Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну наоборот» (старшая группа). Конспект занятия по математике в старшей группе доу Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Материал (оборудование): ноутбук, проектор, звуковое письмо, глобус, игровое поле, геометрические фигуры, электрическая лампа, мяч, разноцветные бусины разные по размеру, макет планеты, гуашь, губки, печати, ватные палочки.

Ход занятия.

Занятие начинается в групповой комнате. Дети подходят к глобусу.

Воспитатель.

Вот земля наш общий дом,

Много есть соседей в нём:

Есть рогатые козлята, есть пушистые котята,

Есть извилистые речки и кудрявые овечки.

Травка, птички и цветы и конечно я и ты.

Сюрпризный момент.

Звонит мобильный телефон. Звуковое письмо:

«Здравствуйте жители планеты, меня зовут Звездолетик, я живу на одной из планет Солнечной системы. На нашей планете случилась беда. Помогите! Помогите! Нашу планету захватили инопланетяне. На планете умирает всё живое. Чтобы помочь нам, вам нужно совершить космическое путешествие. Помогите! Помогите!»

Воспитатель. Дети, вы слышите, где-то нужна наша помощь.

А кому нужна наша помощь?

Поможем Звездолетику? Отправимся в космическое путешествие?

Что нам нужно для этого?

Как называют людей, которые летают в космос?

Каким должен быть космонавт?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно, ребята, космонавты должны быть сильными, смелыми, умными, ловкими, выносливыми. Вы хотите стать такими? Тогда я предлагаю вам прямо сейчас отправиться в школу «Юных космонавтов».

Дети переходят в новую развивающую среду

Дружно вместе мы идём,

Мы идём на космодром

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот расправили осанку и свели лопатки.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт.

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким

Ждёт нас быстрая ракета

Для полёта на планету!

Дети заходят в комнату космоса и рассматривают изображения на стене: космический корабль, космонавта, планеты, звёзды.

На проекторе выведена картина с планетами Солнечной системы.

Воспитатель предлагает детям сравнить Солнце и планету Земля.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете, что показано на экране? (солнце и планеты)

Какое Солнце? (огромное, горячее)

А планеты какие по сравнению с Солнцем? (маленькие)

Опыт «Солнце и Планеты»

(оборудование: большой мяч и 8 бусин разных размеров и цветов).

Воспитатель. Да, это Солнце, оно огромное. А Солнце и планеты вместе называются Солнечной системой, потому что Солнце в этой системе главное и все планеты вращаются вокруг Солнца.

Мы с вами увидели, что все планеты разные по размеру и цвету, у каждой есть своё название. Одни более яркие, другие темные.

А от чего это зависит? Не знает. А хотите узнать?

Воспитатель. Каждая планета находится на разном расстоянии от Солнца. От этого зависит и её освещение Солнцем.

Луч лампы направляется на глобус.

Как называется эта планета? (это наша планета - Земля)

Наша планета Земля по счёту третья, она голубого цвета.

Как вы думаете, почему?

Правильно, потому что на ней много рек, морей и океанов, а ещё она имеет спутник Луну. На Земле живут люди.

Как вы думаете, почему на Земле есть жизнь? (ответы детей).

Опыт «Далеко – Близко» Дети приближают ладошку к лампе, затем удаляют. Определяя вместе с воспитателем почему на Земле есть жизнь.

Воспитатель. Ребята, молодцы вы многому научились, многое узнали в школе «Юных космонавтов». Теперь мы знаем, что в космосе есть Солнечная система, в неё входят 8 планет, у каждой планеты есть своё имя. Знаем, почему на нашей планете есть жизнь.

Но ведь нам надо торопиться. Нас ждет Звездолетик и его друзья. Пора отправляться в путешествие.

А на чем мы отправимся в космос? (варианты ответов детей)

Смотрите, здесь собраны какие-то предметы. Что это? (геометрические фигуры). А вот какая-то схеме. Может она нам поможет построить космический корабль?

Дети строят ракету по заданной схеме и называют из каких геометрических фигур она состоит.

Воспитатель. Космический корабль готов. Занимайте места возле окошек - иллюминаторов в нашем космическом корабле. Пора отправляться в космическое путешествие, отправляемся!

Приготовить ракету к старту.

Есть приготовить!

Включить контакт.

Есть включить контакт!

Запустить моторы.

Есть запустить моторы!

Отсчёт: 5,4,3,2,1 Пуск!

Полетели!

Фонограмма звуковых эффектов космического полета.

На проекторе демонстрируется фильм «Планеты Солнечной системы» (4 мин). Во время просмотра фильма (паузы) дети с воспитателем обсуждают всё, что видят на экране.

Воспитатель. Дети, посмотрите это планета–Марс. Это планета Звездолёта. Скажите какая она? (холодная, на ней нет жизни)

Злые инопланетяне превратили её в планету, на которой больше жить невозможно.

Я предлагаю помочь Звездолётику вернуть жизнь на его планету, чтобы злые инопланетяне улетели из нашей Солнечной системы, надо превратить планету Звездолётика в разноцветную, яркую, весёлую.

Давайте оденем скафандры, проверим поступление в них воздуха (пальчиковая гимнастика), чтобы мы могли дышать глубоко на планете (дыхательная гимнастика), проверим зрительные ориентиры (гимнастика для глаз). Все готовы. Выходим.

Где же Звездолет. Найдем его?

Дети выходят из ракеты и переходят в новую предметно-развивающую среду.

Физминутка «Движение по планете»

(полоса препятствий: кратеры, камни-кочки, извилистая узкая дорожка среди высоких скал…).

Воспитатель предлагает детям раскрасить макет планеты яркими красками. Звучит музыка.

Воспитатель. Напоминает правила рисования:

Закатить рукава одежды;

Удобно разместиться у макета планеты;

Выбрать краски и инструменты рисования (показать детям какими инструментами рисования можно раскрашивать планету: печати, губки, кисточки, щетки, поролоновые пластины, ватные палочки);

Соблюдать аккуратность в работе;

Задавать вопросы так, чтобы не мешать товарищам.

Воспитатель помогает детям, по необходимости, и контролирует их работу

Появляется Звездолётик, который благодарит и хвалит детей, вручает им в знак благодарности мини-открытки, календари на космическую тему и предлагает детям помочь быстро вернуться на Землю. Дети садятся в ракету, снимают скафандры.

Воспитатель подводит итог занятия. Благодарит и хвалит детей за их успехи, уводит детей в группу.

«Раз, два, три – играть выходи»

1. Образовательная область. Социализация:

Формировать навык ролевого поведения в развивающих играх «Дни недели», «Восстанови картинку», «Найди цифру», «Два обручу», «Накорми котенка».

2. Образовательная область. Познание:

Закреплять знание дней недели,

Учить пользоваться понятиями вчера, сегодня, завтра;

Учить классифицировать предметы по форме и цвету,

Закреплять представления о понятиях вверх, вниз, далеко, близко, счет до 5 прямой и обратный;

Развивать логическое мышление.

3. Образовательная область. Физическая культура: упражнение на дыхание, гимнастика для рук с помощью массажного мячика.

Активизация словаря: сегодня, вчера, завтра, вверх, вниз, вперед, названия дней недели.

Методы ФЭМП: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, метод практических заданий.

Форма проведения: развивающая игра.

Материалы:

Магнитная доска, семь картинок с котятами для игры «Дни недели», кукла, геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция разного цвета, желтые кубики и шары, разноцветные шары, два обруча для игры «Два обруча», игральный кубик.

На каждого ребенка: набор цифр от 1 до 5, разноцветные прищепки, 3 карандаша (красный, синий, зеленый, массажный мячик, картинка для игры «Накорми котенка».

Предварительная работа: изучение названий дней недели, цифр 1, 2, 3, 4, 5, геометрических фигур.
Ход выполнения игровой деятельности по ФЭМП.

Воспитатель. Ребята сегодня к нам пришла в гости кукла Маша с котятами.

Они очень хотят поиграть с вами.

Игра «Дни недели».

Цель: выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.

Ход игры.

Воспитатель выкладывает на магнитную доску изображение

Куклы и семи котят. Знакомит детей с куклой Машей и её котятами – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Задает вопросы: Какие котята? Чем похожи? Чем отличаются? Кто с кем любит играть?

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного котенка. Дети открывают глаза и отгадывают какой котенок убежал.

Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования котят. Дети открывают глаза и расставляют их в правильную последовательность.

Воспитатель вместе с детьми называет вчера и завтра если сегодня – понедельник, вчера и завтра если сегодня вторник и т. д.

Воспитатель: - Ребята посмотрите на магнитную доску, Маша построила замок, а котята его сломали. Как выдумаете из чего был построен замок?

(На доске изображены только контуры геометрических фигур, из которых построен замок и фрагмент цвета фигуры) .

Дети: - Из геометрических фигур.

Воспитатель: - Давайте поможем Маше восстановить замок.

Игра «Восстанови картинку».

Цель: закрепить знания геометрических фигур, узнавать их по контурам, правильно называть цвета.

Ход игры.

На магнитной доске изображён замок из контуров геометрических фигур и фрагмент цвета этой фигуры. Дети поочередно берут геометрическую фигуру, называют ее и ставят на соответствующее место. Так чтобы соответствовали форма, размер, цвет.

Воспитатель: Хорошо ребята вы справились с заданием. А сейчас мы с вами отдохнем.

Физ. минутка.

(дыхательная гимнастика) .

Мы подуем высоко – с- с- с.

(поднимаем руку высоко и дуем на неё) .

Мы подуем низко – с- с- с.

(опускаем руку вниз и дуем на неё) .

Мы подуем далеко – с- с- с.

(руку отводим вперед и дуем на неё) .

Мы подуем близко – с- с- с.

(руку подносим ко рту.)

Воспитатель: Ребята котята очень любят играть игральным кубиком, и мы тоже им поиграем.

Игра «Найди цифру».

Цель: закрепить знание цифр от 1 до 5, уметь выкладывать их по порядку, счет прямой и обратный.

Ход игры.

У каждого игрока перед собой набор цифр от 1 до 5. Воспитатель кидает игральный кубик. Дети показывают и называют выпавшую цифру.

Затем воспитатель просит выложить цифры по порядку и просчитать в прямом и обратном счете.

Воспитатель: Ребята, а вы не видели, куда делись прищепки с веревочки?

(У каждого ребенка на столе лежит по прищепки) .

Давайте повесим их на веревочку.

(Воспитатель подходит к каждому ребенку, он вешает прищепку на веревочку) .

Воспитатель: - Дети посмотрите, как раскидали котята игрушки на ковре. Давайте поможем Маше прибраться.

Игра «Два обруча».

Цель: научить детей классифицировать предметы по форме и цвету.

Ход игры:

На ковре раскиданы желтые кубики и шары разного цвета, лежат два обруча: желтый и цветной. Обручи пересекаются. Нужно собрать предметы так, чтобы в желтом обруче лежали только желтые, а в цветном только круглые. Воспитатель: - А где должны лежать желтые шары?

Дети: В середине (в пересечении) двух обручей, потому что они желтые и круглые.

Воспитатель: - Молодцы и с этим заданием справились, поиграем массажными мячиками, как котята играют лапками с мячиками. Гимнастика для рук.

Воспитатель: - Пока мы играли, наши котята проголодались, нужно их накормить. Только вот беда, котята совсем перепутали тарелки и еду. Нужно помочь куклу накормить котят.

Дидактическое упражнение «Накорми котенка».

Цель: развивать моторику руки, непрерывное слежение глазами.

Ход игры.

У каждого игрока картинка с котом и тремя пустыми тарелками, от них по веревочке, которые перепутаны, к картинкам (морковь, рыбка, гриб). Нужно разными карандашами проследовать по веревочки, не отрывая руки и определить, что где лежит.

Воспитатель: молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Помогли кукле Маше восстановить замок, собрать прищепки, собрать игрушки. Она вам очень благодарна. Но ей пора домой. До свидание.

Разделы: Работа с дошкольниками

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
  • Закреплять умение делить слова на звуки и слога.
  • Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением.

Грамматика:

  • Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
  • Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
  • Закреплять умение составлять короткий рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами итоговое занятие по развитию речи. Один знакомый веселый человечек, которого вы все очень хорошо уже знаете, предложил нам отправиться в космос. Правда он не очень много знает, но, надеюсь, мы поможем ему справиться с задачами, которые ставит Космос.

А вот и наш герой (иллюстрация Незнайки) <Рисунок 1> . Какой он по характеру? (Веселый, смешной, непоседливый, озорной, любознательный, любопытный, добрый, дружелюбный…). Незнайка говорит, что он будет управлять кораблем, и внимательно наблюдать и слушать нас, чтобы научиться чему-то новому.

Итак, Незнайка собрался лететь в космос. Он собрал все принадлежности и отправился в путь. Но сначала Стекляшкин в свой телескоп увидел летающую тарелку и рассказал об этом Незнайке <Рисунок 2> . Ой, у меня рассыпались все картинки, я же теперь все перепутаю и не смогу рассказать, что случилось с Незнайкой дальше, прежде чем он попал к нам…Ребята, поможете мне расставить картинки по порядку? <Рисунок 3 , Рисунок 4 , Рисунок 5 , Рисунок 6 >.

Дети рассматривают картинки (на столах по одной), затем выходят и рассказывают сначала отдельно по каждой картинке, потом упорядочивают их и составляют рассказ.

Вот Незнайка долетел до нас с вами. А в полете надо быть внимательным, чтобы следить за всеми приборами и что делается за бортом корабля. Давайте вместе с Незнайкой отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько мы тоже внимательны.

В чаще голову задрав.
Воет с голоду... жираф. (Волк.)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый... волк. (Медведь.)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья.)

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая... лисица. (Белка.)

Быстрее всех от страха несется... черепаха.. (Заяц.)

В теплой лужице своей
Громко квакал... Бармалей. (Лягушонок.)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. (Обезьяна.)

Молодцы, вы справились с заданием. Теперь можно отправляться в полет, для этого начинаем обратный отсчет!

Запуск ракеты: обратный счет.

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!

Пока мы находимся в полете, расскажите Незнайке, из чего состоят слова? Из звуков.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовем их. А, О, У, И, Ы, Э Сколько их?

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Какие бывают согласные звуки? Твердые и мягкие.

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красные. ) Согласные твердые? (Синие. ) Согласные мягкие? (Зеленые. )

Полет в космосе.

Теперь мы можем увидеть за иллюминатором разные объекты. Ребята, давайте будем называть эти объекты и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Луна, звезды, солнце, планеты, корабль, комета, млечный путь (считаем слоги в слове путь). <Рисунок 7 , Рисунок 8 , Рисунок 9 , Рисунок 10 , Рисунок 11 , Рисунок 12 , Рисунок 13 >.

Чтобы Незнайка не скучал, мы ему покажем, как правильно можно грамматически разобрать слово: разбор слова “Луна” по звукам, выделение гласных и согласных; счет слогов в слове “Луна”, “Планета”, “Луч”. <Рисунок 14 >.

А теперь мои хорошие давайте сделаем звуковой анализ слова “Луна”. Сколько в слове букв Луна. Ответ 4, а звуков тоже 4 . Молодцы. Теперь давайте каждый звук разберем и поставим нужную карточку у себя на столе, а я буду делать на доске. Первый звук у нас будет, скажет нам Аня “Л ”. Молодец. Каким цветом будет синим , правильно. Следующий звук “У” красным . молодцы. Следующий звук нам назовет Миша “Н ” каким цветом будет? Синим , согласный , да? И последний звук, назовет Тимур “А ” красным и он, гласный . Молодцы. Саша, а в слове Планета какой звук последний? “А” , гласный , обозначается красным цветом. Марина, а в слове луч последний звук какой? Согласный , мягкий , обозначается зеленым цветом. Молодцы, вы справились с заданием.

Загрустил Незнайка. Ох, как много всего он еще не знает! Упало у него настроение. Давайте сделаем так, чтобы Незнайка снова был весел.

Физкультминутка “Если есть хороший друг…”

Настроение упало, (Стоят лицом друг к другу, руки вверх.)
Дело валится из рук… (“Бросают” вниз руки…)
Но еще не все пропало, (Грозят указательным пальчиком.)
Если есть хороший друг. (Хлопают в ладоши.)
С делом справимся вдвоем, (Берутся за руки.)
С облегчением вздохнем – (Вздыхают.)
Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх.)
И от пыли отряхнем! (“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.)

А еще мы удивим Незнайку, как много мы знаем удивительного о космосе!

Дидактическая игра “Скажи наоборот”.

У Луны может быть сторона светлая и темная.

Луч Солнца может быть длинный или короткий.

Звезды бывают холодными и горячими.

Звезды могут быть гиганты и карлики.

Вращение планет может быть быстрым или медленным.

Планеты могут находиться близко или далеко.

Незнайка решил, что все космические объекты он подарит Вам. Но как сказать, чей объект будет? Поможем в этом нелегком задании ему? Да .

Итак, нужно будет сказать, кому принадлежит объект. Незнайка говорит, что он хочет подарить и кому. А вы отвечаете, чей объект – Анин, Сашин, ее, его. А кому подарили, соглашается, что этот объект принимает, и говорит это теперь мой, моя, или мое и называет, что именно ему принадлежит теперь….

Незнайка очень рад, что его спутниками оказались именно вы! Он так обрадовался, что каждому из Вас подарил какой-то космический объект. Давайте напомним Незнайке, чему его мы с вами научили, чтоб это отложилось в его памяти. (Подведение итогов.)

Итак, наш полет на космическом корабле подошел к концу. Внимательный Незнайка приземлил наш корабль, и мы с вами возвращаемся в группу. Из вас вышли замечательные космонавты!

Конспект занятия по математике в старшей группе

«Ориентировка в пространстве»

Задачи образовательных областей:

Познание:

    Совершенствовать счетные навыки детей.

    Учить соотносить цифру с количеством предметов.

    Развивать мыслительные операции в узнавание геометрических фигур, внимание, фантазию, пространственные представления, уточнить отношения: влево, вправо, прямо, над, под, между, впереди, сзади.

    Умение ориентироваться на листе.

Физическая культура:

    Формировать стойкую привычку к здоровому образу жизни.

Здоровье:

    Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.

    Развивать навыки артикуляционного уклада.

Безопасность:

    Приобщать к способам безопасного поведения при переходе речки;

Социализация:

    Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, умение работать в парах, индивидуально, коллективно для достижения общей цели.

    Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости и позитивного принятия сверстника («Связующая нить»)

    Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация:

    Осваивать элементарные навыки речевого этикета;

    Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

    Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.

    Учить сопереживать чужому горю.

    Поощрять желание участвовать в совместном труде

    Развитие образных движений посредством игры (внимания, воображения, коммуникативных навыков)

Художественная литература:

    Закрепить с детьми знания русских народных сказок, умение узнавать персонажа из сказки «Гуси-лебеди».

Художественное творчество:

    Обогащать творческий потенциал ребенка

Предварительная работа:

Чтение сказки «Гуси-лебеди», показ иллюстраций, беседа по сказке.

Музыкальное сопровождение: (фонограмма)

«Дорога добра», «Журчанье речки», запись голоса «Яблоньки», «Печки», «Речки», «Ёжика», «Бабы Яги», «Скрипа избушки» .

Материал: Демонстрационный:

Клубок с ниткой шерстяной; письмо с картой; макет «яблонька», «печка», ухват, кувшины, скатерть, большой поднос, 3 разноцветных тарелочки, изделия из теста, треугольной, квадратной, круглой формы; ткань для речки, пластины-доски разной величины; коврик для ёжика, мольберты маленькие по кол-ву детей, наборы геометрических фигур на каждого ребёнка, домик Бабы -Яги, театрализованная кукла «Баба Яга», «Ванечка», «Ёжик», имитация забора, дощечки с «гвоздями», 4 стола, мольберт, набор карточек для игры «Оживи картину»: яблоня, травка, яблоки, ёжик, белочка, солнышко, облако, птичка, корзина, домик; экран, ноутбук, колонки.

Раздаточный: угощение от Ванечки, набор геометрических фигур, дощечки с гвоздями, маленькие мольберты.

Ход игровой ситуации

Дети заходят, здороваются с гостями.

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно математику начинать!

(катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В: Смотрите, рядом письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Ребята, помогите мне! Меня унесли гуси – лебеди к Бабе- Яге, за широкие реки, за топкие болота. Не видать мне больше свободы».

Дети, герой какой сказки попал в беду, просит нас помочь ему? Мы поможем Ванюше? Д.: Да!

В. Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто же собирается выручать Ваню. Пусть каждый из вас назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

Игровое упр. «Связующая нить»

В.Ребята! Давайте натянем нить и представим, что мы единое целое, каждый из нас значим и важен. Мы самая хорошая и дружная группа «Капелька», мы все любим друг друга и никогда не будем друг друга обижать. А когда мы вместе нам и трудности не страшны. Ты катись клубочек вперед к Ване и скажи ему, что мы обязательно его выручим. Правда, ведь, ребята?(бросаю клубочек вперед)

В.: Тогда нам нужно отправляться в путь, но как мы пойдем, не зная дороги? Ой, смотрите, в конверте письма лежит карта, на ней нарисованы широкие реки, ёжик, печка, яблоня. Так ведь нам туда и нужно! Только видите, многие места на карте невидны, размыты – придется нам вспомнить, кто должен нам встретится на пути и расставить цифры.

Игра «Вставь цифру по порядку» Музыка «Дорога добра»

В.: На карте видно, что мы должны идти прямо 7 шагов. Куда идем?

Смотрите, у нас на пути стоит печка.

Дети:Печка, печка, скажи, куда полетели гуси-лебеди, где живет Баба Яга

Подскажу я вам дорогу, но сначала вы мне помогите. Напекла я много пирожков с яблочным, грушевым, малиновым вареньем, а разложить правильно не могу.

Пирожки треугольной формы с грушевым вареньем положите слева, пирожки с яблочным вареньем квадратной формы положите справа, а пирожки с малиновым вареньем круглой формы положите по середине стола.

Игра «Разложи правильно пирожки»

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество соответствует цифре (дети поясняют) и скажите каких пирожков больше всего?

В. Ребята, смотрите, печка передала нам знак.

Что здесь написано (ребенок читает)– Печка передала знак надо повернуть направо и сделать 5 шагов прямо вперёд.

В. Смотрите, на пути у нас и правда стоит яблонька

Дети:Яблонька, яблоня скажи, куда гуси лебеди полетели?

Игра «Оживи картину» - дети превращаются в «художников» берут картинки и по указанию воспитателя рисуют картину: травка выросла по середине внизу, домик нарисуйте в левом верхнем углу и т.д.

Подсказка 3 шага прямо.

В. Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

В.: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

Д.: Нет. Река широкая.

В.: Правильно, очень широкая река.

Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

Дети предлагают варианты решения проблемы.

В.: Но подождите, здесь лежат какие-то доски, мы можем сделать мостик.

А какие по длине доски?

Д.: Одна длинная, другая короткая. Дети опытным выбирают нужную доску, накладывают одну на другую.

В.: Какую доску надо перекинуть через реку, чтобы перейти по ней, как по мостику? Какой она длины?

Д.:. Нам нужно перекинуть длинную доску через реку.

В.: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

В. Егор, посмотри на карту и скажи, кто нас ждет впереди? Ёжик

Дети: Ёжик, скажи куда гуси-лебеди полетели? Куда Ванечку унести посмели?

Ёжик: Я с радостью вам скажу. Но и вы мне помогите: украсьте мою полянку «красивыми ковриками».

Игра «Запомни повтори» - дети смотрят на образец и повторяют рисунок на ковре, обращая внимание на расположение геометрических фигур.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

Дети за столами украшают коврик.

В: Назовите, где расположена на коврике геометрическая фигура у которой все стороны равны и назовите её? (квадрат в правом нижнем углу) и т.д.

Ёжик, оставил нам подсказку: Ищите знак в группе

Налево пойдете – домой попадете

Прямо пойдете – к гостям попадете

Направо пойдете – к Бабе Яге попадете. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу.

Физкультминутка:

Бабка Ёжка костяная ножка,

Нос крючком волоса торчком,

С печки упала правую ножку сломала,

Пошла баба в правый край раздавила там сарай,

Пошла баба в левый край наших деток не пугай!

В. А вот и избушка на курьих ножках.

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом.

Баба Яга: - Кто это там меня беспокоит?

В. Ребята скажите, откуда мы пришли?

Дети: Это мы, дети старшей группы «Капелька».

Наш девиз: Хоть свет наш слаб и мы малы, но мы дружны и тем сильны. Отпусти нашего Ваню.

Баба Яга: -Фу – фу – фу, русским духом пахнет. Зачем пожаловали?

Мы пришли за Ваней. Отпусти его, Баба Яга.

Ой, какие шустрые, он мне самой нужен: забор у меня сломался.

Мы тебе поможем.

Баба Яга: Ну ладно так уж и быть. На верхней рейке гвозди есть, а на нижней нет. Отремонтируйте мне забор справа на лево от меньшего количества гвоздей на рейке к большему.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. СРЕДНЯЯ ГРУППА.

Задачи:

Месяц

Цель

Ориентировка «на себе». Познание ребенком схемы собственного тела. 4 занятия.

Сентябрь

Закрепить различение час- тей тела, определение сто- рон на самом себе, различе- нии левой и правой руки. Обучать детей в умении ориентироваться на листе бумаги в направлении свер- ху вниз и слева направо. Закрепить умение детей ви- деть пространственное рас -положение предметов отно- сительно друг друга: «ря - дом», «около», «возле», «друг за другом», «в», «на» и др.

Физкультурные и музыкальные занятия, хореография, бассейн, аппликация и рисование, конструирование. На листе бумаги упражнение: «Дорожки», «Ленточки», раскладывание дидактичес -кого материала на занятиях по счету тоже в направлении слева направо. Игровая ситуация «Мышиные истории»1;41. «Три котенка»1,43. «Красная Шапочка»1;48 «Царевна - Лягушка»1;49 Математическая игра «Вперед и назад» 2;38 Математическая игра «Что изменилось?» 2;43 Конструирование «Постройка сарая для животных» 2;44. Аппликация «Угости зайку морковкой» 2;47 Конструирование «Теремок»2;51 Игра «Вопрос - ответ».2;53 Физкультминутка «Самолет»2;54 Стихотворение О.Дриз «Правая и левая»

^ ДИ: «Петрушки (клоуны)» Цель. Познакомить с пространственными отношениями, выра­женными с помощью предлогов «на», «под», «рядом». ДИ: «Угадай-ка», «Что изменилось?». Игра «Правый глаз». Игра «Внутри и снаружи» ДИ: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». Цель. показать, что пространственные отноше -ния между предметами могут заменяться: пред- мет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот. ^ Игра «Обезьянки». ^ Игра «Путаница» Детям предлагают правой рукой за­крыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться ле­вой рукой до правого носка, а правой ру­кой - до левой пятки и т.д.

^ Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка «от себя». 12 занятий.

Определять расположения предметов от себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

Игровая ситуация «Переполох»1,45 Математическая игра «По три в трех»2;66 Конструирование «Гаражи для своей машины» 2;83 Математическая игра «Найди ключи»2;86 Экологическая игра «Охотник и пастух» 2;88 Математическая игра «Узнай, что измени лось» 2;90

^ ДИ: «Клоуны» (кукольный театр). Цель. Обратить внимание на взаимное располо- жение объек­тов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом; ДИ: «Встань впереди или сзади товарища» Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик» Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространст- ве, используя понятия "лево", "право", "верх", "низ", "между", "над", "под", "за" и т. д. ^ Игра «Путешествие жука» Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Определить расположение 2 игрушек или ве­щей, находя- щихся от них в противопо- ложных направлениях: впе- реди - сзади, справа - слева.

Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?» Аппликация «Теремок» 2;111

^ ДИ: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?» Игра «Что под ладошкой?» Игра «На параде». Игра «Справа и слева» ДИ: «Угадай, кто за кем». Цель: Продолжать формировать у детей представ ление о заслоняемости одних предметов други- ми; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед»;

Определение пространствен -ного расположения предме -тов с поворотом налево или направо (на 90°), а затем - кругом (на 180°). Количество предметов увеличивается до четырех, расстояние до игру- шек увеличивается.

Упражнения на развитие глазомера. Математическая игра «Что измени лось» 2;127 Математическая игра «Пройди к избушке лесника» 2;133 Психогимнастика «Сосулька» 2;140 Пальчиковая игра «Коза и козленок» 2;144 Математическая игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт» 2;146

^ Игра «Художник» Игра «Замри» Цель. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека.

^ Освоение и применение словесной системы отсчета. Обучение умению передвигаться в указанном направлении. 12 занятий.

Упражнять детей в действен- ном различении и обозначе- нии основных пространствен- ных направлений.

Игровая ситуация «Путешествие», «Но -вые приключения Тома и Джерри» 1;46, 47. Отношения «длиннее - короче», «дальше - ближе». Понятия «близко - далеко». Игровое упражнение «Что изменилось?» Математическая игра «Уголки»2;159 Психогимнастика «Смелый заяц»2;163 Конструирование «Городской транспорт» 2;164 Математическая игра «Мастерская ков- ров» 2;166 Конструирование «Записная книжка в подарок папе» 2;177

^ Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать коман -ды взрослого. Игра «Фигурное лото»

Выбирать направление снача ла из 2 парных предложенных ему направлений (вперед - назад, налево - направо).

Игровая ситуация «Отважные кладоиска- тели»1;48 Физкультурная минутка «Ладошки встретились и разошлись» Игровое упражнение «Кто впереди. Кто сзади?», «Кто слева, кто справа?» Математическая игра «Волшебный квадрат Воскобовича» 2;182 Математическая игра «Куда спрятался жучок» 2;183 Математическая игра «Найди игрушку» 2;195 Игра «Что изменилось?»2;199 Пальчиковая игра «Лиса и заяц»2;202 Игра «Моргалочки»2;202

^ Игра «Я робот!» Игра «Спрячем и найдем». ^ Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево

Выбирать направление сна -чала из 4 парных предложен -ных ему направлений (вперед - назад и налево - направо).

Математическая игра «Что изменилось?» 2;208 Конструирование «Мосты»2;214 Конструирование «Мосты через реку» 2;228

^ Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». ^ Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты.

^ Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко». 8 занятий.

Устанавливать связи между отношениями вида: «дальше - ближе», «близко - далеко»

Аппликация «Мы - строители»2;242 Конструирование «Домик с заборчиком для медвежат»2;242 Рисование «Почему матрешка грустная?» 2;247 Конструирование «Автобусы для гно- мов» 2;249 Конструирование «Двухэтажные дома» 2;255

^ ДИ: «Возьми игрушку». Цель. Продолжать развивать ориентировку в ближнем прост­ранстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко».

Игра «Как вести себя на улице»2; 286 Психогимнастика «Смелый заяц» 2;288

^ Игра «Доползи до игрушки».

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. СТАРШАЯ ГРУППА.

Задачи: - формирование пространственных представлений в различных видах деятельности. - использование жизненных ситуаций для развития ориенти­ровки в пространстве. - упражнять в нахождении предмета по условным координатам, создавать план, следовать в соответствии с планом

Месяц

Цель

Специально-организованная деятельность

Пути реализации в совместной деятельности

Сентябрь

Определение местонахождения предмета по условным координатам с ориентацией одновременно по горизонтали и вертикали.

Игра «Назови фигуры». Игровая ситуация «Гном строит дом» 1;62

^ Игра «Обезьянки». На начальных этапах игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повто­ряя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы. ^ Игра «Путаница» Детям предлагают правой рукой за­крыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться ле­вой рукой до правого носка, а правой ру­кой - до левой пятки и т.д. ^ Игра «Доползи до игрушки». Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, пока­зать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направ­ление.

Развивать умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Упражнения по ориентации в пространстве по представле-нию.

Игровая ситуация «Иван – крестьянский сын»1;63 Математическая игра «Дорожные знаки»3;21 Знакомство с разными видами штриховки. 3; 24

^ Игра «Путешествие жука» Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх. Игра «Я робот!»

Совершенствовать умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Упражнять находить левую и правую стороны. Упражнять детей в действен- ном различении и обозначе- нии основных пространствен- ных направлений.

Игра «Угадай, что придумали взрослые?» 3;27 Игровое упражнение «Перчатки» 3;30 Игра «Закончи предложение»3; 31

^ Игра «Фигурное лото» Игра «Помоги пчёлке собрать урожай». Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево «Воробушки и автомобиль» (В игре принимает участие вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей ориентировать­ся в групповой комнате, пользуясь планом.

Освоение умения создавать план в заданном масштабе.

Упражнения на развитие глазомера. Математическая игра «Мы учимся штриховать» 3;37 Игровая ситуация «Буратино» 1;64

^ Игра «Художник» Игра «Замри» Цель. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека. «Кукла Маша купила мебель» «Куда спрятался жучок!» Учить детей свободно поль­зоваться планом.

Знакомство с понятием «плос кость»; «полуплоскость».

Игровая ситуация «Путешествие», Проблемная ситуация «Что такое плоскость?» 3;40 Игра «Найди и заполни клетку»3;42 Дидактическая игра «Отгадай, кто где стоит» 3;42 Игра «Путешествие по комнате» Игра «Найди, где спрятано»

^ ДИ: «Куда пойдешь, что найдешь?». Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать коман -ды взрослого. Игра «Фигурное лото» ДИ: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель. Учить ориентироваться в реальном пространстве с опо­рой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бу­маге, с реальны- ми предметами.

Упражнение в ориентации на плоскости по координатам.

Игровая ситуация «Дорога к Изум – рудному городу »1;65

^ Игра «Я робот!» Игра «Спрячем и найдем». Цель. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по­мещения, последовательно осматривать его ^ Игра «Найди клад» Цель игры - научить ребенка ориенти­роваться в пространстве, поворачивать на­право или налево.

Развивать пространственное воображение выполняя постройку по рисунку. Упражнение в ориентации на плоскости по координатам.

Математическая игра «Сколько пар ботинок?» 3;52 Игра «Раскрась разными штрихами домик» 3; 55 Игра «Строительство» бензозаправочной станции по рисунку.3; 58 Игровая ситуация «Спящая красавица» 1;71

^ Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». Детям объяс­няют, что сначала они должны выполнять все движения в правую сторону, а на об­ратном пути - в левую сторону ^ Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты. «Где мишка!» (В игре принимают участие от пяти до семи человек) Дидактическая задача. Учить детей свободно поль­зоваться планом.

Поиск пути по лабиринту

Игра «Автотрасса» 3; 64 Игровая ситуация «Путешествие Людвички к Пряничному Королю» 1; 72

«Замри» (В игре участвует вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей понимать схе­матическое изображение позы человека.

Умение ориентироваться по плану. Поиск пути по лабиринту.

Игра «Поезда»3; 67 Игра «Секреты»3;73 Игровая ситуация «Винни – Пух и его друзья» 1; 77

«Где Маша?» Дидактическая задача. Учить детей соотносить ре­альное пространство с планом. «Три медведя» (В игре принимает участие вся группа детей) Дидактическая задача. Учить детей пользоваться моделью расположения предметов в пространстве.

^ Распространение результатов. В проекте представлено основное содержание математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями программы «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена по разделу «Ориентировка в пространстве». Включает в себя подборку игр и игровых упражнений с математическим содержанием, динами­ческие упражнения, пальчиковую гимнас­тику и специальные игры по теме, а также интеграцию различных видов детской деятельности, способствующих развитию и формированию пространственных представлений. Дано перспективное

Конспект занятия по пространственному ориентированию в старшей группе

03.10.2012, 10:27

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве помещения игровой комнаты и на листе бумаги; упражнять детей в чтении схем расположения предметов в ограниченном пространстве; совершенствовать умение передвигаться в заданном направлении; развивать произвольное внимание, память, мелкую моторику рук.

Ход занятия

Ведущий (В.). Ребята, вы любите путешествовать? Я тоже. Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие по нашей группе и, возможно, нам удастся увидеть в обычных предметах что-то новое, интересное и, может быть, мы найдем новых друзей.

Актуализация знаний о видах транспорта.

Давайте вспомним, на чем можно путешествовать? Какой вид транспорта вам больше всего нравится? Давайте мы выберем поезд. Из каких частей состоит поезд? (Локомотив и вагоны.) Кто хочет быть локомотивом? А кто лучше всех сможет вести наш поезд?

Игра «Теневое домино».

В. Чтобы построить поезд, каждый должен взять по одной карточке домино и построить цепочку, приставляя цветное изображение предмета к его тени. А теперь, ребята, станьте друг за другом в таком же порядке, в каком лежат ваши карточки. Скажите, кто за кем стоит. Запомните свои места и можете разойтись. Итак, поезд у нас есть. Теперь необходимо выбрать маршрут нашего движения. Что для этого необходимо? (Карта.)

Чтение схемы-плана (повторение графических символов).

В. Используем для этого план игровой комнаты, который мы составили на прошлом занятии. Давайте представим, что мы только вошли в группу. Что находится слева от вас? (Окна.) Каким цветом обозначены окна на нашем плане? (Голубым.) Что находится перед окнами? (Стол.) Какой он формы? (Прямоугольной.) Какого цвета крышка стола? (Белого.) Покажите, где этот стол обозначен на нашем плане. Что справа от вас? (Столы для рисования.) Сколько их? (Три.) Они одинаковые? (Нет, посередине большой, а по бокам - маленькие.) Какой формы большой стол? (Трапеция.) Какого он цвета? (Белого.) Какой формы маленькие столы? (Квадратной.) Какого они цвета? (Желтого.) Покажите, где они расположены на нашем плане. А что расположено посередине нашего плана? (Ковер.) Каким цветом он обозначен? (Красным.)

А что изображено на нашем плане в правом верхнем углу? (Театральный уголок.) Ребята, на плане стрелками обозначен наш маршрут и остановки, на которых нас ждут удивительные приключения. Откуда начинается наше путешествие? (От двери.) А вы помните, кто за кем стоял? Итак, в путь!

Игра «Поезд» (движение по схеме в заданном направлении).

Дети получают карту в руки и двигаются по стрелкам до первой остановки, указанной на схеме. Поезд останавливается, вагоны произвольно рассыпаются.

В. Ребята, а кто у нас сидит на месте Павлика? (Обезьяна.) Рассмотрите ее. Какая у нее шерстка? (Пушистая, коричневая, гладкая, теплая, мягкая и т.д.) Какие у нее грустные глаза! Я поняла, почему она так печальна: у нее нет дома. Ребята, а мы можем помочь обезьяне? Как? (Построим дом.) Но чтобы строить дом, надо начертить чертеж.

Ориентировка на листе бумаги (словесный диктант).

В. Возьмите листики и расположите их так, чтобы красная полоса была слева от вас. Возьмите ручки, приготовьтесь. От точки проведите линию на 5 клеток вниз, на 5 клеток вправо, на 5 клеток вверх и т.д. (Дети выполняют задание.)

Молодцы! Какие красивые дома у вас получились! Теперь обезьяна сможет построить себе дом. А наше путешествие продолжается.

Задание на смену направления движения по словесной инструкции.

В. Пройди вперед до ковра, поверни налево. Дойди до угла ковра и поверни направо. Иди вперед до следующего угла ковра и пройди вперед еще 3 шага. (Вторая остановка.)

Ребята, куда мы прибыли? (В театральный уголок.) Кто здесь живет? (Сказочные герои.) Правильно, вот это Чебурашка - сказочный персонаж. Но он тоже невеселый. Дом у него есть, а вот ковра для игр - нет. Мы можем помочь ему? (Да, мы подарим ему ковер.)

Ориентировка на листе бумаги (создание аппликации).

В. Какой формы у нас лист? (Квадратной.) Рома, положи посередине ковра желтый квадрат. Катя, положи сверху посередине овал, снизу - второй овал, и т.д. В углах ковра приклейте треугольники. Сколько надо треугольников? (Четыре.) Какого они цвета? (Синего.) Между овалами приклейте круги. Красиво у нас получилось? Какой пестрый ковер! Чебурашке он понравился, поэтому он споет нам песенку, а мы давайте проследим за ним глазками.

Гимнастика для глаз, снимающая зрительное напряжение (используется звучащая игрушка).

В. Ребята, а куда же исчез наш план? И что это за письмо? (Читают письмо.) Да, это письмо от крота. Он предлагает вам поиграть в прятки. Сам спрятался и оставил только письмо-подсказку. А вы знаете, кто такой крот? Как он выглядит? Где он может прятаться? Давайте поищем.

Игра «Найди игрушку» (предлагается схема игрового уголка или словесные указания). (Дети выполняют задание.)

В. Где прятался крот? Давайте вместе поиграем в прятки. Куда прячется крот? (На стол, под стол, за шкаф, в шкаф и т.д.)

Крот подсказал мне, где наша карта, она под синей коробкой. Принесите ее, пожалуйста. Но это же не карта, это изображения пляшущих человечков. Давайте и мы потанцуем под музыку.

Физкультминутка (дети выполняют упражнения с опорой на зрительные символы).

В. А нам пора в путь! Паровоз, давай сигнал к отправлению! Мы едем к последней остановке.

Игра «Лабиринт».

В. Ребята, звери потеряли своих детенышей в лабиринтах. Что же делать? (Мы их проведем к маме.) Тогда разберите карточки и помогите детенышам. (Дети выполняют задание.)

Ну, вот, наше путешествие подошло к концу. Где мы с вами сегодня побывали? Кого встретили? Понравилось вам путешествие? Спасибо за внимание!

Из опыта работы. Подбирая слова с противоположным значением, детей учу сознательно сопоставлять различные предметы и явления окружающего мира:временные (день - ночь, утро - вечер); пространственные (далеко - близко); явления природы (темно - светло); соотношение по вкусу, весу, величине (кислый - сладкий, тяжелый - лёгкий, широкий - узкий. На занятиях используются различные дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше» -дети делятся на 2 команды и придумывают как можно больше слов - противоположностей; «Закончи предложение» -эта игра учит детей подбирать антонимы к наречиям и существительным; «Посмотри вокруг» - предлагается детям посмотреть вокруг и назвать высокие и низкие, широкие и узкие, короткие и длинные, большие и маленькие предметы.

Тема: «Путешествие в страну наоборот»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  1. Повторить и закрепить знания детей по теме «Антонимы».
  2. Учить детей размышлять, сравнивать противоположные качества, находить причинно - следственные связи.
  3. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному.
  4. Формирование связной речи детей.

Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать чувство языка у детей.
  2. Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать умение выражать своё мнение.
  2. Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.
    Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосом королевы - антонимов, музыкальные фонограммы для проведения игр, дома с изображением Великана и мальчика с пальчика, предметные картинки по теме «Антонимы», мяч, волшебная палочка.
    Герои: Фея из страны знаний, Мальчик - наоборот.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Заходит фея и рассказывает детям историю:- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я фея из страны знаний. Мне очень хочется рассказать одну поучительную историю
.- Жил - был мальчик - упрямый, невоспмтанный. Он всё делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать - он встаёт. Просит повернуться к ней - он отворачивается; улыбнуться -он плакал. Мама очень огорчилась и называла сына Мальчиком Наоборот.

Услышала, про мальчика королева -Наоборот, обрадовалась и забрала его в свою страну, где живут слова с противоположным значением. Помогите отыскать этого мальчика и вернуть его домой. Дорога в этот город будет дальняя. А я с вами прощаюсь, до свидания, счастливого пути!
Логопед: Все мы любим путешествовать. Но сегодня мы отправимся в необычное путешествие.

3. Закрепление изученного материала.

Ребята посмотрите на дороге лежит камень. Отодвину - ка я травку и посмотрю, что там под ней. А на камне нарисована карта нашего путешествия. В страну - наоборот мы можем пройти по двум дорогам: одна длинная, а другая короткая. По какой пойдём? Ребёнок: «Пойдём по длинной дороге».
Логопед: «Ну что ж отправляемся в путь
Сначала я буду ребёнком, к коленочкам прижмусь
Потом я стану взрослым, до лампы дотянусь
Я по узкой дороге, медленно иду, по широкой дороге я быстро пробегу.
И в страну -наоборот я дойду.

1. Пришли в гости к Великану и мальчику с пальчику.
Логопед: Ой, ребята посмотрите, а куда же мы с вами пришли. Длинная дорога привела нас в гости к Великану и мальчику с пальчику. Это дом Великана. А это дом мальчика с пальчика. Давайте посмотрим на их дома и сравним, какие они. У великана дом, какой? (Высокий, большой) А у мальчика с пальчика, какой? (маленький, низкий).
А сейчас давайте заглянем внутрь домиков и посмотрим, как они в них живут.
Давайте мы с вами разделимся. Кто хочет пойти в гости в Великану? А остальные пойдут к мальчику с пальчику. Давайте поглядим, какая мебель в доме.


Великан Мальчик с пальчик
Стол большой маленький
высокий низкий
стул большой маленький
высокий низкий
Полы грязные Чистые
Какую посуду вы видете на столе:
Новая кастрюля старая кастрюля
Большой стакан маленький стакан
Горячий чай, потому что идет пар холодный чай
Глубокая тарелка мелкая тарелка
Что ещё интересного вы видете?
Большую морковь маленькую
крупную мелкую
Чёрный хлеб белый хлеб
Яблоки крупные мелкие
Сладкий сахар горький перец
Полная сахарница — пустая сахарница чай горячий, а мороженное холодное.
Чистая ложка — грязная ложка
черный хлеб— горячий — холодный
Сахар сладкий, а перец горький.
Вам понравилось в гостях?


2. Мы с вами немного устали. Посмотрите, какая чудесная поляна. Я предлагаю вам отдохнуть. Ребята посмотрите на поляне что - то лежит. Да это же волшебный мешочек. Давайте поглядим, что в нём.
Игра «картинки перевёртыши». Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предложения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны.
Логопед: Ребята, какие же вы все молодцы! Справились с заданием.

4. Физкультминутка.

Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.
Сели - (встали)
Опустили руки - (подняли)
Подняли руки - (опустили руки)
Открыли широко глаза - (закрыли широко глаза)
Закрыли рот - (открыли рот)
Открыли рот - (закрыли рот)
Показали ладони - (спрятали)
Встали на пяточки - (встали на мысочки)
5. Понравилась вам игра?
Ну а нам пора отправляться дальше в путь. По какой дороге отправимся в путь? Ребёнок: По короткой. Логопед: Интересно, куда же она нас приведёт.
Ребята, кажется, мы дошли. А вот и дворец, где живёт королева - наоборот. Какой он необычный. Картинки висят, Давайте позвоним в колокольчик.
Королева - наоборот: Кто нарушил мой покой?
Дети: Мы ребята из детского садика «Росинка» пришли выручать мальчика - наоборот.
Королева - наоборот: Я вам мальчика просто так не отдам, сначала я проверю, как вы выполните мои задания.

5. Игра «Скажи наоборот».

Используется аудиозапись с голосом Королевы,
Игра “Исправь ошибку” (с опорой на предметную картинку).
Королева - наоборот: Но это не все задания, которые я для вас приготовила. У меня есть ещё более сложное задание. Посмотрите на картинки и исправьте меня.
День пасмурный? (Солнечный)
Небо тёмное? (Светлое).
Солнце тусклое? (Ясное).
Земля белая? (Чёрная).
День летний? (Зимний).
Лимон сладкий? (Кислый).
Платье короткое? (Длинное).
Девочка грустная? (Весёлая).(Логопед добивается полных ответов от детей).Королева - наоборот: Молодцы ребята! Вы выполнили все мои задания. И я больше не могу задерживать у себя мальчика - наоборот.

6. Появляется мальчик-наоборот.

Логопед: Вот он, какой мальчик - наоборот. Как же тебя зовут? - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Серёжа. Я благодарю вас, что освободили меня от королевы - наоборот.
Ребята, давайте поздороваемся с Серёжей.
Логопед: скажи нам, пожалуйста, Серёжа, что у тебя в руках?

С помощью этой палочки мы поможем научиться дружить. Королева - наоборот рассказала мне, что палочка поможет подружиться толстому и тонкому, высокому и низкому, узкому и широкому. Например, с помощью палочки я помогу подружиться большому слону и маленькой мышке. А вы кому поможете, ребята? Ответьте, с кем хочет дружить горячий огонь?
Дети. Горячий огонь хочет дружить с холодным льдом.
Логопед. С кем хочет дружить легкое перышко?
Дети. Легкое перышко хочет дружить с тяжелой гирей.
Логопед. С кем хочет дружить сладкая конфета?
Дети. Сладкая конфета хочет дружить с горьким перцем.
Логопед. Понравилось ли вам делать добрые дела? А какое доброе дело мы с вами совершили? Ребёнок: мы спасли Серёжу от королевы - наоборот. А какое у вас сейчас настроение? Дети: Радостное, весёлое, хорошее.
Дети отвечают на вопросы.

7. Игра «наоборот»

Ребята вставайте все в круг.
И нам с вами пришел черед
Сыграть в игру
“Наоборот”.Скажу тебе назад, ответишь ты вперед.
Скажу я слово высоко,
а ты ответишь низко
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко
Скажу я слово тяжело,
Ответишь мне - легко,
Скажу тебе мороз, а ты ответишь зной,
Скажу я слова вам густой, ответишь ты мне жидкий
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: храбрец
Теперь начало я скажу,
Ну отвечай: конец.
Логопед: Ну а нам с вами пора возвращаться домой. Закрывайте глазки и как только я назову число 5 вы глаза откроите.
1,2.3.4.5 вот и дома мы опять.

8. Итог занятия.

Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостям. Дети: мы побывали в гостях у Великана и мальчика с пальчика, у королевы - наоборот. Я думаю, что вы никогда не будете такими, каким был мальчик - наоборот. Всегда будете слушаться своих родителей, бабушек, дедушек и воспитателей. Будете воспитанными, культурными, добрыми детьми.
Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо! До свидания.

Вверх