Конспект занятия оформление рамки тесьмой и кружевом. Конспект урока на тему "украшение рамки природными материалами"

Раздел 2. ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ АППЛИКАЦИЕЙ

Урок № 17-18

Тема. ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ С АППЛИКАЦИЕЙ

Практическая работа «Оформление аппликации»

Цель урока:

обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний о различные способы окончательного оформления изделий с аппликацией и уход за ними, формировать умение выполнять оформление изделия в рамку;

развивающая: развивать эстетический вкус, зрительное восприятие, внимание;

воспитательная: воспитывать усидчивость, аккуратность, дружеское отношение друг к другу.

Оборудование, материалы и наглядность: изготовлен изделие с аппликацией, иллюстрации и образцы оформления изделий с аппликацией, игла, гольник, наперсток, ножницы, булавки, нитки, тесьма, кружево, рамка, картон, скотч или клей.

Объект труда: изделие с аппликацией из ткани. .

Тип урока: формирование умений и навыков

Проверка наличия учащихся, их подготовленности к уроку.

Создание положительного рабочего настроения.

Учитель. Поздравляю всех присутствующих, которые своим усердным и упорным трудом, изучая основы изготовления изделий с аппликацией, доказали, что они стремятся стать развитыми, творческими, успешными, креативными личностями. Кредо творческого развития ученика: «Познать себя, найти себя, поверить в себя!» Так работайте - и вы обязательно узнаете себя, ищите, знакомьтесь с новым - и вы найдете себя, и главное - верьте в свои силы, ведь вы - личности, а значит, все у вас будет хорошо.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Прошло довольно много времени с тех пор, как вы начали работать над изготовлением своего изделия. В процессе работы использовали различные материалы и инструменты. Давайте вспомним кое-что из этого.

1. Толстый, твердый бумага особого изготовления. (Картон,)

2. Маленькие декоративные бусинки с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. (Бисер)

3. Текстильный материал, изготовленный переплетением нитей в процессе ткачества на ткацком станке. (Ткань)

4. Камень - минерал, из которого делают ткань. (Асбест)

5. Изготовление различных художественных изображений нашивкой, наклеиванием на основу деталей из различных материалов. (Аппликация)

6. Инструмент для письма, писна часть которого состоит из графита, а коробочка сплошная, деревянная. (Карандаш)

Какое слово образовалось в выделенном столбике? (Конец)

III . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Вспомним народную мудрость: «Конец дело хвалит», то есть результат работы во многом зависит от окончательной обработки изделий.

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа а текстом учебника (с. 90-93)

1. Оформление краев изделия с аппликацией:

а) петельным швом - рисунок 99 (с. 91 учебника);

б) тесьмой и кружевом - рисунок 100 (с. 91 учебника);

2. Оформление изделия в рамку - рисунок 101, 102 (сек. 92 учебника);

3. Уход за изделиями с аппликацией:

а) стирка и глажение изделий с аппликацией - с. 95;

б) чистки изделий с аппликацией - с. 97.

VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ОФОРМЛЕНИЕ АППЛИКАЦИИ» (ИНСТРУКЦИЯ В УЧЕБНИКЕ НА СТР 93)

1. Анализ заданий практической работы

2. Обеспечение необходимыми инструментами и материалами

3. Правила безопасного труда (см. приложение)

4. Самостоятельное выполнение заданий практической работы:

а) петельным швом - с. 91 учебника;

б) тесьмой и кружевом - с. 91 учебника;

в) оформление изделия в рамку - с. 92-93 учебника.

5. Контроль учителя с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся

6. Текущий инструктаж (индивидуальный, групповой, если необходимо)

7. Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

8. Подведение итогов практической работы:

VII. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Выполнение заданий с целью проверки знаний по изготовления и отделки изделий с аппликацией (см. приложение 12).

VIII. РЕФЛЕКСИЯ

Самооценки учебных достижений два балла за исполнение требований по следующим критериям:

1. Самостоятельность изготовления.

2. Готовность к уроку (наличие инструментов, материалов, спецодежды).

3. Соблюдения культуры труда (не отвлекался на разговоры, не покидал рабочего места, не нарушал правил безопасности труда, по окончании работы убрал рабочее место).

4. Качество изделия:

Соответствие размеров изделия заданным;

Соответствие формы изделия той, что задана эскизом;

Аккуратность изделия.

IX. МОТИВАЦИЯ ОЦЕНОК ЗА УРОК, ВЫСТАВЛЕНИЕ ИХ В ЖУРНАЛ, ДНЕВНИКИ

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить понятие «предмет труда», «орудия труда», «продукт труда» (с. 4-5).

Подготовить изделие к выставке.

Высокий уровень: подобрать загадки о простейшие орудия труда и приспособления.

XI. УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Поиск»

Раздел: вязание крючком

Кружево

Составитель: педагог дополнительного образования

Чепкасова Наталья Павловна

Нефтеюганск

Тема: Кружево.

Цель: Развитие мотивации личности к познанию через вязание кружева.

Задачи:

Обучающие: Ознакомить с историей кружева. Научить технике выполнения «брюггского» кружева.

Развивающие: Развитие познавательного интереса у детей.

Развитие речи, моторики рук, глазомера.

Воспитательные: Формирование эстетического вкуса у детей.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Теоретическая часть.

А. Знакомство с историей кружева.

Б. Знакомство с техникой выполнения «брюггского» кружева.

3. Практическая часть.

А. Вывязывание «брюггского» кружева.

4. Проведение самоанализа.

5. Подведение итога.

Методы проведения: Словесный, наглядный, проблемного обучения, практический (работа со схемой), игровой.

Приёмы: Постановка проблемы; самостоятельный поиск ответов, на поставленную проблему; игра; диалог; упражнения; анализ.

Связь с общеобразовательными предметами:

История – история кружева.

Словесность – «кружево», «брюггское», «вилюшка», «насновка», «решётка».

Технология – вывязывание кружева.

ОБЖ – физкультминутка.

Наглядные пособия: выставка, листочки с отпечатанным материалом из истории кружева и вопросами, образцы кружева, зарисовка схем, крючок, пряжа для вязания, ножницы.

  1. Здравствуйте девочки и уважаемые гости. Сегодня у нас загадочная тема занятия. Послушайте эти стихи:

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротник, клён – на окошке лес густой.

Только белый, не зелёный весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья – всё искрится, всё бело

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал

Отгадайте – ка ребята, кто окно разрисовал?

(дети отвечают)

О чём же говорится в этих стихах? (дети отвечают). Правильно об узорах, а на что похожи узоры? (дети отвечают). Да действительно узоры похожи на кружево. Вот и тема нашего занятия сегодня «кружево» (открыть тему).

2. Сейчас мы познакомимся с историей кружева. Но, для этого, мы должны, поработать вместе. (Раздаются листочки с текстом и вопросы к тексту). Перед вами листочки с текстом и вопросы к тексту, вы должны найти ответ и отметить карандашом. А затем, прочитать в слух.

А. Текст 1. Слово «кружево» имеет два значения. Первое происходит от слова «окружать», которым в России определялись разные отделки по краям одежды. Такие отделки могли быть тканями. Например, из ткани другого сорта или цвета, или нашивками из разной тесьмы или нашивки. Когда на Руси появилось первое кружево, его использовали именно в виде нашивок. Во втором значении этим словом обозначают узорное ажурное изделие – самостоятельный вид украшения одежды или убранства. В понятии «кружево» существует три различных вида техники: Шитое иглой, плетённое на коклюшках и вязанное на спицах или крючком. Настоящим кружевом считается только два первых – шитое и плетённое.

Текст 2. Кружево – искусство европейское. Поскольку кружевоплетение невозможно без металлических булавок, а булавки стали широко известны только с середины 16 века, то и появление кружева можно связывать именно с этим периодом.

В двадцатых годах 19 века в окрестностях Вологды была основана кружевная фабрика помещицы Засецкой. Такие же фабрики, на которых в тяжелейших условиях работали сотни крепостных девушек, существовали в первую половину 19 века и других русских губерниях.

После 1861 года, когда помещичьи фабрики прекратили своё существование, начинается быстрый рост кружевного промысла, сначала в ряде русских городов, где кружевоплетение было известно издавна, а затем и окружающих их сёлах. Во второй половине 19 – начале 20 веков кружевоплетением занимались десятки тысяч мастериц в Вологодской, Орловской (г. Елец и его окрестности), Тульской, Вятской (слобода Кукарка), Нижегородской, Казанской, Новогородской, Московской и в других губерниях.

Вопросы к тексту 1:

  1. Сколько значений имеет слово кружево? Назовите их.
  2. Сколько видов кружева существует? Какие.

Вопросы к тексту 2:

  1. Когда появилось кружевоплетение?
  2. Когда появилось кружевоплетение в других городах? Каких.

Б. Ну а сегодня мы будем учиться вывязывать кружева из тесьмы крючком. Вязание крючком – техника универсальная, поэтому мы можем повторять узоры разных кружев. Обратите внимание на этот костюм, здесь использованы два вида кружева – это ирландское кружево (показать на модели и иллюстрации) и брюггское, у нас часто его называют Вологодским. Подобное кружево является имитацией плетённого на коклюшках кружева (показать салфетки: вязанную и плетённую), поэтому часто используются термины этой технологии: вилюшка – петли подъёма образующие сбоку петельку, с помощью которой происходит соединение (показать на схеме). Насновка – маленький, плотно сплетенный овал с заострёнными концами, решётка – пространство между узорами из тесьмы.

3. Перед вами лежат схемы выполнения брюггского кружева. Сейчас вам предстоит связать образцы этих кружев.

Но прежде чем приступить к работе повторим, то, что нам понадобится на занятии.

Над вами висят снежинки с вопросами. Выбирайте любую и дайте ответ на вопрос, который находится на обратной стороне снежинки.

Вопросы на снежинках:

Техника безопасности при работе с ножницами.

Техника безопасности при работе крючком.

Что обозначает этот знак -

- Что обозначает этот знак -

Что обозначает этот знак -

Что обозначает этот знак - →

- Что обозначает этот знак –

Правила работы со схемой.

Выполняют практическую работу.

Физкультминутка. (Проводится в перерыве практической работы).

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильно спать.

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь к нему стучится.

Стук, стук дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка забегай лапу мне давай.

Топай мишка, хлопай мишка,

Приседай со мной братишка.

Руки верх вперёд и вниз

Улыбайся и садись.

(Проводится беседа во время практической работы).

В давние времена, чтобы стать рыцарем, мальчиков в семилетнем возрасте отдавали учиться к опытным войнам. Их обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Мальчиков воспитывали так, чтобы они умели держать данное слово, были предупредительными и вежливыми, выручали друга из беды, заступались за слабого, обиженного, благородно и возвышенно относились к женщинам.

Вот, например:

Знаете ли вы, для чего мужчины при встрече снимают головной убор? (Показывают незащищённую голову, доверяя встречному, что он не опасается встречи с ним).

А знаете ли вы, что со времён рыцарей повелось при встрече снимать с руки перчатку и здороваться за руку? (Рыцарь показывал, что он не вооружён и не имеет коварных замыслов).

Кто знает как называется рыцарская одежда((На голове – шлем с забралом, на теле латы, иногда с кольчужной рубашкой, на руках - налокотники).

Какое, оружие было у рыцарей? (Меч, кинжал, копьё, Щит, иногда колчан со стрелами и лук).

4. Наше занятие подходит к концу. И у меня к вам такой вопрос: Что, нового вы узнали сегодня? (Дети отвечаю)

Ну а сейчас, проведём самооценку проделанной вашей работы.

Для этого используем ягодки.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

11.​

ФИО педагога

Азанова Светлана Ивановна

22.​

Место работы

МКУ ДО ШГО «Дом творчества»

33.​

Дополнительная общеразвивающая программа

«Изонить»

44.​

группы, год обучения

3 год обучения

55.​

Тема и номер занятия в программе

«Тесьма, кружево. Технология работы с тесьмой и кружевом»; занятие в программе № 60

66.​

Время

45 мин.

77.​

Методическое обеспечение

презентация «Ассортимент тесьмы и кружева»; игра «Волшебный сундучок»;

8.​ Цель занятия: Оформление работы с применением текстильных отделочных материалов.

9. Задачи:

- образовательные ( формирование познавательных УУД ) :

Формирование представлений о возможностях оформления работы.

Формирование умения сотрудничать, слушать и вступать в диалог.

- воспитательные ( формирование коммуникативных и личностных УУД ) :

Воспитание эстетической культуры, художественного вкуса, чувства меры, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;

- развивающие ( формирование регулятивных УУД )

Развитие творческих способностей и пространственного мышления.

10.​ Тип занятия: комбинированный

11.​ Формы работы обучающихся: фронтальная работа, ИКТ.

12.​ Методы и приемы: Беседа, игра, практическая работа

13.​ Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

15.​ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я рада вас сегодня видеть на нашем занятии. Сегодня когда я шла на работу, мне передали вот этот сундучок. Мне очень хочется открыть и посмотреть, что находится внутри. А вам? Но он, почему то не открывается. Посмотрите к нему прикреплено письмо. Что бы сундучок открылся, правильно соберите слова из букв в конверте. Давайте попробуем.

Отвечают на вопросы, делятся на группы и собирают разрезанное слово.

Прогнозирование своей деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог, умение работать в группе.

2

Вводная беседа. Актуализация знаний.

Посмотрите что это?

Правильно, это ленты, тесьма и кружево. Все это называется отделочными материалами. Как вы думаете почему? Правильно, эти материалы используют для оформления различных изделий. В швейном производстве ими оформляют фартуки, платья, ночные комплекты, но еще оказывается их можно применить для оформления и отделки различных вещей, например вазы, шкатулки, и других приятных мелочей.

Давайте рассмотрим, какие бывают отделочные материалы и чем они различаются.

Отвечают на вопросы педагога, рассматривают материалы.

Поиск и выделение необходимой информации.

Постановка цели учебной задачи.

3

Изучение нового материала.

Кружево - текстильное (ручной или машинной работы) без тканой основы, в котором образуется в результате переплетения нитей. Высококачественные шитые и плетеные изготовлялись в Зап.Европе с кон. 15 в. (Италия). В России с 17 в. получило распространение плетеное кружево (вологодское, елецкое и др.) Применяется в основном для отделки белья, одежды. Сейчас большой ассортимент кружева вы можете увидеть на полках наших магазинов. Кружева отличаются по ширине и рисунку, цвету и способу изготовления.

Тесьма́ - узкая тканая или плетёная полоска или шнур , находящая самое разнообразное применение в домашнем обиходе, пошиве одежды.

От тесьма отличается, главным образом, тем, что первая служит преимущественно украшением, между тем как тесьма назначается для связывания и стягивания частей одежды и тому подобного, вследствие чего прочность является для неё одним из необходимых качеств. Поэтому на изготовление тесьмы идут нити из более прочных материалов: , , реже и , соединяемые простейшими переплетениями: полотняным, саржевым, реже атласным.

Встречается также плетёная тесьма. По существу же тканая тесьма и лента являются одним и тем же продуктом . Давайте посмотрим, чем же отличаются они? Правильно, отличаются шириной, рисунком, цветом.

Рассматривают материалы, отвечают на вопросы.

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом.

Умение слушать и вступать в диалог

4

Первичное закрепление изученного материала

Наш сундучок предлагает вам сыграть в игру: «Угадай что это?»

Мы с вами трудились весь год и вы выполнили большое количество работ, чему я очень рада, так как скоро ваши работы будут участвовать в муниципальной выставке «Рукотворное чудо».

Скажите, прежде чем отправить работу на выставку, что мы должны сделать? Правильно, оформить ее.

А как можно оформить работу? Молодцы, работу можно вставить в рамку.

А вы знаете, какие бывают рамки? Конечно, рамки могут быть выполнены из дерева и пластика, круглые, квадратные и прямоугольные. К сожалению работ, у нас много, и что бы оформить все работы, рамок не хватит, поэтому я предлагаю вам подумать и сказать, как мы можем выйти из этого положения? Правильно, изготовить рамки самим.

Итак, сегодня мы изготавливаем рамочку для оформления работы, а оформлять ее будем с помощью кружева и тесьмы.

Давайте посмотрим, какие рамочки можно выполнить с помощью этих материалов.

Для изготовления рамки нам понадобятся: рамка - основа, кружево, тесьма, ленты, клей, все это вы видите на своих столах.

На доске у нас есть технологическая карта изготовления рамки, обратите внимание, на последовательность выполнения работы.

Выбирают с закрытыми глазами отрезок тесьмы или кружева, определяют, что это. Отвечают на вопросы педагога.

Рассматривают рамочки и образец.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся.

5

Физминутка.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.

Выполнение движений вслед за педагогом.

6

Практическая работа.

Прежде чем начать работу, давайте наложим нашу рамку на готовую работу и посмотрим какую тесьму нам нужно взять, чтобы она гармонировала с нашей работой.

Выполнение работы по технологической карте.

Анализ работы, выделение главного.

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Организация рабочего места. Определение цели, плана выполнения задания, самоконтроль.

Нахождение вариантов решения творческой задачи.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с педагогом.

7

Подведение

итогов

Скажите, что мы сегодня выполняли на занятии?

Какие материалы вы использовали в работе?

Чем отличается кружево и тесьма?

Какие трудности возникли у вас во время работы?

Посмотрите, чья работа вам понравилась, почему? Скоро праздник «Великая Пасха» Кому бы подарили свою работу?

Давайте за работу похвалим себя: Сегодня я молодец. Я узнала…. Я научилась….

Отвечают на вопросы.

Структурирование знаний.

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

8

Этап рефлексии

У нас есть вот такой экран успешности и сегодня я предлагаю вам оценить себя, с помощью разноцветных ленточек:

Зеленая - хорошо работал, доволен собой;

Синяя - хорошо работал, но умею еще лучше;

Красная - работа не получилась, не доволен собой.

На этом наше занятие закончено. Я благодарю вас за проделанную работу, но работа еще выполнена не полностью. На следующем занятии мы изготовим заднюю часть рамочки, петельку, и оформим рамку с помощью цветов из тесьмы и кружева, которые мы научимся делать на следующем занятии. Я жду вас на следующее занятие в четверг после школы.

Уборка рабочих мест.

Обучающиеся выбирают ленточку, соответствующий его работе на занятии и закрепляют ее на экране успешности.

Убирают рабочие места.

Прощаются.

15. Характер самостоятельной работы обучающихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

16. Оценка достижения целей занятия: ____________________________________

Задачи :

Обучения - познакомить с историей кружева, видами кружева, технологией выполнения кружева из тесьмы.
Воспитания - воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность при выполнении работы.
Развития - совершенствование навыков ручного труда, развитие мыслительной деятельности.

Наглядные пособия и дидактический материал:

  • образцы швейных изделий с различными видами отделки
  • плакат «Виды ручного кружева»
  • образцы поэтапного изготовления кружева из тесьмы
  • репродукции картин художников эпохи Возрождения
  • рисунки
  • технологические карты «Выполнение кружева из тесьмы»
  • образцы различных видов кружева
  • буклеты с историей кружева и иллюстрациями изделий с применением кружева

Материалы и инструменты: Тесьма, калька, нитки, иглы, игольницы, ножницы

Практическая значимость темы: Урок технологии «Кружево. Изготовление кружева из тесьмы» можно использовать как урок знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества перед выполнением проектного изделия. В качестве изделий, которые можно выполнить как проектные, я предлагаю девочкам оформить салфетку кружевом из тесьмы или полностью выполнить кружевное изделие.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Вид урока: Комбинированный

Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

2. Ознакомление с темой урока, постановка целей и задач урока

3. Изложение нового материала

Создавая для себя одежду, предметы быта, человек всегда стремился сделать их не только удобными и практичными, но и красивыми, а для этого он использовал различные виды отделки.

Вопрос : Какие виды отделки вы знаете? Помочь вам в этом могут работы, представленные на доске.

Ответы учащихся: Аппликация, тесьма, мережка, вышивка, бахрома, кант, оборка, кружево и т. д.

Сегодня на уроке вы познакомитесь более подробно с таким видом отделки как кружево. Кружево - декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется в оформлении одежды, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал. Кружево используется для украшения женского нижнего белья. Рукодельное кружево различают по технике исполнения (плетёное, шитое и др.).

Первое кружево появилось в Европе на рубеже 15–16 в.в. Оно шилось иглой. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции. Плетёное кружево выполнялось из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево. К концу 16 века в моду вошёл гипюр - кружевное полотно. Кружевами была украшена не только одежда женщин, но и мужчин. В начале 17 века мужчины европейских стран носили камзол из шёлка, украшенный кружевным воротником, свободно лежащим на плечах. Даже широкие и элегантные отвороты мужских сапог кокетливо украшали дорогими кружевами.

Женщины носили высокие (до 60 см) прически, поддерживаемые проволокой, с которых ниспадали богатые кружева.

В 1837 году была изобретена машина для изготовления кружева. И кружева стали не предметом роскоши, а обычным украшением в одежде.

Но сегодня мы будем говорить о кружеве, которое выполняется вручную.

Виды ручного кружева

  • Фриволите
  • Макраме
  • Филейное
  • Коклюшечное
  • Вязаное крючком
  • Шитое из тесьмы

Рассказ учащихся о видах и истории кружева.

1 учащаяся: Фриволите

Этот вид плетения пришел из Франции. На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» - тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народного промысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий. Особенно популярным фриволите было в восемнадцатом веке.

Фриволите - это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Точно известно, что в Россию оно пришло из Франции, этим объясняется его название - фриволите (от французского frivole - пустой, легкомысленный). Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых нитей, чем другие виды кружева и использовались для отделки верхней одежды, занавесей, портьер.

2 учащаяся: Макраме

Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого - шарф, салфетка с бахромой. В любом случае - это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. История узелкового плетения уходит в далекое прошлое. Еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, талисманы.

В Древней Греции с помощью узлов лечили переломы. Инки в Перу плели четки. В XV веке итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. На Руси вязать узлы - «наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить»- так пишет об этом В. И. Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов.

На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию. Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям из далёких стран.

3 учащаяся: Филейное кружево

Основа филейного кружева - сетка - известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты и рыбалки. Люди очень рано научились плести сети. Со временем это искусство совершенствовалось, и появилась тяга к украшательству. В Персии найдены древние филейные работы с золотой и серебряной вышивкой.

Представьте себе иголку с окончаниями - «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Для работ с толстыми нитками используются деревянные и костяные челноки, а для более тонких работ - стальные. Простейший челнок можно изготовить из проволоки.

Второе приспособление для филе - палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки. От толщины палочки зависит величина ячеек. Иногда для тонких работ используют толстую вязальную спицу, а для получения крупных ячеек - реечку или стерженек. Палочки должны быть хорошо отполированными, без заусениц. Нитки для филе используют самые различные - от шерсти до шелка, включая хлопок и лен. Их выбор зависит от назначения будущего изделия.

Перед началом плетения нитки равномерно наматывают на челнок. Количество ниток на челноке должно быть таким, чтобы челнок с намотанными на него нитками свободно проходил через ячейку филе. При большем количестве ниток ячейки филе будут растягиваться, а при меньшем получится неоправданно большое количество узелков для надставки нити.

4 учащаяся: Коклюшечное кружево

Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления - коклюшки.

На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки - дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.

5 учащаяся: Кружева, вязаные крючком

Едва ли найдется рукодельница, не знакомая с крючком. Те, кто не вязал крючком больших изделий, наверняка использовали его для вязания каймы или бахромы - словом, для мелких отделочных работ. С помощью крючка можно вывязывать красивые кружевные узоры, создавая различные переплетения одной только нити. Для вязания крючком подходят любые нитки, а также тесьма, но для вязания кружев более уместны льняные или хлопчатобумажные, прочные, хорошо скрученные нитки.

Вся прелесть этого вида работ заключается в том, что единственный инструмент для вязания крючком - сам крючок. В старину крючок назывался «тамбуром», и само вязание крючком в книгах начала двадцатого века называют тамбурным, или вязанием в тамбуре.

Известны крючки двух видов - короткий, или обычный, крючок и длинный крючок для тунисского вязания. Кружевные узоры можно выполнять при помощи обоих видов крючков. Еще с помощью крючка вяжут ажурные узоры на вилке или на шпильке. С помощью крючка можно достаточно близко к оригиналу воспроизвести любую из кружевных техник.

6 учащаяся: Кружево, шитое из тесьмы

Самый простой способ получить узор - выложить его из готовой тесьмы. В западной литературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева. Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку. Иногда пользуются плоской шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка». Петельки по краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой и соединять между собой.

Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения. Узор наносят на кальку. По линии узора выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку», то есть самым обычным наметочным швом. В местах пересечения тесьму скрепляют вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. Наносят украшающие швы.

4. Составление последовательности выполнения кружева из тесьмы

Раздать учащимся образцы пооперационного изготовления кружева.

Задание для учащихся: Составить последовательность выполнения кружева, используя

а) правильную терминологию
б) образцы пооперационного изготовления кружева

Уточнить последовательность изготовления кружева вместе с учащимися, используя технологические карты.

Закрепить последовательность изготовления кружева.

5. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иглой по плакату «Найди ошибки»

6. Практическая работа «Выполнение фрагмента кружева из тесьмы, используя технологические карты и образцы пооперационной обработки»

7. Заключительная часть

Анализ выполненной практической работы, оценка работы учащихся.

8. Домашнее задание

Принести к следующему уроку бумагу формата А4- 2 листа, циркуль, линейку, карандаш.

9. Уборка рабочих мест

Литература :

  1. Энциклопедия «Шитьё и рукоделие» под ред. И. А. Андреевой;
  2. «История моды» детская энциклопедия Я. Н. Нерсесов;
  3. журнал «Хозяюшка».
Вверх