Почему пасха празднуется разные даты. Почему Пасха празднуется каждый год в разные дни? Вербное воскресенье: как оно связано с Пасхой

Одним из самых великих православных праздников является Пасха. Дата ее постоянно меняется. Известно, что она напрямую зависит от лунно-солнечного календаря. Каждый год специалисты высчитывают дату Пасхи по особой формуле.

Многие люди не понимают, почему меняется Пасха, а точнее ежегодно меняется ее дата. Пасха - великий православный праздник. Православные празднуют ее на следующее воскресенье после католической Пасхи.

Каждый год дата этого светлого праздника меняется. Многие люди совершенно не понимают, отчего зависит дата Пасхи. Ведь иногда ее празднуют в марте, а иногда и в мае. Очевидно, что ученые рассчитывают дату католической Пасхи, а дата православного праздника определяется автоматически, ведь праздник наступает ровно через неделю после Вербного воскресенья.

Некоторые думают, что эти даты как-то связаны с Рождеством или другими православными и католическими праздниками. Но это совершенно не так. Для того, чтобы узнать точную дату праздника в каждом конкретном календарном году, существуют определенные формулы. Ученые рассчитывают по ним время наступления полнолуния.

Первое воскресенье после полнолуния, которое наступает после 20 марта, и будет датой Пасхи. Время наступления Великого поста высчитывается уже позже. Для расчета нужно отсчитать в обратную сторону от даты Пасхи ровно 40 дней. Для православных людей этот светлый праздник имеет огромное значение. Он является окончанием Великого поста.

В этот день люди поздравляют друг друга и радуются воскрешению Христа. Известно, что именно на 40 день после начала поста Христос воскрес, о чем стало известно всем верующим. Существует множество обычаев, которые люди обязаны соблюдать на Пасху. К примеру, в этот день принято накрывать стол и звать к себе на обед друзей и знакомых. При встрече люди должны три раза поцеловать друг друга в щеку и произнести слова "Христос Воскрес! ".

Пасха в апреле считается ранней, если она приходится на первые числа месяца. Если Пасха приходится на конец апреля или начало мая, она поздняя. Ученые уверяют, что нельзя заранее предугадать на какое именно число придется Пасха.

На вопрос о том, почему меняется дата Пасхи, могут без особых затруднений ответить астрономы. Именно они вычисляют дату праздника ежегодно. В 2014 году православные христиане будут праздновать Пасху 20 апреля. Верующие готовятся к этому дню заранее. Хозяйки пекут куличи, готовя пасхальные угощения, красят куриные яйца.

Обычай красить яйца на Пасху появился уже очень давно. Люди с огромным удовольствием готовятся к празднику, чтобы затем удивить знакомых и друзей яркими и красочными сувенирами. Среди верующих принято обмениваться крашеными яйцами и пасхальными куличами со своими друзьями и знакомыми. Раньше хозяйки красили яйца исключительно луковой шелухой.

На сегодняшний день в продаже имеется очень много пищевых красителей и специальных трафаретов, при помощи которых можно очень оригинально оформить яйца. Такие пасхальные подарки обязательно вызовут восторг у всех знакомых и родственников. В современных магазинах незадолго до Пасхи начинают появляться специальные отделы, в которых продаются только пасхальные товары.

Это могут быть красители для яиц, трафареты, различные наборы для украшения куличей, формочки. Это очень удобно, так как каждая хозяйка получает возможность приобрести все в одном месте, не выискивая по магазинам те товары, который ей нужны. Если в семье есть маленькие дети, можно изготовить веселые сувениры специально для них.

Можно даже привлечь к изготовлению поделок или сладких сюрпризов самих ребят. Им будет очень интересно поучаствовать в подготовке к празднику. Особенный восторг вызывает у них выпечка куличей и украшение яиц. Дети постарше любят предлагать свои идеи, которые могут быть весьма оригинальными и заслуживающими определенного внимания.

Чтобы узнать, когда бывает Пасха, можно заглянуть в специальный календарь. Как правило, там указаны все даты за прошлые годы, а также на несколько лет вперед. Найти закономерность в этих числах самостоятельно невозможно.

Вместе с датой празднования Пасхи меняются и даты празднования некоторых православных праздников. К примеру, Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи. Перед светлым воскресеньем люди отмечают страстную неделю. В этот период верующие должны придерживаться всех запретов, связанных с постом, особенно строго.

Особенно важно не грешить в Страстную пятницу. Некоторые православные христиане практически не едят в этот день, а только молятся. Считается, что чистота в доме, а также все работы, связанные с уборкой, должны быть проведены в Чистый четверг.

В пятницу уже не стоит выполнять никаких работ. Вечером в четверг люди ходят в церковь, откуда они приносят благодатный огонь в лампадках. С этим огнем нужно несколько раз обойти дом по часовой стрелке и прочесть молитву. Считается, что таким образом можно очистить свое жилище от злых сил и привнести в него хорошую энергетику.

Такой обряд особенно важен для тех людей, которые желают сохранить мир в семье или улучшить взаимоотношения между самыми родными и близкими. После Пасхи люди отмечают самую благодатную и светлую неделю в году. Считается, что это время благоприятно для того, чтобы играть свадьбы, крестить детей.

На протяжении всей недели люди ходят в церковь и молятся Богу. Пасха является окончанием Великого поста, поэтому многие люди с удовольствием отмечают это событие. Для некоторых пост становится большим испытанием и по его окончании они испытывают настоящее облегчение.

Как правило, верующие люди стараются напечь куличей на несколько дней вперед, чтобы всю неделю наслаждаться их вкусом. В старину их пекли по особым рецептам, благодаря чему куличи еще долгое время сохраняли свежесть и были необыкновенно вкусными.

Пасха - великий православный праздник. В этот день все верующие поздравляют друг друга, дарят друг другу маленькие подарки и приглашают на обед. На стол принято ставить множество блюд, включая традиционные.

Если наши бабушки четко понимали, когда в какой будет отмечаться Светлое Воскресение, то мы об этом узнаем из Интернета. И нас очень удивляет, почему Рождество, Благовещение, Спас отмечаются каждый год в один и тот же день, а день празднования Пасхи каждый год меняется. Отчего это зависит и как его рассчитать?

Почему мы отмечаем Пасху в разные дни

Есть давнее и единое для всех религий правило: Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния. А первое полнолуние следует за днем весеннего равноденствия - 22 марта.

ВАЖНО. Есть два исключения из единого правила празднования Светлого Воскресенья:

Первое полнолуние выпадает на воскресенье - Пасха переносится на следующее;
. христианскую Пасху не празднуют в один день с иудейской.

Ориентируемся по лунному календарю, который составляет 354 дня (в солнечном - 365 или 366 дней, если год високосный). Также важно понимать, что лунный месяц состоит из 29,5 суток, таким образом, полнолуние наступает каждые 29 дней.

Получается, что первое полнолуние после дня весеннего равноденствия (21 марта) наступает в разные дни, поэтому и смещается дата празднования Пасхи.

ВАЖНО. Так как день весеннего равноденствия наступает в ночь с 21 на 22 марта, Пасха празднуется не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Определение даты празднования Пасхи по формуле

Эту простую формулу предложил Карл Гаусс в начале 19 века:

1. Год (его номер), в который нужно узнать дату Великого дня делится на 19. Остаток = А

2. Число года разделить на 4 = В

3. Число года разделить на 7 = С

4. (19 * А + 15) : 30 = число, а остаток = D

5. (2 * В + 4 * С + 6 * D + 6) : 7 = число. Остаток = Е

6. D + Е <= 9, то Пасха будет в марте + 22 дня, если >, то в апреле: полученное число - 9

Почему Пасху празднуют в разные дни в разных вероисповеданиях

Давно звучат призывы праздновать католическую и православную Пасху в один день, ведь эти церкви производят летоисчисление по разным календарям (православные - по юлианскому, а католики - по григорианскому).

В 2017 году - исключение, и Пасху мы отмечаем в один день - 16 апреля. А вот как будет обстоять в 2018 году и далее.

Православная Пасха 2017 год — 16 апреля
Католическая Пасха 2017 год — 16 апреля

Православная Пасха 2018 год — 8 апреля
Католическая Пасха 2018 год — 1 апреля

Православная Пасха 2019 год — 28 апреля
Католическая Пасха 2019 год — 21 апреля

Православная Пасха 2020 год — 19 апреля
Католическая Пасха 2020 год — 12 апреля

Православная Пасха 2021 год — 2 мая
Католическая Пасха 2021 год — 4 апреля

Православная Пасха 2022 год — 24 апреля
Католическая Пасха 2022 год — 17 апреля

Православная Пасха 2023 год — 16 апреля
Католическая Пасха 2023 год — 9 апреля

Православная Пасха 2024 год — 5 мая
Католическая Пасха 2024 год — 31 марта

Православная Пасха 2025 год — 20 апреля
Католическая Пасха 2025 год — 20 апреля

Причина такой разницы уходит в далекий 325 год, когда Первый Вселенский Собор постановил правило исчисления дня Пасхи: в Риме (у католиков) - весеннее равноденствие 18 марта, в Александрии (православные) - 21 марта.

ВАЖНО. С иудейской Пасхой (Песах) все гораздо проще: она всегда, ежегодно наступает на 15-й день месяца нисан. Это дата исхода евреев из Египта, а началом месяца в лунном календаре иудеев выступает новолуние, длится же лунный месяц - 28 дней.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 Администратор сайта

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!

25.04.2016

Существуют праздники, с датами которых все ясно и понятно: Новый год, например, или Рождество. И сто лет назад, и через век вперед мы будем отмечать их в строго определенное время. А вот Пасха почему-то празднуется каждый год в разные дни и выбивается из стройных рядов. В чем причина этого явления? Оказывается, Пасха «привязана» не к солнечному, а к лунному календарю.

Первое весеннее полнолуние следует за днем весеннего равноденствия, а Пасху нужно отмечать в первый же воскресный день после полнолуния. Лунный календарь несколько иной, чем солнечный. Так, длится «лунный год» всего 354 дня, а периоды полной луны наступают каждые 29 дней. Естественно, каждый год первое полнолуние будет приходиться на разные даты. Обычно равноденствие приходится на 21 марта, поэтому Пасха не может прийти к нам раньше 4 апреля, как не может и задержаться на срок позднее 8 мая.

Празднование Пасхи имеет древние традиции, поначалу связанные вовсе не с воскрешением Христа, а с некоторыми обычаями, обрядами, существовавшими у скотоводов и земледельцев. Затем свою Пасху стали отмечать иудеи, таким образом закрепив в памяти народной день освобождения евреев от владычества Египта. Эта Пасха широко отмечалась в ночь с 14 на 15 число первого лунного месяца. Бытовал обычай приносить в честь события жертву: закалывать и готовить молоденького агнца (ягненка), которого семья съедала целиком.

Позже представление о Пасхе в мире изменилось. Начало переменам положил Христос. На Тайной вечере он предсказал, что будет принесен в жертву людям, что ему суждено перенести страшную казнь. Он как бы подменил собой в сознании людей жертвенного агнца. В период первого полнолуния был распят Христос, а на третий день после трагедии он воскрес. День этот стали называть воскресеньем, и с тех пор Пасху празднуют в первое воскресенье, следующее за первым весенним полнолунием.

Интересно, что церковь в последнее время, ощущая неудобство такой «плавающей» даты, делает попытки закрепить за Пасхой какой-нибудь определенный день, чтобы христиане всего мира отмечали большой праздник совместно в одно время. Так, в 1997 году на саммите Всемирного совета церквей было внесено предложение закрепить за Пасхой второе воскресенье апреля. Православный мир должен был подготовиться к реформе, намеченной на 2001 год. Однако, достичь консенсуса в этом вопросе не удалось, и Пасха по-прежнему отмечается в разные дни каждый год.

Возможно, это и правильно: есть древние традиции, изменение которых требует длительной кропотливой работы с сознанием людей. Не исключено полное неприятие нового и даже протест. Может быть, лучше оставить все как есть. Пусть люди знают: в нашем постоянно колеблющемся неустойчивом мире есть все-таки что-то надежное, что было и будет всегда. И пусть мы по-прежнему будем праздновать Пасху в разные весенние дни каждый год. Сущность светлого радостного праздника от этого не меняется.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, почему Рождество Христово имеет постоянную дату 7 января, а праздник Пасхи всегда выпадает на разные числа? С чем это связано? Огромное вам спасибо за все ваши советы и разъяснения! Надежда Николаевна.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Надежда Николаевна!
Праздник Рождества, как и большинство других праздников, даты которых приходятся ежегодно на одно и то же число, называются неподвижными праздниками, поскольку отмечаются по общеупотребительному с древних времен в Европе солнечному календарю. Но на азиатском Востоке употреблялся лунный календарь, который имеет свой ритм и в разные годы непостоянен относительно солнечного.
Подробнее почитайте здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лунный_календарь
Пасха как избавление от египетского рабства, согласно установлениям древних евреев, должна была праздноваться с 14 на 15 число первого лунного месяца Нисана (Авива). Эта дата приходилась на полнолуние, следовавшее сразу после весеннего равноденствия. В этот же день был распят Господь наш Иисус Христос, согласно Евангелию от Иоанна (накануне субботы). А на третий день Христос воскрес – этот день стал называться воскресеньем. Соответственно, впоследствии на первом Вселенском соборе 325 г. было постановлено праздновать христианскую Пасху в первое воскресенье, следующее за полнолунием после весеннего равноденствия. Относительно обычных солнечных лет эта дата меняется, поэтому этот праздник, а также связанные с ним Вознесение и Пятидесятница называются подвижными праздниками.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Вверх