Игрушки из шерсти для начинающих легкие. Пошаговые уроки валяния из шерсти для начинающих

И попробовав на практике , можно переходить к более сложным формам. В этом мастер классе я предлагаю вам продвинуться дальше в изучении этого интересного вида рукоделия на примере забавного монстрика. По аналогичному принципу свалять можно, разумеется, любую другую зверушку или человечка, воспользовавшись собственными идеями и эскизами.

Материалы для сухого валяния игрушки

  • непряденая шерсть любого цвета (лучше использовать кардочес)
  • небольшое количество шерсти другого цвета для создания мордочки и декора
  • иглы для валяния: № 36, 38, 40 (по международной классификации)
  • подложка
  • цветные карандаши или пастельные мелки и кисточка для тонировки

Техника сухого валяния игрушки

Как и любая другая творческая работа, валяние фигурки начинается с идеи и ее эскиза. Простую форму можно начинать валять и без предварительного эскизирования, однако, когда разговор идет о фигурке, которая обладает более сложными пропорциями и собственным характером, без зарисовки не обойтись.

Когда задумка полностью сформирована, мысленно разделяем ее на простые части. В моем случае, голова и туловище фантастического монстрика представляют собой единое целое, а конечности и декор будут приваливаться отдельно. Обычно, голова и туловище фигурки валяются по-отдельности, если примерно равны по размерам или имеют очень сложную форму.

В этом мастер классе я не буду подробно останавливаться ни на выборе необходимых материалов, ни на этапах подготовки шерсти, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в предыдущих статьях.

Подготавливаем шерсть, разделяя ее в разных направлениях до образования полностью однородной массы. Если вы валяете из кардочеса, много усилий для этого не понадобится, однако, например, с гребной лентой придется повозиться больше. Количество необходимой шерсти зависит от желаемых вами размеров игрушки и в процессе работы уменьшится в несколько раз, о чем не стоит забывать.

Фигурка моего монстрика имеет грушевидную форму, сильно расширенную у основания, придающего устойчивость всей игрушки. Толстой иглой начинаем сваливать шерсть сначала в круглый комок, постепенно пальцами формируя нужные очертания и переходя на иглу средней толщины.





Помните, что на данном этапе ваша основная задача не идеально выровнять поверхность, а сделать игрушку максимально плотной без каких-либо внутренних пустот.

Если в процессе работы вы поняли, что получающаяся форма вас не совсем устраивает, отчаиваться не стоит, так как эти недостатки достаточно легко поправить. Например, я решила сделать своему монстрику небольшое пузико. Для это мне понадобится сделать отдельное «облачко» из шерсти, предварительно совсем немного сваляв его на подложке. Аккуратно приваливаем получившуюся накладку на нужное место, приходясь иголкой для валяния по кругу.

Если получившаяся форма вас устраивает, шлифуем поверхность тонкой иглой. Она должна получиться однородной и гладкой, не смотря на то, что до финального выравнивания еще далеко, ведь нашей фигурке еще предстоит обзавестись конечностями.

Если тело и голова готовы, приступаем к созданию лапок-ручек, на примере которых постараемся освоить проработку мелких деталей в технике фелтинга.

Очень важно запомнить, что при создании симметричных деталей (рук, ног, глаз, ушей, рогов и т.п.), равное количество шерсти надо заготавливать одновременно! Если полностью свалять одну руку, а только потом пытаться на глаз отменить нужное количество материала для второй, шансы получить две идентичные конечности невелики. В идеале, валять обе руки надо параллельно, постоянно поворачивая и сравнивая между собой детали.

Делаем отдельные заготовки шерсти для верхних и нижних конечностей монстрика и приступаем к валянию, не забывая оставить свободные перышки шерсти на концах. Именно с их помощью детали в последствие и будут крепиться к туловищу.





Обратите внимание, что лапки по форме могут быть более сложными, чем просто два цилиндра, тут все зависит исключительно от вашей изначальной задумки. Например я сделала монстрику нарочито большие ладони, для чего максимально плотно сваляла саму руку, а в районе лодошек добавила больше шерсти.

Когда заготовка уже приобрела среднюю плотность, можно приступать к проработке мелких деталей. Для этого нам понадобится тонкая игла и предельное внимание.

Совет: намечать контуры мелких деталей мордочки или лапок лучше тонкой иглой, а затем прорабатывать все изгибы и выпуклости тонкой иглой с крестообразным сечением, не только придающей им нужную твердость, но и выравнивающей неровности поверхности.

Закончив проработку верхних лап, мне захотелось придать им плавный изгиб, ведь монстрику еще предстоит держать в руках гриб. Сделать это достаточно легко: достаточно немного изогнуть заготовку между пальцами и проработать ее средней иглой в таком положении.

Нижние конечности моего монстрика меньше по размеру, так как они не должны мешать фигурки сохранять устойчивое, «сидящее» положение. Изготавливаются они совершенно аналогично верхним лапкам.





Итого, у нас полный комплект конечностей, который следует надежно соединить с туловищем. Прикладываем их к основной детали, находя наиболее удачное положение симметрично друг другу. Лапы можно закрепить на своих местах обычными булавками. Приваливать начинаем по одной, идя иголкой по кругу и старательно расправляя волокна.

Если при соединении деталей получилась неаккуратная кромка, этот недостаток можно будет скрыть, приваляв потом сверху немного шерсти и обработав стык тонкой иглой.

Если все основные детали прочно заняли свои места, а поверхность приобрела ровный и однородный вид, можно переходить к наиболее интересной и творческой части работы - оформлению мордочки. Я предлагаю лишь один из возможных вариантов такого декора и предлагаю, освоив технику, поэкспериментировать с декором самостоятельно.

Глаза игрушке можно сделать разными способами, самый простой из них - приклеить бусины или готовые пластиковые глаза, которые легко приобрести в магазине. Можно, как в моем случае, свалять глаза из разноцветной шерсти. Для этого надо свалять по два не слишком плотных одинаковых шарика и, используя тонкую иглу, привалять их к мордочке.

Вариантов оформления головы также великое множество. Можно сделать монстрику гребень вдоль всей спины, большие уши, рожки или пышную шевелюру из конусообразных заготовок из шерсти. Я выбрала достаточно простой вариант, приваляв к голове цветные шарики на манер маленьких рожек. Не слишком плотные заготовки отдельно валяются на подложке, а затем закрепляются на своих местах.

Совет: мелкие детали можно приваливать или приклеивать с помощью прозрачного клея типа «Момент-Кристалл». В последнем случае следует учесть, что склеившиеся волокна шерсти уже нельзя будет проткнуть иголкой для валяния.

Кроме этого, вы всегда можете нарисовать некоторые детали на поверхности гелевой ручкой или фломастером, однако при этом следует быть предельно аккуратным. Можно комбинировать сразу несколько вариантов, например, я приваляля монстрику выпуклый язык, тонкой иглой наметила линию улыбки, а потом подчеркнула получившийся рельеф черной ручкой.

Еще один интересный и важный прием декора фигурок из шерсти - тонировка, придающая формам большую выразительность. Так, с помощью крошки от пастельных мелков и сухой кисти или мягких акварельных карандашей можно подчеркнуть мордочку, наложить тени между пальчиками или оформить прическу. Пастель и карандаш легко въедается в волокна шерсти и не будет стираться от прикосновений.

Смело комбинируйте различные формы и варианты декор, экспериментируйте, придавая своим работам разное настроение, не бойтесь украшать фигурку рисунками, нашивать на нее бисер, ленты или пуговицы, ведь чем более индивидуальной и оригинальной получится ваше творения, тем лучше!

Рукоделие - мир чудес и полета фантазии. Техник и способов создать шедевр - множество. У каждого мастера есть свой любимый вид деятельности в этой сфере, но вряд ли существуют те, кто равнодушен к валянию из шерсти. Милые зверушки, свалянные из мягкого материала, мгновенно пленяют сердца. Они же и вдохновляют пробовать свои силы в работе с шерстью и дальше.

Для сухого валяния используется натуральная непряденая шерсть альпака, верблюда или ламы. Благодаря особой структуре волос животного спутывается, образуя так называемые колтуны. Именно это свойство и позволяет придавать клочкам определенную форму.

Фелтинг, как часто называют валяние , представляет собой переплетение волокон шерсти для создания плотной структуры полотна. Существует несколько техник фильцевания: сухое валяние, мокрый способ, нуновойлочный метод и валяние вязаных тканей.

Самым популярным сегодня можно назвать сухой метод. Он довольно прост и позволяет даже начинающим хенд-мейдерам создавать настоящие шедевры. Для работы не понадобятся сложные инструменты. Арсенал мастера прост и лаконичен.

Инвентарь для работы

Для сухого валяния из шерсти новичку понадобится всего несколько инструментов. Важно учитывать, что приспособление для работы очень острое, поэтому детям до 12 лет лучше заниматься рукоделием под присмотром взрослых.

Что понадобится:

Ножницы и прочие режущие предметы для работы не нужны. Шерсть податлива, поэтому ее можно отрывать руками. К тому же разрезанный пучок теряет свою структуру, а оторванный сохраняет шерстинки целыми.

Поскольку игла для валяния довольно опасна, в качестве фонового шума при работе лучше выбирать радио. Отвлекаясь на телевизор, можно порезать руки. Раны, нанесенные металлическими зазубринами, заживают очень долго.

Мастер-класс для начинающих

Техника валяния из шерсти позволяет создавать настоящие шедевры. Это игрушки, броши, и даже аппликации на одежде. Но чтобы научиться творить красивые вещички, нужно усвоить основные моменты работы с иглой.

Перед началом работы стоит найти удобное место с ровной поверхностью. Идеально подойдет письменный или кухонный стол.

Учиться валять из шерсти советуют с простых фигур. Например, с шарика :

Чтобы опередить готовность фигуры, на нее надавливают пальцами. Если ком от этого не меняет свою форму, значит, он свалян достаточно.

Чтобы свалять плоскую деталь, комочек шерсти расплющивают на поролоне и приваливают к губке, периодически переворачивая на другую сторону. Фелтинг плоских элементов можно сравнить с рисованием на листе бумаги: можно наносить рисунок лишь на передней и задней его части.

Для придания плоскому элементу определенной формы можно использовать бумажные лекала, к которым периодически примеряют заготовку во время работы.

Шерстяной добрый монстр

Ознакомившись с техникой сухого фелтинга, хенд-мейдеры обязательно попытаются сделать игрушки из войлока своими руками. Для начинающих пошаговые мастер-классы могут показаться простыми, но работа с иглой требует опыта и сноровки, поэтому следует понимать, что первые творения новоиспеченного мастера будут далеки от шедевров, но опускать руки не стоит. Лучше попробовать свалять героя, которому несуразность будет только к лицу. Например, милого монстра.

Любая творческая задача начинается с создания эскиза. На листе бумаги рисуют будущего героя, соблюдая примерные пропорции, но не вдаваясь в мелкие детали.

Когда зарисовка будет готова, ее условно делят на основные части. В случае с монстром процесс разбивают на создание туловища, конечностей и декора.

В предложенном примере голова и туловище монстра плавно перетекают друг в друга, поэтому валять их отдельно нет смысла. Если же эскиз требует четкой и изящной шеи, разбивать схему можно по-другому.

Туловище и голова

Работу над монстром начинают с самой большой детали. Для этого отщипывают большой ком шерсти и скатывают его в шарик. Не стоит делать дебютную работу слишком миниатюрной. С маленькими деталями работать сложно.

Итак, ком-туловище скатан. Теперь начинают формировать его очертания. Втыкая иглу, валяют небольшую грушу. Для этого по мере сужения шара делают все больше уколов.

На этапе формирования туловища ровная поверхность не так важна, как плотность элемента. Важно сбить тугой грушевидный ком , в котором не будет полостей.

Чтобы сформировать монстру небольшое брюшко, из маленького клока шерсти того же цвета делают шарик с распушенными краями. При помощи иглы его приваливают к груше, уделяя внимание краям. Контур пузика не должен выделяться.

Чтобы выровнять поверхность будущего туловища, используют самые тонкие иглы.

Заготовка симметричных конечностей

Конечности будущего героя должны быть одинаковыми, поэтому валяют их одновременно из равных комков материала. Если полностью сформировать одну ногу, то подобрать нужное количество шерсти для второй будет сложно.

Валяют два одинаковых клочка шерсти. Периодически заготовки переворачивают и сравнивают в размерах.

Крепиться к туловищу руки будут верхними частями, поэтому шерсть в этих местах сбивать не нужно. Она должна быть пушистой и ворсистой. Форма рук может быть любой. Мастер-класс предлагает сделать длинные лапы с большими ладонями. Конечности делают из больших локонов шерсти, чтобы они получились упругими, а не «вялеными».

После формирования контура прорисовывают пальцы. Для этого по краям заготовки проваливают продольные желобки.

Все мелкие детали прорабатываются на этапе заготовок. Формировать пальцы и другие углубления на прикрепленных к туловищу руках будет очень сложно. Поэтому перед приваливанием конечностей их максимально детализируют.

Готовые руки и ноги должны быть пушистыми сверху и плотными на концах. Затем их начинают приваливать к туловищу. Для этого распушенную шерсть руки монстра прикладывают на положенное место и начинают вставлять иглу, протыкая ее примерно до середины тела.

Постепенно края конечностей начнут сливаться с основной деталью. Резких переходов и стыков быть не должно.

Оформление мордочки персонажа

Чтобы завершить поделку, необходимо выбрать для нее выражение лица. Мордочка монстра в инструкции добрая и озорная. Ее выполнили, приваляв к голове героя шерстяные глаза, а также вышив нитками рот. Использовать можно и другие техники, а также совмещать их.

Пошаговое оформление мордочки игрушки:

В руки монстру можно дать любые аксессуары. Их делают из той же шерсти или других материалов. Как будет осуществляться декор поделки - зависит лишь от фантазии рукодельницы.

Если при работе были допущены неточности, скрыть их можно нарядом для игрушки. Создать гардероб для персонажа поможет все то же валяние из шерсти. Одежда формируется из тонких пластинок свалянной шерсти. Прикалывая ее по всей поверхности, можно нарядить игрушку в штаны или свитер. В качестве одежды подойдет и вязанный крючком костюм.

Игрушка с секретной начинкой

Из войлока можно создать не только милых зверей, но и другие интересные поделки. Но некоторые игрушки слишком объемные, поэтому из одной шерсти сделать их будет сложно. Даже если рукодельница приобретет достаточное количество материала, не исключено, что игла попросту не проткнет большие детали до нужной глубины.

Поэтому для создания объемных поделок применяют метод начинки. В качестве наполнителя можно использовать синтепон или пенопластовые заготовки. Из мягкой набивки можно сформировать любые изгибы, а вот пенопластовые элементы можно лишь обернуть в шерстяную оболочку.

Работа с наполнителями так же проста, как и обычное сухое валяние. При помощи иглы ворс спутывается, проникая внутрь заготовки. Готовое валяное изделие напоминает цельную шерстяную поделку и никак не выдает свою секретную начинку. При этом вес игрушки будет небольшим.

Шерсть в сочетании с пенопластом часто используют при изготовлении елочных украшений и других круглых вещей. Приобрести заготовку можно в магазине для творчества. Украсить готовую поделку мастерица сможет по любой технологии - бусинами, узорами, стразами или искусственным снегом.

Фильцевание по шерсти поможет смастерить к празднику неповторимые пасхальные яйца и войлочную курочку. Гнездо для композиции можно сделать из настоящей соломы.

Войлоковаляние - занятие, которое покоряет сердца. Поэтому нужно быть предельно внимательным, ведь первая игрушка на полке очень коварна, т. к. она обязательно «позовет» с собой товарищей, и хенд-мейдер очнется, создав уже целый зоопарк милых шерстяных зверушек. А помогут ему в этом идеи сухого валяния для начинающих.

Или фильцевание) позволяет создавать причудливые фигурки, украшения, предметы интерьера, игрушки и аксессуары. Для начинающих эта тема совершенно непонятна, а вот те, кто уже на практике пробовал создать свою первую поделку или даже несколько, не видят ничего сложного.

Принцип техники валяния шерсти

Техника сухого валяния возникла благодаря особому строению шерсти. Волос (как человеческий, так и животный, то есть шерсть) покрыт мелкими чешуйками, которые могут оттопыриваться, сцепляясь друг с другом. Овечья шерсть (как и шерсть верблюда, ламы, ангора, мохер) в нормальном состоянии выглядит примерно так же, как и сильно секущийся человеческий волос, образовывает колтуны, сваливается. Именно такое ее строение позволяет использовать технику сухого валяния.

Выбор материалов для валяния

Качество любых вещей, сделанных своими руками, зависит не только от аккуратности выполнения и умений рукодельницы, но и от правильного выбора материалов. К приобретению материалов и инструментов нужно отнестись внимательно, тем более что для сухого валяния игрушек требуется не так много всего.

Понадобится подложка, чтобы защитить пальцы и поверхность рабочего стола от возможных проколов при работе, натуральная шерсть разных цветов, специальные иглы. Можно приобрести пластиковую подложку, толстую войлочную или использовать обычную поролоновую губку.

Весь секрет сухого валяния из шерсти - как раз в специальных граненых иглах, с помощью которых бесформенный моток шерсти и превращается в плотную фигурку. Для украшения готовой фигурки понадобятся листовой фетр, бисер, ленты, пуговицы, различная фурнитура. Не стоит забывать и о готовых пластиковых глазках для игрушек. Все декоративные элементы можно пришить, привалять или приклеить к готовому изделию.

Можно приобрести готовый набор для сухого валяния игрушек или все материалы по отдельности.

Специальные граненые иглы

Вообще, небольшую игрушку можно свалять практически любой иглой. Вопрос только в удобстве работы, качестве готового изделия и скорости процесса. Но все же для рукоделия лучше приобрести несколько специальных игл, отличающихся между собой формой сечения и толщиной.

Иголки для валяния могут быть тонкими или толстыми (грубыми), это определяет номер иглы. Самая грубая имеет маркировку «19», а самая тонкая - номер 42. В продаже можно найти и ультратонкие иглы под номером 43. Толстыми инструментами выполняется большая часть работы, а тонкие нужны для выравнивания поверхности готового изделия и проработки деталей.

По сечению самыми удобными являются звездчатые и треугольные иглы. К тому же именно такие варианты проще найти в продаже. Инструмент может иметь насечки в прямом или обратном направлении. Иглами с прямыми насечками верхние ворсинки впутывают внутрь. Инструмент с обратными насечками позволит создать эффект меха или свалять шерсть в труднодоступных местах. Еще обратной иглой удобно прорабатывать детали.

Для работы понадобятся минимум три-четыре иглы: толстая (№ 36) с треугольным сечением для первичного приваливания шерсти, средняя (№ 38) для промежуточных этапов, звездчатая (№ 40) для окончательной отделки изделия.

Инструмент можно просто держать в руке, но куда удобнее использовать специальную ручку. Это ускорит процесс сухого валяния игрушек и сделает работу удобной. Некоторые иглы продаются сразу с держателем и эргономичной ручкой.

Шерсть, декор и аксессуары

Для изготовления поделок, аксессуаров и предметов интерьера понадобится необработанная шерсть (обычно используется овечья) разных цветов. В магазинах рукоделия большой выбор, так что в этом разнообразии легко потеряться. Основными видами шерсти, которая подходит для валяния игрушек, являются:

  1. Сливер - грубая, неокрашенная и неотбеленная шерсть. Подходит для создания заготовки для игрушки, внутреннего слоя тапочек или сумок и набивания тряпичных кукол вместо синтепона.
  2. Кардочесаная вата - очень мягкая шерсть с хаотически перемешанными волокнами, похожа на вату. Подходит для всех способов валяния.
  3. Гребная лента - шерсть с волокнами, выровненными в одном направлении. Подходит для валяния игрушек, но менее удобна, чем кардочес.
  4. Тонкая и полутонкая шерсть - используется для создания декоративных элементов и отделки готовых изделий.
  5. Грубая шерсть - аналог сливера, грубый пух можно использовать только для валяния основы будущей игрушки.

В магазинах товаров для рукоделия можно найти российские «Троицкую» и «Семеновскую», итальянскую шерсть фирмы «Ярна» (неудобна для сухого валяния), новозеландский «Мерино».

Готовый вид работе придают аксессуары и декоративные элементы. Можно использовать бисер, пуговки и различную фурнитуру. Для сухого валяния игрушек понадобится цветной фетр в листах, готовые пластиковые или стеклянные глазки.

Стоимость материалов и инструментов

Набор игл для валяния из трех штук (начальной, основной и финишной) стоит около 100 рублей, а из пяти (кроме начальной, основной и финишной, есть еще корончатая, использующаяся для валяния очень маленьких элементов, и промежуточная, которая выравнивает поверхность перед следующими этапами работы) - 150 рублей. Комплект из трех обратных игл стоит чуть больше 150 рублей.

Сто грамм «Семеновской» шерсти обойдется примерно в 120-220 рублей в зависимости от цвета. Для создания изделий в одной гамме продаются наборы из пяти разных колеров (от 130 рублей за 10 грамм). Сливер стоит около 100 рублей за 50 грамм.

Основы техники сухого валяния

Овладев этой несложной техникой, при помощи обычной иглы можно создавать самые настоящие шедевры. Во-первых, необходимо нарисовать будущее изделие на бумаге и «разложить» его на более мелкие детали. Если поделка будет в длину более пятнадцати сантиметров, имеет смысл сделать заготовки из сливера или грубой шерсти.

Во-вторых, шерсть нужно подготовить для валяния. После можно начинать работу. Мастер-класс сухого валяния для начинающих простой - нужно просто часто втыкать иголку в клубок шерсти, руками придавая ему необходимую форму.

Готовые детали нужно соединить, изделие отшлифовать, придать ему выразительность и объем с помощью тонировки. Процесс это длительный и кропотливый, но очень увлекательный и творческий.

Подготовка материала для валяния

Сухое валяние игрушек предусматривает обязательную подготовку шерсти к дальнейшей работе. От общего мотка нужно отделить волокна для будущей детали с хорошим запасом. В процессе рукоделия начальный объем шерсти уменьшится в три-четыре раза.

Пряди нужно разобрать, разделять в разных направлениях, пока они снова не смешаются в однородную массу. Длинные волокна в дальнейшем создадут некрасивые борозды, так что нужно с самого начала разделять материал на мелкие и хорошо перемешивать их между собой.

Если требуется изготовить две одинаковые детали (например, лапы), нужно изначально взять равные клубочки шерсти для каждой. Если начинать валять вторую деталь только после того, как будет завершена первая, шансов сделать одинаковые останется очень мало.

Правила

Техника сухого валяния игрушек достаточно простая, но все же нужно принять во внимание определенные правила. Валять всегда нужно только на подложке. Это требование техники безопасности. Иначе можно проколоть пальцы (а иглы с засечками сильно повреждают кожу) или испортить поверхность стола.

Работу всегда нужно начинать с более толстой иглы, постепенно переходя на тонкие. Инструмент нужно втыкать в материал под прямым углом, движения должны быть частыми и довольно быстрыми. Деталь необходимо постоянно переворачивать, обрабатывая одновременно всю поверхность изделия.

На начальных этапах работы иголку втыкать нужно довольно глубоко, чтобы хорошо свалять сердцевину игрушки. Пока шесть достаточно мягкая, материалу можно придать необходимую форму пальцами. Деталь считается готовой, когда она приобретает ощутимую плотность. Внутри не должно быть пустот, игрушка не должна деформироваться при нажатии.

Соединение деталей между собой

Голова и туловище или другие крупные детали обычно сваливаются вместе, а вот мелкие элементы (носик, лапы, хвост, уши) нужно изготавливать отдельно. Если планируется в дальнейшем соединять детали, следует оставить свободные волокна шерсти в местах соединения. Чтобы надежно соединить части игрушки, свободные концы нужно хорошо привалять к основе.

Шлифовка готового изделия

Любой мастер-класс по сухому валянию для начинающих оканчивается шлифовкой и тонировкой готового изделия. Шлифовка позволит сделать поверхность игрушки однородной, плотной и не ворсистой. От основного мотка шерсти нужно отделить несколько ворсинок, разделить их (вспушить) и привалять получившееся «облачко» к основной детали самой тонкой иглой. Так следует проработать всю поверхность игрушки, пока она не станет гладкой. Эта очень трудоемкая и кропотливая работа, но результат стоит того.

Тонировка пастельными мелками

Чтобы придать игрушке большую выразительность и подчеркнуть объем, лучше применить технику тонировки. Использовать можно как разведенные водой акриловые краски, так и измельченные пастельные мелки. Пастель проще и подходит для новичков. Наносить цветную крошку на поверхность игрушки нужно сухой кисточкой, для плавных переходов можно растушевать цвет пальцами.

Мастер-класс для начинающих

Как научиться сухому валянию игрушек? Конечно, нужно попробовать на практике. Схемы игрушек (сухое валяние) приведены выше. Достаточно просто сделать, например, небольшого пингвина. Понадобится белая или серая шерсть, сливер для основы птички, немного черной шерсти для спинки, фетр для крыльев, маленькие черные глазки и кусочек желтой шерсти для клюва.

Игрушку своими руками (сухое объемное валяние) нужно начинать делать с основы из белой или серой шерсти. Сначала следует сформировать туловище и голову пингвиненка. Спинку и голову можно покрыть черной шерстью на этапе шлифовки. Фетровые крылышки рекомендуется привалять к основной фигурке (их также можно сделать из шерсти), приклеить глазки, любым удобным способом прикрепить клюв.

На первый взгляд валяние из шерсти для начинающих может показаться довольно сложным процессом, но это не так — достаточно иметь терпение, немного сноровки и выбрать правильную технику.

Техники валяния из шерсти

Существуют 2 основные техники валяния из шерсти, процесс по созданию изделий у которых в корне отличается. Именно поэтому трудно сказать, валяние в каком стиле легче освоить начинающим — тут каждый выбирает то, что ему по душе.

Мокрое валяние

Именно мокрое валяние из шерсти дало название технике создания теплых изделий.

Клочок шерстяного материала нужно намочить простым мыльным раствором и начать скатывать изделие в руках, придавая ему нужную форму. Поскольку шерсть при сваливании уменьшается в размерах, для работы нужно в 2-3 раза больше материала, чем размер будущего изделия.

Есть 2 способа катания: в первом выполняется катание мокрого комочка в руках, при котором получаются объемные поделки. Во втором шерсть раскладывают равномерно тонким слоем по бамбуковому коврику, смачивают раствором, покрывают пленкой. Полученную заготовку нужно свернуть в рулон средней плотности и долго катать, постепенно усиливая нажим рук.

Последний способ используется чаще — он позволяет сделать красивую яркую материю с эффектом мраморного перехода цветов, иногда это также похоже на технику пэчворк . Тем не менее, мокрое валяние для начинающих дается лучше, если работать с объемными фигурками.

В этом стиле принято создавать картины, одежду, сумки, шарфы и накидки, аксессуары, украшения.

Сухое валяние

Сухое валяние выполняется совсем по-другому. Подготовьте комочек шерсти и немного покатайте его между ладонями, придав нужную форму. Возьмите специальную иголку с зазубринками и начните часто-часто тыкать ею в комок — это спутывает шерстяные волокна внутри шарика, скрепляя их и уплотняя.

Понять, что деталь уже готова, можно, слегка нажав на нее — заготовка нужной плотности вернется в ту форму, которую вы ей придали до сдавливания. Дальше волокна будут уже не путаться, а рваться.

Сухое валяние из шерсти применяют для создания объемных фигурок животных, сказочных персонажей, людей — их можно использовать в качестве обычных статуэток или игрушек.

Валяние из шерсти для начинающих всегда кажется очень долгим и трудоемким занятием. Однако результат каждого занятия радует и заставляет рукодельников продолжать создавать удивительные шерстяные работы.

Шерсть для валяния

Даже для начинающих не секрет, что основным материалом техника валяния выбрала шерсть. Она бывает разной фактуры, плотности и цвета, и каждая разновидность используется для определенных целей.

Топс

Шерсть топс, или гребневая лента, отличается наивысшим качеством — ее активно используют как в мокрой, так и в сухой технике. Материал хорошо расчесан, волокна мягкие и лежат в одном направлении. Его еще называют пряденая шерсть.

В сыром виде заготовка похожа на шерстяную ленту, от которой можно отрывать клочки.

Шерстяная вата

Еще одна разновидность шерсти называется кардочес благодаря большим щеткам (кардам), которыми ее вычесывают. В отличие от топса, в кардочесе волокна разнонаправлены, а сам материал больше похож на вату.

Такая шерсть стоит дешевле гребневой ленты и потому подходит для работы начинающих рукодельников. Правильно выполненные изделия из шерстяной ваты на вид ничем не отличаются от топса.

Сливер

Так называют расчесанную, очищенную, но не окрашенную шерсть, которую используют в качестве основы — если делать всю игрушку из топса или кардочеса, уйдет слишком много дорогого материала.

Кроме того, эта разновидность специально создана для того, чтобы служить набивкой — она плотнее и потому лучше держит форму.

Инструменты для работы

Специальные приспособления нужны, в основном, для сухого валяния. Мокрое валяние из шерсти предполагает больше работу пальцев и ладоней, чем особых принадлежностей.

Иглы

Сухое валяние из шерсти, как правило, выполняется с помощью специальных игл в виде буквы Г с зазубринками на острие — они спутывают волоски шерсти, уплотняя материал и формируя из него определенную вещь.

Для начинающих очень важно запомнить классификацию иголок по номеру:

  • № 38 — более тонкая, основное валяние выполняется именно этим номером;
  • № 40 — самая тонкая иголка, которой обрабатывают мелкие детали, элементы декора.

Кроме того, существует игла с зазубринками, направленными в обратную сторону, — она не сваливает, а вытягивает волокна, и подходит для придания игрушечным животным пушистости.

Фильцевальная машинка

Автоматическая альтернатива игле — может содержать до 12 и более иголок в насадке! Подразумевается, что прибор позволяет ускорить время обработки изделия в несколько раз. Такое устройство особенно полезно при работе над плоскими вещами.

Однако перед его покупкой нужно приноровиться к работе с иглами и хорошо потренироваться — особенно это касается начинающих.

Подложка

Иными словами — коврик, на котором вы работаете. Его наличие важно по нескольким причинам:

  • из-за твердой поверхности под работой иголка может легко сломаться или погнуться;
  • держать на весу изделие тоже неудобно — можно случайно проколоть палец.

Специальную подложку покупать не обязательно — вместо нее используйте поролоновые мочалки, густые жесткие щеточки, войлочные коврики или пенопластовые брусочки.

Совет для начинающих: войлок считается лучшим материалом! Он не распушает ворсинки, как щетки, не оставляет кусочки поролона в работе и не издает противных звуков при пронизывании, как пенопласт.

Мастер-класс: ежик своими руками

Ниже размещен мастер-класс по сухому валянию для начинающих — вы сможете сделать симпатичную брошку в виде ежа из культового мультфильма «Ежик в тумане».

Вам понадобятся: кардочес черного, темно-серого, светло-серого, белого и красного цветов, иглы всех номеров по толщине, застежка для броши, клей «Момент», мыло и горячая вода.

При создании некоторых мелких деталей использовалось мокрое валяние из шерсти.

  • Положите маленький комочек черной шерсти на подложку и проваляйте по всей длине иглой № 38.

  • Детальку сверните в рулончик, снова положите на подложку и проваляйте.

  • Одна сторона лапки должна остаться распушенной, ее не трогайте.

  • Полностью намочите заготовку в теплой воде. Хорошо намыльте пальцы и начните аккуратно тереть лапку со всех сторон.

  • Теперь положите «колбаску» на ладошку и покатайте ее, прикрыв сверху другой ладонью.

Прополосните заготовку в чистой воде и отправьте сушиться. Подобным образом сделайте все 4 лапки: подлиннее — ножки, чуть короче — ручки.

  • Подготовьте комок черной шерсти длиной примерно в 10 сантиметров, высотой и толщиной в 3 сантиметра. Разложите его в виде плоского овала на подложке. Вы можете выбрать и другие параметры, но помните, что материал уменьшится примерно на треть в работе.

  • Начните валять изделие иглой № 36, двигаясь по всей площади овала. Втыкайте иголку по центру под прямым углом, все уменьшая его к краям.

  • Когда комок превратится в плотный пухлый овальчик, оберните его темной-серой шерстью так, чтобы черный цвет не проступал сквозь нее.

  • На этом этапе работы используйте иголку № 38. Втыкайте ее не так глубоко — черный слой уже достаточно плотный, вам нужно выполнить валяние серой шерсти.

  • Когда туловище будет готово, займитесь носом. Уложите на подложку небольшой треугольник темно-серой шерсти и обработайте его иглой № 38.

  • Заготовку сверните в рулончик и снова пройдитесь иглой, оставляя пушистым более широкий край.

  • Теперь проработайте основание треугольника — в итоге получится плотный со всех сторон конус. Приваляйте маленький черный кусочек к острию конуса — это носик.

  • Приложите заготовку носа к туловищу и приваляйте, проработав иглой со всех сторон у основания.

  • Если форма носа или туловища вас не устраивает, всегда можно подкорректировать ее, приваляв в нужном месте подходящий по цвету клочок.

  • Возьмите плоский маленький клочок светло-серого цвета, расправьте и приваляйте под носом, обозначив ротовую область.

  • Теперь выполните шлифовку изделия — втыкайте иглу неглубоко и как можно чаще. Каждый прокол должен быть максимально близко к предыдущему.

  • Из малюсенького черного клочка скатайте овал и закрепите на месте глаза.

  • Вокруг черного овала уложите белый цвет и закрепите белок вокруг зрачка.

  • Подобным образом сделайте ротик.

  • Скатайте маленький шарик белого цвета, проваляйте его иглой № 38. Этой же иголкой закрепите его на ежике. Сверху приваляйте маленькие белые «лепесточки» - получился дорожный узелок.

  • Сверху узелка закрепите лапки-ручки.

  • Ножки нужно крепить, приваливая свободную сторону к «спинке» броши. С обратной стороны ежика сделайте углубление для застежки — часто пройдитесь иглой № 36 в нужном месте.

  • Уложите в углубление застежку, сверху накройте заранее свалянным прямоугольником темно-серой шерсти и закрепите иглой № 38.

  • Используйте валяние, чтобы украсить узелок маленькими красными горошинками — также это можно сделать с помощью плетения бисером .

  • По всей поверхности брошки пройдитесь иглой с обратными ворсинками. Втыкайте ее не очень глубоко, но часто, чтобы получить пушистость — колючки ежика. Мордочку и узелок оставьте гладкими.

Запомните, что даже у профессионалов валяние из шерсти одного изделия занимает от нескольких часов до нескольких дней, несмотря на то, что работа продвигается легко. В этом деле главное — уметь ждать и наблюдать, как из простого клочка шерсти вырисовывается замечательная зверушка!

Еще один простой урок для начинающих вы можете узнать из видео — здесь показано, как выполнить валяние цветка из шерсти.

Сегодня у нас гостевой пост — подробнейший и большой мастер-класс Игрушка из шерсти от мастера по валянию Инги! Подходит для тех, у кого уже есть начальные знания и навыки в сухом валянии.



Моисеева Инга замечательно работает в технике фелтинг, создает из овечьей шерсти сказочных зверей и человечков, многие ее творения — в жанре войлочной портретной куклы.

Член Санкт-Петербургского Союза мастеров по войлоку, участник и призер многих российских и европейских выставок.
Координаты Вконтакте , Магазин


Текст и фотографии предоставлены автором. Все фотографии кликабельны.

Наберитесь терпения, ближайшие дни мы будем делать куклу, и не простую, а шерстяную. Нашим героем станет звезда советской мультипликации страшный и ужасный Дядюшка Ау.

Сразу хочу предупредить, успех нашего предприятия гарантирован, только если вы уже обладаете тремя чудесными умениями — валяние иглой, вязание на спицах и валяние по-мокрому. Я не буду в своем МК объяснять зачем нужна шлифмашинка, когда менять иглу с 36 на 38 и как закрывать петли (подразумевается, что вы уже в курсе). Если же для вас это — лес густой, то советую проштудировать МК для начинающих, десятки отличных МК от замечательных умелиц доступны прямо здесь и сейчас, на Ярмарке Мастеров. А я, с вашего позволения, начну…



На игрушку ростиком 18-20 см нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

— Небольшое количество (15-30г) шерсти для валяния разного сорта и цвета:
бежевая или песочная, тонкая
черная тонкая
грубая «валеночная» любого натурального цвета
соль-перец, (с уклоном в «соль») для иммитации седых волос, если не удается найти, используйте белую
коричневая тонкая (меринос 16-18)
— Небольшой моток ниток для вязания (шерсть, акрил) цвет кирпичный или болотный, линялых оттенков или меланж
— Проволочные «Ершики для прочистки трубок», продаются в табачных отделах торговых центров по цене 100 руб за 100 штук (есть и мелкая расфасовка) За неимением ершиков — жесткая проволка.



— Любая пластика, с которой привычно работать (фимо, паперклей, фитоглина и пр.) для лепки глазок
— Акриловые краски для росписи, сухая пастель или тени для тонировки, лак для пластики
— Привычные инструменты для валяния сухого и мокрого (иглы, щетка, подложка, пупырка, ВШМ и пр.), небольшие спицы номер 3 или 4 , клей Момент-кристалл, шило, ножницы, игла с большим ушком.


У Дядюшки Ау нестандартная фигура (короткие ножки и крохотное тельце при длинных руках и большой голове), поэтому рекомендую распечатать из интернета его изображение в полный рост и постоянно контролировать пропорции.


Изготовление игрушки начинаем с головы. Шерсть песочного цвета уваливаем довольно плотно, получая шар желаемого размера. Схематично намечаем расположение будущих глаз, добавляем дополнительный объем в нижней части лица (щеки, подбородок) Сразу извиняюсь за качество снимков — фотодело и фотошоп не входит в число моих «чудесных умений»


Следим, чтобы затылочная часть не была слишком плоской, а лоб — слишком маленьким, при необходимости добавляем объем.


Отдельно валяем из той же шерсти большой сливообразный нос. На его основании оставляем пучок нетронутой шерсти для крепления к лицу. Всю остальную часть уваливаем до окончательной плотности.


Аккуратно приваливаем нос к лицу, маскируя стыки кусочками распушеной шерсти. Немного шерсти добавляем в район переносицы, добиваясь плавного перехода от лба к носу.


На распечатке из интернета ушей не видно, но это не значит, что их нет! Наш Дядюшка древний старичок, поэтому уши у него должны быть большими, пельменеобразными. Из двух одинаковых кусочков бежевой шерсти формируем два симметричных «пельменя».


Уваливаем их до готовности, оставляя, как и в случае с носом, прядки нетронутой шерсти в местах соединения.


Приваливаем уши на их законное место, маскируя соединение кусочками шерсти.


Займемся глазами. Лепим из пластики плоские овальные глаза, сверяя форму и размер с распечаткой. Далее действуем по инструкции к вашему виду пластики — запекаем или даем затвердеть на воздухе. Я использую самоотвердевающую глину для реалистичной флористики, добавляя в нее масляную краску «Цинковые белила». Эта глина требует сутки для высыхания, прежде, чем ее можно будет расписать.

Советую приготовить сразу несколько пар глазок и потом выбрать самую удачную. К тому же, не так страшно будет ошибиться при росписи, можно даже сделать пробный вариант.



Выбрав самую удачную пару, прижимаем каждый глазик к его будущему местоположению и толстой иглой накалываем контур глазницы.


Равномерно углубляем глазницу внутри контура.


Веки у Дядюшки отсутствуют, как таковые, имеются только небольшие симпатичные «мешочки» под глазами. Берем две одинаковые шерстянные лепешечки, каждую слегка приваливаем в центре и складываем пополам, получая полукруглые детали. Скругляем толстый край каждой детальки и уплотняем, обрабатывая иглой.

Кому непонятен процесс — показываю на следующих фото подробнее, на примере одной крупной детальки (повторю, для Дядюшки Ау нужны две и помельче)





Приваливаем «мешочки» к краям глазниц.


Повторно выраниваем контуры и дно глазниц. Именно в этот момент из простого комка стриженной овечьей шерсти впервые проглядывает душа нашего будущего любимца;)) не упустите момент — «Дядюшка Ау, приятно познакомиться!»


Расписываем глаза, благо делается это элементарно. Коричневым акрилом рисуем вытянутый овальчик радужки, черным — зрачок (тоже слегка вытянутый). Даем хорошо высохнуть и покрываем лаком для пластики.


Пока глазки сохнут, делаем окончательную увалку головы. Шлифуем часть лица, которая не будет покрыта бородой и волосами.

Вклеиваем глаза с помощью клея Момент-Кристалл.



Отложим голову в сторону и займемся ногами. Из двух проволочных ершиков формируем пару внутренних ножных каркасов. Длину контролируем нашей распечаткой. Верхний конец проволки отгибаем на 1,5-2 см, эта часть не будет покрываться шерстью, она понадобится для крепления ноги к туловищу.


Оборачиваем каркас прядками распушенной шерсти — от верха до середины черной, от середины до носка грубой валеночной. На границе двух цветов пряди шерсти будут перепутываться — пускай, позже мы декоративно оформим переход от черных штанишек к серым валенкам.

Если вы используете простую проволку, то первый слой шерсти закрепите на ней клеем. На ершиках клей не понадобится.

И еще раз напоминаю — на отогнутых концах ершика или проволки — шерсти нет!



Уваливаем ножку до нужной плотности. Сейчас наш валеночек больше похож на носочек, чем на зимнюю обувь.


Оформляем валенок. Длинную и широкую полоску грубой шерсти (длина = обхват ноги) уваливаем на щетке, складываем вдоль вдвое и снова уваливаем.


Если хочется видимости очень толстых валенок — подверните сгиб полоски еще раз.


Оборачиваем ножку подготовленной полоской, закрепляем и приваливаем. Проверяем плотность пятки и ступни, если они «жидковаты» — добавляем шерсти. Наводим окончательную красоту.


Формируем из бежевой шерсти пару кистей рук и пару больших пальцев. Уваливаем их до высокой плотности, оставляя распушенные концы.


На кисти руки толстой иглой прокалываем «пальцы». Действуем по принципу мультипликации — у мультгероев на руках всегда по 4 пальца (почему — ответ легко найти в интернете:)). Кисть слегка сгибаем, придавая ей естественное положение.


На обе руки нам понадобится один проволочный ершик. На его кончик капаем немножко клея для фиксации и прижимаем к «ладошке», чуть сдвинув в сторону от середины.


Поверх проволки кладем «пальчик»


Распушенной шерстью оборачиваем кисть руки и аккуратно уваливаем. Особенное внимание уделяем ссоединениям пальца и кисти, проволку не должно быть видно ни в коем случае!


Симметричную кисть руки выполняем на другом конце ершика.


С помощью сантиметра находим и отмечаем середину проволочки с ручками.


Оборачиваем свободные части проволки шерстью, оставляя примерно 1,5-2 см от центра.


Советую не впадать в безудержную экономию, оборачивая ручки сливером или «отходами творчества». Пускай они будут закрыты длинными рукавами, но все же, если кто-то заглянет под свитер и обнаружит там буро-зеленые плечи или бледный сливерный животик — поверьте, это будет грустно. Конечно, в крупных игрушках есть смысл обернуть «начинку» из бросовой шерсти верхним слоем качественной, но в такой мелкой работе, как наш Дядюшка, подобная «овчинка выделки не стоит».


Берем следующий проволочный ершик и скручиваем из него каркас тельца. Верхний конец отгибаем на 1,5 см и в будущем используем для крепления головы, вторым концом, загнутым внутрь, будем крепить ручки.


Берем ножки. Свободные от шерсти концы проволоки прикручиваем к каркасу тельца.


Оборачиваем черной шерстью нижнюю часть каркаса туловища. уваливаем, при необходимости добавляем объем.


Прикрепляем ручки к каркасу тела, прикручивая их свободным концом проволочного ершика.


Оборачиваем распушенной бежевой шерстью и уваливаем, оставляя в области шеи часть шерсти нетронутой.


Шилом прокалываем отверстие в голове, в точке соединения с шеей.


Капаем немного клея на «шейный» конец проволки и втыкаем его в проколотое отверстие.


Накрепко приваливаем голову к телу, используя незавалянную шерсть вокруг шеи, при необходимости добавляем еще.


Меняем род деятельности, беремся за спицы. Мне удобно пользоваться комплектом из пяти спиц (для вязки рукавиц-носочков) — использую три, вы можете взять любые спицы подходящего номера.

Вяжем свитер способом «реглан одним полотном от ворота». Можете вязать любым другим способом, но помните — крупная голова и кисти рук игрушки не позволят просто так надеть/снять одежку, продумайте заранее алгоритм сборки вашего свитера на кукле.

Мой свитер вяжется платочной вязкой (все петли провязываются лицевыми, первую кромочную снимаем, последнюю вяжем изнаночной). Прибавление петель — любым способом, каким умеете, я использую этот простейший



Итак, на спицы №3 или 4 набираем 14 петель.

1й ряд и все нечетные — лицевые петли
2й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.
4й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 3 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.
6й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 5 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.
8й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 7 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.



Сейчас на спицах 46 петель. далее общее полотно делится на 4 части и каждая вяжется отдельно, по очереди.

Спинка — на первых 13 петлях из общего полотна вяжем 10 рядов платочной вязкой, при этом в 4м и 8м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 17 петель.

Правый рукав — на следующих 10 петлях вяжем 16 рядов, при этом в 6м и 12м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 14 петель.



Перед — вяжем, как спинку

Левый рукав — вяжем, как правый.

Нить, оставшуюся после закрытия петель обрезаем, но не закрепляем намертво — возможно вам придется надвязать или распустить пару рядов после примерки, так как плотность вязания — дело индивидуальное 😉

Готовое полотно отпариваем.



Надеваем наш «мальтийский крест» на игрушку и вначале зашиваем шов по линии реглана сзади.


Свитер Дядюшки Ау выглядит довольно старым и поношенным, поэтому особо не прячьте шов, наоборот, я советую все узелки выводить наружу и даже прибавить два-три «декоративных», чтобы подчеркнуть его гранж-стайл 😉


Возвращаемся к шерсти. На «лысине» Дядюшки мысленно проводим три линии от уха до уха — это наши линии «роста волос»


От гребенной ленты цвета соль-перец аккуратно отделяем тонкие пряди (как в мокром валянии) и делаем «раскладку» шириной, равной длине первой пунктирной линии.


Поперек раскладки, посередине, помещаем небольшую, чуть скрученную прядь.


Всю раскладку аккуратно переносим на голову так, чтобы поперечная прядочка совпадала с первой воображаемой линией. Эту прядочку приваливаем к голове, одновременно закрепляя волосы.


Складываем волосы вместе. Он уже милашка;)!


Аналогично наращиваем волосы вдоль двух оставшихся линий.


Тот же принцип у растительности на лице.


Усы:


Борода:


У Дядюшки Ау настолько густые усы, что зрителю предстает только нижняя губа. Валяем ее из небольшого кусочка бежевой шерсти и приваливаем под усами.


Можно добавить небольшую короткую прядочку седой шерсти прямо над губой, если лицо кажется «лысеватым».


Если какая-то прядь волос оказалась слишком длинной, ни в коем случае не обрезайте ее ножницами! Выщипните или подбейте пальцами. Дядюшка Ау не йорк, аккуратная стрижка — не его конек!!

А вот с косметикой старичку придется познакомиться. Тонируем жесткой кисточкой тертой пастелью коричневых оттенков (а можно и сухими тенями для век, будет не хуже). Сверяясь с картинкой из интернета оттеняем нос, область верхнего века, уши, губу, виски и пальцы на руках. Не бойтесь переборщить с тонировкой — в некоторых сериях мультфильма наш дядюшка такой чумазый, что нам с нашей пастелью за ним не угнаться.

Вверх