Что делать если сердце очерствело. Очерствевшие сердца

Молодые люди, которые приобщились к религии, приобщились к хорошим поступкам, часто задают такой вопрос: «Как же сделать своё сердце утончённым? Как сделать его более чувствительным?» Т. е. речь идёт о чёрствости сердца, «толстокожести». Это очень важный вопрос. И люди, что задают этот вопрос, радуют тем, что обнаружили эту болезнь у себя и хотят бороться с ней.

Тогда как большинство мусульман, которые только знают, что они мусульмане, ещё не обнаружили у себя этот порок. Они просто этнически себя к мусульманам относят и страдают этой болезнью, сами того не зная. И вопросов подобных, конечно же, у них не возникнет.

Когда ты обнаруживаешь эту болезнь у себя – это очень хорошо. Это значит, что ты на истинном пути, ты обнаружил ту преграду, которая препятствует твоему приближению к Всевышнему Аллаху и поклонению Ему. Те люди, что не обнаружили болезнь, и лечения не ищут.

Лекарство, которое переводит мусульманина из состояния забвения в состояние поминания Всевышнего, ощущения взора Всевышнего Аллаха за собой. Это называется халят аш-шухуд – состояние, в котором человек обнаруживает, что сердце у него стало утончённым, чувствительным. Для этого единственное лекарство – систематическое поминание Всевышнего Аллаха, не только просто поминать, а проявлять усердие в этом, используя вирд.

Что же такое вирд? Вирд – это слово, которое имеет основание из Корана и хадисов, из жизни Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников. Смысл этого слова таков: систематическое соблюдение определённых видов, форм поминания Всевышнего Аллаха, которые ты стараешься ни в коем случае не пропускать и ради Всевышнего соблюдать. Поминание Всевышнего только таким образом может избавить сердца от того наслоения, которое в Коране названо «ар-ран».

Сердца наши ржавеют, как ржавеет металл. Со временем, когда мы заполняем наши сердца мыслями о мирском или же когда мы совершаем грехи, сердце покрывается слоем, который назван в Коране словом «ар-ран». Он делает сердце чёрствым, и человек уже очень слабо чувствует проповедь проповедников, очень слабо влияют на него мысли о смерти и т. д. И таким образом, это становится причиной его отдаления от Всевышнего Аллаха.

Большинство из мусульман находятся в подобном состоянии в таком традиционном соблюдении этой религии. Религия для них – это традиция, если они молятся, то только физически – совершая поясные и земные поклоны, завершают молитву и возвращаются к мирской суете. Если наступит пост месяца рамадан , то они постятся только лишь пройдя через голод и жажду, при этом их души переживают совсем другое состояние. И также во время хаджа, мы знаем, сколько разных намерений тянет туда людей. И мало тех, которые, соблюдая эту религию, вникают не только в её форму, но и в её содержание.

Содержанием, духом поклонения, конечно же, является ощущение взора Всевышнего Аллаха, то, что мы называем смиренностью во время исполнения тех или иных предписаний Аллаха. Усердное поминание Всевышнего приводит нас в то состояние, в котором мы совершаем не форменные предписания, не становимся форменными мусульманами, а становимся истинными мусульманами, которые проходят через внутренние ощущения, через смиренность, когда они поклонятся Аллаху, да и вообще – когда совершают обыденные дела, то всегда ощущают взор Всевышнего Аллаха.

Когда человек поминает Аллаха усердно, он старается не упустить время и ни в коем случае не откладывать и своевременно выполнять долг поминания Всевышнего, посредством которого старается приблизиться к Аллаху, познать Его.

Если бы мы хорошо понимали суть аятов Корана, в которых Всевышний говорит, что уверовавшие – это те, кто усердно, систематически поминает Аллаха по ночам и на рассвете. В Коране сказано (смысл): «Они мало из ночи спят и при рассвете просят прощение у Всевышнего».

И вирд, который даёт наставник, обычно состоит из истигфара (просьба о прощении грехов), из поминания Аллаха и салавата (прославление Пророка (мир ему и благословение)). По этому поводу Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Воистину, я ощущаю слой на своём сердце и обращаюсь к Аллаху с просьбой простить мои грехи в течение дня 70 раз ». Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит так о себе, то что остаётся нам? В хадисе, приводимом Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижникам, сказал: «Обновляйте свою веру! » Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), как же нам обновить веру? » Он сказал: «Вы чаще говорите слова «ля иляха илляллах » (Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха.) (Ахмад).

Значит, нашей вере свойственно ослабление. Потому что человек в этой жизни сталкивается с множеством вещей, которые ослабляют его веру. А для её укрепления надо чаще говорить «ля иляха илляллах».

Великие имамы призывают тех людей, кто систематически совершают какое-то богослужение (вирд), чтобы они его возмещали, если пропустят. Имам ан-Навави говорит: «Если человек занимается поклонением Всевышнему посредством поминания (зикр) днём или ночью и если он его упускает, то очень желательно возместить ». Это важно.

Второй праведный халиф Умар бин аль-Хаттаб (да будет Аллах доволен им) говорит: «Тот человек, который проспал свой вирд или часть из него, потом исполнил его между утренней и полуденной молитвами, то ему будет записано это, как будто бы он совершил его ночью ».

Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) проявляли особое усердие в поминании Всевышнего Аллаха и применяли особые средства. Однажды, заходя в дом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, что его жена Сафия поставила перед собой четыре тысячи семян и поминает посредством них Аллаха. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение)восхвалил её рвение и стремление, одобрил её поступок и даже подсказал некоторые слова, чтобы она продолжала поминание Аллаха.

Также от одного из великих сподвижников Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) приводятся достоверные сведения о том, что у него был особый мешочек, в котором он держал косточки фиников сорта «аджва», посредством них он поминал Всевышнего после утреннего намаза.

Приводятся также сведения о том, что у сподвижника Сада были особые круглые камешки, на которых он так же поминал Аллаха. Ещё достоверно приводится, что у Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) была нить с тысячами узлов, на которых он также исполнял свой долг – поминание Всевышнего.

Это всё говорит о том, что эти люди считали себя нуждающимися в излечивании своих сердец поминанием Всевышнего, прославлением Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

В число слов, которые укрепляют, утончают сердца уверовавших, приближают к довольству Аллаха входит прославление Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – салават. Ибо Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы прославляют Всевышнего Аллаха и вы, о те, которые уверовали, прославляйте его ».

Что же такое салават? Это обращение к Всевышнему Аллаху с мольбой возвышения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в степени, в положении перед Ним. Многие из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) указывают на особое вознаграждение, которое даётся за чтение салавата. Но важно следующее. Абдуррахман бин Авф говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вышел, и я последовал за ним, он направился в сторону пальмового сада, приступил к молитве и очень долго задержался в земном поклоне, что меня насторожило, и я начал беспокоиться: вдруг что-то стало с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). После молитвы, увидев мою настороженность, он сказал мне: «Что с тобой, о Абдуррахман?» Я сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда ты долго задержался в земном поклоне я испугался». И тогда он сказал: «Ко мне пришёл Джабраил (мир ему) и сказал: “Обрадовать ли тебя доброй вестью? Всевышний Аллах говорит: «Того, кто прославит салаватом Моего Посланника (мир ему и благословение), Я прославлю, того, кто поприветствует Моего Посланника (мир ему и благословение), Я поприветствую»”» (Насаи, Ибн Хиббан). Наверное, для того, чтобы убедиться в необходимости частого прославления Посланника Аллаха (мир ему и благословение), одного этого хадиса было бы достаточно.

Еще Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Приблизился Судный час, поминайте Всевышнего Аллаха ». В это время один из присутствующих спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление)! Я прославляю тебя очень часто, сколько мне это делать?» Пророк (мир ему и благословление) ответил: «Сколько тебе угодно». Он сказал: «Тогда я буду четверть всего моего времени прославлять тебя». На что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) ответил: «Прославляй, сколько хочешь, чем больше будешь прославлять, тем больше будет благо для тебя ». И этот сподвижник сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословление)! Я всё своё время буду проводить, прославляя тебя». Тогда Пророк (мир ему и благословление) изрёк: «Этим тебя Аллах избавит от невзгод, переживаний и простит твои грехи».

Иногда мы слышим и такие фразы: «Разве Посланник Аллаха (мир ему и благословление) нуждается в том, чтобы мы очень часто прославляли его? Ведь он прославлен Всевышним, он на своём заслуженном уровне, независимо от того, прославляем мы его или нет?» Дело в том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) – это тот посредник, посредством которого до нас дошёл Коран, религия Ислам, мы познали единобожие и стали поклоняться единому Аллаху, посредством которого приобретаем спасение и в этом мире, и в вечной жизни. Всевышний Аллах учит нас, чтобы мы были благодарными людьми, и у каждого мусульманина есть долг пред Посланником Аллаха (мир ему и благословление).

Прославляя его, мы отдаём должное Посланнику Аллаха (мир ему и благословление), который нас спас от заблуждения. Есть сведения, что в любом случае, какой бы раб Всевышнего не прославил Посланника Аллаха (мир ему и благословление), ему об это становится известно, и он довольствуется этим.

Давайте мы вспомним аят Корана, в котором Всевышний Аллах говорит (смысл): «Твой господь предписал тебе поклоняться только Ему и оказывать добро своим родителям, ≤…..≥ ты скажи: о Аллах, прояви милосердие к моим родителям, как они проявили своё милосердие ко мне ». Вы думаете, родители за то милосердие, что оказали своим детям, за те тяготы, что испытала мать, не получат вознаграждения у Аллаха независимо от того, попросит их дитя у Аллаха милосердие для них или нет. Независимо от этого, они получают свою награду, за всё то, что они делают детям. Но Всевышний Аллах всё-таки призывает детей, чтобы они просили у Него милосердия для их родителей, ибо это долг детей перед родителями. Прославление Посланника Аллаха (мир ему и благословление) – также долг каждого мусульманина. Всякий раз, когда мы поминаем Посланника Аллаха (мир ему и благословление), должны прославлять его словами «салляллаху аляйхи васаллям».

В заключение хотелось бы ещё раз напомнить, что без систематического поминания мы ничего не добьёмся, а для этого нужно каждый день выделять особое время для поминания Всевышнего Аллаха.

Наверняка каждому из нас приходилось когда-либо слышать фразы: « Да у него каменное сердце! » или: « Он стал таким холодным! ». Возможно, мы и сами иногда замечаем, что начали относиться к определённым вещам, действиям иначе. Кто-то просто теряет интерес, другой теряет веру. Так или иначе, процесс «затвердевания» сердца, имеет большие последствия для человека, как внутренние, так и внешние.

У заключительного Божьего посланника пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «Кто из людей лучший? » Он ответил: «Всякий тот, кто выметает из своего сердца и по-настоящему правдив [говорит лишь правду либо молчит] ». У него уточнили: «Относительно правдивого все понятно, мы знаем кто это, а кто такой «выметающий из сердца»? » Последовал ответ: «Это тот, чье [сердце] набожно, чисто от греха, в нем нет желания обидеть кого-то или притеснить, нет злобы, ненависти, нет зависти [то есть если, подобно пыли, грязи или случайному мусору, что-то из упомянутого появляется, то оно «выметаемо». А потому к лучшим могут отнести себя те, кто поддерживает чистоту души, сердца, а также правдивость своей речи на соответствующем уровне, причем на постоянной основе]».*

Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999.

С. 455, хадис № 4216, «сахих»

Все мы знаем, что сердце является источником нашей веры (имана). На все происходящие события в первую очередь реагирует именно сердце. То, что таится в нём, является исходным пунктом наших деяний. Если в сердце есть доброта, милосердие, то и человек совершает лишь благородные деяния, а если в сердце начинает закрадываться сомнение, плохие мысли, зависть, то и поведение человека меняется в соответствии с его состоянием души.

Такие негативные черты характера, как , озлобленность отравляют сердце, заполняют его целиком и в нём не остаётся места для любви, поминания Всевышнего Аллаха.

Ещё один фактор, который делает сердце «больным», ‒ это навязчивые мысли. Какое-то событие или человек могут занять наши мысли на целый день, неделю, месяц и т.д. Человек постоянно думает лишь об этом, не замечая, что вокруг происходит масса всего интересного, полезного.

Те поселения (города, государства)… Мы рассказываем тебе о том, что с ними было. К ним [к их жителям] приходили посланники [избранные Нами из их же числа] со знамениями [очевидными чудесами, подтверждавшими правдивость их слов и истинность их миссий]. [Многие из них] не становились верующими по той причине, что не поверили ранее [еще до прихода пророков укрепились и укоренились в своих языческих убеждениях]. Подобным образом Всевышний запечатывает сердца безбожников. [Грехами и атеистическими убеждениями человек постепенно превращает свое сердце в нечто черствое, мертвое, на что на определенном этапе накладывается Божья печать, подтверждающая в том числе и духовную глухоту, слепоту. С какими чарующими речами к таким людям ни обращайся, какие фантастические чудеса ни показывай, они найдут всему этому свое объяснение, пройдут мимо и останутся равнодушными].*

Священный Коран, 7:101

Каждый мусульманин наполняет своё сердце верой, любовью к Всевышнему Аллаху при помощи , получения , совершении благих, угодных Всевышнему деяний.

Они [кто обращен, возвращается сознанием и душой к Всевышнему] уверовали, и их сердца становятся умиротворенными во время упоминания Господа. Не упоминанием ли Его успокаиваются (начинают чувствовать уверенность) сердца?!*

Священный Коран, 13:28

Но для кого-то, например, становится обычным ритуалом, при котором он совершает одни и те же действия изо дня в день, совершенно не вкладывая душу, всю свою любовь к Всевышнему Аллаху. Это тоже ослепляет наше сердце, делая его более чёрствым.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Если человек совершает грех, на его сердце появляется черное пятнышко. Оставление греха [отстранение себя от него], раскаяние в содеянном и испрашивание прощения у Господа отполировывают сердце [удаляют с него это пятно]. Если же человек повторяет [те же] грехи снова и снова, пятно увеличивается до такой степени, пока не покроет все сердце [обернув его в некую беспросветную оболочку]. Это и есть то окутывание, обертывание («ар-ран»), которое упомянуто Всевышним в Коране.*

хадис от Абу-Хурайры,

св. хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа

Ученый Хасан аль-Басри сказал: «Ар-ран» — это многократное совершение грехов до такой степени, что сердце слепнет, почернев от них. А вот «ат-тоб» (запечатывание сердца) - это уже нечто более страшное ». [Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т.15. С. 494]

Источником же очищения сердец являются положительные , поступки, совершаемые во благо, а также вдумчивое чтение Священного Корана.

Несомненно, на всё воля Всевышнего, Он ведёт прямым путём того, кого захочет. Мы же, в свою очередь, должны как можно чаще прислушиваться к нашему сердцу и помнить, что именно оно является источником наших деяний, за которые несём ответственность.

Кому Аллах (Бог, Господь) раскроет сердце для покорности Ему [для осознания сердцем и практики в делах смыслов заключительного Писания и наставлений последнего из посланников Божьих ‒ Мухаммада], такой человек приобретет свет от Бога. [Его жизненный путь станет более ясным и понятным для него, «освещенным», мотивация заменит инертность, дисциплина ‒ беспечность, храбрость в благом и праведном устранит с его пути малодушие, леность, а жизнерадостность наполнит его душу настолько, что грусти и печали станет невыносимо тесно.] Разве [такой человек похож на жестокосердного, бессердечного]?!

Горе тем, чьи сердца черствы к упоминанию Бога [безразличны к этому и бесчувственны. Божественные наставления и назидания не находят отклика в их душах, окаменевших сердцах]. Таковые ‒ в очевидном заблуждении!*

Священный Коран, 39:22

Одним из качеств, которым может обладать верующий человек, является — «басы ра» (ударение на второй слог), то есть «проницательность», умение почувствовать ситуацию наперед. Это качество пробуждается (особенно у верующего), когда человек спокоен, свободен от эмоций, уравновешен и разумен.

Приведённый аят также раскрывает полезность естественного на уровне сердца восхваления Всевышнего. Часто это помогает человеку прозреть в том или ином трудном для него жизненном вопросе, смягчив сердце и пробудив разум.

Шейх Ибн Араби сказал:

«Сердце ‒ полированное зеркало, состоящее целиком из поверхности, которая никогда не ржавеет… Когда сердце вплотную занято познанием причин материального мира и таким образом отвлекается от познания Бога, такое внимание к чему-либо помимо Господа и представляет собой ржавчину на поверхности сердца. Она мешает покрытому ею сердцу открыть Истину, ибо Божественное присутствие постоянно обнаруживает себя, и невозможно представить, чтоб оно было когда-либо скрыто от нас. Далее, когда такое сердце не принимает Божественного присутствия путем похвального обращения к религиозному закону, потому что оно приняло что-то иное вместо него, то об этом ином говорят как о «ржавчине, покрове, слепоте, замке, коросте»».

В хадисе говорится:

Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце.

хадис от Абу Абдуллаха ан-Ну"ман бин Башира,

св. хадисов Аль-Бухари и Муслима

Да очистит Всевышний наши сердца от всего того, что их очерняет, и осветит их Своим божественным нуром (светом)!

Зиля Азизова,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

31.10.2005 г.
Дни.ру

Архиепископ Никон Вологодский.

Сердце очерствело...

«Сердце наше окаменело»,– пишет мне один читатель,– «душа стала как воск на морозе, а царь Давид говорит, что воск тает от лица огня. Так и душа наша нуждается в солнце, чтобы согреться и умягчиться. Но лучи солнца мало проникают сквозь житейскую суету... Вот наступает праздников праздник - Светлое Воскресение Христово. Какая радость для христианина, какое торжество, как душа волнуется!.. Мне уже 60 лет от роду; значит я встречаю сознательно этот праздник, по крайненй мере, в 50-й раз, и все одно и то же, - та же радость, то же душевное волнение, как и 50 лет назад! С нетерпением ждешь удара в колокол к светлой заутрени, с трепетом сердечным идешь в Божий храм, а при пении радостного «Христос воскресе» от умиления слезы текут... А потом что? Иду домой, христосоюсь с домочадцами, и все садимся за стол, уставленный яствами и питьями... со спокойной совестью! А там, где-то далеко от нас, какая-то несчастная мама в нетопленном доме крепко прижимает к себе своих малышей, как птица птенчиков, чтобы согреть их, и слышит она торжественный звон, и заливается для праздника горючими слезами...

А мы со спокойной совестью разговляемся, мы не слышим этих горьких жалоб вдов и сирот, и мы смеем называть себя христианами!.. Св.Евангелие всегда пред нами; раскроем его и прочтем, - вот что говорит Христос грешникам: «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня, болен, и в темнице, и не посетили Меня... Идите же от Меня, проклятые, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его!» (Мф. 25, 42, 43, 41)... Так ли ты поступаешь, душа моя? Так ли, как велит Христос? Как хотелось бы, хотя в этот великий торжественный праздник, обогреть и накормить этих несчастных сироток, согреть их теплым отеческим словом! А какая радость была бы для нас самих, для нашей души. Мы сказали бы: слава Богу! Хотя раз в году мы исполнили завет Христа!»

С удовольствием я делаю выписки из этого письма, и радуюсь, что есть еще добрые христианские души, которые не совсем забыли заветы Христовы, что еще тоскуют сердцем по этим заветам. Далее в письме автор скорбит, что он одинок, что один он не в силах этого сделать - на это у него средств нет...

Не скорби, добрая, православная душа! Не можешь ты сделать многого - сделай хотя немногое. Не можешь согреть и напитать всех сирот, которых видишь - пригрей и накорми хоть одного из них, приласкай и добрым словом утешь остальных - это ты уж, конечно, можешь. А Бог, видя твое доброе произволение, пошлет тебе невидимо средства и на других... Ведь не мы делаем добро, а Бог в нас и чрез нас творит его, - мы же только орудие Его жизнедеятельности на земле... Христос ищет среди людей, среди верных Его заветам душ, таких, у коих сердце открыто для добра; и творит чрез них это добро, и делает их счастливцами, живыми членами Своего таинственного тела - Церкви Православной... Не знают этого счастья сыны мира, служащие богу века сего - богатству; не знают еретики, высоко о себе думающие. Это счастье доступно только смиренным душам, внимающим слову Христову: когда творишь милостыню, да не узнает левая рука твоя, что творит правая. И когда же мирянину творить такое животворящее для души добро, как не в праздники Господни, как не в светлые дни Христова Воскресения? Ведь то, что мы делаем ближнему, мы делаем Самому Господу нашему. Слышите, что Он говорит: Истинно говорю вам: что сотворите одному из братий Моих меньших - Мне сотворите! (Мф. 25, 40).

Я говорю: мирянину... А мы, пастыри, мы что должны делать в святые дни?.. Конечно, по мере наших сил идти впереди своих пасомых в доброделании, ибо сказано: овцы за Ним идут (Иоан. 10, 6). Мы должны первые подавать пример любви христианской во имя Воскресшаго Христа. А затем - слышите: русская душа жалуется, что ей холодно? Так согреем ее благодатию Христовой! Как преизобильно веет эта божественная благодать, всегда немощныя врачующая и оскудевающие восполняющая в нашей Церкви Православной! Одно уже богослужение разумно, благоговейно, истово совершаемое, как согревает верующее сердце! И особенно богослужение праздничное - какая дивная поэзия в песнопениях, какая красота, выразительность, осмысленность в обрядах!

Привлеките к участию в богослужении молящийся народ, введите постепенно общее церковное пение, пусть дети читают и поют в церкви, а вы не опускайте ни одного богослужения без живого слова проповеди, хотя краткого, но сердечного. И верьте: тогда никто не пойдет на эти скучнейшие собрания еретиков - адвентистов, пятидесятников, баптистов, имже ныне несть числа.

Чтобы приучить народ к общему пению, ныне издано много сборников молитв и песнопений, каждый может себе приобрести такую книжку и по ней петь то, что положено и чего не знает он наизусть. Учите народ пению - он так любит петь церковные песнопения. И научить этому не особенно трудно: ведь, если он запомнит восемь напевов гласов, то уже может и петь стихиры, остальное еще легче усвоить. Облекайте истину Христову в образы, приводите больше примеров из жизни святых людей Божиих, как они прилагали к жизни учение Христово, а чтобы не сказал кто: то были святые, а нам, грешным, где же им подражать? - берите примеры и из современной жизни. Кто хочет исполнить свой долг по совести, кто любит сердцем своим пасомых, тот постоянно слышит в своем сердце голос Христа Спасителя: жатвы много, а делателей мало... И жаждущих слова Божия много, ах как много! Ведь почему-то да идут к еретикам на их собрания. Что их влечет туда? Простое ли только любопытство? Нет, там они надеются пить воду живую, но вместо того - пьют яд вражды против Матери Церкви...

«Отчего у нас понятия помутились, - пишет мне тот же читатель, - Отчего мы не можем отличить черное от белого? Да оттого, что нас не учат, с нами не беседуют по отечески, оттого, что мы не чувствуем той теплоты в наших пастырях, какой просит наша душа... Если бы наши пастыри пошли в деревню на беседы, посмотрите, как повалил бы к ним народ послушать святой той проповеди. Пришли бы и мужчины и женщины, и дети. Какая радость была бы для пастыря, да и для простых людей! Они долго помнили бы и проповедь, и проповедника. А у нас появились волки хищные в овечьей шкуре, именуемые баптистами, и увлекают из стада Христова добрых овечек. Везде, где они появляются, народ валом валит послушать проповедника-баптиста о слове Божием. Простой человек рад хоть безбожника послушать, только бы говорил он о слове Божием. А у нас нет бесед у наших пастырей, нет света, нет тепла. И остыли наши души. И перестают православные в церковь ходить... Дайте же нам света, дайте нам тепла, согрейте нас отеческой любовью!»

Вот голос православной народной души. Ужели мы не услышим его? Алчущий и жаждущий народ - смотрите - идет к тем, кто дает ему камень вместо хлеба, змею вместо рыбы. Кто ответит Богу за это, братья-сопастыри стада Христова?!..

МОИ ДНЕВНИКИ, 1910 г.

Сердце очерствело

«Сердце наше окаменело, - пишет мне один из простецов-читателей, душа стала как воск на морозе, а царь Давид говорит, что воск тает от лица огня. Так и душа наша нуждается в солнце, чтобы согреться и умягчиться. Но лучи солнца мало проникают сквозь житейской суеты... Вот наступает праздников праздник - Светлое Воскресение Христово; какая радость для христианина, какое торжество, как душа волнуется!.. Мне уже 60 лет от роду; значит, я встречаю сознательно этот праздник, по крайней мере, в 50-й раз, и все одно и то же, - та же радость, то же душевное волнение, как и 50 лет назад! С нетерпением ждешь удара в колокол к светлой заутрени, с трепетом сердечным идешь в Божий храм, а при пении радостного «Христос воскресе» - от умиления слезы текут... А потом что? Иду домой, христосуюсь с домочадцами, и все садимся за стол, уставленный яствами и питьями... со спокойной совестью! А там, где-то далеко от нас, слышится жалобный голос: «Мама! мне холодно!.. Мама! я есть хочу!» А эта несчастная мама в нетопленной хате крепко прижимает к себе своих малюток, как птица птенчиков, чтобы согреть их, и слышит она торжественный звон, и заливается для праздника горючими слезами... А детки опять свое: «Мама, я есть хочу, мне холодно!»... - «Да обождите, родные мои! Вот Бог пошлет»...

А мы с спокойной совестью разговляемся, мы не слышим этих горьких жалоб вдов и сироток, и мы смеем называть себя христианами!.. Св. Евангелие всегда пред нами; раскроем его и прочтем - вот что говорит Христос грешникам: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня, болен и в темнице, и не посетили Меня... Идите же от Меня, проклятые, во огнь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его!» (Мф. 25, 42, 43, 41)... О, как страшно! Так ли ты поступаешь, душа моя? Так ли, как велит Христос? О, как хотелось бы, хотя в этот великий торжественный праздник, обогреть и накормить этих несчастных сироток, согреть их теплым отеческим словом, - какую радость мы принесли бы этим вдовицам, этим сироткам, в этот великий и пресветлый день Христов!

А какая радость была бы для нас самих, для нашей души; мы сказали бы: «Слава Богу! Хотя раз в году мы исполнили завет Христа!»»

С удовольствием я делаю выписки из этого письма и радуюсь, что есть еще добрые христианские души, которые не совсем забыли заветы Христовы, что еще тоскуют сердцем по этим заветам. Далее в письме автор скорбит, что он одинок, что один он не в силах этого сделать - на это у него средств нет... Не скорби, добрая, православная душа! Не можешь ты сделать многого - сделай хотя немногое; не можешь согреть и напитать всех сироток, которых видишь - пригрей и накорми хоть одного из них, приласкай и добрым словом утешь остальных: это-то ты уж, конечно, можешь, а Бог, видя твое доброе произволение, пошлет тебе невидимо средства и на других сироток... Ведь не мы делаем добро, а Бог в нас и чрез нас творит его, - мы же только орудие Его жизнедеятельности на земле... Христос ищет среди людей, среди верных Его заветам души, таких, у коих сердце открыто для добра, и творит чрез них это добро, и делает их счастливцами, живыми членами Своего таинственного тела - Церкви Православной... Не знают этого счастья сыны мира, служащие богу века сего - мамоне; не знают еретики, высоко о себе думающие: это счастье доступно только смиренным душам, внимающим слову Христова: «Егда твориши милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф. 5, 3). И когда же мирянину творить такое животворящее для души добро, как не в праздники Господни, как не в светлые дни Христова Воскресения? Ведь то, что мы делаем ближнему - мы делаем Самому Господу нашему, слышите; что Он говорит: «Аминь, глаголю вам: елика сотвористе единому братии Моих меньших - Мне сотвористе!» (Мф. 25, 40).

Я говорю: мирянину... А мы, пастыри, мы что должны делать в святые дни?.. О, конечно, по мере наших сил, идти впереди своих пасомых в доброделании, ибо сказано: «Овцы по нем идут» (Иоан. 10, 6); мы должны первые подавать пример любви христианской во имя Воскресшего Христа. А затем - слышите: русская душа жалуется, что ей холодно? Так согреем ее благодатью Христовой! О, как преизобильно веет эта божественная благодать, всегда немощная, врачующая и оскудевающая, восполняющая в нашей Церкви Православной! Одно уже богослужение, разумно, благоговейно, истово совершаемое, как согревает верующее сердце! И особенно богослужение праздничное: какая дивная поэзия в песнопениях, какая красота, выразительность, осмысленность в обрядах! Привлеките к участию в богослужении молящийся народ, введите постепенно общее церковное пение: пусть дети поют и читают в церкви, а вы не опускайте ни одного богослужения без живого слова проповеди, хотя краткого, но сердечного, и - верьте: тогда никто не пойдет на эти скучнейшие собрания еретиков - пашковцев, штундистов, баптистов, им же ныне несть числа. Чтобы приучить народ к общему пению, ныне издано много сборников молитв и песнопений, ценою в несколько копеек: каждый может себе приобрести такую книжку и по ней петь то, что положено и чего не знает он наизусть. Затем, кроме богослужения, открывайте внебогослужебные собеседования и в храме, и в школах, и по деревням. И здесь учите народ пению: он так любит петь церковные песнопения. И научить этому не особенно трудно: ведь если он запомнит восемь напевов гласов, то уже может и петь стихиры, остальное еще легче усвоить. На собеседованиях облекайте истину Христову в образы, приводите больше примеров из жизни святых Божиих, как они прилагали к жизни учение Христово, а чтобы не сказал кто: то были святые, а нам, грешным, где же им подражать? - берите примеры и из современной жизни... Кто хочет исполнить свой долг по совести, кто любит сердцем своих пасомых, тот постоянно слышит в своем сердце голос Христа Спасителя: «Жатва убо многа, делателей же мало»... И жаждущих слова Божия много, ах как много! Ведь почему-нибудь да идут к еретикам, на их собрания: что их влечет туда? Простое ли только любопытство? Нет, там они надеются пить воду живую, но вместо того - пьют яд вражды против матери Церкви... «Отчего у нас понятия помутились, - пишет мне тот же простец, - отчего мы не можем отличить черное от белого? Да оттого, что нас не учат, с нами не беседуют по-отечески, оттого, что мы не чувствуем той теплоты в наших пастырях, какой просит наша душа... Если бы наши пастыри пошли в деревню на беседы, посмотрите, как повалил бы к ним народ послушать святой той проповеди, пришли бы и мужчины, и женщины, и дети: какая радость была бы для пастыря, да и для простых людей! Они долго помнили бы и проповедь, и проповедника. А у нас появились волки хищные в овечьей шкуре, именуемые баптисты, и увлекают из стада Христова добрых овечек. Везде, где они появляются, народ валом валит послушать проповедника-баптиста о слове Божием. Простой человек рад хоть безбожника послушать, только бы говорил он о слове Божием. А у нас нет бесед у наших пастырей, нет света, нет тепла, и остыли наши души, и перестают православные в церковь ходить... Дайте же нам света, дайте нам тепла, согрейте нас отеческой любовью!»...

Вот голос православной народной души. Ужели мы не услышим его? Страшно Богу ответим, если притворимся, будто не слышим его. Его нельзя не слышать. Алчущий и жаждущий народ - смотрите - идет к тем, кто дает ему камень вместо хлеба, змею вместо рыбы: кто ответит Богу за это, братья-сопастыри стада Христова?!

Из книги Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] автора Влахос Митрополит Иерофей

УМ И СЕРДЦЕ Умом зовется и сущность души, то есть сердце. Это отождествление ума и сердца встречается во многих местах Священного Писания и святоотеческих сочинений, так что термины «ум» и «сердце» заменяют друг друга. Господь называет блаженными чистых сердцем:

Из книги Борозда автора Эскрива Хосемария

СЕРДЦЕ 795 Для счастья нужна не удобная жизнь, а любящая душа. 796 Теперь, через двадцать веков, мы должны уверенно возвещать о том, что дух Христов не утратил искупительной силы, которая только и может утолить жажду сердец. – Укорени эту истину в своем сердце, которое всегда

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Бог говорит (Учебник религии) автора Антонов Владимир

Сердце Весь путь психоэнергетического совершенствования человека определяется развитием его духовного сердца, ибо все высокие духовные достижения совершаются энергией сознания, расширяемого из чакры анахаты. «… Пусть поймут сердце как единственную… связь мира

Из книги Духовные беседы автора Египетский Преподобный Макарий

Беседа 11. О том, что сила Духа Святого в сердце человеческом подобна огню; еще о том, в чем имеем нужду для различения помыслов, возникающих в сердце; также о мертвом змие, который Моисеем пригвожден был на вершине древа, и служил образом Христа. В сей же беседе содержатся

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

3. Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. Екклезиаст отдавался

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

15. И сказал я в сердце моем: и меня постигнет та же участь как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым? И сказал я в сердце моем, что и это суета; Если смерть одинаково царствует над мудрым и глупым, оставляя в удел тому и другому жизнь в шеоле, лишенную размышления, знания

Из книги Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться автора Феофан Затворник

1. Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения. 2. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. 3. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. 4.

Из книги Ислам и Веды [Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций] автора Айтжанова Асель Казбековна

3. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим. Великое зло в том, что участь и праведников и грешников одна. Те и другие одинаково умирают

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

2. Сердце мудрого - на правую сторону, а сердце глупого - на левую. "Правый", "правая сторона", как и во всех языках, выражает понятие истинно доброго, справедливого; "левый", "левая сторона" напротив - понятие ложного, злого,

Из книги автора

Глава 26. Счастлив муж доброй жены. – Болезнь сердца и печаль – дурная жена, распутная дочь. – Трех, страшится сердце: городского злословия, возмущения черни, оболгания на смерть. – От двух скорбит сердце, - а при третьем горит негодованием: если заслуженный воин терпит

Из книги автора

7. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов. Ассирияне не удовольствуются разорением Иудейского царства, опустошением его. Они захотят истребить, т.е. совершенно уничтожить и это царство и многие

Из книги автора

Бог в сердце Говорят, что после того, как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу же шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.Он созвал семь архангелов на совет и сказал: " Возможно, я совершил ошибку, создав человека,

Из книги автора

8. Сторона чувства - сердце. Важное значение сердца в жизни человека. Влияние страстей на сердце Сторона чувства - сердце. Кто не знает, сколь великое значение имеет в жизни наше сердце. В сердце осаждается все, что входит в душу совне и что вырабатывается её мыслительною

Из книги автора

Из книги автора

СЕРДЦЕ …Сердце… есть пространная нива, заросшая тернием и волчцами страстей. Как на ней сеять благие семена? Они пропадают и не приносят плода: посему и надобно на всяк день, хотя понемногу, исторгать терние страстей, не попущая (им) происходить в действие… (III,

Мы все сталкиваемся с этой бедой. Мы присутствуем за богослужением, мы молимся дома, мы читаем Священное Писание и книги о духовной жизни, думаем о вещах Божественных, а наше сердце… Наше сердце на всё это не откликается. Нет, не просто не откликается – оно и не открывается, оно словно не хочет впустить в себя то, что должно наполнить его, стать его содержанием, его жизнью. Не хочет впустить благодать.

И оно остается холодным, сухим, маленьким и тесным. И мы не знаем, что нам делать с ним, как ему, а точнее – себе помочь. А помощь нужна, потому что живем мы лишь постольку, поскольку наше сердце живо, лишь настолько, насколько оно способно чувствовать, переживать, отзываться.

Преподобный Варсанофий Великий: «Чем больше ты смягчишь свое сердце, тем больше благодати вместит оно»

И протягивает нам руку помощи преподобный Варсанофий Великий, человек совершенный, никогда не говоривший от себя, но лишь возвещавший людям то, что открывал ему Святой Дух: «Чем больше ты смягчишь свое сердце, тем больше благодати вместит оно».

Вот она беда, вот она болезнь – сердечное ожесточение. Нет, не то ожесточение, которое мы испытываем в какие-то моменты по отношению к определенным людям в определенных обстоятельствах, другое – ставшее нашим привычным состоянием.

Стоит ли говорить, что окружающая нас жизнь в целом очень сложна, драматична, даже жестока? Не проходит и дня, когда бы человек не убивал человека – причем не за что-то важное, существенное или просто ценное, но и из-за пустяков, мелочей, подчас буквально – просто так. Не было за всю историю человечества, наверное, и кратчайшего периода, когда хотя бы где-нибудь не шла война, когда бы люди не истребляли друг друга беспощадно, варварски и нелепо. Не было и нет мгновения, когда бы кто-то не лгал, не предавал, не совершал подлости. Мир испорчен до крайности, он прогнил до предела, и человек – испорчен и гнил. И мы постоянно сталкиваемся с этой испорченностью и гнилью, мы входим в жизнь, не зная, чего можно ждать от людей, но очень быстро узнаём. Да, мы встречаем и доброе, и светлое, и настоящее, но как же много всего злого, темного, фальшивого!

И мы – ожесточаемся. Мы привыкаем защищаться, приходим к выводу, что лучший из видов защиты – нападение или хотя бы готовность сразу же контратаковать, как только атаковали нас. Мы стараемся так выстроить свою внутреннюю жизнь, чтобы быть максимально устойчивыми, неуязвимыми для человеческой злонамеренности, мы закрываемся. Но так получается, что закрывается наше сердце в итоге не только от людей, но и от Бога – потому что ожесточается оно.

И что делать с этой данностью? Быть наивными, не замечать, не сознавать того, какая она – жизнь? Получать удар за ударом, рану за раной, травму за травмой? И что же будет тогда с нами, что от нас останется? И разве не безумие это в принципе? Сложный, головоломный вопрос.

Но мне кажется, что он, как и многое другое, разрешается тогда, когда ты задаешь себе самому вопрос: «Да, ты прав. Но скажи: что для тебя на самом деле всего важнее?» Если важнее эта земная жизнь, комфорт и безопасность в ней, карьерный рост, финансовая успешность, то да, ты абсолютно прав: пренебрегать всем этим горьким опытом, жить как бы вопреки ему – безумие. Но что, если для тебя важнее жизнь иная, единственно подлинная – жизнь с Тем, Кто не только Творец и Источник жизни, но и Сама Жизнь? Тогда что с этим опытом, который реален, который отрицать невозможно, делать?

За свое сердце надо бороться – со своим страхом, со своим малодушием, со своей любовью к себе

Тогда… Тогда за свое сердце надо бороться – со всем тем, что меняет его, делает другим, чужим для Бога и для нас самих. Бороться не с тем, что угрожает нам, что нападает на нас, отнимает наше. Бороться с тем, что есть в нас самих, что является подлинной причиной, а не поводом к ожесточению: со своим страхом, своим малодушием, своей корыстностью, завистью, ревностью, с такой трогательной и вместе с тем предательской любовью – к самим себе. Бороться за любовь совсем иную – к людям и к Тому, по Чьему образу и подобию они, ставшие такими, какие есть они сегодня, созданы. К Тому, Кому они и такие дороги, Кем они безмерно любимы.

Нет, наверное, ничего труднее этой борьбы и этой любви. Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, именно она привела на Голгофу. Любить – значит открываться, значит отдавать себя, значит – жертвовать собой. Не без причины, не без нужды, не без необходимости, но всё же и открываться, и отдавать себя, и жертвовать – тогда, когда любовь требует этого, когда она заявляет, что можно только так и никак иначе.

Это очень сложный путь. Настолько сложный, что говорить о нем иногда не только неудобно, но и стыдно: знаешь, как часто то и дело соскальзываешь с него, как – иногда случайно, а иногда сознательно, жалея и тем самым губя себя, – с него сходишь. Куда? Да на ту самую безводную, бесплодную, проклятую почву ожесточения, когда в эту почву превращается, кажется, самая душа твоя.

Но нет счастья для души христианской (а какая душа не христианская, если христианка она по природе?) вне этого пути, вне пути борьбы за любовь, вне любви как таковой. И чего бы ты ни добился в течение отпущенного тебе здесь времени, что бы ни стяжал, как бы высоко ни вскарабкался, всё это не насытит твоего сердца, не принесет подлинной радости, ощущения того, что твоя жизнь – действительно жизнь, а не проживание.

Есть тайна, о которой узнаём мы лишь тогда, когда решаемся на открытость, на жертвенность, на беззащитность, хоть немного подобную той, которую видим мы в те мгновения, когда предается Сын Человеческий в руки грешников, когда подвергается Он и заплеваниям, и заушениям, и бичеванию, когда всё тело Его превращается в одну кровоточащую рану, когда воздвигается Он на кресте в высь неба и звучит при этом лишь одно: «Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23: 34).

Любовь возводит тебя на твою маленькую голгофу, которых, может быть, много будет еще в твоей жизни, и ты вдруг чувствуешь, насколько близок к тебе Христос, что нет другого места, где такой удивительной была бы эта близость, таким ощутимым единение, как крест. И ты понимаешь, что всё стало другим – и эта жизнь, и твое сердце, и ты сам. Что ничего жестокого, ничего чужого в тебе в этот момент не осталось, но лишь то, что хочет в тебе видеть Господь.

Нет, наверное, опыта важнее, чем этот, нет опыта драгоценнее. И его, конечно же, имел в виду преподобный Варсанофий, когда давал когда-то ученику этот ответ: «Чем больше ты смягчишь свое сердце, тем больше благодати вместит оно».

Вверх