Безболезненное преодоление кризиса пяти лет у ребенка: советы психолога, мнение доктора Комаровского. Кризис пяти лет у детей Кризис 5 лет у ребенка что делать
Становление личности ребенка сопровождается переломными моментами в определенных возрастных периодах. В 5 лет у большинства малышей наступает кризис, проявляющийся истериками, капризами, замкнутостью. Родители должны сделать этот этап максимально легким и безболезненным для себя и крохи.
Детская психология в 5 лет
В этом возрасте у малыша наступает новая фаза физического, умственного, эмоционального развития. Психология ребенка 5 лет:
- Если кроха развивается нормально, то к пяти годам он уже способен рассказать о своих потребностях.
- Он начинает приравнивать себя ко взрослым, стремится быть похожим на них. Родители пятилеток часто отмечают, что малыши подслушивают разговоры старших, подсматривают за ними.
- Малыш начинает осознавать собственный внешний вид, сравнивает себя с другими, высказывает определенные предпочтения в одежде, прическе и т. д.
- Головной мозг в полной мере развит для того, чтобы кроха управлял своими эмоциями.
- Приходит понимание того, что мальчики отличаются от девочек.
- Пятилетние дети часто фантазируют, формируют свое представление об окружающем мире. Они интересуются всем происходящим вокруг, часто рассказывают вымышленные истории.
- Черты характера в этом возрасте проявляются максимально ярко.
- Пятилетка стремится общаться со сверстниками. Если добиться контакта с ними трудно, ему становится одиноко.
- Начинает развиваться нервная система, влияя на поведение ребенка в 5 лет. Он болезненно относится к спорам, но пытается отстоять свою точку зрения не капризами, а доказательствами.
- У детей в 5 лет хорошая память. Словарный запас – примерно 2500 слов. Мысли излагают просто, но понятно. Человек редко путается в понятиях, а если допускает ошибку, то старается быстро ее исправить.
Причины кризиса
Из-за особенностей развития 5 лет – трудный возраст для личности. Почему возникает кризис 5 лет у ребенка:
- Малыш очень стремительно развивается и не справляется с такой нагрузкой.
- Ребенок стремится казаться взрослым. По его мнению, ему дают мало свободы.
- Малыш фантазирует, у него складывается определенное впечатление о жизни.
- Крохе трудно научиться контролировать свои эмоции.
- Пятилетка начинает понимать разницу между противоположным полом.
Основные признаки
Кризис пяти лет у детей длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Основные отличительные признаки:
От поведения взрослых во многом зависит то, как все члены семьи переживут трудный период. Что рекомендуют психологи:
- Выясните причину плохого поведения. Бывает, что малышу не хватает родительского внимания. Предложите вместе найти решение проблемы.
- Запаситесь терпением. Не надо при первых признаках кризиса обращаться к специалистам. Вмешательство извне напугает малыша.
- Уделяйте ребенку больше внимания, играйте с ним. Не реагируйте слишком остро на демонстративные истерики и капризы. Хвалите за достижения.
- Действуйте мягко, но настойчиво. Не угрожайте, не наказывайте ребенка за истерики.
- Обеспечьте спокойную, комфортную атмосферу в семье.
- Не показывайте своего раздражения, гнева.
Что нужно делать родителям
Сначала выясните причину кризиса. Выстраивайте общение с малышом, придерживаясь таких правил:
- Уделяйте ребенку искреннее внимание. Рассказывайте о себе, с интересом расспрашивайте о делах и обязательно слушайте ответы. Выстраивайте диалог.
- Если малыш проявляет агрессию и дерется, мягко, но строго объясните, что такое поведение недопустимо.
- Объясняйте малышу, почему нужно совершать те или иные действия. Например, нужно есть кашу, чтобы вырасти сильным и здоровым.
- Постарайтесь дать немного больше свободы. Постепенно приучайте к исполнению каких-то обязанностей, поручите несложные домашние дела. Старайтесь не проявлять чрезмерного волнения. Избегайте фраз: «Ты не сумеешь», «Отойди», «Я сделаю вместо тебя».
- Если малыш не требует помощи – не предлагайте. Пусть выполнит что-то сложное и даже ошибется (если речь не идет о вреде для здоровья). Это поможет понять, что он был не прав и зря не прислушался к совету взрослых.
- Введите практику категорических запретов. Малыш должен с первого раза понимать, что нельзя ни под каким предлогом.
- Попробуйте занять ребенка, например, записать в спортивную секцию, музыкальную школу.
Чего не стоит делать родителям
В сложный для всей семьи кризисный период можно совершить ошибки. Что нельзя предпринимать родителям:
- Не проявляйте злость и грубость. Все воспитательные беседы ведите в спокойной обстановке. Аргументируйте, почему малыш поступил неправильно.
- Не пускайте ситуацию на самотек.
- Действуйте быстро. Если вы видите что ребенку нужна помощь – окажите ее сразу. Не ставьте на первый план свои взрослые дела.
- Если ребенок грубит, проявляет агрессию, полностью вышел из-под контроля, не реагируйте таким же поведением. Строго и настойчиво, но спокойно объясните, что он ведет себя недопустимо, обижает вас.
- Не ругайте ребенка, если он повторяет за кем-то скверные слова. Объясните, что это нехорошо. Второй вариант – не обращать внимания на такие слова, малыш тут же забудет их.
- Ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям. Любая агрессия настраивает ребенка против взрослых, тем более — побои.
Видео
Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.
Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.
Этапы психологического взросления
Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.
Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.
Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.
В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.
Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.
Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:
- Подражание взрослым
- Управление эмоциональностью поведения
- Интерес к новым хобби и увлечениям
- Стремление к общению со сверстниками
- Быстрое формирование характера
Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.
Симптомы и причины кризиса
Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.
Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.
По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.
Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.
Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?
Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.
Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:
Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.
Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.
Действия «под запретом»
Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.
Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.
Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.
Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.
Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье мы поговорим о том, что собой представляет кризис 5 лет у ребенка. Вы узнаете, по каким причинам он развивается. Выясните, каким образом проявляется. Вам станет известно, как нужно себя вести с малышом в период кризиса и что делать недопустимо. Ознакомитесь с ценными советами психологов.
Особенности ребенка пяти лет
- Игры малыша обретают более сложный характер, они становятся интереснее. У ребенка сильнее развивается воображение, забавы усложняются яркими деталями.
- Аналитическое мышление в таком возрасте все еще недоступно.
- Малыш с легкостью распознает, где правда, а где вымысел. Он может определять плохие и хорошие поступки других людей, не стесняется заявлять об этом вслух.
- Карапуз уже может открыто сопереживать детям и взрослым.
- Появляется сильный интерес к общению со сверстниками. Ребенку интересно находиться в детском коллективе, а не все время быть рядом со взрослыми.
- Малыш заводит новые знакомства. В этом возрасте для него другом становится каждый, с кем он знаком минимум пять минут. При этом мнение такого друга может оказаться важнее, чем родительское.
- Карапуз пытается походить на взрослых, копировать их действия, манеру поведения.
- У ребенка может появиться страх перед смертью, как своей, так и своих близких.
Причины возникновения кризиса
У кого-то данный период может продолжаться всего несколько недель, а у кого-то он способен затягиваться на месяцы. Давайте рассмотрим характерные симптомы кризиса пятилетнего возраста.
- Ребенок активно демонстрирует свою самостоятельность. При этом он может, например, заявлять о том, что сам пойдет на улицу, мама для прогулки ему не нужна.
- Может возникать скованность, малыш начнет замыкаться, перестанет делиться своими впечатлениями с родителями. Нередко отмечается у детей, которые прежде были разговорчивыми.
- У карапуза появляется неуверенность в своих силах, страх перед тем, что предстоит сделать, особенно если это действие новое.
- Малыш пытается копировать поведение взрослых. Он может подражать маме, которая готовит ужин или отцу, пришедшему с работы. Причем подобное копирование будет носить навязчивый характер, может привести к выбиванию взрослого из равновесия.
- Ребенок становится излишне активным. При этом у него также повышается утомляемость.
- За карапузом можно заметить частую раздражительность. В ответ на замечания, он становится злым и агрессивным.
- Часто дети в такой период становятся излишне обидчивыми.
- Нередко можно заметить истерику, особенно если что-то идет наперекор ребенку, например, его заставляют лечь в постель в дневное время суток.
- Карапуз может начать грубить, как своим сверстникам, так и взрослым.
- Малыш начинает много сочинять, выдумывает истории, которые кажутся очень реалистичными.
- Ребенок все чаще проявляет свое непослушание, отказывается подчиняться просьбам родителей.
- Карапуз может целыми днями плакать по непонятным причинам.
- Может выполнять просьбы родителей, но делать все наоборот, даже если при этом он наносит вред себе. У ребенка отмечается излишнее упрямство, он твердо стоит на своем мнении, не прислушается к чужому.
- Малыш все время недоволен окружающими и своим окружением, пытается всем рассказывать, как нужно жить.
Ребенка нужно допускать к взрослой работе
Предлагаю вашему вниманию советы психологов, способствующие более легкому преодолению кризисного периода.
- Будьте терпеливы. Помните что вы, как и прежде, должны окружать свое чадо заботой, добротой и лаской. Чем меньше и спокойнее будет ваша реакция на детские капризы, тем быстрее закончится этот кризис.
- Научитесь идти на компромисс. Родители не должны быть излишне категоричными. Важно научиться договариваться со своим ребенком. В противном случае у малыша появится ощущение того, что его желания и права ущемляют, интересы не учитывают.
- Не прибегайте к критике. Хвалите своего ребенка, но только по заслугам. Это могут быть какие-то незначительные победы, но все же его достижения. А вот критиковать не нужно, особенно в присутствии других людей. Очень важно, чтобы малыш ощущал защиту и поддержку близкого человека. Если хотите сделать замечание, то оно должно быть доброжелательным, произнесенным в момент, когда вы останетесь наедине.
- Почаще беседуйте. С учетом того, что данный период нередко сопровождается агрессией, злобностью и несдержанностью, ежедневно проводите беседы, направленные на разъяснения того, что хорошо, а что плохо. Чтоб ребенку было более понятно, прибегайте к способу сказкотерапии. Рассказав историю, вам вместе с малышом нужно ее проанализировать. Важно разобрать, чьи действия были хорошими, а чьи — плохими.
- Давайте выход детской энергии. Если ваш малыш очень активный, запишите его в спортивную секцию. В этом возрасте ребенок может заниматься уже и танцами, и плаваньем, и футболом, и гимнастикой. Малыш, который занимается в спортивном кружке, ощущает большую сбалансированность. Когда ребенок получает первое достижение, у него повышается самооценка, а новые знакомства отвлекают от личных переживаний.
- Помните о необходимости быть последовательными в своих действиях. Если вы что-то запрещаете, не стоит разрешать под давлением детской истерики. Вы должны идти до конца. Также важно, чтоб запреты одного родителя поддерживались мнением другого. В ситуации, когда, мама говорит «нельзя», а папа «можно» — папа хороший, а авторитет мамы уже подорван.
- Позаботьтесь о создании благоприятной атмосферы в семье.
- Поощряйте начинания ребенка. Если у него что-то не получается и он просит вашей помощи, помогайте, но не выполняйте действия вместо него.
- Старайтесь всегда быть в курсе событий жизни вашего ребенка. Беседуйте с ним на любые темы, показывайте, что вам действительно не все равно, но не навязывайте свое мнение.
- Если что-то запрещаете, обязательно аргументируйте свой запрет.
- Необходимо общаться с ребенком, как со взрослым. Для него сейчас это очень важно. Почаще обращайтесь за помощью к своему малышу, например, можете сказать, что у мамы болит спина, и она не может подмести в комнате. Предложите малышу, который уже такой взрослый, помочь справиться с этой задачей.
Кризисный период в пятилетнем возрасте — это очередное испытание родительских нервов на прочность. Постарайтесь, чтобы ваши взаимоотношения с ребенком сохранили свою целостность — малыш не утратил к вам доверие.
Как вести себя недопустимо
- Ни в коем случае не проявляйте открытую агрессию, направленную на своего ребенка. Бесспорно, может наступить момент, когда вы будете не в силах себя сдерживать, но в такой ситуации лучше отойти подальше от малыша, выйти в другую комнату и попытаться себя успокоить. Общайтесь с ребенком только после того, как будете абсолютно спокойны.
- Рукоприкладство и агрессия недопустимы. Нужно понимать, что никто не может покушаться на свободу человека, наносить ему боль, в том числе и физического характера.
- Недопустимо говорить фразы по типу «ты все равно ничего не сможешь сделать», «не мешай мне», «уйди», «даже не пытайся».
- Не стоит читать нотации, пытаться подчеркнуть малый возраст ребенка.
- Ни в коем случае нельзя прогибаться под давлением малыша, особенно в момент его неадекватного поведения и излишней агрессии.
- Недопустимо игнорировать карапуза, ставить свои потребности выше его.
- Если ребенок повторяет услышанные ранее ругательства, не заостряйте свое внимание на них, и не ругайте, иначе карапуз будет специально снова и снова их повторять. Лучше всего делать вид, что вы не замечаете, что ребенок говорит что-то не то. Существует вероятность, что он эти слова забудет.
- Непозволительно пускать ситуацию на самотек. Если видите, что проявления в поведении вашего малыша явно отличаются от поведения его сверстников, и начинают вас пугать, не стесняйтесь обратиться к специалисту. Психолог поможет определиться с причиной подобных проявлений, научит, как себя вести, чтобы все наладить.
Теперь вы знаете, что делать, если у ребенка начался кризис пятилетнего возраста. Помните о том, что задача родителей вести себя максимально спокойно для того, чтоб малыш проще смог пережить этот период и быстрее вернуться к нормальной жизни. Не забывайте о том, что есть ряд действий, которые недопустимы при воспитании ребенка, в частности в период кризиса.
Моя дочка родилась спокойной и послушной девочкой, с которой легко договориться. Мы всегда проводили время вместе, а когда она еще немного подросла, то стали совсем как подружки - изучаем новые места в городе, пьем кофе и какао, смотрим мультики про любовь, французский цирк, мечтаем о зимовке на океане, много болтаем и смеемся.
И тут, как гром среди ясного летнего неба, начался кризис! «Ты специально говоришь мне, что пора спать, потому что хочешь хуже», «Ах, так?! Тогда я ухожу!», «Не хочу вас видеть, отстаньте!». Такие фразочки мы слышали несколько раз в день, вперемешку с привычными обнимашками и делами. Они звучали из уст ребенка, который читает, размышляет и на самом деле очень нежный. Дома всё спокойно, перемен и проблем особо нет, причин для стресса не замечено.
Сначала было удивление, дополненное неприятными эмоциями, хотелось сказать нечто старомодное в стиле: «Ты как с матерью разговариваешь? Да сто лет назад ремнем бы…». Но вдох-выдох и небольшая пауза всегда выручает. Вспомнила, что слышала про кризис 5 лет. Ага, пришел - ещё одна проверка на родительскую профпригодность.
Какой он, пятилетний ребенок?
Ваш ребенок уже не такой милый кроха, совсем не тоддлер, а личность, вы видите намеки, каким человеком он растет. Конечно, каждый индивидуален, но вот некоторые особенности развития пятилеток:
- Может отличить правильное от неправильного, правду от вымысла;
- Ещё не умеет использовать взрослую логику;
- Много играет и выдумывает, особенно в «превращения» (становятся принцессами, пони, пиратами и др.), всё более масштабно, чем в младшем возрасте;
- Больше любит проводить время с детьми своего пола;
- Стремится к похвале и одобрению со стороны взрослых и сверстников;
- Хочет соответствовать каким-то стандартам (своим или принятым в детском коллективе) и даже может дразнить тех, кто отличается.
То есть человек уже всё понимает, думает, что взрослый, но думать и действовать как взрослый ещё не получается. Кроме того, у ребенка развивается кора головного мозга и он пытается научиться контролировать свои эмоции.
Признаки кризиса 5 лет
Если ваш ребенок родился примерно пять лет назад и у него в поведении неожиданно появились некоторые из следующих признаков, то скорее всего вы имеете дело с кризисом.
- Малыш становится раздражительным, нервным, злым. Может нагрубить кому-то из родственников или ровесников, сорваться.
- Замыкается, не хочет разговаривать с родителями. «Отстаньте! Вы меня замучали!».
- Неожиданный плач и капризы, если не получил желаемое.
- Отстаивает самостоятельность - хочет сам ходить по улице, водить машину, пить кофе и делать другие взрослые дела.
- Страх. Появляется боязнь новых ситуаций, ребенок переживает, что сделает что-то не так, что он недостаточно хорош по сравнению с другими.
Как родителям пережить кризис пяти лет?
В первую очередь, отслеживайте свои эмоции - когда готовишь, стираешь, стараешься всё время и вдруг слышишь грубость или даже хамство - хочется, конечно, разозлиться и ответить резко. Но посмотрите на ситуацию с другой стороны: маленький пятилетний ребенок совсем не знает как себя вести, хочет быть взрослым аж до слез. И так уверенно заявляет о своих правах.
В кризис 5 лет нужно обязательно:
- проводить время с ребенком, играть и гулять особенно вовлеченно;
- разрешать делать некоторые «взрослые» дела - помогать на кухне, убирать, заглядывать в почтовый ящик, расплачиваться на кассе в супермаркете;
- объяснять причины ваших действий и отказов (почему нельзя убегать, зачем детям спать);
- не показывать пример грубости или не отвечать криком на крик, намного лучше использовать «Я-сообщения». (Я очень расстроена, что ты меня так назвал).
Нам эти простые правила помогли. Дочка ещё иногда срывается, но сразу идет обниматься и извиняться. А вот еще несколько советов от доктора Робина МакКея, терапевта из Университета штата Аризона и специалиста по развитию детей и подростков:
- Поощряйте любопытство вашего ребенка (хоть иногда оно надоедливое и утомительное). Спросите его: «Как ты сам думаешь?» Вы будете поражены его творческими ответами!
- Сделайте вызов своему собственному разуму. Один из лучших предвестников будущего успеха ребенка - это уровень образования его родителей. Когда вы продолжаете учиться, вы растете, и ваш ребенок, безусловно, выигрывает. Например, изучите второй язык вместе со своим ребенком, возьмите урок каллиграфии или закончите степень магистра.
- Сосредоточьтесь на успехах своего ребенка. Поет ли он песни из «Призрака оперы»? Ему пять и он научился считать? Отмечайте сильные стороны вашего ребенка и побуждайте его или ее продолжать фокусироваться на том, что правильно. Мир полон критиков. Будьте самым большим поклонником вашего ребенка.