словесное обращение. В этом случае прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы исключить ряд опасных заболеваний головного мозга (гидроцефалию и т. п.), а также патологию нервной системы.

Необходимо внимательно наблюдать за тем, как функционирует мышечный аппарат малыша. Если имеются признаки гипертонуса, необходимо назначение особой гимнастики вместе с лечебным массажем. Процедуры такие желательно проводить под присмотром медицинского работника.

Учебные занятия для младенца 5 месяцев

Помогая ребенку правильно расти и развиваться, прибегают к использованию самых разных игровых методик. Каждая из них направлена на улучшение физиологического состояния вкупе со стимулированием сенсорного восприятия, тактильных ощущений и моторики.

Качели

Младенца укладывают в электронные качели и потихоньку раскачивают. При этом мама находится на одном с ним уровне, что обеспечивает ее зрительный контакт с малышом. При движении качелей по направлению к маме ей следует говорить малышу: «Здравствуй!» или «Привет!». Когда ребёнок вместе с качелями движется обратно, следует махать ему рукой и говорить: "Пока".

Что тренирует эта игра? Благодаря ей ребёнок начнёт лучше понимать интонации речи и эмоциональную окраску. Не понимая пока значения слов, он уже улавливает разницу в их смысле.

Зеркало

Если зеркало напольное, ребенка кладут перед ним или подносят на руках к любой другой зеркальной поверхности. Малышу следует дать время разглядеть собственное отражение и разобраться в том, кого он наблюдает. Затем следует подробно рассказать ему, какие люди и что за предметы отражаются зеркальной гладью. Пока он не в состоянии запомнить ни единого названия или имени, но ему уже по силам уловить, что каждый предмет или человек обозначается отдельным словом.

К чему ведет такая игра? У малыша повышается уровень внимания, способность к концентрации, растет его наблюдательность, совершенствуются зрительные навыки и развивается логическое мышление.

Кольца

Это упражнение очень полезное, ведущее к развитию ловкости и укреплению мышц рук, живота и спины. По бокам в детской кроватке либо в манеже развешиваются гимнастические кольца на такой высоте, чтобы малыш имел возможность до них дотянуться. Когда ему удастся схватить кольцо, он инстинктивно потянется вверх.

Какой навык тренирует данное упражнение? При ежедневных занятиях замечательно укрепляется мышечный аппарат, ребёнок развивается физически в правильном направлении и понемногу приобретает умение садиться самостоятельно.

О недоношенных детях

Недоношенными считаются младенцы, которые появились на свет ранее наступления 36-37 недель беременности. Степень недоношенности может варьироваться от глубокой (вес новорожденного при этом менее полутора килограмм) до средней либо незначительной. Рожденные раньше срока малыши развиваются по-своему и отличаются от других младенцев того же возраста.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев в данном случае? Важную роль играет вес, с которым малыш появился на свет. Если данный показатель при рождении не превышал 2 кг, процесс овладения главными речевыми и физическими навыками будет замедлен. Для таких детей, например, характерно умение к четырем-пяти месяцам удерживать головку вертикально, но переворота на живот и обратно на спинку от них можно ожидать обычно не ранее шести-семи месяцев.

Такие показатели можно отнести к варианту нормы, и при отсутствии других важных проблем в детском здоровье они не должны вызывать у родителей серьёзной тревоги. Как свидетельствует повсеместная врачебная практика, основная масса родившихся недоношенными малышей к возрасту около года догоняет сверстников и ликвидирует видимую разницу в отставании.

Что умеет ребенок 5 месяцев в случае недоношенности

Рождённому на сроке менее 36 недель младенцу к пятимесячному возрасту положено обзавестись навыками:

  1. Поворачивать и удерживать голову в любом положении.
  2. Пытаться тянуться к ярким предметам.
  3. Проявлять эмоции, общаясь со знакомыми людьми (улыбаться, гулить).
  4. Увеличивать активность, контактируя с мамой или прочими близкими людьми.
  5. Пытаться перевернуться со спины на живот.

Напоминаем ещё раз: при массе тела в момент рождения менее 2 кг возможны гораздо более медленные темпы развития. В данном случае оценка состояния детского здоровья и наличия любых отклонений в процессе развития и роста должна проводиться лишь квалифицированным специалистом - врачом, который способен учесть возможные сопутствующие диагнозы и индивидуальные особенности.

Это важно

В заключение напомним еще раз, что мониторинг детского развития необходимо проводить ежемесячно, так как оно относится к числу наиболее важных показателей физического и психического младенческого здоровья. В случае выявления признаков любых отклонений родители должны, не теряя времени, сразу же проконсультироваться со специалистом.

Существует множество расстройств, успешная коррекция которых возможна лишь до наступления определенного возраста. Отсутствие принятых вовремя мер чревато тяжелыми последствиями и немалыми трудностями с будущей социальной адаптацией. Чтобы не тревожиться зря относительно состояния собственного ребёнка, родителям следует соблюдать график плановых осмотров и строго исполнять любые рекомендации как педиатра, так и специалистов узкого профиля. В случае предложенного лечения, которое назначается исключительно в силу необходимости, отказываться от него ни в коем случае нельзя.

Шестой месяц жизни ребенка – ответственный период в развитии младенца, ведь большинство детей в этом возрасте уже предпринимают первые попытки сесть самостоятельно. Это не значит, что малыш в 5 месяцев должен сидеть сам, но при нормальных темпах роста и развития он должен уметь приподниматься с опорой на руки на взрослого человека из положения «лежа на спине» и демонстрировать задатки готовности к освоению этого навыка. Важные изменения происходят и в речевом, а также эмоциональном развитии: малыш уже хорошо различает знакомых и незнакомых людей, может сам подавать сигналы, указывающие на потребность в общении, и может самостоятельно играть с погремушками или другими предметами в течение 5-10 минут.

Сколько должен весить ребенок в пять месяцев

Вес малыша в 5 месяцев сильно зависит от типа питания. Примерно треть детей в этом возрасте уже получает прикорм в виде овощных и фруктовых соков и пюре. При хорошей переносимости в рацион можно вводить молочные и безмолочные каши. Дети, в меню которых к концу шестого месяца жизни входят злаковые продукты, могут набирать вес немного быстрее детей, в рационе которых остается грудное молоко (или его заменитель) и фруктово-овощные соки и пюре. Средний вес младенцев в 5 месяцев должен составлять 7200-7300 г.


Средний рост пятимесячного малыша составляет около 65-66 см. Мальчики могут вырастать немного быстрее девочек, но на темпы роста влияет не только половой признак, но и множество других факторов, например, питание, которое получает младенец. Дети, большую часть рациона которых составляют молочные смеси, могут быстрее набирать вес и прибавлять в росте. Это связано с высокой питательной ценностью искусственных заменителей молока и постоянством их состава. Содержание жиров и белка в грудном молоке постоянно меняется и зависит от питания кормящей женщины, поэтому темпы роста у детей, находящихся на грудном вскармливании, могут быть немного ниже по сравнению с «искусственниками».

Окружность головы у пятимесячного ребенка обычно составляет от 41,5 см до 42,6 см; обхват груди – от 42,4 см до 42,9 см. В начале шестого месяца жизни тело малыша становится более пропорциональным и максимально приближенным к пропорциям взрослого человека.

Важно! Важным показателем правильного физического развития в этот период является превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница эта еще невелика и составляет около 30 мм, но именно этот показатель указывает на отсутствие скрытых внутренних патологий и нарушений в функционировании головного мозга.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Читайте также о питании ребенка:


Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.

Двигательные навыки

  1. Малыш осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
  2. Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
  3. В положении «лежа на животе» малыш может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
  4. Если положить малыша на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.

Некоторые мамы, видя попытки крохи научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:

  • гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
  • заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
  • гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.

Важно! Присаживать пятимесячного младенца педиатры и детские ортопеды не рекомендуют. Во время кормления в детском стульчике необходимо регулировать положение спинки до полу-лежачего.

Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Физиологическое развитие

  1. Зрение. Зрение малыша совершенствуется, и он уже способен рассматривать не только лежащие вокруг него предметы, но и следить за двигающимися фигурками животных, людьми, картинкой на мониторе или экране телевизора. Ребенок отлично различает яркое и тусклое освещение и может негативно реагировать на источники яркого света. Это особенно заметно перед ночным сном – чтобы ребенок смог успокоиться и быстрее уснуть, необходимо приглушать все источники сильного света за 1 час до отхода ко сну.
  2. Работа слюнных желез и прорезывание зубов. Количество слюны, вырабатываемое организмом пятимесячного младенца, остается обильным. Это во многом связано с прорезыванием первых молочных зубов. Кровообращение в месте появления зуба усиливается в 5-6 раз по сравнению с показателями нормы, и это приводит к усиленному образованию жидкости в полости рта и активизации работы слюнных желез. Повышенное слюнотечение у большинства детей прекращается к возрасту 7-8 месяцев.
  3. Пищеварительная система. в 5 месяцев встречаются очень редко, хотя некоторых малышей они могут мучить до шестимесячного возраста.
  4. Сколько должен какать ребенок. Стул у детей, получающих прикорм, обычно бывает 1-2 раза в день, а его цвет и консистенция зависят от продуктов, которые ребенок употреблял в течение дня. Естественное разжижение каловых масс наблюдается при употреблении кабачков и чернослива. Если ребенок уже пробовал рисовую кашу или банановое пюре, стул может быть более плотным и редким. Если ребенок при этом веселый, активный, хорошо спит и не испытывает проблем с аппетитом, дополнительная помощь в виде слабительных средств не требуется.

Важно! Дети, питающиеся грудным молоком и не получающие прикорма, отличаются нестабильностью стула – это вариант нормы. Стул у таких детей может быть как очень частым (до 3-4 раз в день), так и отсутствовать в течение 1-3 дней подряд.

Речь и эмоциональное развитие пятимесячного младенца

Важные изменения происходят в речевом и эмоциональном развитии пятимесячного малыша.

  1. Большинство детей в этом возрасте уже пытаются складывать слоги. Обычно части слов, которые они часто слышат, например, «ма», «ба», «ня».
  2. Если малыш остается один, он может «разговаривать» сам с собой в течение 5-10 минут, при этом внимательно разглядывает свои ручки, дергает ножками и пытается схватить окружающие его предметы.
  3. Младенец в 5 месяцев отлично различает «своих» и «чужих», понимает обращенную к нему интонацию, может обидеться, если мама будет разговаривать с ним строгим тоном.
  4. Дети на шестом месяце жизни способны запоминать цвета, форму предметов, тактильные ощущения, которые они испытывают, когда берут игрушку в руки.
  5. Если внимательно понаблюдать за крохой, можно заметить, что он предпочитает одни игрушки другим и проявляет свой интерес не только жестами, но и эмоциями.

Читайте также о развитии ребенка:

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Игра — это основной вид деятельности ребенка, который способствует его развитию, начиная, с самого раннего возраста.

Пальчиковые игры

Подобного рода игры важны не только для развития мелкой моторики, но и для развития интеллекта. Простая стихотворная форма, окрашенная яркой интонацией, легко воспринимается малышом, а движения с пальчиками способствуют формированию зрительных образов. Самые простые игры — это «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Примеры пальчиковых игр

Прятки

Взрослый прячется за любым подходящим куском ткани с восклицанием «Ку-ку», а потом показывается из-за него. Когда малыш уловит суть игры, можно попробовать поменяться ролями, спрятав ребенка, а потом опять найти. Прятаться может и мягкая игрушка.

Футбол

Перед ножками малыша, лежащего на спине, кладется надувной мяч. Толкаясь ножками, малыш отталкивает мяч. В этом возрасте это уже не рефлекторное движение, а осознанное действие, выполняемое ребенком. Такое упражнение укрепляет мышцы ног, живота.


Покажи часть тела

Уже в 5 месяцев можно пробовать учить малыша показывать различные части тела. Сначала на своем примере, а потом, показывая на ребенке со словами: «Где у Миши глазки? Вот глазки!» и т.д.

Слушаем музыку

Продолжайте прослушивать музыку вместе с малышом. Это могут быть как детские песенки, так и классическая мелодичная музыка. Интересны также звуки природы: шум моря, пение птиц.

Волшебные мешочки

Малышу по-прежнему будут интересны тканевые мешочки, заполненные различными крупами, которые интересно сжимать и разжимать в кулачках, слушать как по-разному шуршат зерна, перекатываясь внутри. Такие игры развивают тактильные ощущения и моторику рук.


Прогулка по дому

С ребенком на руках ходите по дому, разглядывая вещи и обстановку вокруг. Показывайте на предметы и называйте их. Со временем ребенок запомнит их и при вопросе: «Где у нас (название предмета)?», будет указывать на него ручкой.

Догонялки с игрушкой

Возьмите мягкого медвежонка или любую другую игрушку и покажите ребенку, лежащему на спине, говоря, например: «Посмотри какой мишка! Догони мишку!» После того как ребенок попытается дотянуться до игрушки, немного отодвиньте ее и снова предложите догнать. В конце игры дайте поймать мишку крохе.


Игрушки для правильного развития

Игрушки способствуют разностороннему развитию крохи и познанию окружающего мира.

В этом малышу могут помочь:

  • игрушки с шуршащими элементами и шероховатыми поверхностями из различных видов тканей: бархата, вельвета, сатина, фланели;
  • различные шнуровки в виде овощей или фруктов (для совершенствования мелкой моторики);
  • игрушки с зеркальными элементами;
  • браслеты с колокольчиками или другими звенящими элементами, которые можно надеть на ножку или ручку младенца. Такие игрушки не только надолго займут внимание малыша, но и будут способствовать развитию слуха;
  • детские развивающие коврики;
  • озвученные книги (развитие речи), имитирующие звуки, которые издают животные – дети охотно повторяют их и быстро запоминают.

Уход

Купать пятимесячного ребенка необязательно каждый день, но водные процедуры должны быть не реже 1 раза в 3 дня. для детей этого возраста – не просто гигиеническая процедура, но и важнейшее закаливающее мероприятие. В воду для купания можно добавлять отвары лекарственных трав (череды, ромашки, липы), морскую соль или хвойный экстракт. Такие процедуры оказывают комплексное действие на детский организм:

  • повышают сопротивляемость простудным заболеваниям и респираторным инфекциям;
  • расслабляют мышцы (особенно важно для детей с признаками гипертонуса);
  • стимулируют регенеративные функции кожных покровов и укрепляют местный иммунитет;
  • устраняют нервное возбуждение и помогают справиться с гиперактивностью.

После купания рекомендуется провести профилактический и общеукрепляющий массаж, длительность которого должна быть не менее 10-15 минут. Техника массажа в этом возрасте немного меняется: если раньше движения состояли из поглаживаний, растираний и легких поколачиваний, то теперь к ним необходимо добавить вибрацию и пощипывание. Такая техника положительно влияет на состояние детского организма и способствует правильному развитию ребенка, а также обеспечивает профилактику многих заболеваний опорно-двигательной системы.

Гимнастику на шестом месяце жизни рекомендуется проводить 2 раза в день: после первого дневного сна и во второй половине дня. Не стоит заниматься с малышом в вечернее время, так как это может привести к повышенной возбудимости и проблемам с засыпанием.

Прогулки при хорошей погоде должны быть частыми и длительными. Идеальным считается двухразовое пребывание на свежем воздухе общей продолжительностью 4-5 часов в день. Желательно 20-30 минут из каждой прогулки выделять на изучение окружающего мира: животных, птиц, растений, насекомых. Это положительно скажется на интеллектуальном развитии малыша и работе органов зрения: доказано, что дети, которые смотрят на природные оттенки зеленого цвета не менее 30 минут в день, реже страдают глазными болезнями.

Развитие крохи в первое полугодие жизни – это сочетание физических, психологических и физиологических показателей, которые в совокупности формируют физическое и эмоциональное здоровье младенца. Не стоит полагаться только на существующие стандарты развития детей в пятимесячном возрасте, так как они отображают только средние показатели и не учитывают индивидуальные особенности конкретного малыша. Оценить правильность формирования навыков и темп роста сможет только педиатр, поэтому для спокойствия родителей достаточно регулярных профилактических осмотров.

Остались вопросы?

Врач-педиатр, детский кардиолог

Задать вопрос

Родители пятимесячного ребенка с удовольствием отмечают, как многому он уже успел научиться в этом возрасте и как быстро растет и развивается их малыш. В 5 месяцев ребенок уже не похож на того беспомощного младенца, которым был совсем недавно, он умеет переворачиваться, уверенно хватает игрушки, громко смеется и даже пробует сам сидеть. Внимательные родители в этом возрасте уделяют внимание не только росто-весовым показателям малыша, но и его навыкам и умениям, ведь именно они демонстрируют степень умственного развития малыша. Итак, что должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Физическое развитие

К 5-му месяцу жизни ребенка темпы его роста немного замедляются, прибавка в весе составляет примерно 500-600 гр, рост увеличивается на 1-2 см. К концу пятого месяца вес малыша должен, как минимум, быть в 2 раза больше, чем при рождении, прибавка в росте составляет около 12-15 см , в среднем рост ребенка около 60-75 см.

Начиная с этого месяца, малыш становится все активнее, он уже отказывается спокойно лежать во время бодрствования и старается постоянно что-то делать, играть, общаться или осваивать новые навыки. Ребенок в 5 месяцев должен уметь переворачиваться со спины на живот, крепко хватать и удерживать в руках игрушку или какой-либо другой предмет, а также пытаться садиться с опорой на подушки.

Пятимесячный малыш уверенно держит рукой игрушки, причем противопоставляя пятый палец остальным, тянет в рот любые предметы, попавшие в поле его зрения , любит играть со своими ручками и ножками и начинает «ползать», приподнимает верхнюю часть тела и опираясь на ручки. К концу 5-го месяца многие дети пытаются сесть самостоятельно и очень любят, когда их тянут за ручки, помогая занять нужное положение. Но если ваш ребенок пока не демонстрирует таких умений, огорчаться не стоит – для освоения навыка есть еще целый месяц, большинство детей начинают сидеть после первого полугода жизни.

Также родители должны знать, что в этом возрасте детям нельзя долго сидеть с опорой – ребенок садится самостоятельно только тогда, когда его позвоночник достаточно окрепнет.

Если 5 месячный малыш будет слишком много времени проводить сидя, его неокрепшие кости и суставы под воздействием слишком большой нагрузки могут искривиться и, в результате, у ребенка в будущем разовьется сколиоз или другие заболевания позвоночника. Также запрещено сажать ребенка, не умеющего самостоятельно садиться и сидеть без поддержки, в сидячую коляску, ходунки или любые другие приспособления, в которых позвоночник будет испытывать нагрузку.

Нервно-психическое развитие ребенка

В этом возрасте дети начинают делить людей на «свой — чужой», малыши проявляют бурную радость при виде знакомых лиц, но настороженно относятся к незнакомым людям, которые пытаются взять их на руки, заговорить или просто находятся рядом с ними. Многие родители удивляются и даже пугаются: их недавно такой общительный и улыбчивый ребенок становится «букой» , отказываясь идти на руки к кому бы то ни было и плача при виде незнакомых людей. На самом деле это — демонстрация очень важного этапа в развитии ребенка, он впервые осознает свое место в мире, наполненном другими людьми, и родители должны помочь ему социализироваться и почувствовать себя защищенным. Ни в коем случае нельзя ругать или стыдить малыша за такое поведение или, тем более, насильно заставлять его идти «на ручки» или «общаться» с людьми, которых ребенок редко видит и не признает «за своих». Такое поведение может стать источником сильных негативных переживаний у ребенка, и он потеряет безоговорочное доверие к родителям. К тому же, чрезмерная доверчивость ребенка – не самое лучшее качество в современном мире, а если такое инстинктивное поведение будет успешно подавлено родителями, через несколько лет объяснить подросшему малышу, почему нельзя открывать чужим двери или уходить с ними, будет гораздо сложнее.

В 5 месяцев дети начинают произносить первые слоги – «ма, «ба», «па», несказанно радуя этим своих родителей, постоянно гулят, «поют», смеются. В этом возрасте дети пытаются повторять движения родителей, хорошо различают интонации голоса, могут начать плакать или смеяться «за компанию» с окружающими. Пятимесячные дети могут уже подолгу заниматься новыми игрушками или рассматривать яркие картинки, особенно в этом возрасте им нравится хватание и изучение предметов не только на ощупь, но и на вкус.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

В 5 месяцев ребенок обычно уже может:

  • приподнимать верхнюю половину туловища, садиться при поддержке;
  • уверенно хватать игрушку, рассматривать ее и тянуть в рот, а также толкать, раскачивать, вертеть и удерживать заинтересовавшие его предметы;
  • стоять несколько минут на ногах, если его придерживать и поддерживать;
  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • пытаться ползти с опорой на ноги;
  • узнавать родителей и других взрослых по голосу;
  • лежа на спине, поднимать и сгибать ножки и ручки, в этом возрасте некоторые дети могут сосать пальчики не только на руках, но и на ногах;
  • издавать певучие звуки, гулить, лепетать и произносить слоги;
  • обращать свое внимание на все происходящее вокруг, ребенок активно интересуется всем – он осматривается, гулит, лепечет, привлекая внимание взрослых. Радуется при виде знакомого лица, оживляется, когда видит маму, папу или других родственников, пытается направить взрослых, держащих его на руках, к заинтересовавшему его предмету, «рулит», а получив желаемое, бурно радуется и приступает к изучению новой игрушки или предмета домашнего обихода.

Тревожные признаки

В возрасте 5 месяцев дети должны быть активными, шумными и энергичными, родителям малыша стоит начать беспокоиться и обратиться за консультацией к специалисту, если их ребенок.

Вверх