Какой ребенок появляется от таджика. Детям о дружбе народов самарской области

09:59:00 Дети Таджикистана

Если кто по названию темы уже вообразил себе, что речь пойдет о работягах, выходцах из Таджикистана, которые трудятся за гроши по всему СНГ и особенно в Москве, ставшие уже своеобразным символом неквалифицированного труда, то спешу вас разочаровать- речь пойдет о самых обычных детках, какими много лет назад были мы с вами, но которые, в подавляющем своем большинстве, имеют намного меньше, чем имели когда-то мы.
Таджикистан - одна из беднейших стран не только на всем евроазийском континенте, но и в мире, и в этом я имел возможность убедится в ходе прошлогоднего летнего велосипедного похода по стране в течении месяца. Впрочем, своим постом я вовсе не хочу затрагивать тему бед и скитаний таджикского народа, чудовищных лишених их детей и прочее, ибо на мой взгляд эти люди живут совсем не так плохо, как всем нам кажется. Не верите?! А вы попробуйте понять это не путем сравнения Таджикистана с другими странами, а окунитесь-растворитесь в атмосфере этой полудикой горной страны, ее традициях и быте. Но увы, для этого нужно туда съездить и все это увидеть.


Детей в Таджикистане очень много! Это поразительно, но за время своей независимости число жителей возросло в полтора раза, а средний возраст населения составил 23-25 лет и это если учесть гражданскую войну 90-х и массовую эмиграцию.
Большими семьями (до 10 а то и более человек) в Таджикистане никого не удивишь, как не удивишь и массовой, по нашим меркам, детской смертностью: почти сотня детей из тысячи не доживает до 5 лет.
Также рано дети начинают работать. По рассказами главы семейства одного из высокогорных кишлаков, ребенка привлекают к домашнему труду с тех пор, как он "начинает лепешку кушать". Обычное дело встретить мальчика лет 7, пасущего небольшое стадо коз, либо собирающего урюк.
Итак, перейдем, собственно, к деткам..

Эти трое были настолько удивлены моей остановкой, что вместо того, чтобы удрать во двор, застыли на месте на фоне фактурного сарая.

Два этих кадра являются ярким подтверждением того, как иногда сложно бывает сфотографировать детей старше 10-12 лет..
Особенно это касается девочек и девушек: не успеете и глазом моргнуть, как к вам обернутся спиной, закроют лицо руками (платком) или вообще сбегут. Кадр, где трое девушек бредут прогулочным шагом горной долиной, дался мне только на расстоянии, когда обо мне и думать позабыли.

А этот бойкий паренек едва не огрел меня по горбу своей палкой за то, что я вовремя не понял, что его мать вовсе не в восхищении от моей съемки. (Обычно я спрашиваю разрешения на фотографирование, но в этот раз я попросту не распознал вежливого "нет").

Девчушки, набирающие воду у скважины
(после этого кадра пришлось забрать ведро и загрузить ишака по полной. был небольшой конфуз, когда я, неопытный, наполнил сначала один бидон, а бедное животное начало сильно крениться и заваливаться на бок...)

Девочка-бандитка (неужели у вас тоже такие же ассоциации?!).
Между прочим, впечатления впечатлениями, а наш больной желудком руководитель, ползущий на перевал и тянущий груженный велосипед с баулом, лишился карты и личной гигиенической аптечки с верхнего клапана на рюкзаке.

Маленькая таджичка

Джигит на коне даже несовершеннолетним выглядит здорово, но когда он добровольно помогает, забирая половину груза, когда ты пытаешься на велосипеде покорить перевал высотой 4 километры, начинаешь просто неистово восхищаться джигитом! Спасибо тебе, Гулмахмад!

Мама и дочки

Очень надеюсь, что эти (и еще некоторые) фотографии дошли до этой чудесной семьи с кишлака Хайработ, которую мы, измученные, встретили на спуске с самого сложного перевала похода, которая накормила и напоила нас чудным снадобьем, происхождения которого мы не знаем до сих пор.

Две сестры, если не ошибаюсь

и еще три чумазые сестрички

Этих милых ребят мы встретили, покидая горный и дикий Таджикистан. Они всей родней жили на своей летней даче в горах (около двадцати детишек всех возрастов и две взрослые

Как и во многих других культурах, рождение ребенка в семье у таджиков, является самым радостным событием и ребенок как продолжение рода считается смыслом жизни. Все семейные традиции, связанные с воспитанием ребёнка, были направлены на его воспитание: духовное, физическое и культурное. Потому то и члены семьи стараются во всех случаях и ситуациях оберегать беременную женщину, чтобы она родила здорового ребенка. Она должна есть самую лучшую пищу, мужчина, будущий отец старается выполнить любую прихоть жены, её оберегают от выполнения тяжелой работы по дому и вообще, ей предписывается всегда быть в хорошем настроении, не выходить без сопровождения из дома. Оба будущих родителя стараются совершать только добрые дела.

Защита новорожденного и матери

Несмотря на появление новых современных взглядов и традиций таджики все же в разных уголках страны придерживаются традиций, обычаев и верований предков. Таджики считают, что в первый год жизни ребенок должен быть оберегаем, особенно в первое время, поэтому и выделяются особенные периоды и способы защиты ребёнка от всего:

    сорокадневье; первые сорок дней после рождения новорожденный и его мать считаются уязвимыми: их не оставляют одних, стараются пускать к ним меньше народу, чтобы не подвергались сглазу или просто влиянию негативной энергии.

    обереги; оберегами, защищающими, согласно поверьям, ребенка могут быть амулеты, с написанными специальными дуа, которые дает священник, тряпичный амулет внутри которого 15 штук серых или голубых иголок от сглаза, острые предметы под подушкой, привязанные к колыбели стручки острого красного перца, чеснока, чтобы уберечь дитя от влияния злых сил

    применение двух имен для ребенка; для того чтобы скрыть ребенка от нечистой силы, в семье, где часто теряли детей, первое время называют ребенка другим именем, чтобы «злой дух» не догадался о рождении ребёнка, это может быть название фрукта, предмета быта или явления природы, а по достижению определенного возраста ребенок получает нормальное имя.


Важные для новорожденного и семьи события
В таджикских семьях с радостью отмечают события, происходящие впервые в жизни ребенка обрядами.

Первое укладывание ребенка в колыбель

Ребенка в определенный благоприятный день укладывает в колыбель, старшая в семье женщина. После этого отмечают это событие вместе с родственниками, друзьями и соседями за дастарханом, а обряд называется «гахворабандон» - укладывание в колыбель.

Первая рубашка

Первую рубашку во многих регионах надевают только через три дня после рождения ребенка, рубашку берут у старого человека, чтобы жизнь у ребенка тоже была долгой. Иногда через рубашку перед тем как одеть проводят нож, с деревянной рукояткой, желая ребенку расти крепким и здоровым.

Первая стрижка волос

Муйсаргирон -это обряд стрижки ребенка в первый раз, по достижению им одного года. Празденства и ритуал проводятся только для мальчиков, для этого приглашается священнослужитель или пожилой мужчина, который первым стрижет волосы ребенка, чтобы жизнь у него была долгая.

Не грубить, лишнего себе не позволять и быть преданным до конца - это столпы, на которых держится большинство таджикских семей. Благодаря сохранившимся традициям в Таджикистане до сих пор царит домострой с достаточно жесткими правилами, которые во многом похожи и на традиции в других странах Центральной Азии.

В честь международного дня семьи, который отмечают сегодня, 15 мая, наш партнер «Открытая Азия онлайн» рассказывает о главных правилах поведения в таджикских семьях.

УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ

Это основа основ всех таджикских семей, на которой строится все остальное. Любой поступок или намерение обязательно должны быть согласованы с главой семьи. Выбор профессии, дальняя поездка и особенно создание семьи возможны только после одобрения отца.

Ситуация, в которой 40-летнему сыну не разрешают отправиться на работу за рубеж, и он отказывается от поездки - совершенно стандартная в таджикском обществе. Причем совсем не важно, живет эта семья в городе или кишлаке.

ПОИСКИ НЕВЕСТЫ

Даже самые продвинутые молодые таджики, когда приходит время, обращаются к родителям с просьбой подобрать невесту. Причем на севере Таджикистана напрямую попросить родителей о поиске невесты парни не осмеливаются, и чтобы продемонстрировать свою готовность к свадьбе, подбрасывают в обувь родителям морковку.

Ситуации, когда мужчина находит себе супругу самостоятельно, сейчас, конечно, тоже встречаются, но чаще всего выбор будущей снохи ложится на родителей. И они ищут: спрашивают знакомых, советуются с родственниками. Нередко суженная находится среди ближайших родственников: например, она может оказаться даже двоюродной сестрой жениха. Хотя с этой традицией в Таджикистане пытаются бороться .

Что касается выбора жениха для девушки, то тут все еще сложнее: сватам могут отказать, несмотря ни на что, и послушная дочь обязана согласиться с решением семьи.

ЗАБОТА О РОДИТЕЛЯХ

В Таджикистане практически не бывает примеров, чтобы пожилые мать и отец остались в одиночестве. Родителей тут не бросают, более того, о них заботятся не на расстоянии - дети все время находятся рядом.

Например, по традиции младший сын остается в отчем доме, приводит туда свою жену и присматривает за родителями. Поэтому, когда все дети еще живут вместе, то старшие очень трепетно заботятся о младшем сыне, ведь именно на него впоследствии ляжет ответственность за заботу о родителях. Впрочем, это не значит, что другие дети не будут проявлять заботу.

ВЕРНОСТЬ СЕМЬЕ

Троюродные братья или сестры, и даже четвероюродные - в таджикских семьях не только знают об их существовании, но и стараются поддерживать связи. Родственники - это святое, неважно - дальние они или близкие.

Например, из кишлака в город к родственникам могут приехать несколько человек и обосноваться в их квартире на пару недель, а то и месяцев. И никто не посмеет сказать, мол, пора и честь знать: будут кормить, поить и терпеть - это ведь родственники.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУЖЧИНЫ

На плечи таджикского мужчины ложится многое, вплоть до походов по продуктовым рынкам. Спросите любого таджика о стоимости продуктов питания, и он вам даст расклад не хуже профессионального статистика. Естественно, чтобы ходить по рынкам, нужно зарабатывать.

Это прямая обязанность таджикского мужчины, и женщины здесь очень редко зарабатывают больше или хотя бы наравне со своими мужьями. А еще чаще не зарабатывают совсем, потому что сидят дома и занимаются хозяйством. Но только теми бытовыми вопросами, которые находится в пределах дома, за все остальное отвечает муж. И как после всего этого не обращаться к нему исключительно на «вы» ?

Конечно, все эти правила далеко не ноу-хау таджиков. Но именно в этой республике им до сих пор подчиняются, как законам, и, возможно, поэтому на тысячу браков в стране приходится в среднем всего один развод.

Фото: Нозим Каландаров, Евгения Кутькова

Давайте перенесемся в далекий, жаркий Таджикистан и посмотрим, как живет семья самого обычного гастарбайтера Давладбека, который девять месяцев в году работает сварщиком на стройке в Екатеринбурге и отправляет деньги к себе на родину, чтобы содержать семью.

Если забыть на минутку про образы Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании, и подумать над вопросом «Кто они такие, эти таджики?», то у большинства россиян родится примерно один и тот же ответ. Я попробую угадать. Таджики - это выходцы из Таджикистана, работающие в России гастарбайтерами на стройках, торговцами в ларьках, расклейщиками объявлений, автослесарями в гаражах, дворниками и водителями маршруток. Живут таджики в дряхлых общагах, в подвалах, в тесных съемных квартирах по сто человек, или еще хуже - в заброшенных домах…

Все это может быть и так. Сегодня я хотел поговорить о другом.

(Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.)

1. У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

2. В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:

Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?

Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.

Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?

А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?

Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

3. Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

4. Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:

Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.

Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

5. После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

6. На пол стелят скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

7. Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

8. Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

9. Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет…

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

10. Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена Союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

11. А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

12. По деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

13. Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

14. На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

15. Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.

Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

16. Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.

18. Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.

20. Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.

21. Давладбек показал нам дорогу до крепости и устроил там небольшую экскурсию. Панорама Афганистана.

24. Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

25. Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.

28. Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

29. Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

30. Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:

Откуда вы, из какого района?

31. Спасибо за внимание!

Вверх