Как кожа защищает организм человека. Кожа – это защита

Цели:

Познавательный аспект цели:

  1. Познакомить с понятием «кожа», «строение кожи» и её функциями.
  2. Выработать умение самостоятельно проводить исследовательскую работу и переносить полученные знания в новые условия. (На трёх уровнях).
  3. Продолжить формирование понятий: органы чувств, гигиена организма человека.
  4. Формировать умение пользоваться приборами для исследования и карточками для самостоятельной работы.
  5. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию, переносить информацию на свой «жизненный опыт», делать выводы.
  6. Продолжить формирование графической культуры
  7. Продолжить формирование обще учебных умений:
    Умение планировать свою деятельность при выполнении всех самостоятельных заданий, при ответах на вопросы, при практической работе;
    Умение контролировать свою деятельность при выполнении самостоятельных заданий;
    Умение работать во времени на всех этапах урока.

Развивающий аспект цели:

  1. Продолжить работу над развитием речи ребёнка:
    работа над словом «кожа», «гигиена», «исследование», «эластичность»;
    работа над словосочетаниями: значение кожи, органы чувств, функции кожи, гигиена организма человека;
    работать над связанной речью при устных ответах, умение высказывать и доказывать суждения.
  2. Продолжить работу по развитию внимания и мышления.
  3. Развивать память, воображение, наблюдательность.
  4. Развивать умение работать в паре.
  5. Развивать творческие способности, волю, познавательные интересы.
  6. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру кисти рук.

Воспитательный аспект цели:

  1. Продолжить работу над формированием сознательной дисциплины
  2. продолжить формирование отношений в процессе совместной деятельности (учитель- ученик, ученик – учитель)
  3. Продолжить формирование нравственных черт личности
  4. Воспитывать санитарно- гигиенические навыки ухода за органами чувств.
  5. Воспитывать умение слушать своих товарищей, и работать совместно.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг. момент Проверить готовность к уроку, посадку за партой.
Проверка домашнего задания Давайте мы с вами вспомним. Что мы узнали об органах чувств. Я загадываю вам загадку, ответив на нее, вы узнаете с чего мы начнём наш разговор.
Маленький кругленький, а до неба докинешь.
Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены и ухода за зрением.
Как нужно беречь зрение?
Почему глаза считают главным органом чувств?
Давайте вспомним, что мы знаем про орган слуха.
Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
Что опаснее всего для слуха?
Что это?
Между двух светил в середине я один.
Как сохранить обоняние?
О каких органах чувств мы с вами не поговорили?
Рассказ ребенка об органе зрения.
Ответы детей о том, как беречь зрение.

Рассказ ребёнка об органе слуха.
Формулирование правил гигиены слуха.
Ответы на поставленные вопросы.
Рассказ ученика об органе обоняния.
Формулирование правил гигиены обоняния

Подготовка к активной УПД Молодцы! Вы всё рассказали, что знали. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Сейчас мы будем изучать новую тему. Прочитайте и запишите тему в тетрадь.
О коже мы говорили как об органе….
А сегодня мы будем рассматривать кожу, как орган человеческого организма.
Давайте проведём небольшое исследование.
Дети записывают тему урока в тетрадь.
Изучение нового материала У вас на столах три варианта практической работы. Выберите вариант по которому вы будите работать:
1 вариант дано больше всего информации
2 вариант даны подсказки
3 вариант надо думать самим и делать выводы.
Выберите в парах вариант, по которому будите работать. Во время проведения исследования будьте аккуратны и осторожны с приборами.
Дети читают и выбирают варианты для выполнения практической работы.

Проводят практическую работу. Выводы записывают в тетрадь.

Первичная проверка понимания нового учебного материала Охарактеризуйте кожу
Для чего нужны поры?
Что такое поры?
Что осталось на стеклышке?
Почему на теле человека есть волоски?
Дети читают свои выводы.. Отвечают на вопросы.
Изучение нового материала. Выполните задание 1.
Из скольких слоёв состоит кожа?
Работа с таблицей.
Назовите первый слой.
Что находится в этом слое кожи?
Назовите второй слой
Что находится в этом слое
Назовите третий слой.
Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. Что предохраняет кожу от повреждений?
Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру тела?
Подумайте, какой слой сохраняет тепло
Выполните задание 2.
Как кожа защищает организм?
Хорошо ли, что кожа выделяет пот и жир. Они ведь загрязняют кожу.
Выполните задание 3.
Как поступить, чтобы на коже не скапливалось много жира и пота?
Прочитайте правила ухода за кожей?
Почему после бани легче дышится?
Почему, если человек сильно пропотел, ему необходимо вытереться насухо и держаться подальше от сквозняков?
Дети записывают строение кожи в тетрадь.
Отвечают на вопросы.

Дети выполняют второе задание

Дети выполняют 3 задание

Контроль и самопроверка знаний. Сегодня на уроке вы узнали много нового о коже.
Проверьте себя. Выполните задание 4.
Дети выполняю задание 4.
Подведение итогов. Назовите тему над которой мы с вами сегодня работали. Что вы запомнили.
Встаньте те кто доволен своей работой на уроке.
Я вашей работой тоже очень довольна.
Оценки за урок.
Инструктаж домашнего задания. Рассказать дома своим родителям, как нужно следить за кожей.
Найдите интересный материал про кожные образования – ногти и волосы.

Строение кожи.

Кожа равномерно покрывает всё тело. Кожа состоит из трёх слоев.

Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.

Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает её более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.

Наиболее чувствительна кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти.

Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Кожа надёжная защита.

Кожа надёжная защита. Кожа водонепроницаема, поэтому человек не высыхает в жару и не «тает» во время дождя.

Кожа защищает человека от солнечной радиации.

Она достаточно прочна, чтобы защитить его от повреждений, в то же время достаточно мягка и упруга, что позволяет человеку совершать движения.

Она сохраняет тепло, когда надо, охлаждает тело, поддерживая постоянную температуру внутри него.

С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На одном квадратном сантиметре кожи находится до 40000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.

Уход за кожей.

Главный способ ухода за кожей – мытьё. Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Мыть кожу надо 1-2 раза в неделю. Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею. Кожу подмышечных впадин.

При нормальной коже надо умываться ежедневно. С мылом умываться 2-3 раза в неделю, так как частое умывание с мылом обезжиривает кожу. Нельзя всё время умываться холодной водой, так как суживаются сосуды и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины. Нельзя всё время умываться очень тёплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее. Обязательно надо вытирать кожу полотенцем.

Задание 1.

  1. Прочитайте текст «Строение кожи».
  2. Подчеркните зелёной ручкой, из скольких слоёв состоит кожа, и как они называются.
  3. Подчеркните простым карандашом ответы на следующие вопросы:
    В каком слое кожи находятся поры?
    Какие железы находятся во втором слое?
    Что предохраняет кожу от повреждений и сохраняет тепло?

Выполни зарядку для глаз.

Задание 2.

  1. Прочитайте текст «Кожа – надёжная защита».
  2. Подчеркните простым карандашом, как кожа защищает организм.

Задание 3.

  1. Прочитай текст «Уход за кожей»
  2. Подчеркни простым карандашом правила ухода за кожей.

Задание 4.

Выполни тест. Отметь плюсом правильный ответ.

  1. Кожа – это орган:
    а) слуха;
    б) осязания;
    в) обоняния.
  2. Кожа дышит через:
    а) поры;
    б) волоски;
    в) жир.
  3. Кожа состоит из трёх слоёв:
    а) наружная оболочка, жир, кожа;
    б) наружная оболочка, кожа, подкожный жир;
    в) жир, пот, поры.
  4. Чтобы на коже не было микробов, надо:
    а) мыть всё тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю;
    б) смазывать кремом.
  5. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно:
    а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
    б) мочалка, мыло, полотенце, крем;
    в) гуталин, обувная щётка, клей.

Кожа защищает тело человека и животных, является барьером между организмом и внешней средой. Она имеет сложное строение и выполняет разнообразные функции. Она образует отдельный орган со своим кровоснабжением, иннервацией, присущими . Площадь кожи взрослого человека составляет около 2 квадратных метров и зависит прежде всего от роста и массы тела.

Вес кожи равен 15% массы человеческого тела.

На разных частях тела толщина кожи различается. Кожный покров может иметь толщину от 0,5 до 5 мм. На ее поверхности имеется специфический рисунок из треугольников и ромбов, образующих сетку. Он особенно хорошо виден на пальцах, ладонях, подошвах.

Кожа человека лишь на 70% состоит из воды, она плотнее многих других органов. В данной статье расскажем, как устроена кожа человека, каковы ее функции.

Как устроена кожа

Кожа имеет слоистое строение. Она включает:

  • эпидермис;
  • собственно кожу, или дерму;
  • гиподерму (жировую клетчатку).

Эпидермис – самый верхний покров, он представлен несколькими слоями эпителиальных клеток. Клетки нижнего слоя эпидермиса постоянно делятся, обеспечивая быстрое восстановление и обновление кожи. Чем ближе к поверхности расположены клетки, тем меньше они размножаются и тем больше в них кератина и других плотных белков. На поверхности эпидермиса располагаются ороговевшие клетки, которые постоянно . Так происходит постоянное обновление кожи.

Эпидермис взрослого человека полностью обновляется за два месяца, младенца – за три дня.

Верхний, роговой слой эпидермиса защищает кожу от повреждений. Он наиболее толстый на подошвах и ладонях. Самый тонкий эпидермис расположен на веках и коже мужских наружных половых органов.

Эпидермис не пропускает через себя косметические средства на основе коллагена и эластина из-за слишком больших размеров этих молекул.

Дерма – средний слой кожи, состоящий из соединительной ткани. Она включает тонкие пучки эластической ткани, коллагена, мышечных волокон. В дерме расположены нервные окончания. В этом же слое расположено большое количество артерий, вен и лимфатических капилляров, питающих не только сам этот слой, но и эпидермис, лишенный сосудов.

Сосуды кожи способны вместить третью часть всей крови организма.

Гиподерма представлена сетью волокон, между которыми находятся жировые клетки. Она помогает предохранять органы, лежащие под кожей, от повреждений. Толщина жировой клетчатки разная: на коже головы она составляет 2 мм, а, например, на ягодицах достигает 10 см. В жировой клетчатке много сосудов и нервов. Здесь же расположены потовые железы и волосяные фолликулы. В устья волосяных луковиц открываются протоки сальных желез.

Кожа, ногти и волосы практически полностью формируются к 7 месяцу внутриутробного развития.

Функции кожи

Защитная

Кожа защищает подлежащие ткани от ушибов, давления, растяжения. Эпидермис не дает тканям .

Кроме того, он не дает проникнуть в организм различным химическим веществам из внешней среды. , содержащийся в коже, поглощает ультрафиолетовое излучение солнца. Кожа обладает антимикробными свойствами. Эпидермис непроницаем для многих возбудителей болезней. Пот и кожное сало создают среду с кислой реакцией, в которой многие микробы погибают.

На поверхности кожи существуют и полезные микробы, защищающие ее от болезнетворных бактерий, поэтому абсолютная стерильность кожи вредна.

Терморегулирующая

Кожа активно участвует в теплоотдаче. Если внешняя среда имеет высокую температуру, сосуды кожи расширяются, усиливая теплоотдачу. Одновременно тепло теряется с потом. При низкой температуре среды сосуды кожи спазмируются, предотвращая потерю тепла. В регуляции этого процесса участвуют терморецепторы – чувствительные «датчики температуры», расположенные в кожном покрове.

За сутки в обычных условиях человек теряет до литра пота, в жару это количество может достигать 5 – 10 литров.

Экскреторная

С потом через кожу выходят излишки солей, некоторые токсины, а также лекарственные вещества.
Сквозь кожу проходит мочевина, мочевая кислота, ацетон, желчные пигменты и другие продукты обмена веществ. Особенно эти процессы заметны при заболеваниях почек и печени, в норме выводящих эти токсины с мочой и желчью. При этом от кожи больного начинает исходить неприятный запах, помогающий врачам в диагностике.


Рецепторная

В эпидермисе находятся осязательные клетки. Их поверхностное расположение обусловливает высокую тактильную чувствительность. Особые нервные образования обеспечивают чувствительность к холоду, теплу, положению в пространстве, давлению и вибрации. Боль, жжение и воспринимают свободные нервные окончания, расположенные в верхнем слое кожи.

Терморецепторы воспринимают температуру в диапазоне +20 - +50˚С, при более низких и более высоких температурах воздействие чаще всего воспринимается как боль. Человек значительно лучше чувствует холод, чем тепло.

Регуляторная

Кожа осуществляет синтез и накопление витамина D и некоторых гормонов.

Витамин D может образоваться только на поверхности кожи, с которой не смыт слой кожного сала, при этом она не должна быть загоревшей.

Иммунная

В эпидермис из костного мозга проникают клетки Лангерганса (тканевые макрофаги), способные мобилизовать иммунные клетки (Т-лимфоциты) на борьбу с внешним повреждением (антигеном). Клетки поверхностного слоя кожи активно участвуют в реакциях гуморального иммунитета, способствуя выработке антител. Все эти механизмы обусловливают сильный кожный иммунитет.

Кожа – один из иммунных органов наряду с лимфатическими узлами, костным мозгом и вилочковой железой.

Секреторная

В сутки кожные железы выделяют 20 граммов кожного сала. Оно обеспечивает эластичность эпидермиса, а также вместе с потом создает защитную среду на поверхностном слое кожи.

Больше всего сальных желез на коже лица, волосистой части головы, между лопатками, в центре груди, а также в области промежности. Именно эти части наиболее часто страдают от угревой сыпи и .

Итак, кожа человека – удивительный орган, укрывающий и оберегающий его от агрессивной внешней среды. Уход за кожей поможет не только продлить ее красоту, но и сохранить здоровье всего организма.

Среди всех других органов - кожа является самым большим, площадь кожного покрова составляет от 1,5 кв. м до 2 кв м, вес кожи составляет 5% от массы тела человека. Выступая живым пограничным барьером, кожный покров с двух сторон подвергается негативному влиянию, на него оказывается экзогенное воздействие (извне) и действие внутренних токсинов и ядов, которые вырабатывает организм в процессе жизнедеятельности.

Поэтому следить за состоянием кожи и ухаживать за ней человека приучают с детства: правила гигиены, сбалансированное питание, занятия спортом и другие факторы позволяют сохранить здоровой кожу и исключить многие риски в жизни.

Защита от механических раздражителей

Роговой слой - это плотная оболочка, которая защищает от механического повреждения внутренние органы и мышцы. Давление, удары, трение и другие воздействия кожа снижает и ослабляет, а на местах постоянного соприкосновения с механическими раздражителями она грубеет, на ней образуются ороговения в виде мозолей, что является естественным изменением структуры кожи и обеспечивает защиту тканей, расположенных внутри, от повреждения.

Отлично противостоит механическим воздействиям и подкожная клетчатка. Она эластична и подвижна, благодаря этим свойствам принимает активное участие в защите внутренних органов и находящихся под верхним слоем кожи тканей от повреждений.

Коллагеновые волокна - это естественное предохранение кожного покрова от разрывов, их сопротивляемость разрыву в 43 раза выше, чем у эластических. Поэтому чем больше в кожных тканях коллагена, тем выше сопротивляемость к механическим воздействиям.

Негативное влияние электромагнитных волн снижает меланин - пигмент кожи, он синтезируется под действием ультрафиолетовых и рентгеновских лучей.

Появление загара является защитной пигментацией или поглощением вредных излучений верхним слоем кожи, таким же свойством обладает роговой слой. Он же ограждает внутренние волокна от электрического тока, так как в роговом слое содержится воздух, это делает слой менее электропроводным, чем более глубокие и тонкие слои.

Ионизирующее излучение или радиоизотопное проникает в организм значительно меньше, если целостность кожного покрова не нарушена. Здоровая кожа препятствует проникновению радиоизотопов, и если интенсивность излучения не достигает максимально допустимых доз, то всё может обойтись без неприятных последствий.

Противостояние химическим раздражителям

Химические агрессивные среды воздействуют на организм человека, попадая в него через кожный покров. Чтобы уберечься от проникновения во внутренние органы углекислого газа, сероводорода и других веществ, взаимодействующих с липидами, кожу необходимо беречь от повреждений. Остерегаться нужно от попадания в организм йода, спирта, хлороформа, эфира, фенола, дёгтя, отравляющего оружия.

Именно кожа ставит барьер глубокому проникновению этих вредных составов и спасает от гибели наряду со средствами индивидуальной защиты.

Липиды обеспечивают тормозящее действие, и качественные характеристики проницаемости кожи увеличиваются, она не даёт проникать вредным водным растворам и отравляющим газообразным веществам в организм. Происходит нейтрализация таких составов, как соли, щёлочи, этому способствуют потовые и сальные железы и роговой слой. Кроме того защитную функцию от химических реагентов усиливает кератин, содержащийся в клетках кожи. Он устойчив к спирту, кислотам, щелочам, эфиру и другим химическим веществам, приносящим вред человеку.

Поверхностный слой кожи человека покрыт большим количеством микроскопических организмов, поскольку в окружающей среде их великое множество. Наличие вредных бактерий и микробов даже на здоровой коже исчисляется миллиардами .

Задача кожного покрова состоит в том, чтобы не пропустить эти биологические загрязнения в человеческий организм. тем более непроницаем, чем грубее поверхностный слой. Например, роговой слой отлично противостоит микробам, кожа взрослого человека, являясь более плотной, лучше защищает его от биологического воздействия, нежели кожа детей, которая намного тоньше. Используя процедуры отшелушивания рогового слоя, человек вместе с ороговевшими частицами удаляет микробы с поверхности кожи. Большое значение имеет регенеративная способность кожи, она заключается в том, что все загрязнения, в том числе и биологические, выводятся из организма естественным путём через поры, с потом и сальными выделениями.

Представляем вам интересные факты о коже человека, о которых вы наверняка не знали.

Кожа покрывает все тело человека и является самым большим органом человеческого тела, обладающий разнообразными функциями и тесно связанный со всем организмом.

Значение кожи человека огромно. Именно кожа человека непосредственно воспринимает все воздействия окружающей среды.

Сначала возникает реакция кожи на какое-либо негативное воздействие, а уж потом всего организма. Поверхность кожи содержит многочисленные складки, морщины, бороздки и валики, образующие характерный рельеф, который сугубо индивидуален и сохраняется в течение всей жизни. Вот такие факты о коже человека.

Около 70% кожи человека составляет вода и 30% — белки (коллаген, эластин, ретикулин), углеводы (глюкоза, гликоген, мукополисахариды), липиды, минеральные соли (натрий, магний, кальций) и ферменты.

Люди имеют разный рост, полноту, соответственно и площадь кожи у различных людей будет отличаться, но в среднем этот показатель находится на уровне 1,5-2,5 м2.

  • Вес многослойного кожного покрова составляет свыше 11-15 процентов веса человека.

Функция кожи

Основной ее функцией является защитная.

  • защитная функция от перегрева организма и механических повреждений, от излучений, в том числе ультрафиолетовой части спектра света, от микробов и вредных веществ;
  • функция регулирования через механизм потения равновесия по количеству воды, наличию тех или иных веществ;

  • через кожу организм и внешняя среда обмениваются нужными веществами, кожа в какой-то степени является вспомогательным органом дыхания;
  • Кожа при создании определенных условий может служить синтезатором полезных веществ. Например, при попадании солнечных лучей на кожу происходят сложные процессы, которые способствуют синтезу витамина D. С этой точки зрения загар полезен, но не следует забывать о губительных для всех живых клеток свойствах ультрафиолетовых лучей, удивительный факт;
  • осязательная функция: в коже встроены рецепторы, за счет их человек обладает чувством осязания;
  • функция формирователя внешности: особенности кожи лица и подкожной мимической мускулатуры позволяют зрительно различать одного человека от другого и передавать свои эмоции.

Структура кожи. Кожа состоит из трех слоев, верхний слой - эпидерма, средний - дерма и нижний слой - гиподерма (подкожная жировая клетчатка).

Эпидерма

Эпидермис имеет толщину примерно 10,03-1 мм. Каждые три четыре недели данный слой кожи обновляется, это происходит благодаря самому глубокому слою эпидермиса – базальному, в этом слое из креатина – очень важного белка для кожи – формируются новые клетки. В течение нескольких недель эти клетки поднимаются на поверхность эпидермиса. К окончанию своего пути они становятся сухими, плоскими и теряют свое клеточное ядро. Удивительные факты о коже человека!

Эпидерма или наружный слой покрывает дерму и является поверхностью кожи с выпуклостями и впадинами, включает примерно 15 слоев. Это эпителий, постоянно создаваемый слоем базальной мембраны. Эпидерма делится на 3 слоя. Внешний или роговой слой, прочный, не пропускающий воду, состоит из мертвых клеток, которые постоянно отделяются от слоя эпидермы маленькими чешуйками под действием новых клеток, происходящих из внутренних слоев.

Средний слой эпидермы содержит взрослые (чешуйчатые) клетки, которые обновляют внешний слой, факты о коже человека. Средний слой или слой базальной мембраны создает новые клетки, которые обычно превращаются в чешуйчатые клетки. Слой базальной мембраны содержит также меланоциты, клетки которые создают пигмент меланин.

Пребывание на солнце стимулирует образование меланина для защиты кожи. Именно поэтому после пребывания на солнце появляется загар. Некоторые кремы для искусственного загара стимулируют образование меланина, другие содержат компонент (дигидроксиацетон), который придает коже красно-коричневый цвет, похожий на загар, факт!

Факты о коже человека. Дерма

Дерма - это основной слой кожи. Дерма богата соединительными волокнами (75% структуры), которые поддерживают эластичность (эластин) и сопротивляемость (коллаген) кожи. Оба вещества крайне чувствительны к солнечным (ультрафиолетовым) лучам, которые разрушают их. Косметические средства на основе эластина и коллагена не могут их восстановить, поскольку их молекулы слишком велики и не могут пройти сквозь внешний кожный покров. В дерме находятся рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражители.

Гиподерма

Этот слой включает жировую ткань, подкожные нервные и сосудистые каналы. В гиподерме находятся также волосяные фолликулы и потовые железы.
Цвет кожи , половые и расовые особенности возможны благодаря распределению на поверхности кожи четырех основных составляющих:
- меланина, коричневого пигмента - каротина, цвет которого варьирует от желтого до оранжевого
- оксигемоглобин: красный
- карбоксигемоглобин: пурпурный

На цвет кожи влияет генетический фактор, окружающая среда (солнечное облучение) и фактор, связанный с питанием. Полное отсутствие первых двух пигментов вызывает альбинизм.

♦ Веснушки чаще всего появляются в подростковом возрасте и почти исчезают к 30 годам. Они темнеют не случайно.

Наличие веснушек означает, что в организме человека снижет уровень меланина – фотозащитного пигмента. То есть веснушчатая кожа наиболее уязвима для вредного ультрафиолета. А потому людям с веснушками строго рекомендуется мазаться защитным кремом и избегать слишком открытой одежды. Таким поразительным фактам о коже человека можно лишь удивляться.

♦ Толщина кожи варьирует в зависимости от рассматриваемых участков от 0,5 мм до 2 мм на ладони и подошве.

  • У младенца толщина кожи равна одному миллиметру. С взрослением она остается тонкой только на веках глаз. У взрослого человека среднее значение толщины кожи увеличивается в несколько раз.
  • Кожа обладает значительной сопротивляемостью при растягивании.
  • Самая тонкая кожа находиться на веках и барабанных перепонках – от 0.5 мм и тоньше, а вот самая толстая располагается на ступнях, здесь она может достигать толщины примерно в 0,4-0,5 см.

♦ Ногти и волосы тоже относятся к коже – они считаются ее придатками, факт!

Кожа имеет около 150 нервных окончаний , приблизительно 1 километр кровеносных сосудов, больше чем 3 миллиона клеток и около 100-300 потовых желез.

Сосудистая система кожи вмещает треть всей крови, циркулирующей в организме – 1.6 литра. От состояния капилляров (расширены они или сужены) и их расположения зависит также оттенок кожи.
♦ Потовые железы выступают в качестве регулятора температуры.

  • Примерно в каждом квадратном сантиметре кожи человека находиться около ста потовых желез, 5 тысяч сенсорных точек, шесть миллионов клеток, а так же пятнадцать сальных желез.
  • Общее количество их составляет от двух до пяти миллионов, больше всего таких желез располагается на ладонях и ступнях, примерно это 400 на один квадратный сантиметр, далее идет лоб – около трехсот на одни квадратный сантиметр.
  • Азиаты имеют меньше потовых желез, чем европейцы и африканцы.
  • За сутки человеческая кожа выделяет порядка 1 литра пота.

♦ Клеток кожи в организме насчитывается от 300 до 350 млн. За свою жизнь каждый человек теряет до сотни килограммов роговых чешуек, которые превращаются в пыль. Ничего себе факты о коже человека!

  • В год организм должен выработать более 2 миллиардов клеток кожи. Дело в том, что за год смена всех клеток кожи происходит не менее 6 раз (полная замена – за 55-80 суток). Процесс завершения клеточного цикла происходит со скоростью 0,6 млн. роговых чешуек/час (это количество соответствует весу в 0,7-0,8 кг).
  • За всю жизнь человек обновляет кожу около 1000 раз.
  • Кожа, которую сбрасывает человек за всю жизнь, весит до 18 килограмм.
  • Клетки кожи с возрастом обновляются все медленнее: у новорожденных каждые 72 часа, а у людей от 16 до 35 лет же только раз в 28-30 дней.

За одни сутки сальные железы кожи вырабатывают примерно 20 грамм кожного сала. После чего сало перемешивается с потом и образует специальную пленку на коже, которая защищает ее от грибковых и бактериальных повреждений.

  • Количество сальных желез зависит от участка тела. На тыльной части рук их мало, а на Т-зоне лица (лоб – крылья носа — подбородок), под волосами на голове, в ушах, а также на груди и между лопатками их может быть от 400 до 900 на 1 кв.см. Именно там возникают прыщи и так называемые черные точки – комедоны, по которым можно опознать закупоренную пору.

На поверхности кожи наличествуют колонии полезных микроорганизмов, помогающие в борьбе с болезнетворными бактериями.

Если добиться абсолютной стерильности, можно ослабить двойную защиту: излишняя стерильность для кожи вредна.

  • На один кв.см. кожи приходится 30 000 000 различных бактерий.

♦ На коже взрослого человека в среднем находится от 30 до 100 родинок , но иногда их число может превышать и 400. Британские ученые усмотрели в этом связь со скоростью, с которой стареет организм.

По результатам исследования, число родинок пропорционально длине теломеров – концевых фрагментов хромосом, сокращающихся при каждом делении клетки. Есть гипотеза, что люди со множеством родинок реже страдают возрастными заболеваниями.

♦ Кожа стареет из-за ультрафиолетового излучения, стресса, недосыпания, уменьшения коллагена и фибробластов.

♦Гладкость кожи зависит от состояния коллагена. В молодом организме его клетки скручены, от этого поверхность кожи более натянутая и гладкая. С возрастом от недостатка питания и плохой воды коллагеновые клетки наполняются тяжелыми металлами и распрямляются, а тонус кожи понижается

  • Коллаген составляет 70% сухой дермы и уменьшается с каждым годом на 1%.

♦Сосудистые сетки или звездочки могут возникать если в организме недостаток витамина Д, данное заболевание встречается у 90% людей, поэтому для хорошей кожи необходимо полноценное питание.


♦ Водонепроницаемость кожи обеспечивает ее наружный слой эпидермис. Его клетки очень плотно контактируют между собой и на наружной поверхности имеют слой жира.

Если же тело долго находится в воде, внеклеточный слой жира истончается и вода получает доступ к клеткам кожи, в итоге она набухает. Видели, как в воде морщится кожа ваших пальцев? Это превращение служит для того, чтобы улучшить сцепление (так же, как и протекторы в шинах машин).

♦Синдром вялой кожи — редкое заболевание соединительной ткани, при котором кожа легко растягивается и образует свободные складки.

При синдроме вялой кожи поражаются главным образом эластические волокна. Заболевание, как правило, наследственное; в редких случаях и по неизвестным причинам оно развивается у людей, не имеющих прецедентов в семье.

Одни наследственные формы довольно легкие, другие сопровождаются некоторой степенью задержки умственного развития. Иногда заболевание приводит к смерти.

При вялой, дряблой коже, она легко собирается в складки и с трудом возвращается в прежнее положение.

При наследственных формах болезни избыточные складки кожи существуют уже при рождении или образуются позже. «Избыток» и вялость кожи особенно очевидны на лице, так что больной ребенок имеет «скорбный» вид. Типичен крючковатый нос.
В целом синдром вялой кожи – это патология соединительной ткани. Немыслимые факты о коже человека.

Так как соединительная ткань входит в состав всех систем организма, проявления синдрома очень разнообразны. Поражается и костно-суставная, и легочная, и сердечно-сосудистая, и пищеварительная системы.

Лечение не разработано. У людей, имеющих наследственную форму болезни, восстановительная операция значительно улучшает внешний вид. Однако избыток кожи может образоваться снова. Восстановительная операция менее успешна в случае приобретенной формы заболевания.

Вот такие поразительные факты о коже человека.
По материалам videoplastica.ru, популярная-медицина.рф

50 фактов о нашей коже (краткое обобщение)

1. Кожа - самый большой орган в человеческом теле
2. Если растянуть кожу среднего человека, то она займет площадь в 2 квадратных метра
3. Кожа составляет около 15 процентов веса вашего тела.
4. Существует два типа кожи: волосатая и безволосая

5. Ваша кожа имеет три слоя:
-эпидермис - водоотталкивающий и мертвый слой
-дерма - волосы и потовые железы
-подкожный жир - жир и крупные кровеносные сосуды

6. Каждый сантиметр вашей кожи обладает определенной эластичностью и силой, в зависимости от расположения. Так кожа на костяшках отличается от кожи на животе.
7. На ткани рубца отсутствуют волосы и потовые железы
8. Самая тонкая кожа у вас на веках - около 0,2 мм
9. Самая толстая кожа у вас на стопах - около 1.4 мм

10. У человека в среднем 100 000 волос на голове. У людей со светлыми волосами около 140 000 волосков, у темноволосых - 110 000, а у рыжих около 90 000.

11. У каждого волоса есть маленькая мышца, которая приподнимает волосы при холоде и различных эмоциональных состояниях
12. Волосы на теле растут 2 до 6 лет
13. Мы теряем от 20 до 100 волос в день

14. Кератин формирует внешний мертвый слой кожи и ногтей
15. Больше 50 процентов пыли в доме состоит из мертвой кожи
16. Каждые 28 дней ваша кожа обновляется
17. Липиды - это естественные жиры, которые поддерживают внешний слой кожи увлажненным и здоровым. Моющие средства и спирт уничтожают липиды.

18. Каждую минуту кожа теряет больше 30 000 мертвых клеток

19. С возрастом мы начинаем сбрасывать кожу реже. У детей старые клетки быстрее сбрасываются. Вот почему у малышей такой розовый свежий цвет лица

20. Кожа вырабатывает около 500 мл пота в день.
21. Сам пот не имеет запаха, и именно благодаря бактериям появляется запах тела.
22. Ваша кожа - это микромир, в котором живет больше 1000 видов бактерий и около 1-го миллиарда отдельных бактерий.
23. Железы, которые вырабатывают ушную серу, это специальные потовые железы.
24. В среднем у вас между пальцами ног живет около 14 видов грибков.

25. Цвет кожи - результат действия белка называемого меланин. Огромные клетки кожи в виде щупалец - меланоциты, вырабатывают и распределяют пигмент меланин.

26. У людей одинаковое количество клеток меланина. Разный цвет кожи - это результат их активности, а не количества.
27. Человеческая кожа сильно варьирует в разных частях света. Согласно известной классификации - шкале Люшана существует 36 основных типов цвета кожи человека.
28. 1 из 110 000 людей является альбиносом, то есть, у него нет клеток меланина.
29. Меланин также отвечает за цвет глаз, а сама кожа, покрывающая глаз, прозрачная и очень чувствительная.
30. Постоянный цвет кожи у ребенка формируется в течение примерно 6-ти месяцев.

31. Причина появления акне или прыщей - чрезмерное производство клеток, выстилающих потовые железы.
32. Даже малыши страдают от акне. У некоторых новорожденных детей появляется акне в первые несколько недель жизни. Причина акне новорожденных до конца не известна, но оно не требует лечения, и проходит само.
33. Около 80 процентов или 4 из 5-ти подростков сталкиваются с акне.

34. Но это проблема не только подросткового периода. Одна из 20-ти женщин и один из 100 мужчин страдает от акне во взрослой жизни
35. Появление фурункула связано со стафилококковой бактерией. Она проникает в крошечные порезы на коже, попадая в волосяные фолликулы.

36.Вид и текстура кожи говорит о вашем здоровье. При болезни кожа бледнеет, а при усталости появляются мешки под глазами.
37.Курение негативно влияет на состояние кожи, лишая ее кислорода и питательных веществ, замедляя кровоток, а также способствуя появлению морщин.

38.Кожа заживает очень быстро. Так как верхний слой кожи - это живая ткань, тело начинает сразу заживлять рану. Кровь от пореза формирует корку и скрепляет рану.

39. Большинство родинок генетически предопределены еще до нашего рождения.
40. Люди, у которых больше родинок на теле, живут дольше и выглядят моложе тех, у кого меньше родинок.
41. Практически у каждого человека есть хотя бы одна родинка.
42. Родинки могут появиться в любом месте, включая половые органы, кожу головы и язык.
43. Веснушки чаще всего появляются у людей со светлым цветом кожи.

44. Веснушки бледнеют зимой, так как меланин не производится в большом количестве в зимние месяцы.
45. Веснушки могут быть красного, желтого, светло коричневого и темно коричневого цвета.
46. В отличие от родинок, веснушки не появляются при рождении, они появляются после того, как человек подвергся солнечному свету.

Факты о коже человека. Какие витамины нужны?

47. Витамин А лечит кожу при повреждении от воздействия солнца и при целлюлите
48. Витамин D - уменьшает сыпь и новообразования
49. Витамин С - антиоксидант, восстанавливает витамин Е и защищает от солнца
50. Витамин Е - антиоксидант, защищает от солнечного повреждения и старения.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

имени Николая Кузьмича Калашникова

Технологическая карта открытого урока

Учитель

Христофорова Ольга Владимировна

Класс

Дата

12.12.17 г.

Предмет

Окружающий мир

Тема

Надежная защита организма

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели

Образовательная: Познакомить с понятием кожа, как орган защиты от повреждений и внешних воздействий, со свой-ствами кожи, с правилами гигиены кожных покровов; Научить оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, ранках и ушибах.

Развивающая: Развитие мышления, внимания, сообразительности, памяти у обучающихся на разных этапах обучения при помощи приемов технологии критического мышления.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему организму, осознанную необходи-мость ухода за кожей.

Задачи

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

Характеризовать средства гигиены и уход за кожей;

Формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи;

Работать в паре, группе;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Оборудование

Оборудование:

ТСО : ПК, проектор, экран

Наглядный материал : презентация к уроку «Надежная защита организма».

Раздаточный материал : таблица «Знаю - Хочу узнать - Узнал».

Для практической работы : стекло, лупа.

Для опроса : варежки, платок, бинт, зеленка, йод, ватные палочки, пластырь, крем

Формы, приемы, методы

Формы, приемы, методы : Работа в парах, индивидуальная и групповая практическая работа. Технология критического мышления на этом уроке реализуется при использовании следующих приемов:

. „Верные и неверные высказывания“

. таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“

. „Кластер“

Связь с другими предме-тами

Литературное чтение

Планируемые результаты:

Предметные результаты :

. познакомиться с понятием кожа, как ор-ган защиты от поврежде-ний и внешних воздействий;

. познакомиться со свойствами кожи,

. познакомиться с правилами ги-гиены кожных покровов;

. научиться оказывать первую по-мощь при обморожении, ожо-гах, ранках и ушибах.

Метапредметные результаты :

. коммуникативные УУД: уметь договари-ваться с парт-нером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напар-нику;

. регулятивные УУД: уметь понимать учеб-ную задачу и стремиться ее выполнить;де-лать выводы из изученного материала, отве-чать на итоговые вопросы и оценивать дос-тижения на уроке;

. познавательные УУД: уметь характеризо-вать сред-ства гигиены и ухода за кожей, стремиться выпол-нять правила по сохране-нию своего здоровья; уметь сравнивать, анализировать, опираясь на полученные знания и жизненный опыт.

Личностные результаты :

· владеть навыками кон-структивного со-трудничества со взрослыми и сверст-никами;

· проявлять уважитель-ное отношение к иному мнению;

· проявлять учебно-по-знавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой част-ной задачи.

Ход урока:

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность уче-ника

Задания для учащихся, вы-полнение которых приве-дёт к достижению запла-нированных результатов

УУД

Психоло-гиче-ский настрой

Эмоцио-нально на-строить учащихся на работу на уроке.

Спокойно и доброжелательно проговаривает приветствие уча-щимся.

Внимательно слу-шают учителя, на-страиваются на ра-боту.

Прозвенел звонок, начина-ется урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и поду-майте как хорошо, что мы сего-дня вместе. Мы спо-койны, до-бры, ласковы и приветливы. Мы все здо-ровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вче-рашнюю обиду. Злость, бес-по-койство. Забудьте о них. Вдох-ните в себя свежесть сегодняшнего дня, тепло солнеч-ных лучей.

Я желаю вам хорошего на-строе-ния и бережного отно-шения друг к другу.

Личностные:

эмоционально настраиваются на изучение но-вого материала.

I. ВЫЗОВ - мотива-ция учеб-ной дея-тельности

Мотивиро-вать уча-щихся к учебной дея-тельно-сти пу-тем приема «Верные и не-верные выска-зыва-ния»

С помощью приема „Верные или неверные вы-сказывания“ учи-тель прово-дит фронталь-ный оп-рос. Это игра на внима-ние, она разви-вает мышле-ние.

Учитель назы-вает утвержде-ния.

Учащиеся из пере-числен-ных утвержде-ний выби-рают верное или неверное. Если утверждение верное, то учащиеся в таб-лицу ставят знак «+», а если ут-верждение неверное - « - ». Про-веряют ответы по ключу.

Сегодня мы продолжаем изу-чать наш с вами орга-низм. Но прежде чем начать открывать новые знания, да-вайте вспом-ним, что мы уже знаем-индивидуальная работа

(5 человек)

т ест «Органы чувств»

Подчеркни правильные ответы.

1. Как называется наука, изучающая работу органов человека?

а) ф изиология; б) зоология;в) анатомия.

2. Сколько органов чувств ты знаешь?

А) Семь; б) шесть; в) пять.

3. Как называется способность человека чувствовать боль, тепло, холод?

а) о бонянием; б) осязанием; в) вкусом.

4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

а) б ез кишечника; б) без головного мозга;

в) без почек.

Остальные работают по таблице

Прием «Верные и неверные вы-сказывания»

Если вы согласны с моими утвер-ждениями, то ставьте «+», а если нет, то ставьте «-».

1. Мозг управляет деятель-ностью всего организма (+)

2. Нервная система человека со-стоит из ушей, глаз, носа, языка, кожи (-)

3. Основные органы нервной сис-темы - это головной мозг, спин-ной мозг и нервы (+)

4. Длительные компьютер-ные игры полезны для со-хранения здоровья нервной системы (-)

6. Глаза, уши, нос, язык, кожа - органы чувств (+)

7. Безопасное расстояние для про-смотра телевизора 1 метр (-)

8. Обоняние ухудшается у куря-щих людей (+)

9. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка не портят слух (-)

10. Клеток кожи в организме на-считывается от 300 до 350 млн. (+)

Проверьте ответы консультанты.

Ребята, какой вопрос вы-звал у вас затруднение? (от-веты детей)

Итак, в ходе работы появи-лись затруднения. Сегодня я предла-гаю вам так построить работу, чтобы к концу урока расширить свои знания по данному во-просу.

Познаватель-ные: опираются на свой жизнен-ный опыт, ин-туицию.

Коммуникатив-ные:

в рамках совме-стной учебной деятельности слушают дру-гих; вступают в бе-седу на уроке.

Личностные : проявляют инте-рес к заданию, оказывают одно-классникам эмо-циональную под-держку и по-мощь в случаях затруд-нения.

Организо-вать фор-мули-ро-ва-ние темы урока уча-щи-мися;

Организо-вать поста-новку цели урока уча-щимися

Постановка

Проблемного вопроса(легенда)

Через заполне-ние таблицы «Знаю - Хочу узнать - Уз-нал» учитель при-во-дит детей к са-моопределению деятельности.

При помощи во-просов подводит детей к теме урока и стара-ется помочь в поста-новке цели урока.

Дает всем лист стаблицей «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

Ребята ставят знаки «+» или «-», если знают ответ или не знают ответ на во-прос соответственно.

Учащиеся отвечают на во-просы, предла-гают свои суждения, но подтвердить их фактами или обосно-вать аргументами пока не могут. Дети приходят к выводу, что нужны «новые» зна-ния.

С помощью учителя фор-мулируют тему, ставят цель урока.

Дети заполняют таб-лицу 1-ю и 2-ю строку: «Знаю - Хочу узнать».

Дети обсуждают ме-жду со-бой, что они уже знают по этой теме, далее каждый формирует свой во-прос, что бы он хотел узнать на этом уроке.

Легенда

« - А начнем мы с легенды, которая напрямую связана с темой урока:

«В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл “золотой мальчик”, тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер».

- Так какой же у вас возник вопрос?

«Что произошло с мальчиком?» - это проблемный вопрос (фиксируется на доске).

- В ы можете ответить на этот вопрос прямо сейчас? (Нет. Мы не знаем, что произошло с мальчиком.)

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение одного из органов нашего организма и его функции, угадайте его название:

. этот орган является природной всепогодной «одеждой»;

. это самый большой орган человеческого тела, его площадь 2 кв. м, а масса у взрослого человека достигает 2,7 кг;

. этот орган постоянно растёт и обновляется;

. этот орган называют «зеркалом здоровья и болезни».

- Это кожа. Значит, как можно сформулировать тему урока? («Кожа».)

«Что мы можем узнать о коже для того, чтобы ответить на поставленный нами вопрос?»

Предлагаю вам заполнить таб-лицу «Знаю - Хочу узнать - Уз-нал», чтобы определить тему и цели сегодняшнего урока

Вопросы к таблице:

2) … что выделяет кожа?

3) …что такое поры?

5) … какую первую помощь надо сделать при поврежде-ниях кожи?

6) … какое средство помо-гает при ранках?

По ходу урока или в конце урока вы напишите то, что нового вы узнали по данной теме.

Коммуникатив-ные:

в рамках совмест-ной учебной дея-тельности слу-шают других; высказы-вают свою точку зре-ния, вступают в беседу на уроке.

Личностные:

проявляют инте-рес к изучению темы.

Регулятивные:

определяют и фор-мулируют тему, цель урока с помо-щью учи-теля.

II. ОС-МЫС-ЛЕ-НИЕ

Организо-вать позна-ватель-ную деятель-ность в форме бе-седы

Учитель создает проблемную си-туацию. Тем са-мым вовлекает детей в беседу, к формулированию и обсуждению новой темы

Дети вступают в бе-седу, пытаются фор-мулировать тему урока.

Разве кожа человека может быть надежной защитой ор-ганизма? Птицу защищают плотные перья, тело живот-ных покрыто густой шер-стью, рыбу защищает чешуя. Твердый панцирь черепахи - вот надежная защита! А у че-ловека ничего такого нет. Как кожа мо-жет его защитить? Что вы об этом думаете? Вы-скажите свои пред-ложения (устно), а в конце урока сде-лаете вывод о том, правиль-ными ли они были.

Коммуникати-вные:

в рамках учеб-ной деятельности слу-шают других, де-лают вывод на дан-ном этапе.

Регулятивные:

работают по пред-ложенному плану, используя таблицу.

Познаватель-ные:

знакомятся с по-ня-тием кожа, как орган защиты от повреж-дений и внешних воздей-ствий,

Личностные:

проявляют инте-рес к способам решения новой частной за-дачи.

Организо-вать прак-тическую работу «Ис-следуем нашу кожу»

Учитель органи-зует практиче-скую работу по парам (или по группам). Раз-дает стекла и лупы для работы.

Стремится, чтобы каждый участник практи-ческой ра-боты был занят.

Дети начинают ра-боту по группам. Наблю-дают, экспе-рименти-руют, ана-лизируют, работают с учебником, делают выводы и за-носят ответы в таблицу.

Исследование через игру «Волшебный мешочек»

1) - Возьмите лупу. Лупа - это прибор, главной частью которой, является увеличи-тельное стекло.

Рассмотрите свою кожу на своей руке. Что видите?

Мы видим маленькие отвер-стия. Эти отверстия называ-ются по-рами .

Какая поверхность? (Не-ровная, видны поры, во-лоски)

Волоски покрывают всю нашу кожу. Зачем они чело-веку?

- Волоски на коже защищают кожу от одежды. Если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемый кожей, и кожа бы пе-ресыхала.

Что напоминает? (Сетку)

. - Потрогайте кожу, потя-ните её, пошеве-лите паль-цами.

Что вы можете сказать о коже? (мягкая, не мешает движению пальцев рук, легко растягивается и не рвется)

3) - Рассмотрите крове-носные сосуд под кожей. Ка-кой вывод можно сделать? (кожа тонкая)

4) - Проведите пальцем по лбу. Приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (пятно жира, значит кожа выделяет жир)

Кто догадался, зачем коже жир?

Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой.

5) - Когда очень жарко, у нас появляется пот, а какой он на вкус. Что выделяется из ор-ганизма с потом? (соль)

Свойства кожи:

Упругая.

Эластичная.

. Не пропускает влагу.

. Обновляется. (Ста-рый слой отшелу-шивается)

. Растягивается (Со-жмите в ку-лак, ра-зожмите. Стяну-лась, рас-тянулась - не мешает движе-нию).

. Рисунок на кончи-ках пальцев - инди-видуаль-ный.

Познаватель-ные: знакомятся со свой-ствами кожи, учатся ис-пользовать на практике полу-чен-ные знания.

Коммуникатив-ные : договари-ваются с партне-ром, находят об-щий язык, слу-шают друг друга, доверять напар-нику.

Регулятивные : по-нимают учеб-ную за-дачу и стремятся ее вы-полнить;оцени-вают свою ра-боту по заданным крите-риям.

Личностные : про-являют инте-рес в практиче-ской ра-боте, по-лучают удо-воль-ствие от работы в паре или группе (практическая ра-бота)

Познако-мить с со-ставом и функциями кожи.

Учитель органи-зует беседу по сообщениям учащихся.

Выступают с со-обще-ниями, сопро-вождая выступле-ние презента-цией,

Выслушав выступ-ле-ние однокласс-ников, ученики делают вы-воды. Заполняют кла-стер.

А теперь познако-мимся с составом и функ-циями кожи.

1. Защитная функция

Кожа равномерно по-кры-вает ваше тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган с опреде-ленным строением, со мно-гими функциями. Кожа со-стоит из трех слоев. Первый слой - верхняя наружная оболочка. Он выполняет за-щитную функцию. Кожа за-щищает организм от вредных микробов, от поврежде-ний внутренних органов.

Опыт: чисто вымытый палец смачивали бульоном, в ко-тором находилось 30 000 000 микробов. Через 2 часа из всех микробов уцелело только 7 000. Все остальные микробы по-гибли.

Опыт: взяли раствор с микробами и намазали од-новре-менно им чисто вымы-тый палец и грязный. На чистом пальце от прикосно-вения к коже все мик-робы погибли через 20 минут, на грязном число их сильно уве-личилось.

2. Выделительная функ-ция

Второй слой - сама кожа. В ней находятся специ-альные сальные железы, ко-торые смазы-вают кожу и во-лосы. Сальные же-лезы выде-ляют жир. Через поры, нахо-дящиеся на коже, организм дышит, выделяя газы и по-глощая воздух. Через поры выделяется пот. Пот похож на капельки воды. Пот вы-ступает всегда, только мы замечаем его, когда потовы-деле-ние идет сильно, осо-бенно в силь-ную жару. Это не случайно. В жару орга-низм человека сильно пере-гревается и требует охлажде-ния. Таким образом, наш орга-низм охлаждается сам, в любое время, испаряя влагу через поры кожи. Поры могут расширяться и сужаться - в жару они расширя-ются, и пота выступает больше — охлаждение идет интенсив-нее. На холоде поры сужа-ются, и пот почти не высту-пает — иначе ор-ганизм пере-охладится. На коже разбро-сано 3 000 000 потовых же-лёз. Через эти желёзки вы-ступает на поверхность кожи пот (1 сутки - 1 л пота, при физическом труде 8 литров.) Пот состоит 98%-- - вода, 2% - соли. За неделю вы-ступает 200 г сала: делает нашу кожу эластичной, смазывает наши волосы. Но к жиру пристаёт много грязи. Третий слой - под-кожный жир. Он защи-щает кожу от ушибов и со-храняет тепло.

3.Чувствительная функ-ция

Кожей мы чувствуем те-пло, холод, боль, давле-ние. На участке кожи ве-личиной с мо-нету нахо-дятся 35 нервных оконча-ний. Кожа - орган осяза-ния.

Опыт: выбирают 1 уче-ника, завязывают глаза и дают потро-гать предметы, а ребёнок дол-жен угадать, что это за пред-мет.

4.Теплорегулятор (ре-гули-рует тепло организма)

Когда на улице хо-лодно кровеносные сосуды кожи сужа-ются - кожа блед-неет (тепло в ор-ганизме), жара - сосуды расши-ряются, отдают лишнее тепло - кожа краснеет. Подкожный жир предохраняет от переохлаж-дения, а пот в жаркое время испаряется и охлаждает тело. Самая высокая температура тела на шее и на под-бородке 34 градуса, t тела 33 гра-дуса, на кончиках пальцев рук 29 градусов, ног- 24,4 градуса. Чело-век всегда отдаёт тепла за сутки столько - сколько можно вскипя-тить 33 литра ледяной воды.

Какими функциями обла-дает кожа? Заполнение кла-стера.

Познаватель-ные: знакомятся с со-ста-вом и функ-циями кожи, учатся ис-пользо-вать на прак-тике полученные зна-ния.

Коммуникатив-ные

Личностные:

делают выводы, опираясь на прием «Кластер»

Физми-нутка

Организо-вать отдых детей

Учитель органи-зует отдых уча-щихся.

Дети делают физи-че-ские упражнения, по-вторяя за учите-лем

Светит солнышко, пригревает нас - поглаживание руками по спине соседа

Подул ветерок - касательные движения пальцами рук по спине соседа

Закапал дождик - лёгкое по-стуки-вание пальцами рук

Пошёл град - сильное посту-кива-ние

Появилась грязь - месим грязь, т.е. массируем спину

Дождик закончился. Выгля-нуло солнышко.

Личностные:

Проявляют инте-рес к физическим уп-ражнениям, по-лу-чают удоволь-ствие от упраж-нений

II. Ос-мысле-ние (продол-жение)

Познакомить с правилами гигиены кож-ных по-кровов

Организует бе-седу по прочи-танному.

Читают текст учеб-ника (с.130-131)

Дети перечисляют средства ухода за ко-жей,

добавляют свои от-веты.

- Народ давно заметил вред и опасность для здоровья за-грязне-ние кожи. В описаниях больших сражений прошлого века отмеча-лось, что солдаты перед боем мы-лись, надевали чистое бельё. Этот обычай был разумным. На чистой коже заживление ран проис-ходит быстрее. О других пра-вилах ги-гиены кожи вам на-помнит учеб-ник (с.130-131).

Какие еще средства ухода за кожей вы знаете? Какими средст-вами ухода за кожей пользуетесь вы?

Познаватель-ные: знакомятся с прави-лами ги-гиены кож-ных покровов, ду-мают, формули-руют мысли, бе-рут при-мер из своего жиз-нен-ного опыта

Коммуникатив-ные : высказы-вают свою точку зрения, слу-шают других.

Научить ока-зывать пер-вую помощь при повреж-дении кожи

Создает про-блем-ные ситуа-ции.

Самостоятельное чте-ние текста учеб-ника

(с.132) с использова-ние приема «Инсерт».

По предложенным предметам опреде-ляют вид повреж-дения кожи.

- К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам ка-жется. Мы можем поре-заться, удариться, обжечься, обморо-зиться. Через ранки в организм могут попасть мик-робы. Поэтому очень важно уметь оказать себе первую помощь.

На столе предметы оказания первой помощи при повреж-дениях кожи. Вам необходимо опреде-лить, какие предметы необходимы вам при том или ином повреждении (дети получают карточки и выбирают нужные предметы)

Бинт, зеленка, йод, ватные па-лочки - ранка

Мокрая тряпка, грелка с хо-лодной водой - ушиб

Холодная вода - ожог

Варежки, платок - обмороже-ние

Познаватель-ные:

учатся оказы-вать первую по-мощь при обмо-рожении, ожо-гах, ранках и уши-бах.

Ком-муника-тивные:

слушают дру-гих, высказы-вают свою точку зрения, оформ-ляют свои мысли в устной форме.

III. РЕФ-ЛЕК-СИЯ

Организо-вать реф-лексию и само-оценку учащимися собствен-ной учеб-ной дея-тельности

Учитель при по-мощи наводящих вопросов подво-дит к заключению урока.

Учащиеся делают вы-воды о своей ра-боте, заполняя 3 столбик в таблице «Знаю - Хочу уз-нать - Узнал».

Примерные ответы детей:

Кожа защищает внутренние части тела человека от по-вреждения, от жары и холода, от болезне-творных бактерий.

За кожей необхо-димо ухаживать: содер-жать ее в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать ее кре-мом.

При небольших по-вре-ждениях кожи нужно сразу ока-зать постра-дав-шему первую по-мощь.

Составляют син-квейн.

- Какое «открытие» на уроке вы сегодня сделали? (Кожа - надежная защита организма. Она равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями.)

- Какое значение для вашего здоровья имеет кожа? (Она защищает организм от ушибов, царапин, ран, грязи, микробов, перегрева солнечными лучами.)

Работа в группах

Тестирование

А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест , нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву.

1. Благодаря чему кожа всегда мягкая?

Ж) п отовым железам; т) порам; м) сальным железам.

2. Из скольких слоёв состоит кожа?

А) Пять; о) три; г) два.

3. Пот выделяется, когда человеку…

З) холодно; и) просто так; л) жарко.

4. Кожу надо мыть…

о) по мере необходимости;

Р) утром и вечером;

Е) можно и не мыть.

5. Можно ли кожу назвать органом дыхания?

А) н ет; д) да; г) не знаю.

6. Кожа - это …

ц) наружный покров человека;

Б) внутренний орган;

В) это обёртка человека

7. Может ли человек обойтись без кожи?

Н) к онечно;

Ы) нет;

Ю) может быть.

Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? («м олодцы».)

У кого получилось слово «молодцы», - справился с тестом, у кого не получилось - не беда. Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.

Учитель оценивает работу групп, раздавая им буклеты нужного цвета, ребята оценивают свою работу в своих таблицах, а консультанты ставят итоговую за весь урок.

Личностные:

делают выводы, опираясь на прием «Син-квейн», прихо-дят к понима-нию того, что узнали но-вого на этом уроке, на фоне которого повышается са-мо-оценка уче-ника

Регулятивные:

оценивают свою ра-боту по таб-лице «З-Х-У»

Коммуника-тивные:

Умеют слушать дру-гих и само-стоятельно вы-сказываются о пройденном ма-териале

Объясне-ние до-машне-го зада-ния

Формули-ровать до-маш-нее за-дание, объ-яснить

Учитель объяс-няет домашнее задание уча-щимся, дает право выбора того или иного домашнего зада-ния.

Учащиеся выбирают задание, которое они хотели бы вы-полниить. Записы-вают домашнее за-дание в дневниках, спрашивают, если что-то непонятно.

Домашнее задание:

из любой энциклопе-дии най-дите новую информа-цию о коже и сделайте пре-зентацию перед клас-сом (т.е.мини-сообщение о коже) или кроссворд на тему: „Кожа“

Регулятивные:

Самостоятельно вы-бирают зада-ние, за-писывают домашнее зада-ние в дневниках

Использованная литература :

УМК «Школа России»

. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. - М.: ВАКО, 2016. - 336с. - (В по-мощь школьному учи-телю).

. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 175с.: ил. - (Школа России).

Дополнительная литература:

. Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита./Д.Холланд и др. - М: Махаон, 2007.

. Юный исследователь. Археология. Эволюция. Человек. /Э.П.Микоян и др. - М: Росмэн, 1995.

Приложение 1.

Прием «Верные и неверные утверждения» предполагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся вы-бирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.

Приложение 2.

Таблица «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал»)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматри-вает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Уз-нали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы - «источники информации», «что осталось не раскрыто».

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Вопросы к игре:

1) …какое назначение имеет кожа?

2) … что выделяет кожа?

3) …что такое поры?

4) …какие средства есть по уходу за кожей?

5) … какую первую помощь надо сделать при повреждениях кожи?

6) … какое средство помогает при ранках?

Приложение 3.

Первая по-мощь при ОЖОГЕ :

Сразу же полей обожжен-ное место большим количест-вом холод-ной воды.

Первая по-мощь при УШИБЕ : Приложи к ушиблен-ному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой, или грелку с хо-лодной во-дой.

Ранка. Первая помощь : Промой ранку чистой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зеленкой (эти жидкости убивают бак-терии). Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей кусо-чек бинта пластырем

Первая по-мощь при об-морожении : Обморожен-ные места кожи резко бледнеют. Эти места растирают су-хой варежкой или просто рукой до тех пор, пока коже не по-розовеет. Рас-тирать надо круговыми движениями. Нельзя расти-рать кожу снегом, чтобы не оцарапать

Приложение 4.

Примерный анализ урока.

Программа «Школа России», предмет «Окружающий мир», автор УМК - А.А. Плешаков, класс -3, тип урока - изучение нового, тема «Надёжная защита организма».

Подготовка учителя к уроку: конспект, оформление доски, дидактические карточки, приборы для практической работы, презентация.

Цель: формирование у учащихся знаний о значении кожи человека, её свойствах, освоение приёмов оказания первой помощи при небольших повреждениях кожи, развитие логического мышления.

Планируемые результаты : использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего организма, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, извлекать необходимую информацию, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

УУД : выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

На уроке использованы различные технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, групповая, системно-деятельностный подход. Методы и приёмы обучения (частично-поисковый или проблемный, исследовательский, метод проектов, иллюстративно-объяснительный) соответствуют задачам урока.

Первый этап урока - мотивация учебной деятельности учащихся. При актуализации усвоения знаний задания соответствуют содержательной установке урока. На этапе -самоопределение деятельности, через проблемный вопрос учащимися сформулированы тема и задачи урока. Работа по теме урока строится как в совместном открытии новых знаний через исследовательскую работу (сравнение, выделение главного, классификация) так и через самостоятельную работу учащихся, как один из основных видов деятельности (при проверке домашнего задания, при подготовке к усвоению новых знаний, при закреплении нового материала). Формы организации самостоятельной работы: индивидуальная, парная, групповая. Фронтальная беседа завершает каждый этап урока выводом, формулировкой главных понятий, включением нового знания в систему знаний. На уроке формируется навык самоконтроля и самооценки. Виды проверок: самоконтроль и взаимоконтроль через обратную связь. После проверки работы - анализ типичных ошибок. За самооценкой учащихся следует оценка учителя, рефлексия деятельности. Структура урока соответствует требованиям ФГОС, поставленные задачи достигнуты.

Вверх