Иоанн предтеча православная энциклопедия. Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. г. Новосибирск

7 июня в церкви празднуется Рождество пророка и крестителя Христа Иоанна Предтечи. Он был последним пророком Старого Завета, который пророчил о приходе Мессии. Открыл еврейскому народу Христа как Спасителя и Сына Божьего.

Рождение и юные годы Иоанна Крестителя

Иоанн Предтеча был рожден в семье священника Захария и праведницы Елисаветы. Предпосылкой к его появлению служило явление Захарию в храме архангела Гавриила, который и предсказал, что у него скоро родится сын. Но Захарий не поверил, что на старости лет его бесплодная жена сможет зачать. За свое неверие он был наказан немотой до тех пор, пока предсказание не сбылось. Также в послании было сказано, что рожденный поведет народ за собой и станет одним из великих пророков мира сего.

Первые пять месяцев семья держала втайне от всех людей новость о скором появлении младенца. Но архангел Гавриил, который появился перед Захарием, через несколько месяцев явился Деве Марии во сне с предсказанием о рождении у нее сына Спасителя Христа. Тогда же сообщил он Марии о том, что подруга ее носит сына в утробе своей уже шестой месяц.

На восьмой день после того, как Елисавета родила сына, согласно еврейским обычаям, мальчика необходимо было обрезать и дать имя. По иудейским традициям имя сыну дают в честь родственников. Тогда Елисавета хотела назвать его в честь отца. Но Захарий, который был еще нем, на дощечке написал имя Иоанн. И в ту же минуту смог говорить. Захарий начал рассказывать людям о том, что скоро на свет явится Христос - Сын Божий (Спаситель), и что сын его станет Ему Предтечей.

Когда же мальчик подрос, он отправился в пустыню и поселился в пещере. Он много молился и размышлял о благочестии. Постоянно вел беседы с Богом. Так в ожидании, пока его не призовет Господь на службу, прожил он до тридцати лет. Носил скромную одежду, питался медом, корешками растений, а также саранчой.

Проповеди пророка о пришествии Спасителя

После того как Иоанн достиг своего тридцатилетия, был он призван идти к народу иудейскому и проповедовать об избавлении грехов и о покаянии. Все это должно было стать предшествием к появлению Мессии. Послушав Голос Господа, Иоанн отправился к реке Иордан, где к нему стекались люди толпами.

Тут были люди разных сословий. Пророк пытался каждому донести, как надо избавляться от своих пороков. Что должны делать скупые, люди, которые любят сквернословить, как правильно каяться сборщикам подати и т. д. Иоанн каждому мог правильно донести послание Господнее прямо в сердце.

Многие кто к нему приходили, принимали крещение в реке Иордан и каялись в своих грехах.

Сила его слова оказывала на людей такое впечатление, что они уже начали задаваться вопросом, а не он ли и есть тот самый Мессия. Иоанн отвечал, что он лишь слуга Его и Предтеча.

Крещение Иисуса Христа на реке Иордан

Спустя полгода проповедей к Иоанну пришел Иисус из Назарета, сын маминой подруги Марии. Он знал его как родственника своего по плоти, и что он очень благочестивый и светлый человек. Но Иоанн и подумать не мог, что Иисус из Назарета и есть тот самый Спаситель, о котором он проповедует. Но в этот момент на пророка снизошел Дух Святой и озарил светом своим.

В ту же минуту Иоанн почувствовал что-то такое, чего ранее не ощущал. И понял он, что перед ним стоит Господь Бог его. Иисус попросил крестить Его. На что пророк удивился и сказал, что, наоборот, Господь должен крестить его. Но Христос молча вошел в реку Иордан, дав понять, что начинается его крещение. После обряда он вышел из воды. И в эту же секунду открылись небеса, и Иоанн увидел Духа Святого в виде голубя, который оповещал о том, что это Сын Господен. С этих пор все проповеди пророка направлялись на свидетельствование существования Мессии, который был прислан на землю, дабы искупить все грехи человеческие.

Но даже после этого многие не верили, что Христос и есть Спаситель. Так как он был смиренен и робок. Также существовало поверье, что перед появлением Спасителя придет Илия. Толпами шли люди к Иоанну с сомнениями своим. На что он отвечал им - Христос и есть Спаситель, а он лишь слуга его, который не достоин развязывать ремни на сандалиях его.

Однажды ученики его пожаловались, что Христос уже сам собирает учеников себе, хотя должен, по их мнению, считать Иоанна учителем. На что пророк говорит, что именно так и должно быть, что Иисус должен крестить всех и пророчествовать об освобождении грешных душ людских. Это было последнее, что говорил Иоанн о Христе. А три его ученика последовали по его настоянию за Христом. Впоследствии они стали апостолами - Петр, Иоанн, Андрей Первозданный. Спаситель очень тепло отзывался об Иоанне Крестителе. Он удостоил его такими похвалами, которых не удостаивался ни один из живших на земле людей.

Убийство Иоанна Крестителя

После того как пророк был заключен в темницу, к нему стал приходить заключивший его правитель Ирод перед тем, как принять какое-либо государственное решение или просто за советом. Однажды правитель решил жениться на жене еще живого своего брата Филиппа. Но пророк был против такого решения царя и не благословил его на этот шаг. Ирод не послушал пророка. И все же выгнал из дому свою законную жену и принял брак с Иродиадой, которая знала о том, что Иоанн против их союза, и решила отомстить узнику. Только не могла найти подходящего случая.

Но однажды в день своего рождения Ирод собрал большое количество людей. На этом празднике танцевала дочь Иродиады, да так красиво, что правитель был покорен ее движениями. На эмоциях он пообещал Саломее (так звали дочь его новой жены) сделать все, что она захочет. Саломея, по настоянию своей матери, потребовала перед собой голову Иоанна Крестителя. Тут же ее желание было выполнено. Оруженосец по приказу правителя отсек Предтече голову и принес ее на блюде Саломее, которая передала ее своей матери.

В память об этом событии установлен праздник об усекновении головы Крестителя, а также появилась икона Иоанна Крестителя с отсеченной головой.

Икона Крестителя Христа

На сегодняшний день в православной иконографии существует большое количество изображений Иоанна.

Но натуральная икона Иоанна Крестителя имеет отличительные черты. Во-первых, нужно обратить внимание на внешний вид Предтечи - смугловатый худой мужчина еврейской внешности. Волосы темные густые кудрявые. Такая же густая борода, которая разделена на пряди. Одет он в одежду из грубой верблюжьей кожи, которая подвязана кожаным ремнем. Зачастую святого изображают на такой иконе по пояс, и повернут он в сторону молящегося. В его левой руке находится свиток, на котором написана молитва о покаянии, а правая рука поднята кверху.

На левом плече святого лежит символ его жизни - крест-посох. На некоторых изображениях у Предтечи в одной руке свиток, а в другой чаша, в которой находится младенец Иисус, а называется икона "Иоанн Креститель с чашей". Хотя такое изображение появилось уже после 16 века.

Местонахождение самой древней иконы

Мало кто знает о существовании древней иконы Иоанна Крестителя, и где находится она. Еще в 19 веке известный археолог вывез икону из монастыря святой Екатерины, который находится на реке Синай. И с тех пор самая древняя икона Иоанна Крестителя (6 век) хранится в Киеве. Епископ Порфирий (археолог) еще в первой половине прошлого века завещал всю свою коллекцию икон Киевскому музею.

На этой иконе Иоанн изображен в полный рост в античном одеянии. В одной руке он держит свиток с надписью на греческом языке.

Одна из самых почитаемых икон

На этой иконе в центре на блюде изображена отсеченная голова Иоанна Крестителя с закрытыми глазами, отсюда и взяла свое название икона Иоанна Крестителя «Голова на блюде». Над головой изображен нимб. Эта икона Иоанна Предтечи является одной из самых почитаемы в православном мире. А изображена голова отдельно от туловища, так как захоронение ее осуществлялось отдельно от тела. По преданию, Иродиада боясь того, что если захоронить тело Иоанна вместе с головой, он может воскреснуть, приказала захоронить его части тела по отдельности. Но жена тогдашнего их домоправителя Иоанна, зная об этом, спрятала голову в сосуд и схоронила ее на Елеонской горе. Со временем правитель и его жена захотели проверить, где похоронены части пророка, пошли к местам погребения. Не найдя головы Предтечи, они решили, что он все же воскрес и ходит по земле в обличии Христа. Об их заблуждениях свидетельствует писание из Евангелия.

Икона Иоанна Крестителя: значение

Одна из самых чудотворных икон олицетворяет собой покаяние, освобождение от грехов. Защищает просящего от врагов и обмана. К Иоанну Предтече обращаются раскаявшиеся, желая вернуться к Богу. Также считается, что образ помогает избавиться от головной боли.

Икона Иоанна Крестителя: в чем помогает

Молитва к святому Иоанну помогает просящему справиться с любой работой. Все поставленные перед собой задачи будут успешно разрешены. Если человек не определился со своим местом в жизни, то он может обратиться к святому Иоанну с просьбой о помощи. Он поможет найти путь в жизни. С этой иконой будет легче найти свое предназначение и обрести счастье.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

72 г. до н.э. родился Захария, отец Иоанна Крестителя. На самом деле Захария не был священником, а был простым скотоводом. 68 г. до н.э. родилась Елизавета, мать Иоанна Крестителя.

Рождество Иоанна Крестителя

7 июля 10 г. до н.э. в три часа дня родился ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ в городе Тарихея на берегу Галилейского озера. Елизавете в это время было 58 лет, а Захарии – 62 года.

Иоанн Креститель родился в день который на Руси отмечался как Иван Купала .

«Наречение Иоанна Крестителя» (картина Рогира ван дер Вейдена. Разрешившаяся от бремени Елизавета лежит в кровати, на переднем плане Захария пишет имя сына)

На восьмой день после рождения ребёнка по иудейскому обычаю младенцу полагалось сделать обрезание и дать ему имя. Соседи и родственники, присутствовавшие при этом, предлагали дать мальчику имя Захария, в честь отца. И тогда немой Захария, помня о вещем сне, потребовал дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Захария так сильно разволновался, что неожиданно для всех произнёс написанное вслух: «Иоанн имя ему!» Это произвело на всех присутствующих сильное впечатление. Заговорил человек, который молчал 60 лет. Весть об этом событии разнеслась по всей округе.

Елизавета своего сына Иоанна сильно любила и всячески его баловала. Поэтому мальчик рос капризным, по малейшему поводу сразу же впадал в истерику, начинал стучать ногами по полу и требовать своё. К окружающим его людям Иоанн относился свысока, насмешливо и даже мог зло пошутить над невинным человеком. Всё резко изменилось после смерти родителей. Мать умерла, когда Иоанну исполнилось 8 лет. Через год ушёл из жизни отец Захария. Иоанн как сирота был определён в иудейский монастырь неподалёку от своего родного города.

Иоанн стал практически рабом у монахов. Законы в монастыре были жестокими, условия жизни – адские. Самое распространённое и самое мучительное наказание для провинившихся заключалось в стоянии голыми коленями на мелких битых камнях. Щебёнка острыми углами царапала кожу и до крови вдавливалась в тело наказанного. Этой пытке 9-ти летнего Иоанна подвергали по нескольку раз за день. Поводом могла послужить всякая мелочь, любая провинность – не так прошёлся, не так ответил, не туда повернулся, не то сделал. Мальчик ложился на постель поздно ночью и засыпал как убитый, а утром его уже будили ни свет ни заря, так как жизнь в монастыре начиналась с 3 часов утра. Священнослужители, на словах проповедуя любовь к ближним, наяву оказались изощрённо жестокими и злыми садистами. Там в монастыре он постиг открывшуюся ему истину – монахи в Бога не верят! Он лишь прикрываются именем Бога, чтобы обманывать других людей, заставляют их работать, собирают пожертвования на свою безбедную жизнь и изображают перед всеми окружающими благочестивость и веру. Иоанн совсем другими глазами стал смотреть на окружающий его мир, который оказался насквозь фальшивым и лживым.

Одновременно с работой Иоанну приходилось учиться – в монастыре он освоил грамоту, стал читать, писать, считать. Смышлённый мальчик подавал большие надежды. Он знал четыре языка: два еврейских – иврит и арамейский, латинский – официальный язык Римской империи и гальский. Последнему языку Иоанну обучил пленный галл, раб, живущий в монастыре, который занимался врачеванием. Этот галл с симпатией относился к Иоанну, проводил с ним много времен и любил рассказывать мальчику истории о неведомых странах, в которых ему приходилось бывать. Именно от этого человека молодой Иоанн узнал о том, что мир огромен и разнообразен, о том, что где-то там вдали, за морем, существуют неведомые страны, в которых люди живут совсем по другим законам и обычаям. После этих рассказов у Иоанна возникло желание побывать в Риме, Галлии, Греции, Индии и своими глазами увидеть весь мир.

Иоанн рос, и с годами у него стали проявляться необыкновенные способности, открылся дар ясновидения. Он начал заниматься предсказаниями будущего. Над его словами сначала просто смеялись, принимая всё в штыки. Если же предсказанное сбывалось, тем более что-нибудь плохое и неприятное, то все сразу набрасывались на Иоанна, обвиняя его в том, что он «накаркал» несчастье. Иоанн, вырастая, всё больше замыкался в себе, стараясь ни с кем не разговаривать по душам и не делиться пережитым. Он стал чувствовать пропасть между собой и другими людьми, которые его просто не понимали.

Иоанну, жившему в монастыре, исполнилось 13 лет (3 год н.э.). По законам того времени с этого момента мальчик считался совершеннолетним, и его следовало женить. Иоанн был не монахом, а лишь воспитанником в монастыре и жил по обычаям светским правилам, и на него не распространялись ограничения монашеской жизни. Уже после того, как был назначен день свадьбы, с Иоанном вдруг случилась ужасная неприятность. Он рубил дрова и нечаянно топором попал себе по ноге – острое лезвие с размаху попало между ног и срезало кусок мяса с икры. Рана загноилась, возникла угроза гангрены. Иоанн мог на всю жизнь остаться безногим, но, к счастью, его спас пленный галл – доктор умело обработал рану и не допустил возникновения опасной опухоли. Иоанн выздоровел, и лишь хромота и шрам, оставшиеся на всю жизнь, напоминали теперь ему об этом неприятном событии. Да ещё в ненастную погоду нога ноющей тупой болью иногда давала о себе знать. Монахи, посчитав это происшествие дурным предзнаменованием, решили отложить женитьбу Иоанна.

Чем взрослее становился Иоанн, тем тягостнее было ему в монастыре. Ему порой казалось, что он задыхается в атмосфере всеобщей ненависти и лжи. Иоанн резко выделялся из всеобщей толпы, ему многие завидовали и его ненавидели. У многих он вызывал раздражение одним своим внешним видом. У Иоанна были открытое, доброе лицо, голубые глаза, красивые русые вьющиеся волосы. От него просто веяло здоровьем, молодостью и уверенностью в себе. Иоанн был высокого роста – 182 см, с мощной спортивной, мускулистой фигурой, статный. Больше всех невзлюбил молодого юношу монах, который одним своим видом внушал отвращение,- горбатый, одноглазый, болезненный, хилый. Он придирался к Иоанну из-за всякой мелочи и изо всех сил старался досадить ему. Именно из-за козней этого монаха Иоанну и пришлось покинуть стены монастыря. Ему тогда исполнилось 16 лет (6 год н.э.). В монастыре Иоанн занимался добычей золота, которое переплавлялось в слитки тут же, в монастыре.

Пропала крупная партия золота. Похититель, тот самый горбатый монах, подстроил всё таким образом, что подозрение пало на Иоанна. Даже настоятель монастыря, всегда по-доброму, с симпатией относившийся к юноше, был уверен в его виновности. Иоанн убежал и забрался на курган недалеко от монастыря и в рыданиях и переживаниях провёл остаток дня. Выплакавшись, Иоанн уснул. И во сне было ему видение – к нему подошёл высокий старец в белых одеждах с посохом в руке и произнёс: «Ты успокойся. Сейчас твоё время ещё не пришло. Оно придёт гораздо позже. А сейчас ты не должен оставаться здесь. Здесь для тебя всё чужое, всё не твоё – место не твоё, вера не твоя… Ты должен идти на Восток». Над головой старца сиял сверкающий нимб, облик его был прекрасен. Это событие произошло 28 марта 6 года н.э.

В 20 км от монастыря находилась деревушка, в которой жила добрая старушка. Иоанн познакомился с ней, когда приезжал в деревню продавать излишки продуктов. Честный юноша с открытым лицом понравился бабушке. Он часто навещал старушку, та его встречала как родного, подкармливала и заботилась о нём как о своём собственном сыне. Приняв решение, Иоанн сразу же направился к своей знакомой. Пожив у старушки несколько дней, Иоанн с первым попутным караваном отправился в Тибет – неведомую, загадочную страну, полную чудес, о которой он так много слышал.

Иоанн выучил два тибетских языка и всерьёз увлёкся классической тибетской медициной, стал настоящим специалистом в ядах. На Тибете Иоанн провёл 6 лет и 7 месяцев. После этого он уехал в Индию, где прожил ещё два года.
Он выучил три индийских языка и ознакомился с технологией изготовления шёлка. Иоанна интересовало всё необычное и загадочное в самых различных областях человеческой деятельности. Иоанн усиленно занимался йогой, на два-три месяца уходя от людей в глушь и медитируя в одиночестве. Во время медитаций Иоанн путешествовал во времени и пространстве… Во время таких путешествий Иоанн увидел, как в будущем он станет крестить людей с помощью воды. Иоанн обошёл все святые места в Индии и Тибете и ознакомился со всеми религиями, занимался исцелением людей.

В Китае Иоанн пробыл недолго – восемь месяцев. Ему не понравилась эта страна – китайцы оказались весьма злыми и подозрительными людьми. Китайский язык был десятым языком, который выучил Иоанн. Иоанн обладал капризным характером, настроение у него слишком часто менялось – он то веселился от души, хохотал, тянулся к людям, к обществу, то неожиданно впадал в глубокую депрессию, не хотел никого видеть и уединялся где-нибудь в одиночестве. Он был непредсказуем, и ученикам Иоанна было порой трудно находиться с ним рядом.

Неординарные люди, наделённые талантами, способные творить и созидать, обладающие огромной энергией, зачастую имеют капризный, непредсказуемый характер. Им слишком тяжело жить с простыми людьми, потому что они видят, что обыкновенные люди не всегда их понимают. Чем мудрее человек, тем тяжелее жить ему на земле, потому что он видит несовершенство этого мира.

Иоанн в Риме

Вернувшись из Индии, Иоанн начал проповедовать: он рассказывал, как живут люди в других странах; объяснял евреям, что иудейская вера сильно искажена священниками, и поэтому не стоит доверять каждому их слову; говорил, что не стоит полностью отвергать всё иностранное, наоборот, нужно перенимать у других народов всё самое лучшее, в том числе и у римлян; вместе с тем не надо мириться с нынешним тяжёлым положением, нужно бороться за свою свободу.

Об Иоанне говорил пророк Исаия: "Голос раздаётся в пустыне: приготовьте путь Господу! Выпрямьте путь перед Ним!" Евангелие Матфея 4
Иоанн носил одежды из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Ел он саранчу и дикий мёд. К нему приходил народ из Иерусалима, со всей Иудеи и из окрестностей Иордана. Исповедующих свои грехи он крестил в реке Иордан. Евангелие Матфея 4

Целый год Иоанн таким образом проповедовал в Иудее, перемещаясь из селения в селение, и везде повторялось одно и то же – никто не хотел воспринимать его слова всерьёз.

Иоанн решил совершить поездку в Рим, чтобы лучше на месте узнать римлян, ознакомиться с их обычаями и нравами, разобраться во всём самому. С собой он взял своего верного спутника – 15-ти летнего мальчика-сироту, который прибился к нему во время его скитаний по иудейской земле.

Прожив некоторое время среди римлян, Иоанн был сильно разочарован. Он убедился, что и в столице царят те же самые пороки, что и в провинции,- повсюду ложь, лицемерие, жестокость и обман. Духовные ценности никого не интересуют, римские священники, как и иудейские, думают только о том, как бы поплотнее набить свой карман. О Боге вспоминают только тогда, когда это сулит выгоду, о спасении своей души никто не задумывается. Присмотревшись, Иоанн понял, что ничего хорошего римляне иудеям дать не смогут. Великий Рим может принести в маленькую Иудею лишь раздор, зло, войну. Иоанн решил посмотреть, как живут люди в других странах, находящихся под римским игом. Он побывал в Галлии (Франция) и среди племён германцев. Везде люди жили одинаково, повсюду царили раздор, войны, зависть… Люди ненавидели друг друга за всё – за то, что они разной веры, за то, что они разной национальности, бедные ненавидели богатых, богатые издевались над бедными… Иоанн понял, что всем людям не хватает одного – единства. Только новая вера, чистая и правильная, может объединить и примирить все народы и нации, только истинная единая вера поможет побороть жестокость и сделать людей счастливыми и свободными. В общей сложно Иоанн провёл в Риме, Галлии и Германии два года и вернулся назад в Иудею.

20 марта 15 года в Галилею из Индии вернулся Иоанн Креститель. Ему было в то время 25 лет. Первым делом он посетил монастырь, который покинул 9 лет назад. За это время многое изменилось. Старый настоятель монастыря умер, его место занял другой монах, который ранее был простым послушником. Он и рассказал Иоанну о том, что после его ухода раскрылась настоящая причина пропажи золота. Одноглазый вор был разоблачён, и с Иоанна сняли все обвинения. К этому времени злобный монах тоже умер. Теперь Иоанн хотел вернуть себе назад родительский дом. После смерти отца Захарии этот дом перешёл в пользование монахов, и, чтобы вернуть назад своё жилище, Иоанну надо было обратиться к первосвященнику в Иерусалим. По пути в Иерусалим Иоанн неоднократно слышал от попутчиков и встречных прохожих рассказы об Иисусе, который, вернувшись из Египта месяц назад, уже успел прославиться чудесными исцелениями людей. Слава о 19-ти летнем целителе быстро разнеслась по всей Иудее.


Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва.

Встреча Иоанна и Иисуса произошла 17 апреля 15 года доме у Иосифа Аримафейского.
Иисус услышав от Иоанна об Индии, загорелся желанием отправиться в эту страну.
Чтобы вернуть назад свой дом, Иоанн по законам того времени должен был жениться и завести семью - в этом случае спорное жильё возвращалось первоначальному хозяину.

14 октября 15 года умер 67-ми летний Иосиф. Иосиф был погребён на городском кладбище в Назарете.

Женитьба Иоанна Крестителя

Мария нашла для Иоанна подходящую невесту - красавицу Саломею из соседней деревни Каны Галилейской. Так как у жениха на момент свадьбы не было ещё своего жилья, то торжество было решено провести в доме родителей невесты.
26 декабря 15 года в Кане состоялась свадьба Иоанна и Саломеи.

Через три дня в Кане, в Галилее, был свадебный пир. Туда были приглашены Иисус, Его Мать и ученики Иисуса. Случилось так, что во время пира кончилось вино, и мать Иисуса тогда сказала Ему: - У них нет вина. Мария была посаженной матерью Иоанна и ведала всеми приготовлениями на свадьбе. Поэтому когда неожиданно кончилось вино, то именно к ней и обратились с жалобой…
Иисус ответил: - Почему Я должен заботиться об этом? Ведь Моё время ещё не настало. Мать Иисуса сказала слугам: - Делайте, что Он вам скажет (Мария ведёт себя, как хозяйка, а не как гостья, что очень странно!).
Рядом стояло шесть больших каменных сосудов, которые иудеи использовали для обрядовых омовений. В каждый сосуд вмещалось около ста литров воды. Иисус сказал слугам: - Наполните сосуды водой (чужие слуги послушались и Иисуса, это говорит что Он был там не просто гостем).
Те наполнили их водой до верха. - А сейчас зачерпните,- сказал Он,- и отнесите распорядителю пира. Они так и сделали. Тот попробовал воду, ставшую вином. Он не знал, откуда вино, об этом знали только слуги. Распорядитель отозвал в сторону жениха и упрекнул его: - Все подают вначале вино получше, а потом, когда гости напьются, подают вино похуже. А ты сберегал лучшее вино до сих пор .

Затем Иисус, обладавший невероятной силой гипноза, внушил всем гостям, находящимся на свадьбе, что в кувшинах находится не вода, а вино. Люди пили воду, и им казалось, что это необычайное вино. Слава о чуде превращения воды в вино разнеслась по всей округе.

Это было первое чудо, совершённое Иисусом в Кане Галилейской. Он таким образом проявил свою славу, и ученики Его поверили Ему. После этого Иисус вместе с матерью, братьями и учениками пошёл в Капернаум, и там они пробыли несколько дней. Евангелие Иоанна

«Тот, кто любит свою жену, любит и самого себя». «Помните, что каждый муж должен любить свою жену, как самого себя, и жена должна уважать своего мужа». Письмо Ефесянам 5



Икона «Брак в Кане Галилейской»
На этих иконах изображали не само чудо, а пир, на котором оно свершилось. Сюжет особенно полюбился в XVII-XVIII веках, когда иконопись сблизилась со светским или, как его тогда называли, мирским искусством. На иконах представляли пир, участники которого слушают веселых музыкантов-скоморохов.

30 лет Иоанн на целый год ушёл в пустыню и жил там отшельником, питаясь только травами и саранчой, очищал свою душу и тело. Он много познал в пустыне, стал мудрее и прозорливее, научился слышать голос Божий, который подсказывал ему ответы на многие вопросы. Наедине с природой у человека открываются новые возможности организма, он начинает чувствовать то, что раньше было ему недоступно.

Это отшельничество произвело сильное впечатление на последователей Иоанна, которые видели, что этот человек не стремится к наживе и какой-то своей выгоде, он несёт новую веру и готов ко многим жертвам ради этого.


«Крещение Господне» (картинаТинторетто)

Инициация – «Крещение»

21 августа 22 года 26-ти летний Иисус после долгого пятилетнего отсутствия вернулся на родную землю. Узнав, что Иоанн Креститель находится у себя дома, Иисус тут же поспешил его увидеть. 3 сентября состоялась встреча двух друзей.

Обряд крещения возник после распятия Христа. Принимая крещение, человек начинал верить в Христа, распятого на кресте. Во времена Иоанна же ещё не было распятия – как символа христианства. Иоанн же в те времена совершал не «крещение», а просто окунал человека в воду, смывая с него все прошлые грехи. Очистившись человек был готов к новой жизни, он уже был готов принять новую веру.

На это Иоанн им отвечал: - Я крещу вас в воде, но придёт тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата, которой Он просеивает зерно от соломы, уже у Него в руках, зерно Он соберёт в хранилище, а солому сожжёт в неугасимом огне .
Это выражение было понято неправильно, им воспользовались те, кто хотел навязать новую веру огнём и мечом. Во времена средневековья инквизиторы «во имя Христа» живьём сжигали на костре еретиков, они обращали в христианство целые народы по всему миру, производя крещение не водой и Божьим словом, а огнём и мечом.

Иоанн никогда не крестил толпы евреев со всей Иудеи - ему никто не позволил бы это делать. На страже иудейской веры стояла многотысячная армия фарисеев, саддукеев и священников. "Тора" резко отрицательно относилась к тем, кто изменял вере предков, и в таких случаях советовала забрасывать богоотступника камнями. Но римлян запретили этот вид казни. Смертные приговоры имел право выносить лишь наместник Иудеи - прокуратор.


«Иоанн Креститель» (картина Эль Греко)

Как только Иоанн провёл над Иисусом обряд обращения в новую веру, весть об этом разнеслась по всей округе. Иоанн вскоре был арестован царём Иродом Антипой (сын Ирода Великого). Ирод Антипа лично беседовал с Иоанном, пытаясь понять, что, собственно говоря, тот хочет и не несут ли его действия угрозу царской власти. Иоанн Креститель объявил, что он хочет одного – дать людям свободу. В том числе и свободу вероисповедания – каждый человек имеет право выбрать ту религию, которую хочет, и никто не вправе осуждать его за это.
Иоанн пользовался огромной популярностью у людей. К нему на "инициацию" и проповеди собирались люди со всей Иудеи. В то время законом были запрещены любые сборища людей. Толпу мог собрать только царский глашатай для объявления очередного указа. Даже соседям запрещалось ходить друг к другу в гости большой толпой. Исключение допускалось в двух случаях - свадьбы и похороны.
Иоанн Креститель своей деятельностью нарушал этот закон. К нему люди собирались гораздо охотнее, чем к глашатаям, читающим очередной указ.

Иоанн собирал людей в основном всегда вечером, при звёздах. На эти собрания проникали царские соглядатаи, шпионы, которые внимательно за всем следили и доносили царю обо всём подозрительном. Речи, которые вёл Иоанн, не нравились властям - тот выступал против богатых, ратовал за свободу и равноправие.

Жена Ирода Иродиада - завистливая, злая женщина, которая любила поучать мужа, постоянно вмешивалась в его дела. И Ирод Антипа слушался её во всём, выполняя её капризы. У Иродиады были собственные шпионы, которые также следили за собраниями у Иоанна Крестителя. Иродиаде было неприятно, что какой-то нищий пророк становится гораздо популярнее у народа, чем её собственный муж - царь. Именно Иродиада настояла на том, чтобы Ирод арестовал Иоанна и поместил его в темницу. Иоанна сначала держали в заключении в крепости Махерон, а затем перевели в город Сепфорис, поближе к царю. Ирод часто навещал своего узника и любил беседовать с ним на различные темы. Антипа держал Иоанна не на правах пленника, а на правах гостя. Почести ему не оказывались, но питание и отношение были нормальные. Вечерами они вели долгие беседы, играли в шахматы и рассказывали популярные в то время диковинные пасьянсы на картах.
Иоанн, обладавший даром ясновидения, часто рассказывал Ироду, что ждёт в будущем его детей, жену. Про своё будущее Антипа спрашивал очень редко, стараясь не подавать вида, что относится к этому серьёзно. Ирод интересовался жизнью и будущим своих придворных, как бы из праздного любопытства, ради забавы. На самом деле Антипа, получая ценнейшую информацию о своём окружении, старался правильно распорядиться ею.

Иоанн, много путешествовал по миру, знавший, как живут люди в других странах, их законы и обычаи, был для царя Ирода бесценным подарком. В то время через Иудею проходило много торговых путей и приезжало огромное количество людей из других стран. Царь Ирод заключил немало выгодных союзов и торговых сделок благодаря советам Иоанна. Но Антипа из-за чрезмерной гордости никогда не благодарил Иоанна вслух, не восхвалял его, стараясь не признавать в открытую, какую важную роль играет его пленник в государственных делах.
Понимая полезность Иоанна, царь даже предлагал ему стать придворным советником. Но тот гордо ответил: "Я свободный человек, ни на кого работать не буду и потому отказываюсь от этого предложения".
Ученики приходили в темницу к Иоанну свободно, Антипа давал ему такие привилегии. Иоанн, слыша о делах Христовых, послал двоих учеников своих с вопросом: "Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?"
Иоанн хорошо знал, что Иисус - именно тот самый Спаситель, которого так все ждали. В этом вопросе был скрыт другой смысл - Иоанн хотел неприметно узнать, готов ли Иисус к восстанию, смел ли он духом, есть у него решимость для действий.

Иисус в иносказательной форме ответил: "Пойдите скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!" Этим Иисус хотел сказать, что он смел духом и готов к действию, но пока не готов сам народ. Но вера народа с каждым днём растёт и усиливается, надо ещё подождать, пока вера людей не окрепнет окончательно.
Иродиада, жена царя, тайно подслушивала разговоры Ирода с Иоанном и подсматривала за ними через специальное устройство в стене. Её пугала способность Иоанна видеть невидимое, знать всё тайное. Дело в том, что Иродиада была гулящей женщиной, мужа своего она не любила, и у неё был молодой любовник. И каждый раз, прислоняясь ухом к потайному устройству, она с замиранием сердца ждала, что сейчас Иоанн расскажет царю о ней всю правду.
Иоанн был мудр и не стал вносить раздор в эту семью, потому что он видел, что царь Иродиаду любит. И если дойдёт дело до разбирательств, то Ирод невольно встанет на сторону своей жены.
Иоанн не признал Иродиаду, он как-то при ней и Ироде рассказал притчу о неверной жене, которую казнил узнавший об изменах муж. Ирод не понял истинного смысла этой притчи. Иродиада прекрасно поняла этот намёк. Она ещё больше стала бояться Иоанна и стала просить царя казнить Иоанна или выслать его из страны.
Иоанн не постоянно сидел в темнице. Антипа, стараясь сделать Иоанна своим другом и советником, отпускал его на волю, надеясь таким образом завоевать расположение пророка. Однако Иоанн принимался за старое - собирал людей и проповедовал всеобщее братство и равенство. Ирод просто был вынужден снова арестовывать Иоанна и помещать его в темницу.

По приказу Иродиады Иоанну подсунули отравленные фрукты - персики и виноград, начинённые змеиным ядом. Яд действовал постепенно, не сразу. Иоанн слабел с каждым днём, и для всех было загадкой, что именно с ним происходит. Предчувствуя свою смерть, Иоанн попросил, чтобы к нему пустили его учеников. Он передал им свою последнюю волю, пожелав, чтобы его похоронили на высоком холме возле монастыря, в котором прошло его детство.

Иоанн умер 12 декабря в 25 г. н.э. После смерти Иоанну отсекли голову и отрезали язык. Жена Ирода собственноручно вырезала язык мёртвому пророку.


Икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя»

«Месть Иродиады» (картина Хуана Фландеса)

«Положение во гроб Иоанна Предтечи»
Клеймо иконы «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни». Ученики хоронят обезглавленное тело, в то время как Иродиада любуется на голову (левый угол), а её служанка прячет её в пещере (правый угол).

Место погребения и мощи

Древняя традиция локализует место погребения обезглавленного тела Иоанна в Севастии (Самария) рядом с могилой пророка Елисея. Апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане воспротивились этому и позволили ему забрать только правую руку, которой был крещён Иисус Христос в Иордане (Десница Иоанна Крестителя).Руфинус из Аквилы свидетельствует в 378 году, что язычники из Севастии по требованию Юлиана Отступника в 362 году разгромили гробницу Крестителя, сожгли его останки и развеяли пепел. И из мощей святого в настоящий момент сохраняются упомянутая десница и голова, (изначально оставшаяся у Саломеи).
Однако Симеон Метафраст сообщает, что «что сожжено было не Крестителево тело, а чьё-то другое, ибо патриарх Иерусалимский, узнав заблаговременно о приказе Юлиана, тайно взял из гроба мощи Крестителя и послал их на сохранение в Александрию; вместо них же он положил кости одного мертвеца».
Таким образом, эти мощи 27 мая 395 года оказались в Александрии, где были помещены в базилике, незадолго до этого посвящённой Иоанну на месте храма Сераписа. Пустая могила в Севастии, тем не менее, продолжала посещаться паломниками, и святой Иероним свидетельствует о продолжавшихся там чудесах. Их дальнейшая судьба неизвестна. Коптская церковь также указывает о нахождении могилы Иоанна в своих владениях - в монастыре в Нижнем Египте (Wadi El Natrun).

Глава Иоанна Крестителя


Глава Иоанна Крестителя (Сан-Сильвестро-ин-Капите, Рим)

Исламская традиция считает местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католицизм помещает её в римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о голове в Амьене (Франция), привезённой из четвёртого крестового похода, и в турецкой Антиохии, а также о нахождении её в одном из монастырей Армении.
В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование.


Первое обретение

По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была выкрадена благочестивой служанкой (имя которой было Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода) и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе. Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знаменьям. Перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви, которая затем обветшала и разрушалась.

Второе обретение

В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые взяли её с собой, но, проявив леность, отдали нести реликвию встретившемуся им горшечнику. По преданию, явившийся святой повелел горшечнику оставить неблагочестивых монахов и принять на хранение святыню. Перед смертью горшечник поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой возник монастырь и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь.


Третье обретение

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте.



Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов (Дамаск)

Десница Иоанна Крестителя

Десницей Иоанна Крестителя называется его правая рука, которую, по преданию, он возложил на голову Иисуса Христа в момент его крещения. Традиционно местом хранения десницы считается Цетиньский монастырь в Черногории, но турки утверждают, что правая рука Иоанна Крестителя находится у них в музее дворца Топкапы наряду с частью черепа. Также коптский монастырь Святого Макария утверждает, что рука находится у него.
Своё происхождение общепринятая православием реликвия ведёт от апостола Луки, который, забрав её из Севастии, перенёс в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине. После падения Антиохии в X веке Десницу переправили в Халкидон, а позднее в Константинополь. После захвата турками Константинополя в 1453 году рука была переправлена на остров Родос. Когда турки в 1522 году захватили Родос, святыню переправили на Мальту.
В 1799 году Мальтийский орден передал Десницу в Россию, когда российский император Павел I стал великим магистром ордена. После Октябрьской революции святыню вывезли за пределы страны, и долгое время она считалась утраченной.
В 1951 году югославские чекисты реквизировали десницу в хранилище государственного исторического музея в Цетинье. Вплоть до 1993 года десница считалась утерянной навсегда. Обнаружили её в Цетиньском монастыре Черногории, где она хранится в настоящее время.
Православное предание связывает с десницей чудо спасения антиохийской девушки, предназначавшейся в жертву змию. Её отец «лобызал святую руку Крестителя, тайно откусив зубами один сустав малого перста, спрятал его и, помолившись, вышел, неся с собою сустав пальца». На следующий день он бросил палец Иоанна Предтечи в пасть змия и тот издох.



Сказание о деснице Иоанна Предтечи (деталь иконы XVI века)

Два фрагмента мощей Иоанна Крестителя (десница и глава) являются весьма почитаемыми святынями христианского мира. Тем не менее, реликвии эти очень рассеяны по миру: известно о существовании 11 указательных пальцев Иоанна Крестителя. В отношении количества реликвий, связанных с Иоанном Крестителем, у исследователей встречаются следующие цифры: 12 голов, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук и 8 пальцев.


Гертген тот Синт Янс. «Сожжение останков Иоанна Крестителя» Юлианом Отступником, 1484 г.

Празднование

В честь Иоанна Крестителя установлены следующие праздники:

Православная церковь:
23 сентября (6 октября) - зачатие;
24 июня (7 июля) - рождество (входит в число великих праздников);
29 августа (11 сентября) - усекновение главы (входит в число великих праздников, установлен строгий пост);
7 (20) января - Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения;
24 февраля (8 марта) - первое и второе обретение его главы;
25 мая (7 июня) - третье обретение его главы;
12 (25) октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Мусульмане почитают Иоанна пророком под именем Яхья (Йахйа). Согласно Корану он был сыном пророка Закарийи. В Суре 19 «Марйам» приводится рассказ о благовестии Закарийе, аналогичный описанному у Луки: «О Закарийа, Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа!» (Коран. 19:7). Джабраил, сообщивший эту весть, дал Закариёе знаменье: «чтобы не говорить с людьми три ночи [и дня], не будучи лишенным дара речи» (Коран. 19:10).
Спустя два года после рождения Яхьи Аллах благословил его: «О Йахйа! Крепко держись [установлении] Писания, - и Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание [к людям] от Нас и чистоту, и был он благочестивым, почтительным к родителям и не был ни гордецом, ни ослушником. Благополучие ему [от Аллаха] и в день, когда он родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда будет воскрешен к жизни» (Коран. 19:12-15).
Православные Святые и Апостолы.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Все христиане мира знают прославленную пару Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Имена этих двух личностей неразрывно связаны между собой. При этом если историю жизни Иисуса знает практически каждый набожный человек, то о земном пути Иоанна Крестителя известно далеко не всем.

Исторические сведения о Крестителе

Кто такой Иоанн Креститель и какова его роль в христианской религии? К сожалению, документальные свидетельства (кроме Евангелия) и пара жизнеописаний о деяниях этого человека практически не сохранились. Несмотря на это, Иоанн Креститель - это реальная личность, существование которой никто даже не оспаривает. Этот грандиозный по своей значимости человек стал «Предтечей» Иисуса Христа. Многие люди не понимают, что значит это слово. Значение слова «предтеча» в различных источниках трактуется по-разному. Это предшественник, лицо, которое своей деятельностью подготовило путь чему-то или кому-то, событие или явление, подготовившее почву для других деяний. Иоанн Креститель был сыном престарелого первосвященника Захарии, отчаявшегося иметь наследника, и его праведной жены Елисаветы. В библейских писаниях говорится о том, что он родился на полгода раньше Иисуса. О его появлении на свет и служении Господу возвестил ангел Гавриил. Также о его рождении говорили Исайя и Малахия. Крестителем его называли потому, что он совершал ритуал омовения (крещения) человека в водах р. Иордан в качестве его духовного обновления.

Точное место, где родился Иоанн, не указано ни в одном источнике. Считается, что он появился на свет в Эйн-Кареме, предместье Иерасулима. Сегодня на этом месте возвышается францисканский монастырь, посвященный этому Святому. Многие теологи считают, что отца Иоанна Захарию убили в храме по приказу царя Ирода после того, как он отказался указать местонахождение своего новорожденного сына. Мать Крестителя спасла его от убиения во время резни вифлеемских младенцев, укрывшись в пустыне. По преданию, она, услышав о поисках Иоанна, пошла с ним на гору. Громким голосом Елисавета приказала горе укрыть ее и сына, после чего скала разверзлась и впустила ее. В то время их постоянно охранял ангел Господень.

Информация об Иоанне

Все обстоятельства рождения и жизни Иоанна Предтечи подробно описываются в Евангелии от Луки. Свою юность он провел в пустыне. Житие Иоанна Крестителя до момента его явления народу было аскетическим. Он носил одежду, сшитую из грубой шерсти верблюда и подпоясанную кожаным ремнем. Иоанн Креститель питался сушеными акридами (насекомые рода саранчи) и диким медом. Достигнув тридцатилетнего возраста, он начал проповедовать народу в Иудейской пустыне. Иоанн Креститель Предтеча призывал людей к покаянию в своих грехах и следованию праведной жизни. Его речи были немногословны, но производили сильное впечатление. Одна из его излюбленных фраз звучит так: «Покайтесь, ибо приближается Царствие Божие!» Именно благодаря Иоанну появилось выражение «глас вопиющего в пустыне», поскольку таким образом он выражал свой протест ортодоксальному иудаизму.

Введение в обиход обозначения «Предтеча»

Впервые Иоанна крестителя назвал «Предтечей» гностик Гераклион, живший во II веке. В дальнейшем это обозначение было принято христианским ученым Климентом Александрийским. В православной церкви оба эпитета «Предтеча» и «Креститель» используются одинаково часто, а в католической второе употребляется намного чаще. Иоанну на Руси издавна посвящены два больших почитаемых народом праздника: Ивана Купалы и Ивана Головосека (Усекновение головы).

Влияние Иоанна Крестителя на народ

Проповедовать Креститель начал примерно в 28 году н.э. Он укорял людей за гордыню своим избранничеством и требовал восстановления старых патриархальных норм этики. Сила проповедей Предтечи была столь велика, что население Иерусалима и всех иудейских окрестностей приходило к нему креститься. Посвящение водой Иоанн производил в р. Иордан. При этом он говорил, что при омовении человека Бог отпускает ему грехи. Погружение в воду и покаяние он называл приготовлением к принятию Мессии, который должен был скоро появиться в этих краях. На берегах Иордана Иоанн продолжал проповедовать, собирая вокруг себя все большее число последователей. Есть сведения, что под действием речей Предтечи принять крещение пришли даже фарисеи (религиозная группировка, призывавшая скрупулезно соблюдать Закон) и саддукеи (высшее духовенство и аристократы), однако Иоанн прогнал их без крещения.

Сущность учения Иоанна Крестителя

В начале своей проповеднической деятельности Предтеча сочетал призыв к покаянию с погружением в священные воды Иордана. Эта процедура символизировала очищение от людских грехов и приготовление к приходу Мессии.

Проповеди Иоанна воинам, мытарям и другим людям

Помимо общения с простыми людьми, Креститель много времени посвящал проповедям воинам. Он призывал их не клеветать, не обижать никого, а также довольствоваться своим жалованием. Предтеча просил мытарей не требовать более того, что им определено законом. Всех людей, невзирая на их положение и достаток, он призывал делиться как пищей, так и одеждой. Последователи Крестителя создали общину, называемую «ученики Иоанновы». Среди себе подобных она отличалась чрезвычайно строгим аскетизмом.

Пророчество о Мессии

Святой Иоанн Креститель на вопрос о посланнике Божьем ответил иерусалимским фарисеям: «Я крещу в воде, но стоит среди вас, которого не знаете вы. Он, идущий за мной, но который стоит впереди меня». Этими словами он подтверждает приход на землю Мессии.

Знакомство Иоанна Крестителя с Иисусом

Иисус Христос в числе других израильтян пришел на берега Иордана послушать проповеди Иоанна. Практически сразу он попросил крещения от руки Предтечи, чтобы «исполнить всякую правду». Несмотря на всю свою суровость, Пророк Иоанн Креститель указал народу на Христа как на Агнца Божия. Евангелисты Матфей, Марк и Лука писали об одной встрече Предтечи и Иисуса. В то же время Апостол Иоанн пишет о двух моментах общения этих личностей. Так, в первый раз перед Крестителем предстал незнакомец, в котором Дух в виде белого голубя указал ему на Агнца Божия. На следующий день Христос и Предтеча снова встретились. Именно тогда Иоанн Креститель провозгласил Иисуса Мессией, что и стало, по мнению теологов, его главным подвигом.

Крещение Иисуса

В то время, когда Иоанн Предтеча находился в Вифаваре у реки Иордан, к нему пришел Иисус, желающий принять крещение. Поскольку в наши дни точное расположение этого населенного пункта невозможно установить, местом омовения Христа с XVI века считается участок на берегу реки, где расположен монастырь Святого Иоанна. Он находится в километре от г. Бейт-Авары, что восточнее Иерихона на 10 км.

Во время крещения Иисуса «отверзлись небеса, и Святой Дух сошел на Него, как голубь, и глас с неба глаголил: «Ты Мой Сын Возлюбленный, в Тебе благоволение Мое». Таким образом, благодаря Иоанну было засвидетельствовано всенародно мессианское предназначение Сына Божьего. Крещение оказало сильное влияние на Иисуса, поэтому оно рассматривается евангелистами как самое первое важное событие общественной деятельности Мессии. После встречи с Христом Иоанн крестил людей и в Еноне, что расположен близ Салима.

После крещения Иисус стал преемником Иоанна. Он даже речи свои начинал, как Предтеча, с призыва к покаянию и возвещения о приближении Царства Небесного. Теологи считают, что без Христа проповеди Иоанна были бы недейственными. В то же время без Крестителя как Мессии, подготовившего почву для проповедей Иисуса, его чтение не нашло бы такого отклика у народа.

Значение Иоанна Предтечи в христианстве

Несмотря на все свои заслуги, Креститель в религиозных преданиях совсем не приравнивается к Христу. Хотя он и был старшим по возрасту и стал первым проповедовать покаяние и пришествие Царства Божия, он все-таки поставлен ниже, чем Иисус. Иоанна Крестителя часто сравнивают с ветхозаветным пророком Илией, который также выступал ревнителем единого Всевышнего Яхве и боролся с ложными богами.

Путь Иоанна Крестителя к казни

Как и у Иисуса Христа, у Предтечи был свой жизненный путь в казни. Он связан с обличением Крестителем палестинского тетрарха (человека, унаследовавшего часть царства отца) Ирода Антипы. Он отказался от общечеловеческих принципов морали и многих религиозных правил. Ирод Антипа женился на жене своего брата Иродиаде, нарушив тем самым еврейские обычаи. Иоанн Креститель открыто осуждал этого правителя. По наущению злобной Иродиады Ирод Антипа примерно в 30 году н.э. заключил Предтечу в тюрьму, но, боясь народного гнева, все же сохранил ему жизнь.

Усекновение главы Иоанна крестителя


Иродиада не смогла простить обиду Иоанну Крестителю, поэтому она дождалась удобного момента, чтобы осуществить свой коварный план мести. В день, когда Ирод Антипа отмечал свое рождение и давал пышный пир для старейшин и вельмож, он пожелал танца Саломеи, дочери Иродиады. Она угодила правителю и его гостям настолько, что он сказал ей, чтобы она просила у него что угодно. По просьбе Иродиады Саломея потребовала голову Крестителя на блюде. Несмотря на свой страх перед народным возмущением, Ирод исполнил свое обещание. По его приказу в темнице отрубили голову Иоанна Предтечи и подали Саломее, которая отдала ее своей коварной матери. Достоверность этого факта подтверждается «Иудейскими древностями», написанными Иосифом Флавием.

Образ Иоанна Крестителя в мировом искусстве

Святой Иоанн Креститель привлекал своим образом не только художников и скульпторов, но и композиторов. В эпоху Возрождения многие гении изобразительного искусства обращались к образу и эпизодам жизнеописания Предтечи. Кроме этого, художники изображали и Саломею, танцующую или держащую поднос с головой Крестителя. Свои произведения ему посвятили такие мастера, как Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Тинторетто, Караваджо, Роден, Эль Греко. Всемирно известная картина художника А. Иванова «Явление Христа народу» посвящена встрече Крестителя с Иисусом. В средние века были очень популярны бронзовые и терракотовые фигурки Предтечи.

Значение Предтечи в мировых религиях

Иоанн Креститель почитаем как последний из пророков-предвестников Мессии не только в христианстве. В исламе и таких религиозных течениях, как бахаи и мандеи, ему поклоняются под именем Йалья (Яхья). В некоторых арабских христианских церквях он известен как Юханна.

Место погребения Крестителя

По преданиям, Иродиада несколько дней глумилась над головой Крестителя. После этого она велела закопать ее на свалке. По другим сведениям, голову в глиняном кувшине захоронили на Елеонской горе. Считается, что обезглавленное тело Предтечи захоронено в Севастии (Самарии) около могилы пророка Елисея. Еще апостол Лука хотел забрать его тело в Антиохию, но местные христиане отдали ему только правую руку (десницу) Святого. В 362 году н.э. гробница Иоанна Крестителя была разгромлена отступниками. Его останки были сожжены, а пепел развеян. Несмотря на это, многие считают, что нетленное тело Предтечи было спасено и перевезено в Александрию. Мощи Иоанна Крестителя, представленные его десницей и головой, считаются чудодейственными. Они являются очень почитаемыми святынями. Голова Иоанна Крестителя, по одним сведениям, хранится в римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите, по другим - в мечети Омейядов, находящейся в Дамаске. Также известно о таких святынях в Амьене (Франция), Антиохи (Турция), Армении. По православной традиции голова Крестителя была обретена 3 раза. Где на самом деле находится настоящая реликвия, трудно сказать, но прихожане разных церквей верят, что их «глава» и есть подлинная.

Десница Иоанна находится в Цетиньском монастыре, что расположен в Черногории. Турки утверждают, что она хранится в музее дворца султана Топкапы. Есть сведения о деснице в Коптском монастыре. Даже пустая могила Крестителя до сих пор посещается паломниками, верящими в ее чудодейственность.

Праздники в честь Предтечи

Православная церковь установила следующие праздники, посвященные Иоанну крестителю:

  • Зачатие Предтечи - 6 октября.
  • Рождество Иоанна - 7 июля.
  • Усекновение головы - 11 сентября.
  • Собор Крестителя - 20 января.
Вверх