Ii. визуальная психодиагностика

Объект социальной перцепции (объект наблюдения) - это автор сообщения, которое принимает, интерпретирует наблюдатель (субъект). Социальные психологи уже давно исследуют характеристики внешности и поведения, которые являются наиболее важными с точки зрения восприятия и понимания.

В момент восприятия человек наблюдаемой является для субъекта наблюдения некоторой совокупности социально значимых признаков, благодаря которым в определенной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. Эти признаки, которые иногда называют "перцептивными крючками", является для данного человека определенным социальным шрифтом. Восприятие внешнего вида человека, выражение его эмоций вызывает ответную эмоциональные переживания и реакции у людей. Умение читать выразительные движения предусматривает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста, позы и движений тела другому человеку. Распознать индивидуально-психологические особенности личности можно за мимикой, пантомимикой, физиологическими реакциями, которые сопровождают эмоции, - сосудистыми, дыхательными, секреторными; по особенностям строения тела, чертами лица, рисунками на кистях, пальцах и другими природно-биологическим признакам.

Визуальная психодиагностика исследует все внешние выявления вида и поведения человека с целью изучения ее личностного смысла. Визуальная психодиагностика (срок введен украинским психологом В. щеки ним в 1989 г..) Является сугубо прикладным знанием, которое особенно необходимо специалистам, работающим с людьми, для диагностики их личностных, индивидуально-типических и профессионально важных качеств.

Практическая направленность и относительная доступность визуальной психодиагностики, необходимость широкого воплощения прикладной психологии в различные области общественной деятельности предусматривает возможность проведения отдельных обследований лицами без специальной психологической подготовки: педагогами, врачами, руководителями различных уровней, специалистами по работе с персоналом и др.

Изучение и систематизация данных о характерных различия внешнего вида людей и личности, их выразительных движений имеет долгую историю. Еще с давних времен, например, определенному типу построения тела приписывались различные моральные и психологические особенности. На основе этого учеными было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека.

Физиогномика, френология, хиромантия, астрология, графология это области знаний, которые пытались по внешним признакам тех или иных частей тела, выразительными движениями и другими особенностями поведения человека обнаружить ее психологическую сущность.

Физиогномика (от греч. Physis - природа, gnomon - знающий) разрабатывала систему соответствия между чертами лица человека свойствами его характера, способностями и талантами. Физиогномика возникла в древние времена. Основателем считается Пифагора, ею занимался Аристотель. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя ее характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость; нос, как у льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - боязливость, волосы твердое, как у львов и кабанов, - храбрость.

Наиболее известной стала физиогномична система Плохая Кас-пера Лафатера, который считал основным путем познания человека изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и и др.

Австрийский врач Ф.И. Галь создал Френология - теорию, в которой пытался систематизировать и развить дальше знания о связи психических особенностей человека с внешней формой ее черепа. Результаты изучения различных выразительных движений нашли отражение в трудах Ч. Дарвина ("О выражении чувства", 1872), В. Бехтерева ("Объективная психология", 1910), которые утверждали, что психология должна изучать не только явления сознания и бессознательного, но и внешние проявления деятельности человека, поскольку они являются выражением его психики.

В глубине тысячелетий кроются источники хиромантии- учение о связи строения кисти руки, формы пальцев, выпуклостей и впадин, линий и бороздок на ладони с внутренней сущностью человека, его прошлым и будущим. Хиромантии знали в древнем Китае и Индии, а также в Греции и Риме задолго до нашей эры. Сейчас существует даже современная название- дерматоглификой, которая изучает узоры на ладони человека. ее данные используются в криминалистике, медицине, генетике, психологии, психогенетике т.

В 1965 году под руководством академика Б. Ананьева в Ленинградском университете проводилось комплексное исследование абитуриентов. Наряду с измерениями тела молодых людей, включая массу тела, рост, размеры головы, рук и др., Фиксировали рисунок ладони и пальцев рук. Естественно, у абитуриентов, как и в любой нормальной человека, когда им предлагают сделать отпечатки пальцев, возникал вопрос: не будет ли это использовано во вред? Исследователи, конечно же, успокаивали наиболее подозрительных, объясняя, что это никак не связано с фактом приема в университет, а имеет научный интерес. Но даже простое наблюдение психологов по абитуриентами в момент "снятия кожных показаний" проявляло различия в их поведении. Одни вели спокойно, не суетились, у них не прелой руки, не расширялись зрачки. Другие проявляли заметное беспокойство, вплоть до отказа снять отпечатки пальцев. В результате наблюдений за поведением абитуриентов в момент снятия отпечатков пальцев и одновременной фиксации кожных узоров пальцев рук исследователи увидели связь между этими, казалось бы, такими далекими особенностями человека. Действительно, какая может быть связь между стрессоустойчивость и типом кожного узора на пальцах?!

Примерно через год (в 1966 году.), Когда обработка данных подошло к концу, появилась книга ТИ. Гладковой "Кожные узоры ладони и ступни обезьяны и человека". В ней представлено достаточно большой статистический материал о характерных чертах пальцевых узоров у народов всех частей света. Например, у бушменов преобладает пальцевый узор, очень редко случается у других народов. В чем же дело? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим типичные пальцевые узоры.

Чаще всего случается пальцевый узор в виде "петель". Немного реже - "спиралей". Реже - узор, называется "дугой".

Когда были обработаны данные исследований, то оказалось, что у лиц с сильной уравновешенной нервной системой доминируют петли, сильной, но не вривноваженои- спирали. Дуга наблюдалась только у владельцев слабой нервной системы.

В процентном отношении это выглядит так: холерик имеет более 50 процентов спиралей (остальные - петли); сангвиник - более 50 петель (остальные - спирали) флегматик - все петли; меланхолик - хотя бы одну дугу, и чем их больше, тем слабее нервная система, и значит, ниже работоспособность человека.

Установлено также связь угла, образованного на ладони тремя трирадиус, с умственными способностями человека. Один трирадиус - "а" - находится в основании ладони, а "в" и "с" - в основе указательного пальца и мизинца (см. Рисунок).

Если угол, образованный трирадиус "в" - "а" - "с", находится в пределах от 33 ° до 57 °, то можно не переживать за свои умственные способности. Но если угол меньше или больше этого диапазона, значит, интеллект надо развивать. Правда это на сто процентов, пока сказать трудно, ведь психогенетика только развивается.

Не менее древнюю историю имеет астрология, которая разрабатывала планетарную и зодиакальную типологию человека, а также графология, которая искала закономерные связи между почерком и характером индивида. Исследование связи между внешними признаками человека и его психологическими характеристиками в истории развития знаний осуществлялись двум направлениям: первое направление ставил целью на основе внешних признаков выявить психологическую сущность, второй - на основе внутренних свойств (в частности психологических) выделить типы личности, которые отличаются внешним признакам.

Физиогномика, френология, хиромантия, астрология, графология - это области знаний, которые пытались по внешним признакам тех или иных частей тела, выразительными движениями и другими особенностями поведения человека выявить Ее психологическую сущность.

На рубеже XIX и XX вв. под влиянием антропологов, которые обратили внимание на различия в строении тела, а также психиатров, увидели индивидуальные различия в склонностях к психическим заболеваниям, концепция связи между телосложением и типологическими особенностями человека получила дальнейшее развитие, в частности у французского врача Клода Ciro, который в зависимости от преобладания в организме одного из основных систем (дыхательной, пищеварительной, мускульной или мозговой) выделил соответствующие им телосложения. Эти взгляды осуществили существенное влияние на формирование современных конституционных теорий, получивших распространение в психологии индивидуальных различий.

Восприятие внешнего вида человека, выражение его эмоций вызывает ответную эмоциональные переживания и реакции у людей. Умение читать выразительные движения предусматривает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста, позы и движений тела другому человеку. Распознать индивидуально-психологические особенности личности можно за мимикой, пантомимикой, физиологическими реакциями, сопровождающими эмоции- сосудистой, дыхательной, секреторным; по особенностям строения тела, чертами лица, рисунками кисти, пальцев и другими природно-биологическим признакам.

Изучение и систематизация данных о характерных различия внешнего вида людей и личности, их выразительных движений имеет длительную историю. Еще с давних времен, например, определенному типу телосложения приписывались различные моральные и психологические особенности. На основе этого учеными было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека. Наиболее систематизированная одна из таких типологий представлена в "Трактате о человеческой физиономию" Эжена Ледо (1815), в котором описаны пять основных типов телосложения и дано их психологические характеристики. В основе этой типологии лежит утверждение, что строение тела человека отвечает, в основном, пяти геометрическим фигурам: четырехугольнике, колу, овала, треугольника, конуса. По мнению Э. Ледо, каждый тип включает в себя скрытые способности, инстинкты и эмоции, которые приводятся в действие либо остаются в бездействии в зависимости от развития личности, ее жизненного пути. Так, несоответствие между типом и темпераментом порождает внутренние конфликты, из-за чего появляются противоречия в чувствах, пожеланиях, поступках, проявляющееся в чудернацтвах характера.

Конституционный типологию личности предложил Кречмер на основе выделения четырех основных типов конституции телосложения (телосложения).

1-й тип телосложения - астеник - человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом;

2-й тип телосложения - пикник - человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, большим животом, круглой головой на короткой шее;

3-й тип телосложения - атлетик - человек с выраженной мускулатурой, пропорциональной крепким телосложением, широким плечевым поясом;

4-й тип статури- дипластик- человек с неправильным телосложением.

К выделенным типов строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности.

Астеник - он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, тяжело приспосабливается к окружению, чувствителен, раним, "люди, которые тонко чувствуют", идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные, в них происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства ("обидит другого и при этом обидится сам"), настойчивый, последовательный, неприхотлив, вынослив. Обратная сторона этих преимуществ недостаток доброжелательности, приятного природного человеколюбия, их можно разделить на следующие группы: 1) чистые идеалисты и моралисты; 2) деспоты и фанатики; 3) люди холодного расчета.

Пикник- его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах, "веселые болтуны", спокойные юмористы, сентиментальный тихоня, беспечные любители жизни, активные практики. Среди них можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои; 2) живые организаторы крупного масштаба; 3) примирительные политики.

Атлетики - они бывают двух видов: энергичные, резкие, уверенные в себе, агрессивные или маловразливи, со сдержанными жестами и мимикой, невысокой гибкостью мышления.

Абсолютно "чистых" типов телосложения меньше, чем смешанные. Каждый из выделенных в приведенных классификациях типов личности можно фиксировать и на основе морфологических признаков. Классификация психологических типов К. Юнга было положено в основу со-ционикы. В визуальном плане, по данным социоников, наль ность-иррациональность лучше наблюдается в профиле лица.

Рациональные профили резче очерчены, более угловатые, выделяются отдельными деталями или их совокупности (линия носа, носогубной морщины, подбородок, надбровных дуг и др.); "иррациональные" - имеют более мягкие и плавные линии профиля лица.

Интуитивные типы, как правило, имеют высокий лоб, слабо очерченный, или небольшое треугольное подбородок; их лица напоминает скорее овал, чем круг.

Сенсорные типы - круглолицые, подбородок упругое, а лоб, если и высокий, то скошенный назад.

Мыслительных и эмоциональный типы различаются по активности верхней и нижней частей лица. Первый манипулирует больше верхней частью (морщит лоб, раскрывает и щурить глаза), а второй - нижней (улыбка, зубы, щеки). Мыслительные типы более "костлявые", в эмоциональных - преобладает бриошина и низ грудной клетки, в сенсорных - мышечная масса тела (лучшие культуристы, штангисты, борцы, как правило, относятся к сенсорному типа). Интуитивные типы имеют среди всех длинные ноги, им также морфологически более свойственны длинные пальцы рук и длинная шея.

Не менее важное значение в визуальном общении масс специфическая знаковая система, которая изучается наукой кинесика. Шведский исследователь К. Бердвистл предложил выделить единицу телодвижений человека - кон (греч. Кипета - движение), или кинему (аналогично фонеме в лингвистике). С кинив образуются кинемор-фи (нечто вроде фраз), которые и воспринимаются в ситуации общения. На основе предложений Бердвистла было создано вроде "словаря" телодвижений, даже появились работы о количестве кинив в разных национальных культурах. С целью определения "сетки" основных зон человеческого лица, тела, рук и т.д. Бердвистл разделил все тело человека на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела, нижняя часть тела.

Смысл построения словаря в том, чтобы единицы - кины, были привязаны к определенным зонам тела тогда и запишутся в телодвижениях. Подобный вариант был предложен для записи выражения лица, мимики. В литературе определено более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы их классифицировать, исследователь П. Экман предложил методику, которая получила название FAST - Facial Affect Scoring Technique. Принцип тот же: лицо условно делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и участок носа, рот и подбородок). Далее выделяются шесть основных эмоций, которые чаще всего выражаются с помощью мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, печаль. Фиксация эмоции соответствующей "зоны" позволяет определить более или менее правильно мимические движения. Эта методика распространена в медицинской (Патопсихологические) практике.

Знание внешних признаков человека, их связь с другими особенностями личности очень необходимо психологу, врачу, менеджеру, актеру вообще каждому специалисту, деятельность которого связана с общением с людьми. Распознавание индивидуально-психологических особенностей личности путем непосредственного визуального восприятия, как уже отмечалось, имеет большое значение в невербальной коммуникации. Поэтому неудивительно, что и современная наука проявляет большой интерес к исследованиям "языка тела".

Так, современный российский исследователь И. Стернин подает систему наиболее типичных поз и жестов, свидетельствующих о внимании или невнимание вашего собеседника (аудитории).

О внимании к говорящему можно говорить, если:

взгляды слушателей направлены к тому, кто говорит;

положения тела - корпус наклонен в сторону говорящего; слушатель подвинулся на краешек стула, чтобы быть ближе к нему;

наклон головы в сторону - признак заинтересованности. О невнимании свидетельствует следующее:

взгляд слушателя направлено в сторону;

Тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и ровно стоят на полу (такая поза часто имитирует внимание)

Голова не наклонена, слушатель держит ее прямо, позвоночник выпрямлен;

Слушатель делает такие движения: председатель выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам - это свидетельствует о потере мысли, потерю внимания;

Тело приобретает позы, направленной в сторону выхода;

Ноги вытянуты вперед и перекрещенные, тело отброшено назад, голова опущена вперед (часто означает несогласие)

Председатель подкрепляется всей ладонью;

Автоматическое постукивание конечностями (пальцы рук, ноги) или каким-то предметом (колпачком ручки и т.п.) по полу или поверхности стола; это выражение нетерпения, причем чем быстрее темп постукивания, тем нетерпение более;

рисование на бумаге посторонних предметов;

застылость глаз, немигающий взгляд (имитация внимания)

легкое поглаживание носа;

крепко сцепленные руки;

поглаживание шеи (у мужчин);

поправления прически, покачивания ногой, поиски чего-то в сумочке (у женщин);

рука касается уха и опускается вниз; или - губ и опускается вниз (скрытое желание возразить, перебить)

застегивание пиджака (у мужчин).

При интерпретации того или иного жеста следует принимать во внимание многие факторы: национально-культурные традиции, возраст человека, физиологическое состояние и тому подобное. Но если невербальные моменты противоречат тому, что человек говорит, то стоит верить именно им, а не словам.

Итак, 80% успеха в общении обеспечивает хорошо развита психологическая наблюдательность. Для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности. Источником информации об этом служит внешность партнера по общению, его речь, поведение и особенно поведение невербальная.

Создание правильного представления о другом человеке требует длительных повторных контактов и значительных усилий интеллекта, интуиции и чувств. При кратковременных контактах обычно следует базироваться на сложившиеся стандарты восприятия. Отождествляя собеседника с определенным эталоном на основе некоторых общих признаков между ними, мы приписываем ему одновременно и множество других качеств, что, по нашему опыту, конечно случаются у людей такого типа. Здесь необходимо использовать целую систему коррекции своих оценок.

Пищевой промышленности

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методическое пособие

Для студентов, обучающихся по специальности

100101 «Сервис», всех форм обучения

Кемерово 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Кемеровский технологический институт

Пищевой промышленности

Кафедра философии и политологии

Составители:

Порхачева Л.В., к.и.н., доцент

Джус К.Я., преподаватель

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-методическое пособие

Кемерово 2008

Рецензенты:

доцент кафедры психологии КемГУ, к.психол.наук Михайлова В.М.

зав.кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО», к.п.н., доцент Сахарова В.И.

Психодиагностика: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 100101 «Сервис», всех форм обучения. – К.Я. Джус, Л.В. Порхачева. – Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2008. – 120с.

В пособии рассмотрены основные понятия, а также наиболее важные для психодиагностики темы: экспресс-диагностика собственных эмоциональных состояний, технология составления психологического портрета по атрибутам внешности партнера, анализ психологических особенностей личности по предпочтениям в одежде, исследование невербального поведения клиентов, принадлежащих к различным национальным культурам, выявление профессионально важных качеств личности работника сервиса, комплексные проективные рисуночные тесты для определения качеств личности. Представлены психологические основы потребительской и производственной мотивации.

Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Сервис», аспирантам, преподавателям, а также всем кто интересуется психологией.

I. Психодиагностика как раздел психологии…………………………….......4

1. Основные понятия психодиагностики……………………….……………..4

II. Визуальная психодиагностика….………………..........................................8

2.1. Социальная перцепция: принципы восприятия человеком себя

и других в процессе общения………………………………………………....8

2.2. Наблюдение и проницательность………..….........................................14

2.3. Восприятие психологических качеств человека по его внешности

и поведению: личный имидж…………………………………………………15

2.4. Как складывается первое впечатление о человеке……………………..19

2.4.1. Влияние стиля одежды на восприятие человека……………….……..24

2.5. Конституция человека и его психологические особенности.

Соматотип и психотип…………....….............................................................28

2.6. Черты лица человека и его характер……..……………………………..32

2.7. Глаза и язык взгляда………..…………………………………………....36

III. Психодиагностика экспрессивного поведения потребителя и

партнера по общению…………………………………………..……………..40

3.1. О потребителе и его потребностях……..………………………………..40

3.2. Общие принципы анализа невербального поведения…………………..43

3.3. Эмоциональные оценки и их телесные проявления…………………....46

3.4. Выявление и предотвращение манипулирования и психологического

давления при деловых переговорах…………………………………………..51

3.4.1. Уловки организационного и процедурного характера……………….52

3.4.2. Приемы психологического давления………….....................................53

3.4.3. Логико-психологические приемы манипулирования………………...56

IV. Психодиагностика профессионально важных качеств работника сервиса.................................................................................................................60

4.1. Психодиагностика в оценке персонала. Понятие о профессионально

важных качествах работника сервиса……………………………….………60

4.2. Типы личности и поведения и их значение для профессии

работника сервиса……………………………………………………………..64

4.2.1 Типология личности и выбор профессии……………………………...64

4.2.2 Общий тип поведения………………..…………………………………69

V. Психодиагностика личностных характеристик..........................................83

5.1. Темперамент как показатель устойчивого комплекса свойств личности………………………………………………………………………...84

5.1.1. «Формула темперамента»…………………………………………........85

5.1.2. Темперамент как система свойств личности………………………….88

5.2. Измерение интеллекта…………………………………………………....96

Блок материалов для самоконтроля…………………………………………101

Блок семинарских занятий…………………………………………………...105

Терминологический словарь…….…………………………………………...110

Список литературы…………………………………………………………...116

I. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИИ

Основные понятия психодиагностики

Для тех, кто хочет научиться понимать самого себя и других людей, особую практическую ценность представляет психодиагностика – область психологической науки и практики, посвященная разработке и использованию психологических особенностей человека (прежде всего черт личности и эмоциональных состояний).

Необходимо отметить, что психодиагностика, в отличие от медицинской диагностики, изучает, проявления свойств психики здоровых людей.

Теоретической основой психодиагностики является психология индивидуальных различий, или дифференциальная психология. В этом разделе психологии выявляются наиболее существенные характеристики, определяющие психологический облик человека, а также исследуется диапазон, в котором они могут варьироваться.

Одним из вариантов научного подхода к любому сложному явлению (в данном случае – к человеческой личности) является анализ. Личность рассматривается не только как цельная и неделимая сущность, но и с точки зрения тех или иных свойств. В дифференциальной психологии значительное место занимает описание возможных количественных вариаций разных психологических свойств у отдельных индивидов. Эти данные используются в психодиагностике для измерения некоторых индивидуальных особенностей человека, что позволяет сравнивать степень выраженности определенных свойств у разных людей и находить корреляции между ними.

Одним из самых распространенных способов выявления какого-либо свойства данной личности – наблюдение за человеком в определенной тестовой ситуации. Считается, что человек, идеально обладающий свойством, – эталонная личность – в такой ситуации отреагирует неким определенным образом, а абсолютно не обладающий им – другим и тоже определенным образом. То, насколько близка реакция данного человека к тому или иному из этих «эталонных» вариантов, показывает – присутствует ли у него это свойство личности (сама «эталонная личность» - явление умозрительное, в природе ее обычно не существует, так же как, например, идеальных жидкостей или газа).

Такой способ исследования называется психологическим тестом . Слово «тест» означает «проба», «испытание». Процедура проведения теста называется тестированием . Результаты теста выражаются, как правило, количественно и требуют дальнейшей интерпретации.

Создание и проверка психодиагностических методик – весьма сложное и долгое дело. Каждый метод, результатам которого можно всерьез доверять, должен отвечать требованиям валидности, стандартности и надежности. Валидность – это информативность теста, его адекватность поставленной задаче и пригодность для измерения того, что он по замыслу должен измерять. Стандартность теста предполагает, что имеются точные, строго выверенные процедуры его проведения, а также правила интерпретации результатов, учитывающие нормы поведения, присущие в данной культуре людям данного возраста и пола. Надежность теста – это постоянство, устойчивость его результатов при повторном тестировании, свобода от случайных погрешностей.

Внетестовая психодиагностика связана только с качественным выявлением того или иного свойства на основе наблюдения за внешностью человека и его поведением в разнообразных, нестандартизированных ситуациях.

Резюме

Психодиагностика представляет собой обширную область психологии, включающую в себя как широкий спектр теоретических и экспериментальных исследований, так и множество практических приложений.

Разработка психодиагностических методов анализа личности – одна из основных задач психодиагностики как науки, посильная лишь психологам-профессионалам, специализирующимся в данной области психологии. Данное методическое пособие посвящено практическому применению психодиагностики в области сервиса, вне рамок профессиональной психологической работы.

ПРАКТИКУМ

Заполните пробелы:

1. Психодиагностика изучает проявления свойств психики …….. людей.

2. Теоретической основой психодиагностики является ………….. психология.

3. Личность рассматривается как цельная и неделимая сущность, с точки зрения степени выраженности ………...

4. Дифференциальная психология описывает ………….. вариации психологических свойств у отдельных индивидов.

5. Результаты теста выражаются ………… и требуют дальнейшей интерпретации.

6. Внетестовая психодиагностика связана с …………….. выявлением определенного свойства на основе наблюдения за внешностью человека и его поведением в разнообразных, нестандартизированных ситуациях.

Выберите правильный ответ:

1. Психодиагностика – область психологической науки и практики, посвященная:

а) разработке методов познания личности (черт личности, эмоциональных состояний);

б) использованию методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека;

в) изучению закономерностей психического развития личности.

2. Тестовая ситуация в психодиагностике – это:

а) целенаправленное выявление какого-либо свойства личности;

б) контроль за качеством выполнения задания;

в) специально организованное наблюдение за человеком.

3. Психодиагностические методы должны отвечать таким требованиям, как:

а) валидность и надежность;

б) валидность и стандартность;

в) стандартность и системность;

г) системность и надежность.

4. Валидность теста характеризуется:

а) информативностью;

б) адекватностью;

в) четкостью формулировок.

5. Надежность теста подразумевает:

а) постоянство;

б) устойчивость;

в) свободу от случайных погрешностей.

Терминологический словарь: психодиагностика, тестовая ситуация, эталонная личность, психологический тест, тестирование, валидность, стандартность теста, надежность теста, внетестовая психодиагностика.

Темы рефератов

1. Область применения и разновидности психологических тестов.

2. Требования, предъявляемые к психодиагностическим тестам.

3. Обоснование необходимости использования психодиагностических тестов.

4. Стандарты психодиагностического тестирования.

5. Технология проведения психодиагностического тестирования.

6. Влияние ситуационных переменных на результаты психодиагностического тестирования.

7. Тестовая тревожность.

8. Влияние тренировки на результаты психодиагностического теста.

Список литературы

1. Акимова, М.К. Из истории психологической диагностики [Текст]: учеб.пособие/М.К. Акимов//Под ред. Гуревича К.М. – Бийск, 2006.

2. Глас, Дж., Стенли, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст]/Дж.Глас, Дж.Стенли. – М., 2007.

3. Палей, И.М. Методические вопросы диагностики в дифференциально-психологическом исследовании [Текст]/И.М. Палей. – СПб.: Питер, 2007. – С. 52-68.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст]: учеб.пособие/ В.Д.Балин, В.К. Гайда// Под общей редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2005. – 560с.

5. Психологическое тестирование [Текст]: учеб.пособие/А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2005. – С. 15-60.

6. Шванцара, Й. Диагностика психического развития [Текст]/Й.Шванцара. - Прага, 2005. - С. 137-138.

7. Ярошевский, М.Г. История психологии [Текст]/М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 2006.

II. ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

2.1. Социальная перцепция: принципы восприятия человеком себя и других в процессе общения

Каждый человек, находясь в обществе, постоянно вступает в контакт с другими людьми. Эти люди занимают в психологическом мире человека определенное место, создавая хорошее или плохое настроение. Психоаналитик К.Хорни пришла к выводу о том, что люди, каждый из которых имеет индивидуальные особенности (темперамент, характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов), общаясь, образуют некое социально-психологическое поле, возникающее при обоюдном восприятии и понимании.

Рассмотрим, что представляет собой общение с психологической точки зрения. Для этого обратимся к Рисунку (он рассматривается и описывается снизу вверх, так как внизу изображена физическая, наблюдаемая «земная» реальность, а выше – представления в головах, «виртуальная» реальность. По тому же принципу в комиксах мысли персонажа пишутся или рисуются, как правило, над его головой, а не под ней) (см. Рис 1.).

На нем схематически изображены персонажи, участвующие в общении. В нижнем ряду находятся реально существующие люди А и Б. Для внешнего наблюдателя именно они являются партнерами по общению: обмениваются репликами, жестами, мимическими знаками. Но можно ли утверждать, что общение психологически этим и ограничивается? Над пунктирной линией расположены «виртуальные персонажи» – образы самих себя, существующие в реальных А и Б (Я-образы): А-А – это представление А о самом себе, Б-Б – представление о самом себе Б.

Эти Я-образы имеют некоторое сходство с реально существующими людьми, но не совпадают с ними полностью. Но и это еще не все. У каждого из персонажей имеется образ своего партнера – Ты-образ. Эти образы показаны в третьем снизу ряду. А-Б – это образ А в представлении Б, Б-А – это образ Б в представлении А. Ты-образ имеет сходство с реальным партнером, но каждый вносит в него и что-то от себя.

При общении человека из своего Я-образа обращается к имеющемуся у него Ты-образу партнера; это обращение слышит Я-образ партнера и отвечает, тоже имея ввиду имеющийся у него Ты-образ собеседника. Иначе говоря, внешне ведут диалог реальны люди А и Б, но психологически А-А обращается к Б-А, получает это сообщение Б-Б и ответ направляет к А-Б.

Кроме этих участвующих в диалоге реальных и «виртуальных» персонажей есть и еще один – незримый третий, объективный внешний фактор: социальная норма, или мнение авторитета (на рисунке сверху). Его присутствие отражается в репликах типа: «Я делаю (или думаю), как все нормальные люди», «Это же так естественно, а ты…». Каждый из участников общения считает себя уникальной личностью, отличающейся от всех, но все-таки постоянно сверяет свое и чужое поведение с социальной нормой. Поэтому важнейшее условие успешности межличностного общения – сходные представления о социальных нормах.

Для каждого человека другой человек является самой сложной системой для восприятия во всём элементарном мире. В психологии выделяют специальную область знаний по восприятию человека человеком, которая называется социальной перцепцией .

При деловом общении интересы дела всегда выступают на первый план, а на втором остаются возможные личностные расхождения. В деловом общении всегда есть цель, т.е. стремление к достижению какой-либо предметной договоренности, и эта цель должна быть достигнута.

Основное в процессе делового общения – эффективный обмен информацией. Но было бы заблуждением считать, что информация передается только словами. Потоки информации, которой обмениваются партнеры в процессе общения, образуют специфические каналы общения:

ü прямой – то, что один партнер (источник) сообщает другому в явном виде, главным образом словесно или с помощью специальных схем, чертежей, формул, образцов и т.п.;

ü косвенный – информация по поводу этого сообщения, которая добывается интуитивно или активно (например, путем специального наблюдения, внимания к деталям поведения партнера) и результатом которой является доверие или недоверие к партнеру и сообщению, получаемому по прямому каналу;

üуправляемый косвенный – сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, но посылаемое намеренно, «уловка» для того, чтобы вызвать доверие (или недоверие) к какому-либо сообщению.

При восприятии другого человека имеют место быть типы установок , влияющие на особенности общения:

ü позитивная – люди переоценивают положительные качества других людей, что проявляется в неосознанной доверчивости к ним;

ü негативная, проявляется в том, что люди воспринимают в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в подозрительности, недоверчивости, невосприятии его;

ü адекватная – позволяет предположить, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества.

Наличие установок лежит в основе типичных искажений представлений людей о другом человеке. Примерами типичных искажений, названных психологами, являются:

1.«эффект ореола» - это влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку свойств его личности. Например, если о человеке сложилось мнение, что он очень хороший, то его плохой поступок будет восприниматься как случайность. Этот эффект мешает адекватно оценивать людей. В таких условиях способные и яркие индивидуальности, могут прослыть «занудами», «одиночками»;

2.«эффект последовательности» – это влияние слухов о человеке на суждение о нем;

3.«эффект авансирования» - это приписывание человеку несуществующих положительных качеств;

4.«эффект проецирования на других людей собственных свойств» - это ожидание поведения других людей по заранее разработанной человеком модели. Этот эффект наблюдается в том случае, когда люди не умеют (или не хотят) встать на место другого человека, принять его точку зрения.

Конечно, общение с помощью речи, присуще только человеку, обладает широкими коммуникативными возможностями, но не может полностью исчерпать все потребности общения. Несловесное общение осуществляется с помощью жестов, мимики, знаков, рисунков, осязательных, звуковых, обонятельных и любых других неречевых сигналов. Оно удобно для передачи эмоциональных оценок и мало пригодно для сообщения конкретных сведений, но в любом случае может способствовать или мешать взаимопониманию между партнерами.

Работа специалиста сферы обслуживания предполагает обязательное общение с людьми: коллегами, начальниками, подчиненными и клиентами. В повседневной жизни общение играет немалую роль. Можно сказать, что умение общаться во много определяет и профессиональный, и жизненный успех человека. Часто приходится слышать мнение, что «умение общаться во многом определяет и профессиональный, и жизненный успех человека; «умение общаться – это с рождения». В какой-то степени это утверждение верно. «Врожденный» продавец может продать все что угодно; «врожденному» руководителю не приходится тратить особых усилий на то, чтобы заставить подчиняться себе: его подчиненные сами стремятся выполнить его распоряжения, - и вышестоящее начальство относится к нему хорошо. Такой человек обычно общителен, в меру эмоционален, хорошо слушает собеседника, вовремя вступает в разговор, ненавязчиво, но твердо «проводит свою линию». И вот «другая сторона» из равнодушно или даже отрицательно, а то и агрессивно настроенного человека превращается в доброжелательного партнера по общению. Это происходит столь легко и непринужденно, что создается впечатление, будто человек и не делал ничего особенного, а партнер (начальник, подчиненный, клиент, покупатель, ученик и т.д.) сам поступает так, как хочет. Однако, вопреки распространенному мнению, общительность – далеко не единственное и даже не самое важное для менеджера личностное качество. Большое значение имеют профессиональные знания и навыки, а также особенности мотивации.

Далеко не все обладают очевидными способностями к общению. Однако любые способности в какой-то мере можно развить. Каждый человек может найти такую профессиональную «нишу», в которой в наибольшей степени проявятся и пригодятся именно его возможности. Для того чтобы разумно выбрать сферу приложения своих сил и целенаправленно корректировать саморазвитие, не ставя перед собой нереальных задач и не растрачивая попусту своих возможностей, необходимо лучше узнать самого себя.

ПРАКТИКУМ

Заполните пробелы:

1. Взаимодействуя друг с другом, люди образуют ………………………. поле.

2. Участники процесса общения имеют свои …………………. особенности.

3. Потоки информации, которой обмениваются партнеры в процессе общения, образуют специфические …………….

4. При восприятии другого человека имеют место быть типы …………., влияющие на особенности общения.

5. «Эффект авансирования» - это ……………….. человеку несуществующих положительных качеств.

Выберите правильный ответ:

1. Основной характеристикой делового процесса общения является:

а) эффективный обмен информацией;

б) позитивная эмоциональная атмосфера;

в) наличие нескольких участников.

2. Специфическими каналами общения являются:

а) прямой;

б) косвенный;

в) управляемый косвенный.

3. Специальная область знаний по восприятию человека человеком:

а) социальная психология;

б) социальная перцепция;

в) социальная психодиагностика.

4. Деловое общение характеризуется:

а) наличием цели;

б) предметной договоренностью;

в) стремлением к достижению цели.

5. Эффект ореола – это:

а) приписывание человеку несуществующих качеств;

б) влияние общего впечатления о человеке на его оценку;

в) проецирование на человека своих качеств.

Терминологический словарь: социальная перцепция, деловое общение, каналы общения, типы установок восприятия, искажения восприятия, невербальное общение.

Темы рефератов

1. Особенности социальной перцепции.

2. Вербальные и невербальные средства перцепции.

3. Мимика, жесты: их влияние на эффективность восприятия.

4.Дистанции общения как фактор, обуславливающий особенности восприятия.

5. Социокультурная обусловленность социальной перцепции.

6. New Look Дж.Брунера.

7. Процессы идентификации и рефлексии в процессе общения.

9. Точность межличностной перцепции.

Список литературы

1. Андреева, Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания[Текст]/Г.М. Андреева//Межличностное восприятие в группе. – М., 2007.

2. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка[Текст]/А.Г. Асмолов. – М.: МГУ, 2005.

3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст]/А.А. Бодалёв.- М.: Педагогика, 2005.

4. Жуков, Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия[Текст]/ Ю.М. Жуков//Вестник Московского университета. Психология. –2007. - №1.

5. Келли, Г. Процесс каузальной атрибуции [Текст]/Г.Келли//Современная зарубежная психология. Тексты. – М., 2006.

6. Кемпбелл, Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность: эволюционный аспект [Текст]/Д.Т. Кемпбелл// Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М.: Наука, 2006. – С. 76-102.

7. Коломинский, Я.Л.Психология взаимодействия в малых группах [Текст]/Я.Л. Коломинский. – Минск.

9. Резаев, А.В. Парадигмы общения [Текст]/А.В. Резаев. – СПб.: Питер, 2005.

10. Хараш, А.У. Личность в общении [Текст]/А.У. Хараш//Общение и оптимизация современной деятельности. – М., 2006.


Похожая информация.


Настоящее издание - своеобразная энциклопедия но визуальной психодиагностике. Предлагаются практические рекомендации, разнообразные тест-игры и конкретные психологические методики. Рассмотрены предмет, задачи, содержание, структура и основные методы визуальной психодиагностики как научно-практического направления. Положения различных древних учений о человеке представлены с учетом результатов современных научных наблюдений.
Для менеджеров, персоналоведов, предпринимателей, психологов, педагогов и всех, кто работает с людьми.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение
НАУКА ПОЗНАНИЯ ЛЮДЕЙ ПО ИХ ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ
Визуальная психодиагностика; предмет, задачи, содержание
Исторические корни визуальной психодиагностики
Взаимосвязь визуальной психодиагностики с современными науками
Структура курса визуальной психодиагностики

Часть I. ТИПОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Раздел 1. АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:
ПЛАНЕТАРНЫЕ И ЗОДИАКАЛЬНЫЕ ТИПЫ
Глава 1.1. Астрология: история и современность
Глава 1.2. Как читать гороскоп
Глава 1.3. Астрологические основы темперамента
Список использованной литературы
Раздел 2. ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИХ СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Глава 2.1. Типы темперамента
Список использованной литературы
Глава 2.2. Конституциональные типологии
Глава 2.3. Современное развитие конституциональных типологий
Список использованной литературы
Раздел 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Глава 3.1. Мыслители и художники
Глава 3.2. Классификация личностей А. Лазурского
Глава 3.3. Психологические типы К. Юнга
Глава 3.4. Акцентуированные личности К. Леонгарда
Список использованной литературы
Раздел 4. ОБЩАЯ ТИПОЛОГИЯ: ПОПЫТКА ОБОБЩЕНИЯ
Глава 4.1. Введение в психологию личности
Глава 4.2. Повторение пройденного
Глава 4.3. Наша концепция
Список использованной литературы
Частъ II. ОСНОВЫ ФИЗИОГНОМИКИ
Раздел 5. ФИЗИОГНОМИКА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Глава 5.1. Физиогномика в античном мире
Глава 5.2. Физиогномические системы прошлого
Глава 5.3. Физиогномический язык и его грамматика
Глава 5.4. Антропологическая физиогномика
Список использованной литературы
Раздел 6. ЛИЦО КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Глава 6.1. Черты лица — черты характера?
Глава 6.2. Строение лица
Глава 6.3. "Язык лица" и его изучение
Слисок использованной литературы
Раздел 7. ХИРОЛОГИЯ - НАУКА О РУКЕ
Глава 7.1. Хиромантия и дерматоглифика
Глава 7.2. Основы хирогномонии
Глава 7.3. Использование данных дерматоглифики в визуальной психодиагностике
Приложения
Список использованной литературы
Частъ III. КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ АНКЕТУ
Раздел 8. ВВЕДЕНИЕ В ИМЕНОЛОГИЮ
Глава 8.1. Теория имен отца Павла
Глава 8.2. Этимологический справочник имен
Глава 8.3. Психологический справочник имен
Глава 8.4. Имена в зеркале астрологии и нумерологии
Список использованной литературы
Раздел 9. ДАТА РОЖДЕНИЯ И ВОЗРАСТ
Глава 9.1. Психология возраста
Глава 9.2. Возраст и образование
Список использованной литературы
Глава 9.3. Дата рождения, или персонал-астрология
Список использованной литературы
Раздел 10. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ
Глава 10.1. Мужчина и-женщина: сравнительные характеристики
Глава 10.2. Психологические типы развития личности
Список использованной литературы
Глава 10.3. Национальные отличия. Кровь и характер
Список использованной литературы
Раздел 11. ГРАФОЛОГИЯ В НАУКЕ И ЖИЗНИ
Глава 11.1. Краткий исторический очерк о графологии
Глава 11.2. Определение характера в графологических системах прошлого
Глава 11.3. Исследование почерка как метод психодиагностики
Список использованной литературы
Приложение
Список использованной литературы
Часть IV. ГРАММАТИКА ЯЗЫКА ТЕЛА
Раздел 12. НАБЛЮДЕНИЕ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ВИЗУАЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Глава 12.1. Что может наблюдение?
Глава 12.2. Выразительные движения и эмоции
Глава 12.3. Приемы наблюдения за поведенческими реакциями человека
Глава 12.4. Упражнения для развития наблюдательности
Список использованной литературы
Раздел 13. ИЗУЧЕНИЕ ПРИВЫЧЕК
Глава 13.1. Косвенное наблюдение и его особенности
Список использованной литературы
Глава 13.2. Психология цвета
Список использованной литературы
Глава 13.3. "Телесные" тесты и асимметрия мозга
Список использованной литературы
Глава 13.4. Характер через геометрию и рисунки
Список использованной литературы
Раздел 14. ЯЗЫК ТЕЛА И ЕГО ДВИЖЕНИЙ
Глава 14.1. Язык глаз и рук
Глава 14.2. Язык телодвижений
Глава 14.3. Законы общения и сигналы тела
Список использованной литературы
Заключение
ИТОГИ КУРСА И ИХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Общий макет изучения человека средствами визуальной психодиагностики
Закрепление пройденного
Персоналии
Глоссарий
Библиография

Визуальная психодиагностика: практическое пособие

В данном пособии рассматриваются возможности составления психологического портрета человека на основе методов визуальной психодиагностики.

Анализируются особенности идентификации личности по внешним признакам, описывается механизм составления психологического портрета человека на основе «чтения» статических и динамических внешних признаков. Даются практические приемы толкования невербального поведения личности.

Представлена авторская методика идентификации личности по чертам лица, разработанная по результатам психологического исследования. Экспресс-диагностика с помощью приводимой методики позволяет выявлять предрасположенности (экстраверсия-интроверсия, сенсорика-интуиция, мышление-чувствование, суждение-восприятие), образующие психологический тип человека. Дается характеристика психологических типов и темпераментов в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Приводятся и другие визуальные средства исследования личности (психогеометрия, графология, анализ цветовых предпочтений, одежды, рисунков человека и т. д.)

Пособие предназначено для практикующих психологов, консультантов, менеджеров по персоналу, специалистов по подбору и оценке кадров.

Еремина Татьяна Ивановна Визуальная психодиагностика. Практическое пособие

Издание подготовлено совместно с Издательским центром IPR MEDIA (www.iprmedia.ru)

– педагог-психолог, имеет большой опыт проведения психологической диагностики, профессионально-психологического отбора, консультирования взрослых и школьников по вопросам профориентации и личностного роста, организации и проведения научно-исследовательских работ по социально-психологическим аспектам. Имеет ряд опубликованных научно-практических материалов, участник различных семинаров и конференций.

Введение

В настоящее время психология располагает большим арсеналом средств, позволяющих определять устойчивые индивидуально-психологические особенности человека. Традиционно в психодиагностических целях используются такие методы как анкетирование, беседа, тесты, личностные опросники. Вместе с тем существуют определенные ограничения, связанные с применением подобных методов. Это и не очень высокая достоверность результатов, связанная с сознательным контролем своих ответов человека, и долгая процедура обследования, и настороженное отношение испытуемого. Результаты тестов дают, по сути, представление о «ролевой маске» личности, сформированной под влиянием социального опыта и не всегда достоверно отражающей ее суть. Поэтому встает вопрос об использовании новых подходов, которые способны давать объективную информацию о человеке, оперативны по времени и анонимны для тестируемого. Такие возможности предоставляет визуальная психодиагностика, основанная на непосредственном наблюдении и интерпретации внешнего облика человека и его невербального поведения.

Невербальное поведение, по мнению В.А. Лабунской, является внешней формой существования и проявления психического мира личности. Невербальное поведение многообразно как по своему составу (в него входят телодвижения, жесты, мимика и многие другие составляющие), так и по своим функциям. Изучение невербального поведения партнера по общению позволяет понять его особенности, составить его психологический портрет, правильно выстроить свое взаимодействие с ним.

Существуют различные приемы и методики визуальной психодиагностики, позволяющие на основании внешних признаков сделать вывод о внутренних свойствах и качествах личности. В качестве основного объекта визуальной диагностики мы предлагаем рассматривать лицо человека. В условиях повседневного общения лицо человека является самым доступным для наблюдения и наиболее информативным элементом внешности. Кроме того, лицо человека несет в себе наибольшее количество опознавательных признаков, позволяющих сформировать психологический портрет личности, – морфологических (черты лица) и функциональных (выражение лица).

В настоящем пособии представлена методика идентификации личности по признакам внешности (чертам лица). Она разработана на основе системы психологических типов К. Юнга с использованием типологического опросника Майерс-Бриггс. Методика представляет собой визуальное определение предрасположенностей человека (экстраверсии или интроверсии, сенсорики или интуиции, мышления или чувствования, суждения или восприятия), образующих психологический тип человека, по их морфологическим проявлениям (чертам лица). Основу методики составляют полученные в психологическом исследовании данные – выявленные статистически достоверные ассоциации и внешние признаки (черты лица), которые являются опознавательными, выполняя роль «реперов». Визуальное определение психологического типа человека позволяет успешно решать многие повседневные и профессиональные задачи.

Изучение индивидуально-психологических особенностей человека можно проводить и с помощью других методик невербального тестирования, таких как оценка конституциональных особенностей, анализ цветовых и геометрических предпочтений, анализ предпочитаемой одежды, графологическая экспертиза, интерпретация рисунков и т. д. Целесообразно комплексное использование методов визуальной психодиагностики. Анализ лица человека, интерпретация его жестов, высказываний и поведенческих реакций взаимно дополняют и подтверждают друг друга, позволяя сформировать целостный психологический портрет.

Раздел 1. Особенности идентификации личности по признакам внешности

1.1. Визуальная психодиагностика как метод изучения индивидуальных особенностей личности

1.1.1. Понятие о визуальной психодиагностике

Каждый человек, вступая в межличностное взаимодействие, с первых минут общения формирует определенное впечатление о партнере на основании внешних признаков. Понимание психологических особенностей человека, его психического состояния, настроения, мотивации общения позволяет определить перспективы общения и выстроить нужную линию поведения с ним. Это особенно важно для лиц, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием в системе «человек – человек», например, для педагогов, психологов, менеджеров по персоналу, руководителей. Им необходимо уметь проводить анализ внешних проявлений учеников, клиентов или сотрудников, соотносить их внешний облик с внутренним психологическим миром и правильно интерпретировать наблюдаемые факты.

Для распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (психических процессов, свойств личности, интеллектуальных способностей, особенностей мотивационно-потребностной сферы и др.) традиционно используются методы психологической диагностики. Психодиагностические задачи решаются как с помощью тестов, так и с помощью нетестовых методов определения индивидуально-психологических особенностей человека, к числу которых относятся методы визуальной психодиагностики.

Визуальная психодиагностика – это отрасль психодиагностики, основанная на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее психологическое содержание личности. Существует взаимосвязь внешнего и внутреннего, и психологические особенности человека можно определить путем анализа физического тела человека и его внешних проявлений.

Основные методы визуальной психодиагностики – это наблюдение, беседа, биографический метод, морфологический и графологический анализ, физиогномика, хиромантия и др. Анализируются такие особенности человека как телосложение, черты лица, форма рук, пальцев, ногтей, мимика, жестикуляция. Рассматриваются и такие внешне наблюдаемые предпочтения человека, как цвет одежды и интерьера, оформление внешности, используемые украшения, домашние животные, личный автомобиль и т. д. Используются разнообразные методики визуальной диагностики: цветовой тест Люшера, психогеометрия, методика «Словесный портрет» В.П. Куликова, методика Сонди и др. Методы визуальной психодиагностики позволяют достаточно быстро собрать информацию о человеке, составить его психологический портрет, спрогнозировать эффективность той или иной деятельности человека.

1.1.2. Экскурс в историю изучения личности по признакам внешности

О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. Об этом еще 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри».

С давних времен люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. По убеждению Гераклита, нравственность человека – это его судьба, с которой он рождается, а проявление нрава выражается не только в словах и поступках, но и во внешности.

Большое внимание в древности было уделено изучению темпераментов. Ученые пытались найти внешние проявления черт личности и темперамента, искали зависимость между морфологическими и психологическими особенностями представителями того или иного темперамента. Разрабатывались разные теории темперамента: гуморальная (Гиппократ, Кант), морфологическая (Кречмер, Шелдон) и другие.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). В своем трактате «О природе человека» он указывал, что темперамент связан с преобладанием в организме одного из «жизненных соков»: крови (сангвинический темперамент), красно-желтой желчи (холерический), мокроты или флегмы (флегматический) и черной желчи (меланхолический темперамент). В дальнейшем гуморальное учение о темпераменте развил Гален.

И. Бурдон выделял следующие типы темперамента в зависимости от внешнего облика их обладателей: многокровный (или сангвинический), нервный (или меланхолический), желчный (или холерический), лимфатический (или флегматический). При этом он считал, что чистые типы человеческого сложения встречаются редко.

В конституционных типологиях свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Авторы конституционных теорий Э. Кречмер и У. Шелдон проводили связь между типом телосложения и характером человека, его темпераментом, сферами чувств, желаний, мышления.

В своей работе «Строение тела и характер» Э. Кречмер выделяет следующие типы телосложения: астенический, пикнический и атлетический (см. табл. 1).

Таблица 1. Типы телосложения по Кречмеру

Кроме названных типов Э. Кречмер выделял еще диспластический тип, который характеризуется бесформенным строением и различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом). Абсолютно «чистые» типы телосложения встречаются нечасто, чаще наблюдаются смешанные типы (пикнически-астенические, пикнически-атлетические, астенико-атлетические). Соответственно выделенным типам телосложения Э. Кречмер различал три типа темперамента: шизотимический (астенического телосложения), циклотимический (пикнического телосложения) и иксотимический (атлетического телосложения).

Таблица 2. Типы телосложения по Шелдону

Можно заметить, что типы телосложения У.Шелдона соответствуют конституциональным типам Э.Кречмера: эндоморфный – пикнику, мезоморфный – атлетику и эктоморфный – астенику. По У. Шелдону, выделенным им типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висицетрония (лат. viscera– «внутренности»), соматония (греч. soma – «тело») и церебротония (лат. cerebrum – «мозг»).

Наиболее известной и широко распространенной теорией темперамента является теория, основанная на учении И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы. Ученый утверждал, что такие свойства нервных процессов как сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности . И.П. Павлов выделял четыре типа нервной системы, которые по своим основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы соответствует сангвиническому темпераменту, сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматическому темпераменту; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерическому темпераменту, слабый тип нервной системы характерен для меланхолического темперамента.

По мнению И.П. Павлова, темперамент является проявлением типа нервной системы человека и обнаруживается по ряду внешних признаков: общая активность психической деятельности и поведения, двигательная, или моторная, общая активность, эмоциональная активность (чувствительность, лабильность). Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента встречаются не так уж часто, обычно встречается смешанный темперамент.

И.П. Павлов выделил также специфические человеческие типы – художественный, мыслительный, средний. Для каждого типа характерны отличительные внешние признаки и свои психологические особенности. Художественный тип – эмоциональный, впечатлительный, ведущими в его поведении являются чувства, а не рассудок. Мыслительный тип – рассудочный, менее эмоциональный, более склонный к абстрагированию и математическим рассуждениям.

С давних времен были замечены и различия в типах строения тела. Со временем определенному типу телосложения стали приписываться различные психологические особенности. Так было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека.

Типология Эжена Ледо основана на утверждении, что строение тела человека соответствует пяти геометрическим фигурам: четырехугольнику, кругу, овалу, треугольнику и конусу. Для каждого типа характерны свои скрытые способности, инстинкты и страсти, которые приводятся в действие или остаются в бездеятельности в зависимости от развития личности, ее жизненного пути. Несогласие между типом и темпераментом приводит к внутренним конфликтам, противоречию в чувствованиях, желаниях, поступках, странностям характера. В своем труде Э. Ледо описал пять основных типов телосложения и представил их психологические характеристики.

В двадцатых годах прошлого века французский врач Клод Сиго создал типологию, основанную на представлении о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей. По К. Сиго, в соответствии с общей формой тела люди делятся на четыре категории: мускульные типы (с преобладанием мускульной системы), церебральные типы (с преобладанием нервной системы), дигистальные типы (с преобладанием пищеварительной системы), респиративные типы (с преобладанием дыхательной системы). Идеи К. Сиго были положены в основу психоморфологии и оказали большое влияние на формирование современных конституциональных теорий.

Многие исследователи и позднее обращались к поиску новых связей между морфологическими и индивидуально-психологическими особенностями человека.

1.1.3. Современные подходы к диагностике личности по признакам внешности

В современной психологии рассмотрение проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего идет одновременно с разных сторон.

Большая часть работ ученых посвящена феномену социальной перцепции .

– образование первого впечатления о человеке;

– восприятие его внешнего облика и поведения;

– формирование понятия о другом человеке как личности.

В ходе исследований по социальной перцепции рассматриваются факторы, влияющие на процесс восприятия человека человеком и формирование понятия о другом человеке как личности, выявляются типичные ошибки, которые человек допускает, оценивая окружающих его людей. В работах В.Н. Куницыной, В.М. Сенченко, Г.Г. Финиковой, В.Ф. Багрунова, О.Г. Кукосяна, А.М. Зимичева и других отечественных ученых приводятся данные о влиянии возрастных, половых, профессиональных особенностей воспринимающего человека. Многие работы зарубежных исследователей (Брунера, Олпорта, Секорда, Пермутера, Уайера и др.) посвящены рассмотрению механизмов приписывания познаваемой личности определенных качеств.

Особенности восприятия физического облика подробно рассмотрены в исследованиях А.А. Бодалева, Г.Г. Гусева, А.М. Колесовой, В.Н. Панферова, Е.Э. Смирновой, А.М. Зинина, И.Ф. Виниченко, В.Ф. Шендрик и других. В физическом облике ученые особенно выделяют лицо и некоторые его элементы.

Проблемой первого впечатления о другом человеке в отечественной психологии занимались такие ученые как А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов, Г.М. Бирюкова, И.А. Урклин, Г.В. Дьяконов и другие. Особенности первого впечатления о другом человеке были прослежены в зависимости от широкого круга таких факторов как пол, возраст, образование, род занятий и семейное положение взрослых людей. Аналогичные исследования в зарубежной психологии были проведены С. Ашом, Г. Келли, Д. Брунером, Р. Тагиури, Г. Олпортом, Т. Ньюкомом и др.

В последние годы большое внимание уделяется исследованиям невербальной коммуникации , поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее.

Вопросами невербального поведения занимались такие ученые, как В. Райх, Д. Эфрон, Р. Бердвистелл, Г. Олпорт, Е. Холл, П. Экман и др. Из отечественных исследователей невербального поведения известны имена Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, Е.А. Ермолаевой, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, В.Н. Панферова, Е.В. Руденского, В.П. Трусова и многих других ученых. Исследуются общие проблемы невербального общения, этнопсихологические и этнопедагогические аспекты невербальных средств общения, вопросы декодирования полученной невербальной информации и другие аспекты невербальной коммуникации. Конкретные методы «чтения» невербального поведения изложены в работах А. Пиза, Д. Ниренберга, Г. Калеро и др. Исследования в области прикладной психологии посвящены таким компонентам невербального общения как позы, мимика, жесты, взгляд, дыхание и т. д.

Еще одна группа психологические исследования посвящена уточнению имеющихся конституционных типологий.

Советские ученые Б.Г. Ананьев и Н.Н. Обозов дополнили разработанные ранее конституционные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона. Исследователи установили, что от типа сложения во многом зависят работоспособность, мобильность или ригидность поведения. Н.Н. Обозов предложил также трехкомпонентную типологию поведения, согласно которой выделяются такие типы поведения как мыслитель, собеседник, практик. Для каждого из типов характерны своеобразные внешние проявления (особенности ходьбы, позы, жестикуляции, мимики), а также определенные предпочтения в выборе сферы профессиональной деятельности.

А.Г. Сафронов наряду с анализом конституционного типа, предлагает также рассматривать тип распределения энергии человека. Он исходит из того, что человек – существо энергетическое, и его физическое строение является отражением его энергетической выстройки. По способу распределения энергии он выделяет такие выраженные типы как шизоидный, истероидный, ригидный, «разваленный», оральный. Это чистые типы, однако у реального типа эти чистые типы смешиваются в определенных пропорциях.

Большой вклад в изучение темперамента внесли работы Б.М. Теплова, В.С. Мерлина, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.

В.И. Куликов разработал современную морфологию традиционных типов темперамента , которую можно использовать в визуальной психодиагностике. Для каждого типа темперамента соответствуют определенные внешние признаки (характеристики отдельных элементов лица и головы в целом). В своей работе В. И. Куликов описывает морфологические и психологические особенности астеноидного и пикнического типов конституции человека. Психологические типы И.П. Павлова в исследованиях В.И. Куликова представлены конечностным и туловищным типами конституции человека (противоположными), каждый из которых имеет свои отличительные морфологические признаки и психологические особенности.

Е.В. Руденский предложил рассматривать такие поведенческие признаки для экспресс-диагностики психотипа личности (эпилептоида, гипертима, психастеника и др.) как внешность, манера держаться, особенности общения с другими людьми.

Таким образом, современная визуальная диагностика включает в себя различные научные направления и методы. Разрабатываются техники психологического наблюдения, которые учитывают психологические закономерности восприятия и понимания людьми друг друга и используются для изучения и оценки особенностей людей.

1.1.4. Черты внешности, выполняющие роль опознавательных признаков

Информация об индивидуально-психологических особенностях человека может быть получена на основании различных внешних признаков.

По мнению И.М. Сеченова, очертания лица и общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей. Как показывают некоторые современные исследования, роль опорных признаков для большинства людей выполняют рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимика, нос, особенности телосложения. По другим данным, к числу наиболее информативных частей тела относятся глаза, губы, кисти рук, ноги (стопы). При этом большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов, принятых этими людьми за норму (характерные черты). Это так называемые особые приметы.

В литературе по социальной перцепции принято различать (см. табл. 3):

– статические особенности – анатомические признаки, составляющие физический облик человека;

– динамические особенности – функциональные признаки, характеризующие экспрессивное поведение;

– среднеустойчивые признаки (дополняющие, уточняющие).

Таблица 3. Внешние параметры исследования личности

Все эти внешние признаки используются для идентификации личности и составления психологического портрета.

1.2. Формирование психологического портрета личности по признакам внешности

1.2.1. Особенности восприятия и понимания людьми друг друга

Восприятие человека человеком – это непосредственное, наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого складывается понятие о конкретной личности. Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации.

Процесс отражения внешнего облика включает два уровня познания:

– конкретно-чувственный (восприятие);

– абстрактно-логический (интерпретация).

Отражение внешности в целом или отдельных ее элементов с эстетической точки зрения вызывает не всегда осознанное отношение (позитивное или негативное) у воспринимающего к партнеру по общению. И если сама внешность выступает как объективный источник информации о другом человеке, то отношение к внешности играет роль субъективного фона, на котором протекает процесс познания. Возникшее отношение определяет общую направленность социально-психологической интерпретации личности.

Уровень логического познания человека человеком выражается в суждениях друг о друге, содержание которых – определение способностей, характера, темперамента, потребностей, социального статуса, рода деятельности и поведения. В ходе восприятия человека человеком происходит приписывание воспринимаемому определенного набора личностных характеристик на основе частных деталей его внешности и поведения, замеченных воспринимающим.

Выделяются определенные закономерности восприятия человека человеком.

Исследования показывают, что формирование образа другого человека, характер психологической интерпретации его облика зависит от таких особенностей воспринимающего человека , как:

– возраст, пол, профессиональная и социальная принадлежность;

– индивидуальный жизненный опыт;

– индивидуально-психологические особенности (потребности, интересы, жизненные цели, мотивы, самооценка, уверенность в себе, др.);

– сформированная у человека система понятий (опыт познания людей вообще);

– характер взаимоотношений воспринимающего с воспринимаемым.

Вся информация, поступающая из окружающего мира, интерпретируется в зависимости от особенностей воспринимающего человека. Поэтому объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека могут значительно изменяться и даже искажаться.

– эффект первичности (мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию);

– эффект ореола (означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности: если общее впечатление благоприятное, то положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные – либо затушевываются, либо как-то оправдываются);

– эффект последовательности (состоит в том, что на суждение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем);

– эффект проекции (неосознаваемая тенденция переносить нежелательные для себя качества и свойства на другого человека);

– эффект снисходительности (излишняя некритичность при оценке другого человека);

– эффект предварительной информации (предварительная информация автоматически формирует установку на поиск, восприятие во внешних данных и поведении человека того, что подтверждает имеющуюся информацию, полученную от других лиц или из документов);

– эффект бумеранга (люди обычно подсознательно оказывают противодействие любому сильному давлению извне).

Указанные эффекты необходимо учитывать при организации взаимодействия с партнерами по общению.

1. Правило постановки себя на место собеседника (рефлексия). Рекомендуется осознанно воспринимать собеседника, стараться смотреть на ситуацию его глазами. Это позволяет проникнуть во внутренний мир партнера, определить его состояние, намерения, мотивы, мысли и чувства.

2. Правило типизации собеседника. Наблюдение рекомендуется начинать с определения типов партнеров по общению согласно хорошо известным психологическим типологиям. Например, определенной типологией обладают люди, принадлежащие к разным возрастным, социальным, профессиональным группам, к разным темпераментам.

3. Правило индивидуализации. Опираясь на типологические особенности собеседника, следует не ограничиваться общими особенностями, а конкретизировать в дальнейшем собираемую психологическую информацию, рассмотреть основные личностные качества человека (социальные, профессиональные, индивидуальные).

4. Правило моторного проигрывания. Рекомендуется повторить некоторые компоненты поведения партнера: принять ту же позу, выражение лица, присоединиться к динамике движения, манере и содержанию речи и т. д. Отражение невербального поведения собеседника может значительно облегчить понимание его личности.

5. Правило устойчивости к социально-психологическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения. Наблюдателю следует стараться быть объективным, самостоятельным, не поддаваться первому впечатлению, не судить о человеке только по непосредственно наблюдаемым фактам. Важно оценивать собеседника не по одной детали, а по комплексу психологических признаков (мимика, жесты, интонация, темп движений и др.); изучать собеседника в разные моменты, в различных ситуациях, изменять условия наблюдения. Желательно перепроверять свои впечатления, сопоставлять результаты наблюдения с тем, что ранее было известно о человеке, учитывать влияния национальных традиций, воспитания, среды, физического здоровья, чтобы избежать ошибок в интерпретации невербального поведения.

6. Правило фиксации элементов внешности и поведения собеседника. Фиксация результатов наблюдений позволяет в дальнейшем лучше изучить их. Выделяют три основных способа фиксации наблюдаемых признаков: фиксация результатов наблюдения в процессе общения, по возможности, незаметно для субъекта изучения; использование технических средств (видео– и звукозаписи) в ходе общения; записи результатов наблюдения сразу после общения.

1.2.2. Феномен первого впечатления

Первое впечатление является сложным психологическим феноменом, включающим в себя несколько компонентов: чувственный, эмоциональный и логический (оценочные суждения).

Исследования российского ученого А.А. Бодалева показали, что первое впечатление формируется в течение первых 2–3 минут и потом подсознательно оказывает влияние на человека. При этом на долю невербальных сигналов в течение первых 12 секунд общения при знакомстве приходится примерно 92 % всего объема принимаемой информации. При первом впечатлении оценка психологических качеств личности происходит без всестороннего анализа его особенностей зависит от эмоционально-эстетического отношения к внешности воспринимаемого человека.

На формирование первого впечатления влияют следующие факторы:

– характеристики воспринимаемого человека

– характеристики самого воспринимающего

– социальный фон общения

На создание первого впечатления о человеке влияют такие характеристики воспринимаемого человека, как оформление внешности (стиль одежды, прическа), экспрессия человека (эмоциональные состояния, поза, взгляд, улыбка), демонстрируемое поведение, особенности общения. При прочих равных условиях большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов облика, принятых этими людьми за норму. В связи с этим можно говорить о наиболее выразительных внешних типажах, обращающих на себя внимание большинства людей. Чтобы лучше понять партнера по общению, необходимо учитывать то, как он старается преподнести себя. Проявляя различные эмоции, показывая состояние подавленности, сдержанности или, наоборот, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации. Иногда люди сознательно играют определенные роли.

На формирование первого впечатления о партнере влияют и особенности самого воспринимающего. Очень часто в создании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, когда воспринимающий может приписывать другому человеку черты, которые на самом деле присущи ему самому, а не оцениваемой личности. Например, уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, а люди, не уверенные в себе, рассматривают других как холодных и не расположенных к ним. При этом механизм проекции проявляется не только на уровне состояний, но и на уровне проекции личностных качеств, когда человек может увидеть в партнере по общению те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого.

Отрицательный опыт общения также значительно снижает эффективность процесса коммуникации. Те ошибки общения, которые привели в свое время к неприятным для человека последствиям, как бы накапливаются в его подсознании и при повторении ситуации затрудняют общение с нынешним партнером. Это может быть и манера поведения, и жестикуляция, и речь, и внешнее сходство с тем партнером, с которым у человека был отрицательный опыт общения.

На формирование первого впечатления влияют и условия, в которых разворачивается коммуникация, или социальный фон , на котором происходит процесс общения и познания другого человека. Например, рослый человек на фоне невысоких людей кажется еще выше, а спокойное лицо на фоне смеющихся лиц сильнее привлекает к себе внимание.

Значение социального фона в формировании впечатления о человеке отчетливо прослеживается в экспериментах . Так, в одном эксперименте мужчина с незаметной внешностью был представлен двум группам незнакомых людей, которые потом должны были рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. При этом в одну из названных групп мужчина был приглашен вместе с женщиной с яркой привлекательной внешностью, а в другую его сопровождала некрасивая и неаккуратно одетая женщина. В результате первая группа экспертов оценила положительные качества мужчины намного выше, чем вторая, общее отношение к мужчине со стороны первой группы также оказалось более благоприятным.

Таким образом, первое впечатление очень значимо для дальнейшего взаимодействия. Поэтому каждому человеку необходимо уметь «преподнести себя» наилучшим образом, выделить свои несомненные достоинства и сгладить недостатки. Учитывая основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно сознательно формировать свой образ, осознанно влияя на другого человека.

1.2.3. Эталоны и стереотипы интерпретации личности по внешности

В результате восприятия человека происходит идентификация личности, то есть складывание представления о личности человека, формирование его психологического портрета путем отнесения к какому-либо классу, типу.

Механизм идентификации личности можно представить следующим образом. При общении с человеком у нас формируется его образ (образ восприятия), на основании которого складывается определенное отношение к человеку (эмоционально-оценочное). Попытка описать это отношение (вербализация его) приводит нас к описательным характеристикам (элементам психологического портрета). Суждения о возникшем образе-представлении зависят от особенностей самих воспринимающих. Сложившееся представление о человеке как личности определяет характер и содержание наших ожиданий, связанных с этим человеком, выполняя роль установки. Центральное звено всего этого процесса – задействующиеся эталоны и стереотипы (в данном случае – эталоны и стереотипы интерпретации личности по внешности).

В процессе общения актуализируются эталоны внешности , а также их содержание, хранящееся в памяти как опыт общения. Эталоны воплощают требования человека к другим людям и отличаются разной степенью обобщенности. Они выполняют роль «мерки», которую человек «прикладывает» к личности другого, оценивая ее. Это может быть как образ конкретного человека – носителя определенного набора качеств, так и более обобщенный образ «хорошего мальчика», «руководителя», «героя». Структура этих эталонов представляет собой синтез анатомических и экспрессивных свойств внешнего облика человека. Эталоны внешности выполняют роль своеобразных «пусковых механизмов» процесса интерпретации свойств человека.

Степень обобщенности эталонов , используемых человеком при оценке поведения и психических качеств личности, увеличивается при формировании личности самого человека, начиная от дошкольного детства до старости. Так, у первоклассника, имеющего небольшой опыт общения и малый запас знаний о людях, содержание эталонов очень узко, элементарно и конкретно. Позднее школьник знакомится с новыми людьми с разным физическим обликом, но совершающими одинаковые поступки и, наоборот, внешне похожими, но по-разному себя ведущими. Он накапливает знания об оценках, которые даются значимыми для него взрослыми поведению и качествам личности этих людей, в результате чего происходит постепенный рост обобщенности эталонов. Увеличение числа эталонов происходит также при частом общении с разными категориями людей, различающихся по полу, возрасту, профессиональной принадлежности и т. д. Таким образом, у человека в ходе жизни накапливается неравноценный запас впечатлений.

Кроме эталонов, позволяющих отнести партнера к какому-либо классу в сформированной у воспринимающего системе «типов», существуют и «наборы качеств», которые человек приписывает тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Это явление «приписывания» называется стереотипизацией , а наборы приписываемых качеств – оценочными стереотипами.

Механизм стереотипизации выглядит следующим образом: обнаружив в поведении и внешнем облике другого человека определенные (характерные) черты, воспринимающий относит его к соответствующей категории людей и наделяет всеми свойствами, присущими этим людям.

В.Н. Парфенов выделяет 3 класса эталонов и стереотипов интерпретации личности по внешности: антропологические, социальные, эмоционально-эстетические.

1. Антропологические эталоны и стереотипы – наиболее общие, установившиеся в практике общения. Это отражение конституциональных признаков в понятиях «национального типа внешности», «возрастного типа внешности», «анатомически похожего на знакомого человека типа внешности». Замечая во внешнем облике человека (например, лице) черту какого-либо антропологического типа, воспринимающий приписывает партнеру качества личности соответствующей национальности, пола, возраста или знакомого человека («мягкое нежное лицо – похожа на мою маму, очень женственный характер, нежная, верная»).

2. При социальном способе интерпретации познающий исходит из эталонов внешнего облика как признаков общественного положения и ролевых функций воспринимаемого человека. Обнаруживая во внешнем облике признаки социального эталона , люди причисляют друг друга к конкретной социальной категории людей и характеризуют личность другого в соответствии с представлениями об этой категории (например, суждения типа «офицер», «спортсмен», «учительница» подразумевают определенный набор личностных качеств). При этом обращается внимание на оформление внешности одеждой и косметикой. Отмечено, что в социальных эталонах и стереотипах происходит более адекватное отражение личностной сущности человека по сравнению с антропологическими.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие визуальной психодиагностики и ее значение при работе с клиентами. Конституционные типологии человека. Скрытая визуальная психодиагностика личности. Основные типологии распределения энергии. Особенности слабых сигналов визуальной психодиагностики.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Визуальная диагностика темперамента человека. Конституционные типологии по Э. Крэчмеру. Проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего. Основные методы визуальной психодиагностики: физиогномика, язык тела и его движений, язык рук и ног, поведение глаз.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Теоретические аспекты особенностей знаков невербальной коммуникации. Роль мимики и жестов в процессе передачи информации. Проксемические особенности и значение визуального контакта. Суть невербального поведения. Жесты, используемые людьми при ухаживании.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Сущность психодиагностики. Задачи научной и практической психодиагностики. Методы вычисления коэффициента корреляции. Создание количественных и качественных методов психодиагностики. Модели оценки личности. Пихологические основы взаимодействия в обществе.

    тест , добавлен 10.12.2011

    Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2007

    Основные коммуникационные жесты и их происхождение. Значение контекста для толкования жестов. Положение в обществе и богатство жестикуляции. Ладони и передаваемая с их помощью информация. Жесты и сигналы глаз. Возможность подделки языка телодвижений.

    реферат , добавлен 21.10.2011

    Место и роль психодиагностики в системе научного знания. Методики и принципы психодиагностики. Теория психоанализа З. Фрейда, теория отчуждения Э. Фромма, трансакционный анализ личности Э. Берна. Конструирование и проблемы достоверности теста, опросника.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2010

Вверх