«Постоянство памяти»: Любопытные факты о самой копируемой картине Сальвадора Дали. Курсы рисования для взрослых и детей

Картина "Постоянство памяти"1931 год.

Самое известное и самое обсуждаемое в среде художников полотно Сальвадора Дали.Картина находится в Музее современного искусства в Нью- Йорке с 1934года.

На этой картине изображены часы,как символ человеческого переживания времени,памяти.Здесь они показаны в больших искажениях,какими иногда бывают наши воспоминания. Дали не забыл и себя,он так же присутствует в виде спящей головы,которая появляется и в других его картинах. В этот период Дали постоянно отображал образ пустынного берега, этим он выражал пустоту внутри себя.

Эта пустота заполнилась, когда он увидел кусок сыра кемембер. "...Решив написать часы, я написал их мягкими.

Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома.

Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр.

Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом.

На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил.

Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу.

Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена.

Картина стала символом современной концепции относительности времени. Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле картина была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.

В картине художник выразил относительность времени и подчеркнул удивительное свойство человеческой памяти,которая позволяет нам снова переноситься в те дни,которые давно уже остались в прошлом.

СКРЫТЫЕ СИМВОЛЫ


Мягкие часы на столе

Символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее.

Расплывшийся объект с ресницами.

Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности.

Твердые часы,лежат слева циферблатом вниз. Символ объективного времени.

Муравьи — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями.
Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Олива.
Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

Мыс Креус.
Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.)... Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

Яйцо.
Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Зеркало, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

Сальвадор Дали - Постоянство памяти (исп. La persistencia de la memoria).

Год создания: 1931

Холст, гобелен ручной работы.

Оригинальный размер: 24 × 33 см

Музей современного искусства, Нью-Йорк

«Постоянство памяти » (исп. La persistencia de la memoria, 1931) — одна из самых известных картин художника Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 года.

Известна также как «Мягкие часы », «Твердость памяти » или «Стойкость памяти ».

Эта небольшая картина (24×33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра, о чем говорит его же цитата.

Описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

Величайший представителей сюрреализма в живописи Сальвадор Дали, поистине умело сочетал загадку и очевидность. Этот удивительный испанский художник выполнял свои картины в присуще только ему манере, заострял жизненные вопросы с помощью оригинального и противоположного сочетания реального и фантастического.

Одна из знаменитейших картин, известна под несколькими названиями, чаще всего встречается - «Постоянство памяти», но так же известна, как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».

Это совсем небольшая картина о времени произвольно текущем и неравномерно заполняющем пространство. Сам же художник пояснил, что возникновение этого сюжета связано с ассоциациями при размышлении о природе плавленого сыра.

Начинается все с пейзажа, на холсте он занимает мало места. Вдали виднеется пустыня и морское побережье, возможно, это отражение внутренней пустоты художника. Еще на картине трое часов, но они текут. Это временное пространство, по которому и льется течение жизни, но оно может изменяться.

О большей части картин художника, об их идеях, содержании, подтексте, становилось известно из записок в дневниках Сальвадора Дали. Но каково мнение самого художника по поводу этой картины не обнаружено, ни строчки. Существует немало мнений о том, что же хотел донести до нас художник. Есть и некоторые настолько противоречивые, что эти обвисшие часы говорят о страхах Дали, возможно, перед какими-либо мужскими проблемами. Но, несмотря на все эти предположения, картина обладает огромной популярностью, благодаря неординарности сюрреалистического направления.

Чаще всего, при слове сюрреализм, имеется в виду Дали, и на ум приходит его картина «Постоянство памяти». Сейчас это произведение находится в Нью-Йорке, увидеть ее можно в Музее современного искусства.

Идея произведения пришла к Дали в жаркий летний день. Он лежал дома с головной болью, а Гала ходила по магазинам. После еды Дали заметил, что сыр плавится от жары, становится текучим. Это как-то совпало с тем, что у Дали было в душе. У художника появилось желание написать пейзаж с плавящимися часами. Он вернулся к незавершённой картине, над которой работал тогда, на ней изображалось дерево на платформе на фоне гор. В течение двух или трёх часов Сальвадор Дали развесил на картине расплавленные карманные часы, которые и сделали картину тем, чем она является сегодня.

Сальвадор Дали
Постоянство памяти 1931

История создания

Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив Галу с друзьями в кино, «я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой.

Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

Расплавленные часы стали синонимом имени Сальвадора Дали. Броский, легко тиражируемый и без труда расшифровываемый образ художник сделал программным для себя (как и яйцо, например, или ). Помимо этой загадки Дали разбросал по всей картине множество других. Что, например, делают на полотне муравьи и муха? И что это за размазанная масса с ресницами?

Сюжет

Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.

С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.

На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.

Расплавленные часы Дали придумал, размышляя о камамбере

Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».


Сальвадор Дали

Дерево изображено сухим, потому что, как считал Дали, античная мудрость (символом которой это дерево и является) канула в Лету.

Пустынный берег — это крик души художника, который через этот образ говорит о своей опустошенности, одиночестве и тоске. «Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

При этом море — символ бессмертия и вечности. По мысли Дали, море идеально для путешествий, там время течет в соответствии с внутренними ритмами сознания.

Образ яйца как символа жизни Дали взял у древних мистиков. Последние считали, что из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Слева горизонтально лежит зеркало. Оно отражает все, что пожелаешь: и мир реальный, и сновидения. Для Дали зеркало — символ непостоянства.

Контекст

По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».

Гала: никто не сможет забыть эти мягкие часы, увидев их хотя бы раз

Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.



«Дезинтеграция постоянства памяти»

Дали похоронен так, что по его могиле может пройтись любой желающий

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.



Дали на крыше своего дома в Испании

Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.

Увы… Всем известно, что всё проходит. Время летит – и словно вихрем проносятся мимо нас моменты нашей жизни, а спустя неуловимое мгновение они начинают выцветать и приобретать желтизну, словно фотографии в старом альбоме, спрятанные где-то глубоко в шкафу. Время безжалостно с нами и теми, кого мы любим. Время – это необратимый процесс. А мы отчаянно стараемся вырвать из рук злого времени эти мгновения, куски нашей жизни, и сохранить их в памяти хотя бы ненадолго – но и тут беда, память тоже предательски обманывает нас, оставляя лишь крупинки воспоминаний, отрывки, кусочки, отдельные слова и кадры. Всё это напоминает мне процесс просеивания муки через сито. В процессе просеивания мы избавляемся от посторонних частиц и в конечном итоге получим насыщенную кислородом муку, что сделает нашу выпечку лучше, но это в случае с мукой. Что же касается «просеивания» временем памяти, тут всё с точностью до наоборот. Всё, что останется у нас в «сите», – это частицы нашей жизни: хорошие они или плохие, но мы будем бережно хранить их и заставлять жить дальше. Попытки наши тщетны, казалось бы. Но искусство… вот путь к вечности. Искусство – тот самый вызов, которое бросило человечество злому времени. Искусство – это бесстрашие перед всепоглощающим бытием и быстротечностью времени. А время не только уходит и улетает – в случае с Дали, о котором наш сегодняшний материал, оно еще и утекает. Итак…

Супруга художника, Гала как в воду глядела, говоря, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет.

История картины

Название – «Постоянство памяти», 1931 г. (холст, гобелен ручной работы, 24×33 см)

Направление в искусстве – сюрреализм

Художник – Сальвадор Дали

Музей – Музей современного искусства, Нью-Йорк

Вероятнее всего, «Постоянство памяти» (исп. La persistencia de la memoria ) – одна из самых известных картин Сальвадора Дали. Она также известна как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти». Образ подтаявших и стекающих часов уводит нас от представления о линейности времени. Как сам объяснил однажды художник, этот сюжет навеян размышлениями о сыре камамбер – невероятно, не правда ли? Так вот, летом 1931-го Дали готовился к персональной выставке. Его гражданская жена Гала ушла с друзьями в кино, «я, – вспоминал Дали, – вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую – взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане – голый остов оливы с обломанной веткой. Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу – но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

«Постоянство» Дали часто ассоциировали с теорией относительности Эйнштейна, однако сам художник утверждал, что написанию этой картины поспособствовало одно из учений древнегреческого философа Гераклита, автора крылатой фразы: «Всё течёт, всё изменяется» – и именно поэтому картина Дали носит название «Постоянство памяти». Памяти о неразрывной взаимосвязи пространства и времени. На картине присутствует и сам Дали в виде расплывшегося объекта с ресницами – этот образ уже появлялся в «Траурной игре» и других картинах. Это спящий Дали в мире собственного сна. Художник убивает объективный мир, не признавая за ним никаких прав: «есть некая взаимосвязь между сном, любовью и смертью, и она очевидна. Сон – это и есть смерть или по меньшей мере исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, и потому художник изобразил свою голову в такой расплывающейся, словно моллюск, форме: она говорит и о его беззащитности. Достаточно вспомнить высказывания художника после смерти Галы: она, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

К слову, во сне Дали обронил зеркало (символ непостоянства) – оно лежит горизонтально слева и отражает оба мира – объективный и субъективный.

Твердые часы – воплощение физического времени – Дали положил циферблатом вниз, как фото друга, с которым больше не разговаривает. Приглядитесь повнимательнее – и вы увидите на часах муравьев, которые символизируют гниение и разложение. Муравьи расположились в соответствии с делениями хронометра, выстроились в круг, и если при первом взгляде на картину вы этого не замечали, то сейчас знаете: Дали хотел показать, как линейное время само себя пожирает.

Рядом с твердыми часами на столе изображены одни из трех мягких часов, на которых вы видите муху – художник именовал их феями Средиземноморья и считал, что они «несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Сухой ствол дерева оливы на этом же столе был для Дали символом античной мудрости, и так как с течением времени всё меняется, и античная мудрость осталась позади нашего времени, Дали изобразил дерево высохшим, подчеркивая, что всё проходит.

Еще одним важным фрагментом картины является мыс Креус – местечко на каталонском побережье Средиземного моря вблизи родного города Дали и персонаж многих его картин. «Здесь, – писал художник, – в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз» (превращения одного бреда в другой).

Символом бессмертия и вечности для Дали было море – идеальное пространство для путешествий, ведь время здесь подчиняется не физическим законам, а внутренним ритмам сознания путешественника. И согласитесь, что есть в этом утверждении какая-то магия и смысл.

У подножия мыса Креус вы можете заметить нечто, похожее на тень или камень – исследователи утверждают, что это не что иное, как «Мировое яйцо», и в творчестве Дали оно символизирует жизнь. Этот образ Дали позаимствовал у древнегреческих мистиков, приписывавших «Яйцу» заслугу сотворения мира – согласно мифу, из него вылупилось божество Фанес, которое создало людей. А скорлупа при этом раскололась надвое и образовала небо и землю. Вот такие были поверья.

Несколько строк о художнике


Сальвадор Дали (полное имя – Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь). Художник родился в Испании 11 мая 1904 года в Фигерасе, провинция Жирона. Сын зажиточного нотариуса, Дали прославился как один из ярчайших сюрреалистов в истории. Причем не только в живописи – он занимался также графикой, скульптурой, писательством, режиссурой… даже сотрудничал с Альфредом Хичкоком.

Говорят, Дали был безумцем, и да, он страдал от припадков паранойи, но согласитесь, что именно эти «бредовые» идеи и картины сделали его известным миру. Он был заносчивым и неуправляемым в детстве и оставался таким до самой старости. Необузданность и непрекращающийся поиск ответов на извечные вопросы словно терзали его изнутри и находили свой выход лишь посредством его необычного творчества. Он увлекался психоанализом – это заметно по его картинам, которые отворачиваются от всего мира, от реальности вокруг. У него были сложные отношения в семье, а затем и с гражданской супругой, которую Дали, тем не менее, воспевал в своем «Дневнике» и после смерти которой переживал глубокую депрессию. Скорбь по ушедшей спутнице жизни проглядывала в работах художника еще долгое время. Его попытки самовыражения оборачивались острыми и непредсказуемыми сюжетами картин. Картины Дали отличаются иным взглядом на происходящее вокруг. Словно оголенный нерв – этот заметный уход от реальности, эта бессмысленность, на первый взгляд, и в то же время наполненность смыслом, отличным от смысла жизни обычных людей. И всё это – Сальвадор Дали.

Некоторые искусствоведы утверждают, что эра его сюрреализма началась немного ранее, с написанием картин в 1927 и 1928 гг, на которых изображены массивы элементов с сексуальным подтекстом, отличающиеся от кубистского подхода. Эти полотна содержат первые проблески свойственного для Дали ландшафта, который окажется одним из наиболее характерных черт его собственной формы сюрреализма.

Дали в качестве сценариста сотрудничал с известным режиссером, Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пес». В них отобразилось странное движение и нереальные сцены, напоминающие ожившие картины Дали.

В 1934 году Сальвадора Дали изгнали из официального сюрреалистического общества из-за разногласий в отношении войны, но он выставлял свои преимущественно сюрреалистические произведения с международными сюрреалистами до 1940 года. Затем лица в его картинах приобрели узнаваемые стилистические черты, но в основном с выраженным субъективным исследованием науки и религии.
Одна из выдающихся картин Сальвадора Дали этого периода - «Постоянство памяти». В ней изображена неизбежность течения времени. Для ее создания Дали вдохновился куском расплавленного сыра. Картина оказалась шокирующей, успешной и одной из самых известных работ художника.

Так как он был блестящим чертежником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптической иллюзией, сновидческими пейзажами и глубоким символизмом.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним единственным направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки, скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства.

Высоко плодовитый и чрезвычайно одаренный мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учетом сюрреалистического видения Дали.


2. «Великий мастурбатор», 1929 год

На картине изображена внутренняя борьба чувств, возникших относительно полового акта. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную его отцом книгу, открытую на странице с изображенными гениталиями, пораженными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определенная часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.


4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начиненной черепами.


5. «Сон», 1937 год

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений - сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.


6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.


7. «Постоянство памяти», 1931 год

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе двойственность мягкости и твердости, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.


8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешает память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

Портрет жены Дали изображен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновленный наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.


10. «Расплавленные часы», 1954 год

Еще одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жестких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, объединив классику и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

Второе название картины - «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал ее за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.


13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символикой.


14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чье искаженное тело сильно влияет на далинианскую пустыню.

Вверх