Суры читаемые в месяц рамадан. Чтение Корана в Рамадан

Сура "Гадр" по счёту 97-я сура Корана. Как видно из названия, в этой суре говорится о ниспосланном свойстве Корана.

Предположения о том, где была ниспослана сура "Гадр" - в Мекке или Медине - расходятся. В некоторых хадисах подчёркивается, что эта сура была ниспослана в Медине (по толкованию Суюти "Дуррул-Мансур"). Однако по утверждению других толкователей, эта сура была ниспослана именно в Мекке.

О савабе, приносимом чтени ем суры "Гадр", Хазрет Пророк Мухаммед (с) изрёк: "Каждый, кто прочтёт эту суру, заработает саваб, равный савабу соблюдения оруджа в месяц рамазан и богослужению, совершённому в ночи ахья". А Хазрет Мухаммед Багир (а) говорил так: "Человек, звучно читающий суру "Гадр" зарабатывает саваб, равный савабу человека, который, обнажив меч, ведёт джихад во имя Аллаха. Человек, тихо читающий эту суру, зарабатывает саваб, равный савабу человека, истекающего кровью от ран, полученных во имя Аллаха".

1-Й СТИХ:
"ВОИСТИНУ, МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО (КОРАН) В НОЧЬ ГЯДР"

Из других сур Корана известно, что наша Священная Книга была ниспослана именно в благословенный месяц рамазан: "Месяц рамазан, в котором был ниспослан Коран..." (Сура "Багара", стих 185).

Хотя в первом стихе суры "Гядр" и не упоминается Священный Коран, ясно, что слова "Мы ниспослали его" относятся именно к Корану.

Слова "Мы ниспослали его" подчеркивают величие Корана. Всевышний Аллах связывает такое неповторимое и важнейшее действие, как ниспослание Корана только с собой, и поэтому использует множественное местоимение "Мы", выражающее почёт и величие.

В суре "Багара", цитата из которой приведена выше, говорится, что ночь Гядр, в которую был ниспослан Коран, находится в месяце рамазан. Интересно, какая из ночей месяца рамазан является ночью Гядр? Хотя в стихах Корана нет конкретной информации по этому вопросу, он широко освещается в достоверных хадисах, рассказанных святыми Ислама.

Читающий суру "Гядр", естественно, может задаться вопросом: известно, что Священный Коран по частям ниспосылался в течение 23 лет Пророку и через Пророка доводился до людей, но если так, насколько соответствуют истине стихи Корана и хадисы, говорящие о том, что Коран был ниспослан в ночь Гядр?

Учёные богословы дают такой ответ: Коран был дважды ниспослан Всевышним Аллахом. В первый раз Всевышний Аллах ниспослал Коран с Лёвхи-Мехфус, как отмечено ранее, на Землю (душе Пророка). В этот раз Коран был ниспослан целиком, единовременно.

После того, как Хазрет Мухаммед (с) стал Пророком, Всевышний Аллах изволил посылать стихи Корана частями (постоянно в течение 23-ч лет) посредством архангела по имени Джабраил (а), донесшего их Пророку.

Специалисты арабского языка находят в тексте Корана знаки, указывающие на то, что Коран был ниспослан в два этапа. В стихах Корана, говорящих о его ниспослании, используются два слова, имеющие один корень, но различные формы: "инзал" и "тензил". Например:

"Инна энзелнаху фи лейлетил-Гядр" ("Мы ниспослали его в ночь Гядр") (сура "Гядр", стих 1).
"...Вя незелнаху тензила" ("...И ниспослали его постепенно") (сура "Исра", стих 106).
"Тензилул-китаби мин-Алла-хил-эзизил-хаким" ("Книга (Коран) была ниспослана постепенно почитаемым и мудрым Аллахом")(сура "Зумре", стих 1).

По мнению филологов, "инзал" - это ниспослание Корана единовременно, а "тензил" - постепенно, частями (в книге Рагиба Исфахани "Муфрадат" даётся подробная информация на эту тему).

Покойный Аламе Суюти, считающийся одним из самых известных специалистов по Корану в книге "Ал-Итган" приводит следующий хадис со слов Абдуллаха ибн Аббаса: "Коран был ниспослан в ночь Гядр на Землю сразу. Затем Аллах посылал его частями, когда считал нужным, своему Пророку".

2-Й СТИХ:
"ЗНАЕШЬ ЛИ, ЧТО ТАКОЕ НОЧЬ ГЯДР?"

Какая из ночей месяца рамазан является ночью Гядр, неизвестно. В разных хадисах говорится о том, что ночь Гядр - одна из ночей 17-й, 19-й, 21-й, 23-й, 27-й, 29-й. Табари пишет в своём толковании: "В месяце рамазан есть одна ночь, которая называется "ночь Гядр". Эта ночь является праздником всех ангелов. Они спускаются на землю. Джабраил, Микаил, Исрафил и многие другие ангелы спускаются в эту ночь на землю. Ночь Гядр - одна из ночей между 19-м и 27-м числами рамазана".

Фатхуллах Кашани в толковании "Минхаджус-Садиги" пишет:

"Наиболее правильна мысль о том, что ночь "Гядр" - одна их десяти последних ночей месяца рамазан". Хазрет Али (а) говорил, что Пророк в последние десять ночей Рамазана будил членов свой семьи со словами: "Ищите ночь Гядр в одной из последних десяти ночей".

Желательно, чтобы мусульмане во все нечётные числа между 19-м и 27-й бодрствовали (соблюдали ахья), совершали богослужения. В самых достоверных хадисах говорится о том, что наиболее вероятно ночь Гядр находится между 23-м и 27-м числами месяца рамазан. В настоящее время в Исламском мире именно в эти две ночи повсеместно проводятся богослужения.

Уместно будет отметить, что неопределенность ночи Гядр имеет вескую причину. Знаменитый мусульманский богослов Аламе Багави даёт такое объяснение: "Аллах сокрыл точное время ночи Гядр от мусульманского сообщества, дабы мусульмане в надежде встретить ночь Гядр совершали богослужения в течение всего месяца рамазан".

В одном из хадисов говорится, что Имам Джафар Садиг (а) одному из сподвижников сказал, что ночь Гядр - одна из двух ночей рамазана. Сподвижник настойчиво спросил: "Если у меня не будет возможности совершать богослужение в обе ночи, какую же из них предпочесть?" Имам вновь не дал конкретного ответа: "Разве трудно бодрствовать две ночи, посвятив их богослужению?"

Таким образом, во втором стихе суры "Гядр" Всевышний Аллах напоминает людям истину, вопрошая: "Знаешь ли, что такое ночь Гядр?".

Во-первых, человек не знает определённо, какая из ночей является ночью Гядр. Во-вторых, ночь Гядр настолько могущественна, что человек не в силах осмыслить её значение, чтобы совершить богослужения, достойные этой ночи..

СТИХ 3-Й:
"НОЧЬ ГЯДР БЛАГОСТНЕЕ ТЫСЯЧИ МЕСЯЦЕВ"

Многие думают, что слова "тысяча месяцев" используются всего лишь для гиперболизации и не имеют конкретного значения. Всевышний Аллах использует эти слова для определения величия ночи Гядр (для примера отметим, что такой способ изъяснения вполне соответствует общечеловеческой логике. Например, мы часто говорим: "Я тебе тысячу раз говорил...", или "тысячу раз быть полезным", "тысячу раз благодарить" и т.д. Ясно, что этими словами мы не стремимся определить конкретное количество. Наша цель - передать значительность обсуждаемой темы).

Но в некоторых повествованиях отмечается, что слова стиха "тысяча месяцев" используются для определения конкретного периода. Однажды Пророк поведал своим сподвижникам историю одного человека из Сынов Израиля, жившего в давние времена. Этот человек в течение 80 лет вёл джихад с врагами религии, не прекращая свою борьбу ни на один день. Сподвижники, желая уподобиться ему, спросили, как же они могут достичь этого, если человек живёт менее 80 лет? Пророк ответил им: "Если вы проведёте в богослужениях ночь Гядр, то заработаете саваб, равный савабу богослужения тысячи месяцев (80 лет)".

СТИХ 4-Й:
"В ЭТУ НОЧЬ АНГЕЛЫ И ДУХ (ДЖАБРАИЛ (А)) ПО ВОЛЕ ГОСПОДА ИХ СПУСКАЮТСЯ НА ЗЕМЛЮ СО ВСЕМИ ПОВЕЛЕНИЯМИ ЕГО"

В стихе глагол "таназзалу" находится в настоящем времени и говорит о том, что действие продолжается. Из этого становится ясным, что ночь Гядр повторяется каждый год со времён Пророка и будет повторяться до конца света.

По поводу того, что Всевышний Аллах подразумевает под словом "Дух", учёные расходятся во мнениях. Некоторые толкователи говорят, что речь идёт об архангеле по имени Джабраил (а). По другому толкованию, "дух" - это откровение, ниспосланное Хазрету Пророку. Поскольку в другом стихе Корана под словом "дух" понимается откровение: "Так, чтобы доставить тебе Свои приказы как откровение, Мы послали дух" (сура "Шура", 52-й стих). По другой теории, "дух" - это не ангел, а полностью отличающеся от ангела существо. По некоторым хадисам, переданным святыми Ислама, мы узнаём, что "дух" - это существо, ещё высшее, чем ангел.

Среди этих трёх теорий наиболее распространённой является первая теория.

О том, по каким делам ангелы и дух спускаются на землю, в толкованиях даётся такая информация: в ночь Гядр определяется судьба людей на будущий год, распределяется благодать, отмеряется срок жизни. Конечно же, это не отвергает положения Ислама о свободе действий и ответственности людей.Так как Всевышний Аллах определяет судьбу каждого человека достойно его поступкам. Каждый получит заслуженное своей верой, стермлениями и действиями.

СТИХ 5-Й:
ЭТА НОЧЬ МИРНАЯ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЗАРИ!

Почему Всевышний Аллах называет ночь Гядр мирной ночью? По этому поводу выдвигаются нижеследующие теории:

А) в ночь Гядр ангелы и дух спускаются на землю, принося правоверным благословение Аллаха. Так как эта ночь полна благословения, она называенся благословенной.
Б) ночь Гядр полна милостью и милосердием Аллаха, в эту ночь человечество получило величайший дар - Коран. По некоторым повествованиям, в эту ночь шайтаны скованы цепями и не могут вредить правоверным.

Почему ночь называется "Ночью Гядр" ("Ночью Могущества"), также интересный вопрос. Известно, что определение событий, которые произойдут в будущем, называется "тегдир". Говорят, что так как в ночь Гядр определяются события будущего года, она называется словом, одноко-ренным со словом "тегдир".

По мнению некоторых учёных, слово "Гядр" означает узкость и тесноту. Потому что в эту ночь на землю спускается столько ангелов, что им становится тесно.

По мнению другой группы толкователей, так как каждый, кто провёл эту ночь в богослужениях, заслуживает пред Аллахом цену, ночь получила такое название.

Некоторые учёные говорят, что поскольку ночь Гядр имеет большое значение сама по себе она получила такое название. В одном из стихов солово "гядр" используется именно в этом смысле: "Они не знали о могуществе (гядр) Аллаха" (сура "Хадж", стих 74).

НОЧЬ ГЯДР - ДАР МУСУЛЬМАНАМ

Интересно, была ли у прошлых сообществ ночь Гядр?

Из Исламских источников становится ясно, что в доисламских религиях не былот ночи Гядр и этот дар имеют только мусульмане. В одном из хадисов о Хазрете Пророке Мухаммеде (с) говорится: "Несомненно, Аллах подарил Ночь Гядр моему сообществу, предыдущие сообщества были лишены этого богатства" (Из толкования Суюти "Дуррул-Мансур").

В исламских источниках всесторонне рассматриваются действия, которые должны быть совершены в ночь Гядр. В эти ночи совершить омовение и очиститься, надеть чистое и аккуратное одеяние считается богоугодным. Также в течение всей ночи надо читать молитвы и долго совершать намаз, читать Коран, особенно суры "Анкебут", "Рум", "Духан" и "Гядр". Так как молитвы, прочитанные в Ночь Гядр, будут услышаны, то желательно прочесть много молитв.

Дорогие мусульмане! Давайте в Ночь Гядр будем молиться о здоровье и счастье мусульман. А особенно в этот тяжёлый период жизни будем молиться Аллаху об освобождении захваченных территорий, об улучшении жизненных условий нашего народа.

Да примет Аллах наши молитвы. Аминь!

В арабском языке «пост» звучит следующим образом: «ас-сыям» или «ас-савм». Выражения «ас-савм» и «ас-сыям» означают воздержание от чего-либо, будь то высказывание чего-либо или приём внутрь. Подтверждением тому служат слова Марьям, приводимые в Коране (смысл): «Поистине я дала Милостивому обет поста» (сура «Марьям», аят 26), т. е. дала обет не говорить ничего.

إِنِّي نَذَرْتُ لِلرَّحْمَنِ صَوْمًا

В Шариате же выражения «ас-савм» и «ас-сыям» обозначают воздержание от всего, что нарушает пост , в промежутке времени от наступления утренней молитвы до захода солнца, намерившись держать пост .

История поста

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Вменение в обязанность мусульманского поста

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение) . Всевышний в Коране сказал (смысл): «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран , будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост ... » (сура «Аль-Бакара», аят 185).

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

Если встретил Рамадан в одном месте, а прощаешься в другом

Именно поэтому мусульманские богословы и вынесли решение о том, что, если мусульманин начал поститься, увидев луну в своём населённом пункте, а затем отправился в путешествие в далёкий (где другой часовой пояс) населённый пункт, ему вменяется в обязанность завершить месяц Рамадан тогда, когда его завершат в местности, в которую он прибыл. Это положение распространяется даже на того, кто уже завершил 30 постов , потому что по Шариату с того момента, как он прибыл в новый населённый пункт, он как бы становится одним из жителей этой местности, следовательно должен соблюдать пост так же, как и все остальные жители. Если в местности, в которую прибыл мусульманин, увидели луну (указывающую на завершение месяца Рамадан и наступление Шавваля), то он обязан отпустить пост . И не имеет значения, соблюдал он всего 28 постов (потому как в этой местности Рамадан мог быть 29-дневным) или 29 постов (потому как Рамадан мог быть 30-дневным). Однако в первом случае, когда приезжему пришлось разговляться вместе с жителями, тогда как он соблюдал всего 28 постов , ему вменяется в обязанность восполнить один пост в любое удобное для него время после праздничного дня Ид аль-Фитр (праздник разговенья), потому что минимальное количество дней месяца Рамадан бывает 29.

Тот же, кто в праздничный день (Ид аль-Фитр) отправился в местность, в которой всё ещё постятся, обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост , до наступления времени вечерней молитвы.

Согласно остальным трём мазхабам при видении новолуния поститься обязательно не только жителям близлежащих населённых пунктов, но и всем остальным, даже тем, кто живёт на другом полушарии Земли.

Условия обязательности поста

Таклиф. Таклифом называется наличие в мусульманине следующих качеств: совершеннолетие и рассудок. Сам мусульманин, который подпадает под эту категорию, называется мукалляфом. Т. е. поститься обязательно только совершеннолетнему мусульманину, достигшему половой зрелости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Троим не записываются грехи: 1) спящему, пока не проснётся, 2) ребёнку, пока не станет совершеннолетним, 3) сумасшедшему, пока не поправится» («Сунану Аби Давуда», № 4403).

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِل

Отсутствие обоснованной по Шариату причины, препятствующей поститься или разрешающей разговляться.

Причин, препятствующих соблюдению поста, две

Наступление месячных или послеродовых выделений у женщин.

Потеря сознания или потеря рассудка в течение всего дневного времени (т. е. со времени утренней молитвы до времени вечерней молитвы). Если потерявший сознание или сумасшедший придёт в себя даже на миг в течение светового промежутка дня, он обязан с этого момента поститься до конца дня.

Причин, разрешающих не соблюдать пост, три

Болезнь, при которой соблюдение поста наносит вред организму или доставляет сильную боль и недомогание. А если болезнь или боль будут настолько тяжкими, что будет вероятность угрозы жизни, – такому человеку вменяется в обязанность отпустить пост !

Дальнее путешествие. Дальним путешествием считается, когда расстояние пути не менее 83 километров. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост , необходимо, чтобы путешествие было дозволенным и продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост, а затем в течение дня отправился в путь, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост .

Основанием для вышеизложенных двух причин, разрешающих не поститься, служит аят Корана , в котором говорится (смысл): «<...> тот же, кто болен или в пути, пусть восполнит пост в другое время...» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Бессилие поститься. Тому, кто не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или хронической болезни, например язвы желудка, разрешено разговляться. Поститься обязательно тем, кто физически в состоянии делать это. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка » (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), давая комментарий к этому аяту, сказал, что речь идёт о людях преклонного возраста, которые не в состоянии поститься и которые вместо каждого пропущенного поста должны накормить одного бедняка (одним муддом (600 граммов) основного продукта питания данной местности) («Сахих аль-Бухари», № 4235).

В эту же категорию входят беременные и кормящие матери. Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине и/или зародышу или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке, так что у роженицы может не хватать молока для ребёнка, разрешено разговляться, т. е. не поститься. Однако, если беременная или кормящая мать не соблюдает пост только из опасения нанести вред зародышу или грудному ребёнку, помимо возмещения пропущенных постов ей ещё вменяется в обязанность выплатить штраф в размере 600 граммов (мудд) в пользу бедняков за каждый пропущенный пост .

Условия, необходимые для действительности поста

- Месячные и послеродовые выделения . Их наступление тоже нарушает пост, даже если их продолжительность будет недолгой. И, конечно же, пропущенные посты по причине их наступления надо возмещать.

- Потеря рассудка или, да убережёт нас от этого Всевышний , вероотступничество тоже нарушают пост.

Каждому постящемуся необходимо остерегаться всех вышеперечисленных семи причин, в противном случае пост нарушится и будет недействительным. Пост того, кто совершит что-либо из вышеперечисленного, предполагая, что время утренней молитвы ещё не наступило, а в действительности оно уже наступило и это каким-то образом выяснится, – нарушается, но вместе с этим этот человек обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост, до конца дня, проявляя уважение к месяцу Рамадан. Аналогично и в том случае, когда постящийся отпустил пост, предполагая, что время вечерней молитвы уже наступило, а как оказалось – нет, его пост нарушается, и ему необходимо возместить этот пост.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com

5 шагов к Рамадану

Дуа перед началом Рамадана

Дуа в ночь Ляйлят-уль-Кадр

О глотании слюны во время поста в Рамадан

Можно ли совершить таравихи, если есть пропущенные намазы-фарз?

5 наград за пост

Топ 5 – фрукты против жажды в Рамадан

Закят уль фитр – закят в Рамадан

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ Транслит Sh ahru Ramađā na A l-Ladh ī "Un zila Fī hi A l-Qur"ā nu Hudáan Lilnn ā si Wa Bayyinā tin Mina A l-Hudá Wa A l-Furqā ni ۚ Faman Sh ahida Min kumu A sh -Sh ahra Falyaşum hu ۖ Wa Man Kā na Mar īđāan "Aw `Alá Safar in Fa`iddatun Min "Ayyā min "Ukh ara ۗ Yur ī du A l-Lahu Bikumu A l-Yusra Wa Lā Yur ī du Bikumu A l-`Usra Wa Litukmilū A l-`Iddata Wa Litukabbirū A l-Laha `Alá Mā Hadākum Wa La`allakum Tash kurū na В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. (Лунный) месяц рамадан, в который ниспослан был Коран (в первый раз) как руководство [источник знаний] для людей и как ясные знамения из (верного) руководства и различения. И кто из вас застает этот месяц [рамадан], пусть соблюдает пост (в дневное время) , а кто болен или в пути, то (на нем обязанность поститься) (определенное) число других дней [по числу пропущенных дней]. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет для вас затруднения, и (хочет) чтобы вы довели число (дней поста до месяца) [чтобы постились весь месяц] и (чтобы вы) возвеличивали Аллаха (по завершению поста) за то, что Он вел вас (даровав необходимые знания и содействуя вам в ваших делах) , – и чтобы вы были благодарными (Ему за все дарованные Им блага) ! В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. [[Обязательным постом является пост в рамадане. В этот великий месяц Аллах оказал людям огромную милость, ниспослав Священный Коран, который указывает людям путь ко всему, что приносит пользу их духовной и мирской жизни, разъясняет истину самым доступным образом и помогает отличать истину от лжи, прямой путь - от заблуждения, а счастливых праведников - от несчастных грешников. Любой месяц достоин быть отмеченным славным обрядом поклонения и постом, если он обладает такими достоинствами, если он избран Аллахом для оказания людям такой великой милости. После упоминания о превосходстве рамадана и разъяснения того, почему именно этот месяц выбран для соблюдения обязательного поста, Всевышний Аллах приказал каждому здоровому мусульманину, способному поститься и проживающему на постоянном местожительстве, поститься в течение этого месяца в обязательном порядке. Предыдущее предписание, согласно которому мусульмане имели право самостоятельно выбрать между соблюдением поста и совершением искупительного действия, было аннулировано, и поэтому Аллах повторил, что больным и путешественникам позволено разговляться и возместить пропущенное число дней в другое время. Аллах повторил это, чтобы ни у кого не возникло ошибочное предположение о том, что предписание относительно больных и путешественников также аннулировано. Аллах не желает людям затруднения и желает им облегчения. Он удивительным образом облегчил Своим рабам пути, ведущие к Его довольству, и поэтому все Божьи повеления, в принципе, просты и необременительны. Если же возникают препятствия, мешающие выполнению Божьих повелений и делающие их тягостными, то Всевышний Аллах облегчает эти предписания в еще большей степени либо вообще избавляет Своих рабов от этих обязанностей. Это кораническое предложение невозможно описать во всех подробностях, поскольку оно распространяется на все предписания религии и включает в себя все шариатские облегчения и дозволения. Затем Всевышний Аллах повелел поститься в течение всего рамадана. О причине этого приказа лучше всего известно Аллаху, но совершенно очевидно, что он был ниспослан для того, чтобы никто ошибочно не предположил, что для соблюдения поста в рамадане достаточно поститься в течение части этого месяца. Аллах предотвратил подобное понимание ниспосланного повеления и приказал поститься с начала до конца месяца и благодарить Аллаха по завершении поста за то, что Он помог Своим рабам выполнить это предписание, облегчил его для них и разъяснил его самым прекрасным образом. Аллах также приказал людям возвеличивать Его по завершении рамадана, и это повеление распространяется на возвеличивание Аллаха с момента появления молодого месяца, свидетельствующего о начале шавваля, до окончания праздничной проповеди.]] Ибн Касир

В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.

Аллах восхваляет месяц Рамадан и выделяет его среди прочих месяцев. Он избрал этот месяц для ниспослания Священного Корана.В одном хадисе говорится, что именно в этот месяц ниспосылались божественные писания пророкам.

Имам Ахмад передаёт от Уасиля ибн аль-Аска’а, что посланник Аллаха сказал: «أُنْزِلَتْ صُحُفُ إِبْرَاهِيمَ فِي أَوَّلِ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ، وَأُنْزِلَتِ التَّوْرَاةُ لِسِتَ مَضَيْنَ مِنْ رَمَضَانَ، وَالْإِنْجِيلُ لِثَلاثَ عَشَرةَ خَلَتْ مِنْ رَمَضَانَ، وَأَنْزَلَ اللهُ الْقُرْآنَ لأَرْبَعٍ وَعِشْرِينَ خَلَتْ مِنْ رَمَضَان » «Свитки Ибрахима были ниспосланы в первую ночь Рамадана.Тора была ниспослана в течении шестой ночи Рамадана Евангелие же было ниспослано в течении тринадца-той ночи Рамадана. Аллах ниспослал Коран в двадцать четвёртую ночь Рамадана[[Хороший хадис «Сахих аль Джами» 1497]] ».

Ибн Мардавайх сообщает, что Свитки, Тора и Евангелие были ниспосланы определённому пророку единожды. Коран же был ниспослан единожды в «Байт аль-Изза[[Хороший хадис «Сахих аль-Джами» 1497]] » (Дом славы) с нижнего неба, это произошло в Лаилатуль-Кадр в месяц Рамадан. Об этом Аллах сказал: (إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ ) Воистину, Мы ниспослали его в ночь могущества (97:1) Аллах также сказал: (إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُبَارَكَةٍ ) Мы ниспослали его в благословенную ночь (44:3) затем он поэтапно ниспосылался пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в зависимости от событий.

Икрима передаёт, что ибн Аббас сказал: «Коран был ниспослан единожды в Рамадан, в ночь предопределения на нижнее небо. Аллах сообщал из него пророку, что пожелал, и всякий раз когда язычники приходили спорить с пророком, Аллах ниспосылал ему ответ, об этом говорится в слове Аллаха: وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لَوْلَا نُزِّلَ عَلَيْهِ الْقُرْآنُ جُمْلَةً وَاحِدَةً كَذَلِكَ لِنُثَبِّتَ بِهِ فُؤَادَكَ وَرَتَّلْنَاهُ تَرْتِيلًا وَلَا يَأْتُونَكَ بِمَثَلٍ إِلَّا جِئْنَاكَ بِالْحَقِّ وَأَحْسَنَ تَفْسِيرًا Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование. (25:32-33)

Слово Аллаха: (هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَـاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ ) Верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение – это восхваление Корана, который Аллах ниспослал в качестве руководства для сердец Его рабов, которые уверовали в него и последовали ему. (وَبَيِّنَـاتٍ ) ясные доказательства – т.е. внятные явные признаки для тех, кто их понимает и размышляет над ними. Они указывают на истинность руководства Корана и здравого смысла в нём, противоречащего заблуждению. Руководства, которое разделяет между истиной и ложью, между запретным и дозволенным.

Некоторые праведные предки считали, нежелательным называть этот месяц просто رَمَضَان Рамадан, ибо почтительнее будет называть его شَهْرُ رَمَضَانَ месяц Рамадан.

Слово Аллаха: (فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ) Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. Этот аят обязывает всех застав-ших рождение этого месяца, тех, кто здоров и проживает у себя в стране, поститься этот месяц без исключения. Этот аят отменяет предыдущий аят, который дозволял не поститься здоровым людям, проживающим у себя в стране, взамен на выплату фидья (эквивалент кормления одного бедняка) за каждый день поста, о чём мы говорили ранее. После того, как пост стал обязательным, Аллах упомянул снисхождение к больным и путникам, которые должны восполнить пропущенный по этим уважительным причинам пост.

Аллах сказал: (وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время – т.е. при наличии болезни в теле, при которой пост затруднителен и вызывает боль, или в путешествии дозволительно не поститься. Дни, которые человек не постился в пути, ему следует возместить их в другое время. Здесь нужно рассмотреть некоторые вопросы.

Группа учёных считает, что тот, кто постился начало месяца Рамадан, будучи дома, а затем отправился в поездку во время Рамадана, то ему следует поститься,ибо Аллах сказал: ﴿فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ﴾ Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься - т.е. путнику дозволительно не поститься, так как он не застал начало месяца в своей стране. Это мнение не нашло поддержки среди других учёных. Это мнение приводит Мухаммад ибн Хазм в своей книге «аль-Махалли» от группы сподвижников и их последователей, хотя это спорный вопрос. Аллах знает лучше. Другая группа сподвижников и их последователей считает, что путнику обязательно не поститься в Рамадан, ибо Аллах сказал: (فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ) То пусть постится столько же дней в другое время. Однако наиболее правильным здесь является мнение большинства о том, что в этом вопросе есть право выбора, а не категоричный приказ или запрет.

Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Когда мы отправлялись в поход вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни те, которые постились, ни те, которые прерывали пост, не упрекали один другого» (аль-Бухари и Муслим) . А в хадисе Абу Саида аль-Худри говорится: «Мы считали, что хорошо поступает и тот, кто находит в себе силы и постится, и тот, кто прерывает пост, когда чувствует слабость» (Муслим) . Здесь становится ямным дозволенность не поститься в пути, т.к. сподвижники обязательно бы сделали замечания друг другу. Однако сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в таких случаях всегда постился.

В двух сахихах приводится хадис от Абу Дарды (да будет доволен им Аллах) : «Мы отправились в поездку с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветству-ет) в месяц Рамадан, была такая жара, что кое-кто из нас клал руку на голову от жары. Никто из нас не постился кроме посланника Аллаха и Абдуллы ибн Раваха».

Группа учёных, один из которых имам Шафии считает, что поститься в пути предпочтитель-нее, чем разговеться, ибо так поступал посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) . Другие учёные считают, что не поститься предпочтительнее, т.к желательнее пользоваться льготами, предоставленными Аллахом.

Как-то у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) спросили по поводу поста в пути, и он ответил: «مَنْ أَفْطَرَ فَحَسَنٌ، وَمَنْ صَامَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْه » «Кто постился, поступил хорошо, а тот кто не постился, нет на нём греха». В другом хадисе говорится: «عَلَيْكُمْ بِرُخْصَةِ اللهِ الَّتِي رُخِّصَ لَكُم » «Вам следует пользоваться льготами, дарованными вам Аллахом». Передают, что Хамза б. Амр аль-Аслами рассказывал, что однажды он спросил: «О, посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным для того, чтобы продолжать поститься во время путешествия. Будет ли это грехом с моей стороны?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это – льгота, дарованная Аллахом, и кто пользуется этой льготой, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха» (Муслим) .

Есть учёные, которые считают,что поститься и не поститься в пути одинаково дозволенно. Так Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Хамза ибн Амр аль-Аслами сказал: «О, посланник Аллаха, я очень много пощусь, я даже пощусь в пути», на что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «إِنْ شِئْتَ فَصُمْ، وَإِنْ شِئْتَ فَأَفْطِر » «Если хочешь, постись, а если не хочешь не постись».

Есть мнение, что если пост затруднителен, то предпочтительнее не поститься. Передают со слов Джабира, что во время одного из походов Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел толпу, в которой был человек, которого прикрывали от солнца. Он спросил: «В чем дело?»Люди ответили: «Он постится». Тогда он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «لَيْسَ مِنَ الْبِرِّ الصِّيَامُ فِي السَّفَر » «Пост во время поездки не является добродетелью» (аль-Бухари и Муслим) .

Восполнение поста: Следует ли возмещать пропущенные дни последовательно или дозволительно возмещать его по частям? Существует два мнения. 1) Следует возмещать пост последовательно, также как следовало выполнять предписанный пост. 2) Непрерывность в возмещении поста не обязательна. Можно возмещать последовательно, а можно возмещать частями. Это мнение большинства ранних и поздних учёных. Это логично, т.к. предписанный пост нужно совершать своевременно и последовательно в определённый месяц. Но возмещение после Рамадана подразумевает под собой пост некое количество дней пропущенного поста. Поэтому Аллах сказал: (فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ) То пусть постится столько же дней в другое время.

Далее Аллах говорит: (يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ ) Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Имам Ахмад передаёт от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَاتُنَفِّرُوا » Облегчайте, а не создавайте затруднения, успокаивайте (людей) , а не внушайте отвращение (к исламу) [[Сахих аль-Бухари 69]] . (Муслим)

В двух Сахихах приводится хадис о том, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посылал Муаза и Абу Мусу в Йемен, он сказал им: «بَشِّرَا وَلَا تُنَفِّرَا، وَيَسِّرَا وَلَا تُعَسِّرَا، وَتَطَاوَعَا وَلَا تَخْتَلِفَا » «Радуйте, а не внушайте отвращение, облегчайте, а не затрудняйте, обращайтесь друг к другу хорошо, и не ссорьтесь».

В Сунан и в аль-Маснаде приводится хадис, в котором посланник Аллаха сказал: «بُعِثْتُ بِالْحَنِيفِيَّةِ السَّمْحَة » «Я был послан с лёгким (к исполнению) монотеизмом [[Слабый хадис по мнению аль-Албани «Даиф аль-Джами» 2336]] ». (يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ ) Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней – т.е. вам было дозволено не поститься при болезни, в пути и при других подобных уважительных причинах, т.к. Аллах желает вам облегчения. Он повелел вам восполнить пропущенные дни, дабы вы довели определённое число дней.

Слово Аллаха: (وَلِتُكَبِّرُواْ и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь– т.е. дабы вы поминали Аллаха после завершения обряда поклонения, как об этом сказал Всевышний Аллах: (فَإِذَا قَضَيْتُم مَّنَاـسِكَكُمْ فَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَذِكْرِكُمْ ءَابَآءَكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْرًا ) Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того. (2:200) а также сказал: (فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَوةُ فَانتَشِرُواْ فِى الأرْضِ وَابْتَغُواْ مِن فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ) Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете. (62:10) Аллах также сказал: (فَاصْبِرْ عَلَى مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ الْغُرُوبِ وَمِنَ اللَّيْلِ فَسَبِّحْهُ وَأَدْبَـرَ السُّجُودِ ) Терпеливо сноси то, что они говорят,и прославляй хвалой твоего Господа перед восходом солнца и перед закатом. Прославляй Его в некоторые часы ночи и после земных поклонов. (50:39-40) Именно поэтому Сунной поощряется произношение тасбиха (СубханаЛлах т.е. слава Аллаху) , тахмида (аль-Хамду Лиллях, т.е. хвала Аллаху) и такбира (Аллаху Акбар т.е. Аллах велик) после завершения обязательных молитв. Ибн Аббас сказал: «Мы знали, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завершал молитву такбиром». Многие учёные сделали вывод о законности произношения такбира после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) , исходя из этого аята: (وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ ) И возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Дауд аль-Асбахани аз-Захири, исходя из этого аята сделал вывод об обязательности произношения такбира после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) , в отличие от имама Абу Ханифы, который вообще не считает, что следует произно-сить такбир после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) . Остальные учёны считают это желательным действием, хотя есть разногласия по поводу способов произношения такбира.

Слово Аллаха: (وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ) Быть может, вы будете благодарны – т.е. выполнением повелений Аллаха и воздержанием от Его запретов, а также тем, что вы чтите Его заповеди, может быть, тем самым, вы будете из числа благодарных.

Лучи которого не погаснут. Коран – это светило, которое озаряет сердца мусульман и будет озарять вплоть до Судного дня.

Рамадан – наилучший из месяцев, потому что это месяц чтения и изучения Корана, размышления над Священной Книгой и, естественно, следования ей. Ведь именно в этом месяце был ниспослан Священный Коран. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи » (Коран, 2:185). В этом аяте Всевышний восхваляет месяц поста и возвышает его над остальными месяцами, ибо Он избрал его для Священного Корана.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Ещё в хадисе сказано, что все небесные книги были отправлены к пророкам (мир им) в месяце Рамадан (Ахмад). Все остальные книги ниспосылались сразу полностью, а Коран сначала был ниспослан на «Байт уль-Изза», это находится на первых небесах, и это было в месяц Рамадан, в Ночь Предопределения (могущества) – Ляйлят уль-Кадр . Потом раздельно – аят за аятом, по одному, двум, пяти или десяти аятам – при возникновении определённых вопросов Книга ниспосылалась в течение двадцати трёх лет.

И мудрость такого раздельного ниспослания Всевышний объясняет нам (смысл): «Те, которые не уверовали, сказали: «Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?» Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё (о Мухаммад!) сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, когда Джабраил (мир ему) будет читать тебе (его) частями размеренно, не спеша (Коран, 25:32).

Воистину Рамадан с этим благословенным началом считается великим даром для мусульманина и удобным моментом, чтобы очистить свою душу днём для подготовки к получению в тёмное время суток подарков от Корана в ночном богослужении. И этому свидетель – Коран (смысл): «Поистине поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы » (Коран, 73:6). Получается что дневной пост – это очищение, а ночное богослужение – намазы и чтение Корана – украшение души.

Рассказал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей. Ещё щедрее он становился, когда встречал Джабраила (мир ему), который приходил к нему каждую ночь из месяца Рамадан и обучал Корану, – в это время он становился щедрее вольного ветра » (аль-Бухари, Муслим). Ибн Раджаб сказал, что этот хадис указывает на желательность обучения Корану, а особенно хорошо читать и слушать его в месяце Рамадан . Этот хадис также является доводом того, что в этом месяце желательно больше читать Коран.

Как видно из хадиса, обучение Пророка (мир ему и благословение) происходило ночью, что указывает на желательность чтения Корана в месяце Рамадан именно ночью. «Воистину ночью прекращаются дела, заботы, и человек может всё усердие направить на чтение и размышление над ним » (Лятаиф аль-Маариф).

А ведь Аллах призывал к размышлениям над смыслами и мудростью Корана, и это лучше всего получается сделать во время ночей Рамадана. Всевышний, обращаясь к людям, говорит (смысл): «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах то, что удерживает их от размышления? » (Коран, 47:24). Почему Аллах призывает нас к размышлению над Кораном? Потому что неправильное понимание слов Всевышнего чревато возникновением сект и радикальных настроений у молодёжи. Чтобы понять Речь Аллаха, нам следует читать тафсиры (толкования) Корана.

Наши праведные предки (саляф ас-салихин), да снизойдёт милость Аллаха на них, удивительным образом усердствовали в чтении Корана в месяце Рамадан; они оставляли другие занятия, дабы не отвлечься от Речи Аллаха.

Когда наступал Рамадан, аз-Зухайр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Воистину это месяц чтения Корана и раздачи милостыни едой». Ибн Хаким сказал: «При наступлении Рамадана имам Малик, да будет доволен им Аллах, «убегал» от чтения хадисов и сидения с богословами к чтению Корана ». Абд ар-Раззак сказал: «При наступлении Рамадана Суфьян ас-Саври, да будет доволен им Аллах, оставлял всё остальное богослужение и поворачивался к Корану ».

Наши праведные предки за месяц несколько раз успевали завершить чтение Книги Аллаха, как это нам передали доверенные имамы. Так, Асвад в месяце Рамадан в каждые две ночи завершал чтение Корана, а вне Рамадана он за шесть ночей завершал его. Катада в остальные месяцы за неделю завершал чтение Книги Аллаха, а в Рамадан – за три ночи; когда же наступали десять последних ночей Рамадана, он каждую ночь завершал чтение Корана! Раби бин Сулайман сказал, что имам аш-Шафии в месяце Рамадан шестьдесят раз читал Коран, и всё это в намазе. Имам Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воистину мне рассказал тот, который совершал намаз в Рамадане рядом с Умаром бин Хусайн, что он каждую ночь начинал заново чтение Корана (аль-Байхаки фи аш-шиб).

Имам ан-Навави сказал: «А что касается тех, которые в одном ракаате завершали чтение Корана, то их не перечесть, столь много было их. Из них: Усман бин Аффан, Тамим ад-Дари, Саид бин Джубайр, да будет доволен ими Аллах (ат-Тибьян). Имам аз-Захаби рассказал: «Воистину передали многие, что Абу Бакр бин Аяш в течение сорока лет каждые сутки завершал чтение Корана. Когда он покинул этот мир, его сестра заплакала. Ей сказали: «Что тебя заставило плакать? Загляни вон на ту молельню: воистину твой брат там 18 тысяч раз Коран прочитал» (Сияр алями ан-Нубаля).

Как мы видим из вышеприведённого, с наступлением Рамадана богословы оставляли все виды дополнительных поклонений и читали, изучали только Речь Аллаха. А мы с вами читаем ли Священный Коран, читают ли его наши домочадцы? К большому сожалению, Священный Коран сегодня во многих семьях превратился в некий атрибут, который хранят в серванте. Его уже не читают и не изучают, по его законам люди не стараются жить. А ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) повелел: «Читайте Священный Коран – воистину в День Судный он будет заступником для тех, кто его читал» (Муслим).

В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Пост и Коран в День суда будут заступниками раба. Пост скажет: «О мой господь! Я лишил его еды и страстей днём, так дай же мне возможность заступиться за него». Коран скажет: «О мой господь! Я лишил его сна ночью, так дай мне возможность за него заступиться». И тогда они оба заступятся за этого раба » (Ахмад).

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) изрёк: «За каждую прочитанную букву из Корана запишется благое дело, а за каждое благое дело воздастся десятикратно. Я не говорю, что «алиф», «лям», «мим» – это одна буква; нет, «алиф» – это буква, и «лям» – буква, и «мим» – отдельная буква » (ат-Тирмизи).

Про обучение Корану Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других » (аль-Бухари).

Да поможет Всевышний верующим, желающим изучить Коран, в изучении его и желающим читать – в чтении!

Mishari Rashid - Нашид о месяце Рамазан

Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именнно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал:

Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран (2:185).

Пост - одно из лучших средств для устранения человеческих привязанностей, мешающих видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может восппринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране.

Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста - очищение мышления для пониманния Корана. После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспосллан Коран» (2:185) . То есть Коран - это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост - все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.

Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана - уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана. Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал: «Читать Коран и кормить людей».

При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель - размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл. Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, - это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключённый в нём смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор».

А аль-Хасан ибн ‘Али сказал: «Поистине, те, кто жил до вас, рассматривали Коран как послания от своего Господа, старались осмыслить их ночью и изучали их днем».

Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал: «Читающий Великий Коран должен понимать, какую милость оказал Всевышний Аллах Своим творениям, донося смысл Своих Слов до их понимания, и знать: то, что он сейчас читает, - не слова человека. И при этом он должен осознавать величие Того, от Кого исходят эти Слова, и размышлять о заключённом в них смысле».

И это великое облегчение и милость Аллаха, что Он позволил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседу с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключёнными в ней значениями.

Ибн ас-Салях сказал: «Чтение Корана - это почёт, оказанный Всевышним человечеству. Передается, что ангелам не было оказано такого почёта, и что они стремятся услышать его от людей».

Однако Всевышний Аллах не только разрешил нам по милости Своей и Своему великодушию вести с Ним тайную беседу и смотреть на Его Слова. Он еще и даровал нам самое высокое положение за то, что мы делаем это. Всевышний сказал:

Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он - Прощающий, Благодарный (35:29–30).

Всевышний избрал для себя людей Своего Писания, которые читают его и поступают в соответствии с ним, и сделал их достойными обладателями его.

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди людей есть люди Аллаха». Люди спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Люди Корана. Они - люди Аллаха и Его приближенные».

Если вы будете внимательны к Корану в Рамадан, дорогие братья и сёстры, будете читать его и изучать - ваше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и вы сможете стать людьми Корана и, соответственно, людьми Аллаха и Его приближенными, и не быть одними из тех, кто забросил Писание и тем самым навлёк на себя гнев Аллаха и жалобу Посланника (да благословит его Аллах и приветствует): «Господи! Мой народ оставил и заббросил этот Коран» (25:30) .

Определите для себя тот объем, который вы можете прочитыввать ежедневно в месяц поста, и постарайтесь читать столько же каждый день, когда Рамадан закончится, чтобы быть вам «людьми поминания», а не «людьми покидания». Делить Коран на небольшие части, читаемые постоянно - Сунна, однако она давно забыта даже проповедниками Ислама и соблюдаюющими мусульманами, не говоря уже о простых людях. Наши праведные предшественники ежедневно прочитывали определенную часть Корана. Часто это была часть, позволяющая им прочитывать Коран полностью за месяц, или столько, чтобы можно было прочитать его за неделю или, например, за три дня. А на то, что это Сунна, указывают достоверные хадисы, например, слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто проспал чтение того, что он обычно читает ночью или часть этого, а потом прочитал его между утренней и полуденной молитвой, ему запишется, как будто он прочитал его ночью».

И сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) брали с Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пример в делении Корана на части. Как-то он принимал у себя несколько человек из племени Сакыф, и каждый вечер он приходил к ним после вечерней молитвы и беседовал с ними, а однажды он задержался, и когда он пришёл, они сказали ему: «Ты задержался». Он сказал: «Я начал читать часть Корана, которую читаю обычнно, и не хотел выходить до тех пор, пока не дочитаю её». Передатчик этого хадиса Аус ибн Хузейфа ас-Сакафи сказал: «Я спросил сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): как вы делите Коран? И они сказали: три, затем пять, затем семь, затем девять, затем одиннадцать, затем тринадцать, а затем часть, состоящая из коротких сур».

А ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) делила Коран так, чтобы прочитывать его полностью за семь дней. Она сказала: «Я читаю свою часть (или: седьмую часть), сидя на своей подстилке или постели». Однако в Рамадан отношение наших праведных предшесственников было иным. В этот месяц от чтения Корана из их домов доносился звук, подобный жужжанию пчёл. И хотя весь Рамадан является наиболее достойным и подходящим временем для чтения Корана и поминания Аллаха, больше всего для этого подходит ночь - ведь в это время чувства человека обостряются, и он лучше воспринимает читаемое. Возможно, именно поэтому в Рамадан Джибриль приходил к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) по ночам, чтобы повторять с ним Коран, как об этом упоминает Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими).

Ибн Раджаб прокомментировал этот хадис следующим образом: «Он указывает на то, что лучше читать Коран в Рамадан по ночам, поскольку ночью кончаются дела и заботы, человек сосредоточивается, и его язык и сердце лучше настроены на углубленное чтение Корана и размышление о заключённом в нем смысле. Ведь Всевышний сказал: “Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи производят более сильное впечатление и яснее по изложению” (73:6) ».

Это что касается времени. А если говорить о месте, то лучше всего, конечно же, читать Коран в мечети, особеннно если вы совмещаете чтение с обучением.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится у Него».

«О Аллах! Сделай великий Коран весной наших сердец, светом нашей груди, удалением нашей тревоги и печали. Помоги нам вспомнить то, что мы забыли из него, и научи нас тому, чего мы не знаем из него… Амин!».

05.06.2017 Fatima_bint_Dzhabrail 💜 15 1583 1

Fatima_bint_Dzhabrail 💜 💜

Вверх