Все столицы руси. Киев стал столицей Древней Руси в IX веке

Замечено, что на тему «столица Руси», к сожалению, происходит немало спекуляций.

К примеру, на Украине поддерживается теория о том что главной, исторической и чуть ли не единственной легитимной столицей Руси (имеются в виду и границы древнерусского государства, и его современные «наследницы»: Россия, Украина, Беларусь) является исключительно Киев.

Аргументы этому приводятся разнообразные, основными из которых можно назвать, наверное, два:

1. Киев — это исконная и первоначальная столица Руси.

2. Киев очень долго был столицей.

Ну что ж… Давайте проверим хотя бы элементарно по достоверным источникам:

ГОЛУНЬ (с 8 века до нашей эры до 8 века нашей эры) - это 1600 лет.



В седьмом-восьмом веке до н.э. на Северный Кавказ из Симеречья, пройдя мимо Персии, переселяются роды Ория с сыновьями Кием, Щеком и Хоривом. Здесь Орий разделяется с сыновьями и каждый оседает на земле своей. Кий осел в Приэльбрусье и основал град Кийяр, недалеко от нынешнего Пятигорска. Орий (Орей) отошел севернее и основал свою столицу город Голунь на Донской земле недалеко от слияния Северского Донца и Дона, греки называли этот город на свой манер - Гелон.

"Там строим град, и то Голунь будет, так как голая степь и леса….… Голунь, город руских на Донской земле… » " Голунь была городом славным и триста городов сильных имела. А Киев (это новый город по отношению к старому Кийяру, он был основан на Днепре в 5 веке нашей эры) городов имел меньше, на полудне 10 городов и все, и сел немного. А вообще были в степях все роды, и жито меняли на полудне. И его грекам давали, в общем за золотые цепи и кольца и ожерелья. Носили грекам на обмен пиво на вино , и творили его для обмена сами…" - Велесова книга.



ЛАДОГА (862 — 864) — ЭТО 2 ГОДА.

Возникшая в середине VIII века Ладога названа резиденцией Рюрика в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Согласно данной версии, Рюрик сидел в Ладоге до 864 года, и лишь после этого основал Великий Новгород.

Ладога - не только один из самых древних городов в России, это еще и один из самых древнейших славянских форпостов, который постоянно подвергался атакам северных соседей. Крепость сжигалась, разрушалась, но снова и снова восставала из пепла, ставя заслон захватчикам. В IX веке деревянные стены ладожской крепости были заменены на каменные, выложенные из местного известняка, и Ладога стала первой каменной крепостью на Руси.




НОВГОРОД (862 — 882) — ЭТО 20 ЛЕТ.

Согласно другим летописям, первой столицей Древнерусского государства стал Великий Новгород.

Великий Новгород — один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги.

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель.

Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Находясь в полосе оживленных торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу».


Фото: strana.ru

КИЕВ (882 — 1243) — ЭТО 361 ГОД.

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. С принятием Русью христианства в конце X века Киев становится резиденцией русского митрополита.

Совпадение политического и церковного центра в сочетании с длительным периодом единовластия киевских князей привело к формированию на Руси устойчивого института столицы, что было не типичным для большинства европейских стран того времени.

В древнерусской литературе понятию столицы соответствовали выражения «старейший стол» и сохранившие своё значение до сегодняшнего дня «стольный город» и эпитет «первопрестольный». Киев получил наименование «Матери городов русских», что являлось калькой с греческого слова «метрополия» и уподобляло город Константинополю.

Своей княжеской династии в Киеве не сложилось, контроль над ним был предметом постоянной борьбы, что с одной стороны вело к неуклонному падению его реальной роли, а с другой делало объектом, вокруг которого переплетались интересы всех русских земель.



Древний Киев

Одновременно с Киевом на роль столиц претендентовали и другие города Руссих княжеств. Например -Тмутаракань.



С 1169 года, когда Андрей Боголюбский, обладая признанным старшинством, впервые отказался занять киевский стол, связь между обладанием Киевом и статусом самого сильного князя стала необязательной. В последующее время старшие суздальские и волынские князья предпочитали передавать Киев своим второстепенным родственникам, а черниговские и смоленские — чаще правили лично. Тем не менее, к князьям, когда-либо в течение жизни побывавшим в Киеве, продолжал прилагаться титул князей «всея Руси». Как в древнерусских источниках, так и в глазах иностранцев город продолжал восприниматься как столица.

В 1240 году Киев был разрушен монголами и на долгое время пришёл в упадок. Борьба за него прекратилась. Старейшими на Руси были признаны владимирские великие князья Ярослав Всеволодович (1243) и Александр Ярославич Невский (1249), и Киев был передан им.

Однако своей резиденцией они предпочли оставить Владимир. В последующую эпоху, вплоть до завоевания Киева Литвой (1362), в нём правили провинциальные князья, не претендовавшие на общерусское главенство.

ВЛАДИМИР (1243 — 1389) — ЭТО 146 ЛЕТ.

Владимир-на-Клязьме, основанный в 1108 году Владимиром Мономахом, стал столицей Северо-Восточной Руси в 1157, когда сюда из Суздаля перенёс свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский.

Признание старейшинства в княжеском роде, действительно, оказалось оторванным от киевского стола, но оно прилагалось к личности князя, а не его городу и далеко не всегда принадлежало владимирским князьям.
Временем максимального влияния княжества стало правление Всеволода Юрьевича Большое гнездо. Его главенство признавалось князьями всех русских земель, кроме Чернигова и Полоцка, и отныне владимирские князья стали именоваться «великими».



Владимир — Золотые ворота и Троицкая церковь

После Монгольского нашествия (1237—1240) все русские земли оказались под верховной властью Монгольской империи, в подчинении её западного крыла — Улуса Джучи или Золотой Орды. И именно великие князья Владимирские были номинально признаны в Орде старейшими во всей Руси. В 1299 году во Владимир перенёс свою резиденцию митрополит. С нач. XIV века владимирские князья стали носить титул «великих князей всея Руси».

МОСКВА 1.(1389 — 1712) — ЭТО 323 ГОДА

Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году. В 1263 году Москву получил в удел младший сын Александра Невского — Даниил Александрович. Не претендуя на великое княжение Владимирское, он смог значительно расширить территорию своего княжества за счёт соседних смоленских и рязанских волостей. Это позволило Даниилу привлечь к себе на службу большое количество служилых людей, которые составили основу мощного московского боярства. В современной историографии данный фактор рассматривается как важнейший в процессе успешного возвышения Москвы.

В 1325 году в Москву из Владимира переехал митрополит.

В 1547 году Иван IV принял царский титул, и Москва до 1712 года стала столицей царства — Государства Российского.



Вновь столицей Москва стала 12 марта 1918 года решением Советского правительства.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ/ПЕТРОГРАД (1712 — 1918) — ЭТО 206 ЛЕТ.

В 1712 году по воле Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, специально основанный как столичный город.

Таким образом, ни по исконности, ни по продолжительности Киев не имеет права именоваться «единственно правильной» столицей Руси, ровно как и любая другая столица за всю историю Руси.



Все столицы на Руси =================== Замечено, что на тему «столица Руси», к сожалению, происходит немало спекуляций. К примеру, на Украине поддерживается теория о том что главной, исторической и чуть ли не единственной легитимной столицей Руси (имеются в виду и границы древнерусского государства, и его современные «наследницы»: Россия, Украина, Беларусь) является исключительно Киев.

Аргументы этому приводятся разнообразные, основными из которых можно назвать, наверное, два: - Киев - это исконная и первоначальная столица Руси. - Киев очень долго был столицей. Ну что ж… Давайте проверим хотя бы элементарно по Википедии:

Ладога (862 - 864) - это 2 года. =========================== Возникшая в середине VIII века Ладога названа резиденцией Рюрика в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Согласно данной версии, Рюрик сидел в Ладоге до 864 года, и лишь после этого основал Великий Новгород. Ладога – не только один из самых древних городов в России, это еще и один из самых древнейших славянских форпостов, который постоянно подвергался атакам северных соседей. Крепость сжигалась, разрушалась, но снова и снова восставала из пепла, ставя заслон захватчикам. В IX веке деревянные стены ладожской крепости были заменены на каменные, выложенные из местного известняка, и Ладога стала первой каменной крепостью на Руси.

Новгород (862 - 882) - это 20 лет. ================================ Согласно другим летописям, первой столицей Древнерусского государства стал Великий Новгород. Великий Новгород - один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги. Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель.

Киев (882 - 1243) - это 361 год. ============================= В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. С принятием Русью христианства в конце X века Киев становится резиденцией русского митрополита. Совпадение политического и церковного центра в сочетании с длительным периодом единовластия киевских князей привело к формированию на Руси устойчивого института столицы, что было не типичным для большинства европейских стран того времени.

Своей княжеской династии в Киеве не сложилось, контроль над ним был предметом постоянной борьбы, что с одной стороны вело к неуклонному падению его реальной роли, а с другой делало объектом, вокруг которого переплетались интересы всех русских земель.

С 1169 года, когда Андрей Боголюбский, обладая признанным старшинством, впервые отказался занять киевский стол, связь между обладанием Киевом и статусом самого сильного князя стала необязательной. В последующее время старшие суздальские и волынские князья предпочитали передавать Киев своим второстепенным родственникам, а черниговские и смоленские - чаще правили лично. Тем не менее, к князьям, когда-либо в течение жизни побывавшим в Киеве, продолжал прилагаться титул князей «всея Руси». Как в древнерусских источниках, так и в глазах иностранцев город продолжал восприниматься как столица. В 1240 году Киев был разрушен и на долгое время пришёл в упадок. Борьба за него прекратилась. Старейшими на Руси были признаны владимирские великие князья Ярослав Всеволодович (1243) и Александр Ярославич Невский (1249), и Киев был передан им. Однако своей резиденцией они предпочли оставить Владимир. В последующую эпоху, вплоть до завоевания Киева Литвой (1362), в нём правили провинциальные князья, не претендовавшие на общерусское главенство. Владимир (1243 - 1389) - это 146 лет. ================================ Владимир-на-Клязьме, основанный в 1108 году Владимиром Мономахом, стал столицей Северо-Восточной Руси в 1157, когда сюда из Суздаля перенёс свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский. Признание старейшинства в княжеском роде, действительно, оказалось оторванным от киевского стола, но оно прилагалось к личности князя, а не его городу и далеко не всегда принадлежало владимирским князьям. Временем максимального влияния княжества стало правление Всеволода Юрьевича Большое гнездо. Его главенство признавалось князьями всех русских земель, кроме Чернигова и Полоцка, и отныне владимирские князья стали именоваться «великими».

В 1299 году во Владимир перенёс свою резиденцию митрополит. С нач. XIV века владимирские князья стали носить титул «великих князей всея Руси». Москва 1.(1389 - 1712) - это 323 года =============================== Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году. В 1263 году Москву получил в удел младший сын Александра Невского - Даниил Александрович. Не претендуя на великое княжение Владимирское, он смог значительно расширить территорию своего княжества за счёт соседних смоленских и рязанских волостей. Это позволило Даниилу привлечь к себе на службу большое количество служилых людей, которые составили основу мощного московского боярства. В современной историографии данный фактор рассматривается как важнейший в процессе успешного возвышения Москвы. В 1325 году в Москву из Владимира переехал митрополит. В 1547 году Иван IV принял царский титул, и Москва до 1712 года стала столицей царства - Государства Российского. Вновь столицей Москва стала 12 марта 1918 года решением Советского правительства. Санкт-Петербург/Петроград (1712 - 1918) - это 206 лет. ======================== В 1712 году по воле Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, специально основанный как столичный город. Таким образом, ни по исконности, ни по продолжительности Киев не имеет права именоваться «единственно правильной» столицей Руси, ровно как и любая другая столица за всю историю Руси.

Русь - это государство, которое впервые образовалось при объединении древних, славянских племен под властью князя из рода Рюриковичей. Земли этих племен стали называть русскими.

«Откуда есть пошла русская земля?»

«Повесть временных лет», написанная монахом Нестором в 12 веке о тех событиях, а также археологические изыскания говорят о том, что славянские племена - исконные жители Европы. « И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами тех мест, на которых сели». А «разошлись» они так:

    Поляне - по западному берегу Днепра.

    Древляне - по реке Припяти.

    Дреговичи - между реками Припятью и Березиной.

    Кривичи - в верховьях Волги, Днепра, Западной Двины.

    Ильменские славяне (самое северное племя) - на озере Ильмень, по реке Волхов.

    Вятичи (самое восточное племя) - по Оке.

Накладывая эти поселения на современную карту, можно представить географию славянских земель. Это Русь .

Славянские общины

Племена, общины вели хозяйственный образ жизни, а именно, занимались пашенным земледелием и разводили скот. Живя в лесах и на берегах рек, они охотились, ловили рыбу, собирали дикий мед. Позже развиваются и традиционные ремесла, но разделения на ремесленников и земледельцев пока еще нет. Каждый славянин умеет все.

Приблизительно с 6 века возникают племенные укрепленные поселения - города. Там, где жили поляне - Киев, у ильменских славян - Новгород, у кривичей - Смоленск. В 9-10 веках их число достигает порядка 25, а в 12 веке - более 300. Древняя Русь - это страна городов.

По поводу происхождения слова «Русь» ученые продолжают спорить. Сторонники норманнской теории не могут остановиться на одной версии: одни считают, что финское название шведов «рутси» и есть основа; другие отыскали на карте место Рослаген и, называя его родиной первого князя Рюрика, ищут в нем происхождение слова; допускают также, что однокоренным является шведское существительное "гребец" (рус). Славянские же предания связывают великую Русь с рекой Росью, что протекает по Украине. Есть еще варианты, их множество, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.

Образование древнерусского государства. 862 год

История Руси начинается с того, что, освободившись от викингов, собирающих дань на славянских землях, племена затеяли междоусобную войну за власть. «Род встал на род». Устав от распрей, вожди сошлись на решении пригласить к себе правителя извне. Обидного в этом ничего не было, так поступали многие народы. Чужеземец, не связанный с местными племенами, будет беспристрастным судьей.



Приглашенные князья рода Рюриковичей пришли на Русь втроем. Старший брат Рюрик сел княжить в Новгороде, средний - на Белоозере, а младший - в Изборске. Но предварительно с ними был заключен договор, по которому они обязались судить по местным обычаям, а общество должно было содержать их и дружину. Варяги быстро «ославянились», уже внука Рюрика звали Святославом. «И от тех варяг прозвалась Русская земля», - написал летописец Нестор.

После скорой смерти младших братьев все земли перешли под власть Рюрика. Почувствовав сильную руку князя, племенные распри утихли, появилась единая власть на Руси. Это первый шаг по пути русской государственности.

Киевская Русь. 882 год

В истории Руси варяжский князь Рюрик является основоположником династии русских князей. Это нормально, ведь правители всех стран и времен считали за честь иметь родство со знатными иностранными предками.

Когда Рюрик умер, его преемник с войском появился на Днепре. Сын Рюрика был еще мал, и правление взял его родственник Олег. В 882 году он завоевал Киев и провозгласил его «матерью городов русских». Объединив под одной властью Новгород и Киев, Олег упрочил положение государства, которое стало называться Киевской Русью .



Его наследником стал Игорь, подросший сын Рюрика, который тоже мечом и копьем увеличивал границы Киевской Руси, успешно отражал набеги печенегов, ходил воевать, как и Олег, в Византию. Погиб он от рук древлян в 945 году, когда приехал с дружиной собирать подать, показавшуюся тем чрезмерной.

Его супруга Ольга, отомстив за смерть мужа, стала сама править государством. Она мудро держала власть над Киевом и всей Русью. Кроме того, решила вопросы по взиманию дани, упорядочив размер податей и срок их выплат.

Княгиня Ольга была первым русским человеком, принявшим христианское учение. Крещение произошло в 957 году в Константинополе. Наследником княжеского престола после Ольги стал их с князем Игорем сын Святослав.

Древняя Русь - это многослойное общество

Древнерусские летописи говорят о том, что на Руси уже было деление общества на «знать» и «людей». Наверху власти были князья и приближенные к ним бояре, дружинники, служители церкви. Образовывались феодальные владения, где работали свободные крестьяне. Но были на Руси и несвободные люди: челядь и холопы. Первые - это военнопленные и их потомки, а холопы - славяне, попавшие в рабство к соплеменникам.



Правил государством Великий князь, живший в Киеве. А власть передавалась его родственникам: сыну, брату, племяннику. В городах его представителями были посадники и волостники. В конце 10 века появилось управление наделов удельными князьями, сыновьями Великого князя.

Были и такие органы управления, как дума, состоящая из знати и духовенства, а также вече - народное собрание. Основу армии составляла княжеская дружина, а на войну собирали людей, которые назывались вои.

Экономической основой Киевской Руси было земледелие, но развивались и ремесла. Города становились торгово-ремесленными центрами, где возводились сначала культовые места языческих богов, а после крещения Руси - православные храмы. Как могла не процветать торговля, если путь «из варяг в греки» шел через русские земли?

Культурные традиции

Культура Руси подвергалась влиянию наследия древних славян, а после крещения, и Византии. Образцы прикладного искусства, песни, былины, народные сказки - это славянские корни. От Византии Русь брала традиции в архитектуре, литературе, живописи.

Письменность в Киевской Руси стала распространяться после принятия христианства. Мы до сих пор пользуемся алфавитом, созданным греческими монахами Кириллом и Мефодием в 9 веке. Древнерусские книги украшались миниатюрами и дорогими окладами.



При монастырях были организованы школы, там учились люди всех сословий, без ограничений. Горожане почти все владели грамотой, что подтверждают многочисленные берестяные записи. Живопись представлена иконописью, фресками, мозаикой, а музыка - церковным пением.

Во многих учебных и научно-популярных материалах рапространено представление, что Киев стал столицей в 882 году, после того как город захватил князь Олег. Это утверждение, как правило, опирается на рассказ из «Повести временных лет», в котором, под 882 годом говорится: «И седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: се буди мати градом Русьским». На первый взгляд, все очевидно, но последние исследования специалистов по истории Древней Руси показывают, что формирование представлений о Киеве как столице было значительно более сложным и продолжительным процессом.

Примеры использования

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси . (Википедия, Столицы России)

В 882 году Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование «матери городов русских» . (Материал на сайте «Потому.Ру»)

В.М. Васнецов . Крещение Руси. 1885-1896.

Действительность

Довольно подробный анализ того, как формировались представления о Киеве как столице дал в своей статье «Была ли столица в Древней Руси» А.В. Назаренко.

Сам по себе термин «столица», пишет исследователь, в древнерусском языке не зафиксирован. Известен его аналог, «стол», или «стольный город». Однако «столом» был не только Киев, но и целый ряд других городов Руси, которыми владели представители древнерусского княжеского семейства, например, Новгород. Киев, будучи столицей, должен был бы по крайней мере выделяться каким-то специфическим определением, или вообще именоваться как-то иначе.

Такие эпитеты действительно возникают в источниках, но лишь в XI-XII веках. Одно из них, «старейший град», зафиксировано в «Повести временных лет», в рассказе о событиях 1096 года: о приглашении киевского князя Святополка Изяславовича и переяславского, Владимира Всеволодовича (Мономаха), их двоюродному брату Олегу Святославовичу, в Киев, для заключения договора. В другом тексте, «Слове на обновление Десятинной церкви», датируемом серединой XII века, Киев назван «старейшинствующим во градех», киевский князь — «старейшинствующим в князех», а местный митрополит — «старейшинствующим в святителех».

Другое определение, то самое «мати городов», является прямой калькой с греческого mHtropolis, с одного из эпитетов Константинополя и употребляется для «уравнивания» статуса Киева с царьградским, отмечает Назаренко. По его словам, это выражение встречается уже не столь часто; помимо летописного рассказа о взятии Олегом Киева обращает на себя внимание лишь его употребление в службе на память освещения в 1051/3 г. церкви святого Георгия в Киеве; здесь город назван еще и «первопрестольным».

Понятие общерусской столицы сложилось в XI-XIII веках, отмечает автор статьи. Сама по себе идея единого, главного «стольного града», по мнению А.В. Назаренко, органически принадлежит комплексу имперских политических представлений; попытки сформировать и воплотить ее неоднократно предпринимались в западном, латинском мире. Планы устройства единой столицы неоднократно предпринимались франкскими, а впоследствии германскими правителями, пишет он. Так, Карл Великий пытался создать параллельный Риму общегосударственный центр с элементами сакрализации в Аахене. Такую же, по сути «римоцентричную» идею пытался воплотить Оттон III, пытавшийся организовать империю с центром в Риме по позднеантичному образцу. Апологетом империи, управляемой из Рима, был и Фридрих I Барбаросса. Однако ряд таких важных факторов, как раздробленность феодального периода, политическая и церковная полицентричность (а также противостояние этих центров) не давали этой идее воплотиться на Западе.

На Руси, где подобная концепция могла сложиться в опоре на Константинопольскую, а не на римскую модель, ее формированию значительно поспособствовала эпоха единовластия Владимира Святого и Ярослава Мудрого, в течение которой вокруг Киева успел сложиться довольно развитый столичный идейный комплекс, способствовавший, по словам А.В. Назаренко, дальнейшей, более отчетливой кристаллизации идеи старейшинства Киева. Кроме того, отмечает исследователь, принципиальная связь, которая существовала между церковно-административным единством страны и идеей политического суверенитета ее правителя, делала наличие общерусской Киевской митрополии важнейшей предпосылкой для становления идеи государственного единства Руси и ее сохранения в условиях политического партикуляризма, что, в свою очередь, стабилизировало представление о Киеве как столице Руси в целом. Все вместе это образовывало прочный идейный комплекс, который и обусловил удивительную историческую выживаемость идеи и чувства общерусского единства, заключает А.В. Назаренко.

Источники и литература

Назаренко А.В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // А.В. Назаренко. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год). М., 2009. С. 103-113.

В двух очерках Ел. Блиновой рассказывается об интересных и важных исторических периодах в жизни нашего края. В первом - о том, как город Владимир стал столицей древней Руси; во втором - о грозном для Родины XIII веке и о славных делах великого русского полководца Александра Невского, княжившего во Владимире в течение одиннадцати лет.

Более тысячи лет назад, в IX веке в Восточной Европе сложилось огромное славянское государство - Киевская Русь.

Русская земля простиралась от Белого моря на севере до причерноморских степей на юге, от Карпатских гор - до Урала.

В конце X - первой половине XI века Киевская Русь, как отмечал К. Маркс, вступила в период своего расцвета, став самым крупным и могущественным государством в Европе. Оно не было ни украинским, ни белорусским, ни великорусским, а являлось общей исторической колыбелью этих славянских народов. Но Киевское государство оказалось недолговечным. Развитие феодальных отношений в нем привело к образованию местных экономических и политических центров. С ростом и укреплением их падало значение Киева.

Результатом развития феодальных отношений явилось усиление эксплуатации трудящегося населения сел и городов. Уже в XI веке в Древнерусском государстве происходят открытые выступления угнетенных классов против феодалов. Первое крупное движение «мятеж великий» в Суздальской земле относится к 1024 году.

В борьбе со всеми проявлениями антифеодального протеста феодалы энергично укрепляли аппарат власти в разных частях Руси.

В результате феодального дробления на территории Руси в XI-XII веках сложилось свыше десяти феодальных княжеств.

Крупнейшими из них стали: Новгородское, Полоцкое, Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское), Галицко-Волынское, Черниговское.

Наибольшее значение из обособившихся земель приобрело Владимиро-Суздальское княжество. Оно занимало весьма обширную территорию от Нижнего Новгорода до Твери по Волге, до Гороховца, Коломны и Можайска на юге, включая Устюг и Белоозеро на севере.

Владимиро-суздальские князья стремились подчинить себе соседние народы. На востоке и северо-востоке их власть распространялась на волжско-камские (мордовские и марийские) и подвинские земли. Издавна по Волге плавали корабли. Русь торговала с народами Кавказа, с которыми поддерживались и культурные связи.

Северо-Восточная часть территории Древнерусского государства отличалась некоторыми особенностями в социально-политическом развитии.

Она была сравнительно удаленной от центра Древнерусского государства и менее зависела от власти киевского князя. Бояре-землевладельцы фактически являлись хозяевами этого края. Политическими центрами здесь были Ростов, цитадель «старого боярства», и Суздаль. К XII веку в крае произошли существенные изменения. Резко увеличилось население прежде всего в результате колонизации из других районов Древнерусского государства, особенно тех, которые подвергались нападениям кочевников-печенегов, половцев.

Это привело к появлению новых групп населения, не связанных со «старым» ростовским боярством и независимых от него, возникли новые города, важнейшим из которых стал Владимир-на-Клязьме, основанный при Владимире Мономахе.

Владимиро-Суздальская земля становится вотчиной переяславского князя Владимира Мономаха в конце XI века. Владимир Мономах родился в 1053 г. Его отцом был Всеволод, любимый сын одного из могущественных киевских князей Ярослава Мудрого, а матерью - принцесса Мария, дочь императора Византии Константина IX Мономаха.

Владимир Мономах с большой дружиной несколько раз бывал в своих северо-восточных владениях.

Во время одного из таких походов, с целью дальнейшего укрепления и защиты своей вотчины - Ростово-Суздальской земли - от разорительных набегов других князей-феодалов, Владимир Мономах на месте поселка землевладельцев и ремесленников на левом, возвышенном берегу реки Клязьмы основал новый город.

Владимир Мономах, хорошо знавший Киев, его укрепления, выбирал возвышенное место и для нового города с тем, чтобы естественные рубежи можно было усилить дополнительными укреплениями.

Было это в 1108 году. Город получил имя - Владимир.

Последние годы своей жизни Владимир Мономах был великим князем киевским и делами своих северо-восточных владений почти не занимался.

Политический вес и значение Владимиро-Суздальской земли резко возрастают в княжение Юрия Долгорукого - младшего сына Владимира Мономаха.

Юрий был в курсе всех бурных событий, происходивших в древнем Киеве в связи с борьбой за великое княжение, и в то же время он обживал и свою вотчину - Владимиро-Суздальскую землю. Он распространил свое влияние на Новгород, Муром, Рязань, установил прочный союз с Галицкой землей. С именем Юрия Долгорукого связано строительство новых и укрепление существующих городов.

Основание Юрием Долгоруким Москвы - одна из самых видных страниц его деятельности. Впервые Москва упоминается в летописи под 1147 годом.

Результаты произведенных за последние годы раскопок позволяют заключить, что еще задолго до того здесь существовал ремесленный поселок наших далеких предков - вятичей, а в западной части Боровицкого холма - небольшая крепость.

Вверх