Когда малыши начинают сидеть. Когда младенец начинает сидеть

Сроки и нормы

Умение сидеть довольно сложное и требует соблюдения ряда определенных условий. Во-первых, к этому должны быть готовы мышцы спины, во-вторых, достаточно зрелыми должны быть позвоночный столб и тазобедренные суставы младенца.

По сложившейся педиатрической практике, считается, что среднестатистический ребенок должен сесть с поддержкой в 6 месяцев, а уже в 7 месяцев ребенок начинает сидеть без поддержки, сам. Садиться из положения лежа без посторонней помощи малыш, согласно нормам, принятым у докторов, должен в возрасте 8 месяцев.

Однако нормы эти потому и называются среднестатистическими, что они не учитывают индивидуальных особенностей отдельного ребенка. А потому, с точки зрения практики, разумнее считать, что сидеть малыш начинает в промежутке между полугодом и 8-9 месяцами. От того, насколько хорошо готовы мышцы его спинки, живота и ручек и зависит в конечном итоге срок освоения нового навыка. Научившись сидеть, малыш получит существенное расширение своих возможностей в познании мира. К тому же такая поза считается переходной к умению стоять, а потом и перемещаться на своих двоих.

Более активные ребята могут предпринимать попытки сесть и раньше полугода, а менее активные вполне могут медлить до последнего. В этом также нет ничего необычного или патологического. Хотя многое зависит от того, как наблюдающий ребенка педиатр относится к средним нормам. Не слишком утруждающий себя специалист может сухо констатировать отставание ребенка от физических норм развития, чем сильно расстроит родителей.

Хорошие специалисты в области детского здоровья подчеркивают индивидуальность сроков сидения. Навык развивается по определенному плану, и внимательные родители обязательно заметят признаки скорого освоения ребенком нового умения, если будут знать характеристику этапов становления.

Этапы развития навыка

Готовиться к предстоящему сидению малыши начинают заблаговременно. По мере укрепления всех групп мышц и особенно мышечных тканей спины малыш начинает переворачиваться, крутиться, пробовать принять вертикальное положение на попе, опираясь на ручки. У физически развитого здорового малыша первые такие попытки могут наблюдаться уже в 4,5 месяца. Ребенок, конечно, падает, но он упорно снова пытается приподняться на руке и сесть.

Первый этап носит название стадии краткосрочного сидения. Малыш, даже если ему удается садиться, не может долго удерживать вес своего тела в таком положении и заваливается обратно на бок. Именно на этом этапе не исключены травмы лица и головы, ведь при падении кроха вполне может удариться головой о боковые стенки детской кроватки.

Уже на подготовительном этапе важно обеспечить малышу безопасное падение - положить с четырех сторон от него небольшие мягкие подушки. Попытки сесть должны обязательно происходить в вашем присутствии, ведь вероятность травмы или механической асфиксии сохранятся и при наличии подушек.

Кратковременная стадия обычно осваивается за пару месяцев. Потом малыш начинает садиться и недолго удерживать свой вес, хотя с балансом у него пока еще все довольно проблематично. Начинается вторая стадия приобретения навыка - сидение с поддержкой.

Можно помогать ребенку сохранять баланс, придерживая его, постепенно можно сажать малыша с опорой на его собственную ручку. Так, несколько кособоко, дети обычно сидят недолго - это неудобно и непрактично, ведь обе руки ему необходимы для игр и тактильного познания мира вокруг.

Именно невозможность полноценно владеть двумя руками стимулирует ребенка перейти к новой стадии. Уже через месяц малыши могут сидеть без поддержки, вся нагрузка при этом ложится на позвоночник. К 8 месяцам многие дети уже могут довольно много времени проводить сидя, занимаясь интересной игрушкой. Именно на этом этапе можно начать переходить к ползанию, если кроха раньше не предпринимал самостоятельных попыток перемещаться на животе или четырех конечностях.

На завершающем этапе (примерно к 9-10 месяцам) ребенок может самостоятельно садиться из положения лежа. Некоторым это дается легко, другие явно страдают, пыхтят и силятся сделать это быстро, но не получается. Способ, которым садится малыш, большого значения не имеет. Одни делают это с опорой на руки, другие - через промежуточную позу на четвереньках, третьи ищут, за что ухватиться, чтобы подтянуться на руках и сесть. Главное - результат.

Почему малыш не сидит?

С таким вопросом родители нередко обращаются к педиатрам. Но ответить на него однозначно довольно сложно, ведь причин может быть достаточно много. Так, если малыш родился раньше акушерского срока, развитие его костной и мышечной систем требует большего времени: недоношенные дети начинают садиться позже по причине неготовности к освоению нового умения.

Грудничок с избыточным весом, хоть и восхищает родственников пухлыми щечками и ножками, будет присаживаться значительно позже, чем дети с нормальным весом. Если у малыша имеются проблемы с тазобедренными суставами, которые были выявлены еще тогда, когда кроха был новорожденным, присаживать его не нужно.

Медленнее осваивают новый навык дети, которым не созданы соответствующие условия - малыша туго пеленают после полугода, им мало занимаются, не делают гимнастику, массаж, не оставляют надолго с открытыми ручками и игрушками.

Немаловажное значение имеет и темперамент ребенка. Есть спокойные и размеренные флегматики и меланхолики, которые просто не видят стимула для принятия иного положения, им больше по душе плотно покушать и подольше поспать. А есть подвижные и любознательные холерики и сангвиники, которых трудно удержать от всего нового, а потому уже по умолчанию интересного.

Если отсутствие навыка - единственная жалоба родителей, волноваться не о чем, просто время для данного малыша еще не наступило. Однако если отсутствие навыка сопровождается другими симптомами - обильным частым срыгиванием, бледностью кожных покровов, отсутствием у ребенка эмоциональных реакций на маму и папу, отсутствием умения переворачиваться и уверенно удерживать головку, то обязательно нужно обратиться к врачу.

Наличие в анамнезе таких патологий, как ишемия, кровоизлияние в мозг после рождения, гипоксия головного мозга при отсутствии попыток сесть после 7-8 месяцев - также веский повод посетить невролога.

Мальчики и девочки - особенности и навыки

На форумах в интернете молодые мамы активно обсуждают способности и нюансы физического развития детей разного пола. Почему-то считается, что девочки развиваются быстрее. Это не соответствует действительности. От половой принадлежности ребенка время наступления попыток садиться не зависит ни в коей мере.

Другое распространенное заблуждение гласит, что мальчуганов можно присаживать раньше, а вот даже самостоятельные попытки девочек присаживаться до полугода следует решительно пресекать. Объясняют это тем, что половая система девочки устроена таким образом, что ранняя вертикализация может нарушить анатомическое расположение матки в малом тазу.

На самом деле, детям обоего пола не рекомендовано раннее присаживание, это касается и мальчиков тоже. И не потому, что что-то необратимое и страшное может произойти с репродуктивной системой, а потому, что необратимое или трудноизлечимое может произойти с позвоночником и тазобедренными суставами. Что касается девочек, то ранняя насильственная вертикализация может привести к травмам костей малого таза, что в будущем действительно может привести к проблемам с репродукцией.

Часто возникает вопрос, стоит ли пресекать попытки девочки сесть раньше полугода.Если малышка развита достаточно хорошо, о чем свидетельствуют ее самостоятельные и самопроизвольные попытки сесть, то мешать дочке не стоит. Точно такой же тактики следует придерживаться и с маленькими мальчиками. Но если ребенок сам еще не демонстрирует никакого желания сидеть, то будет большой ошибкой присаживать ребенка, обкладывать подушками и пуфиками.

Полагая, что так они помогают ребенку, родители вредят малышу. Избыточная нагрузка на позвоночник раньше срока, установленного самой природой для конкретного ребенка, может привести к травмам позвонков, нарушению отвердевания суставов, что в будущем может не только испортить ребенку осанку и походку, но и стать причиной установления инвалидности.

Упражнения и гимнастика

Гимнастика не должны быть только зарядкой «чтобы сел». Это комплексное воздействие на организм малыша, способствующее не развитию собственно навыка, а развитию мышц крохи. С развитыми мышцами и этот, и другие навыки ребенок легко постигнет сам. Перед гимнастикой обязательно проводите легкий общеукрепляющий массаж. Это сделает упражнения комплекса более эффективными. Всегда проводите упражнения в форме веселой игры, в противном случае ребенку быстро наскучат манипуляции мамы с его телом, и он начнет протестовать против такого досуга.

Как мы уже знаем, для сидения нужно обладать развитыми мышцами спины, рук, живота. А потому в ежедневную зарядку обязательно включите активные и пассивные упражнения на стимуляцию именно этих мышечных групп. Вот несколько интересных и полезных упражнений.

«Рыбка»

Это упражнение проводится в воде, например, в большой ванне во время вечернего купания. Для него вам понадобится специальный ортопедический надувной кружок на шею малыша. Он надежно фиксирует шейные позвонки и не дает крохе пойти на дно.

Надев круг, положите ребенка в воду на живот и за ножку покатайте по воде вперед и назад. Потом оставьте его в таком положении, немного подождите - малыш должен сам повернуться на спинку. В воде повороты исполняются куда проще и легче.

После плавания на спине возьмите малыша за одну ручку и стимулируйте его переворот обратно на живот. Чем больше он совершит поворотов за сеанс плавания, тем лучше. Упражнение можно выполнять с самого раннего возраста - с 1 месяца.

«Качели»

Исходное положение - лежа на спине. Поверхность должна быть жесткой. Это упражнение не проводят на мягкой кровати, которая не может обеспечить анатомически правильной поддержки позвоночника.

Протяните ребенку свои указательные пальчики и дайте ему ухватиться за них. Медленно поднимите корпус крохи в полусидячее положение. Не нужно сажать ребенка, достаточно приподнять верхнюю часть тела на 45 градусов. Потом также медленно опустите малыша обратно.

Секрет этого упражнения в том, что делать все нужно медленно. Пока вы его делаете, мышцы рук и спины напрягаются максимально. Упражнение рекомендовано с 4-5 месяцев.

«Летчик»

Правой рукой обхватите лежащего на животе ребенка вокруг корпуса и подведите ладонь под грудную клетку, а левой поддерживайте его под ножки.

Приподнимите ребенка над поверхностью массажного стола - при этом малыш рефлекторно напряжет спинку, ягодицы и приподнимет головку, раскинув ручки в стороны. Подержите его около 30-40 секунд в таком положении и плавно опустите на животик обратно на поверхность. Упражнение рекомендовано с 4 месяцев.

«Гусеница»

Это упражнение делают в позе лежа на животе. Перед малышом нужно поставить игрушку, но так, чтобы взять ее он не смог. Легко надавливая своими руками на стопы малыша, стимулируйте его инерционное отталкивание и ползание вперед. Выглядеть это будет как характерные телодвижения гусеницы по время перемещения. Выполняйте до тех пор, пока малыш не «доползет» до цели и не ухватится за игрушку.

«На мяче»

Эффективно укрепляют мышцы спины и живота занятия на фитболе. Положите ребенка сначала спинкой, поддерживая за ножки на мяч, и легко покачайте его назад и вперед, в правую и левую стороны, а потом и по кругу.

Поверните кроху на живот и проделайте все еще раз. Это будет не только укреплять мышцы, но и развивать вестибулярный аппарат, что обязательно пригодится на стадии освоения сидения, при которой требуется уметь балансировать.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что здоровому малышу не нужна помощь родителей, он сядет сам и сделает это тогда, когда будет готов. Тем более не должно быть помощи из разряда «медвежьих услуг». К таким, бесспорно, относится такое достижение человечества, как прыгунки.

Многие родители гордятся собой, купив такой подарок ребенку. Они подвешивают малыша в прыгунки и уверены, что он висит в них и тренируется в усиленном режиме.

На самом деле, по словам Комаровского, в прыгунках ребенок испытывает стресс, но еще больший стресс испытывает позвоночник малыша. Если же крохе удается отталкиваться ножками от пола, то ситуация еще осложняется вероятностью получения компрессионного перелома и микротравм позвонков.

Самым полезным упражнением Комаровский называет выкладывание на живот. Другие мышцы целенаправленно тренировать доктор рекомендует только после внимательного наблюдения за тем, как сидит ребенок (или пытается сидеть). Если спина при этом имеет округлую форму, можно говорить о слабых длинных мышцах спинки, если заваливается на бок - нужно уделить внимание мышцам живота и боковым группам мышц.

Присаживать ребенка принудительно - родительское преступление, говорит Евгений Олегович. Ни в прогулочную коляску с ее ремнями безопасности, ни в гостеприимное пространство мягких подушек нельзя высаживать ребенка, который сам не умеет сидеть.

Когда ребенок начнет присаживаться, нужно избегать патологических поз. К ним Евгений Комаровский относит сидение с согнутыми в коленях ножками, вывернутыми назад. Если посмотреть на ребенка сверху, выглядеть его поза будет как латинская «W». В такой позе невероятные нагрузки ложатся на тазобедренные суставы и колени, что может стать причиной тяжелых патологий и деформации ног. Вот в этом случае желание и стремление мамы помочь малышу будет вполне уместным - научите ребенка сидеть правильно, и это будет лучшая помощь. Куда более полезная, чем попытки мамы научить ребенка, которому едва исполнилось полгода, просто сидеть.

О том, в каком возрасте ребенок должен сам научиться сидеть, ходить и так далее, расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

В наши дни необычайно популярно раннее развитие детей. Каждая мамочка хочет продемонстрировать подругам при встрече всё новые навыки своего малыша. Например, один уже с ползунков может отличить красный от синего, а другой с месячного возраста изучает английский или еще пару иностранных языков.

Конечно, раннее развитие никто не отменял, но в погоне за ним мамочки совершенно забывают, что малыш должен естественным путем пройти все этапы развития, в том числе такой важный, как ползание.

Ребенок начинает ползать

Почему-то к этому способу передвижения малютки родители относятся с безразличием. Они почти не фотографируют эти моменты, не запоминают дату, когда это случилось впервые. Просто они не до конца осознают, какой на самом деле важный шаг в своей жизни совершает кроха, начиная ползать.

Для того чтобы ползать, малыш должен уже осознанно передвигать поочередно руками и ногами, что значительно развивает его мышление.

Благодаря ползанию кроха учится определять себя в пространстве, ощущать собственное тело, уметь им управлять, поворачивать, понимать расстояния до объектов.

Разве это не важнейший этап осознания действительности и себя в ней? Однако мамы упорно игнорируют этот способ передвижения, стараясь не акцентировать на нем внимание родственников и друзей, которым они обычно демонстрируют навыки и умения ребенка.

Да и вся производимая продукция для детей нацелена на скорейшее становление ребенка на ноги: это манежики, ходунки и прочие модели приспособлений, опираясь на которые ребенок начинает ходить при поддержке родителей.

В чем польза ползанья

Однако молодым родителям нужно усвоить, что ползание в младенческом возрасте способствует формированию в будущем в сознании малыша понятий о сторонах света, о том, где право, а где лево, учит ориентироваться по компасу и часам, определяя расстояние, направление и время. Малыши, которые не были лишены возможности ползать по полу, быстрее развиваются, вырастая, они обычно умеют хорошо чертить, рисовать, держать равновесие.

Без этого процесса ребенок может в будущем плохо ориентироваться на местности, путать направления движения, не уметь определять расстояния до предметов, из-за чего будет натыкаться на дверные проемы и стены. В школе при изучении грамматики русского языка ребенку сложно будет разобраться в падежных формах и он будет путать значения пространственных понятий «наверх», «снизу», «позади», «к», «на», «при», «перед» и др.

Ползание развивает не только пространственно-временные представления ребенка, но и тактильные ощущения: малыш часто прикасается руками и ногами к твердым поверхностям; изучает окружающее на гладкость, шершавость, скольжение; учится сминать предметы, которые попадаются ему на пути и не дают продвинуться.

Ученые отмечают прямую связь между ползанием младенца и его спортивным будущим. Умея хорошо чувствовать свое тело в пространстве, в школьном возрасте ребенок легко сможет поймать мяч, устоять на одной ноге, перелезть через объекты; ему будет легко прыгать, скакать, бегать, вести мяч по полю ногами или забрасывать его в корзину.

Ползание важно для малыша и в психологическом плане, ведь, давая ему возможность двигаться столь сбалансированным способом, мама формирует в нем ощущение свободного пространства, благодаря чему в будущем ребенок становится более уравновешенным, смелым и физически активным.

Учим ребенка ползать

Для того чтобы стимулировать кроху к познанию мира подобным младенческим способом, чаще доставайте его из кроватки или манежа, где возможности ползать нет, и отправляйте на пол изучать окружающее пространство. При этом уберите с пола опасные и травмирующие предметы, а для того чтобы уберечь малыша от переохлаждения, расстелите на пол флисовое одеяло или теплый плед.

Если провода находятся на таком расстоянии, что кроха может до них дотянуться,уберите их, а розетки закройте специальными резиновыми накладками.

Поверьте: малышу доставит большое удовольствие путешествие по своему дому!

Если ребенок не проявляет активности, необходимо его стимулировать. Возможно, это происходит потому, что малыша окружают чрезмерной заботой и приносят всё, что ему захочется, не давая возможности самостоятельно до этого дотянуться.

Следует поставить на пол специальную корзину, ящик или тазик с игрушками и интересными, безопасными вещами для малютки, к которой он может дотянуться сам. Пусть изучает свои игрушки самостоятельно! Это принесет куда большую пользу его развитию, нежели постоянное нахождение в коляске, на руках или в кроватке.

Если ребенок не умеет ползать

Если ребенок в полгода не умеет ползать, то зачастую это означает только то, что никто ему этого не показал. Помните, ведь малыши буквально схватывают на лету и стараются подражать поведению взрослого, отдаленно осознавая его как принятую модель поведения. Дети склонны к поглощению и трансформации новой информации и обучению.

Покажите ребенку, как можно передвигаться на коленках и ручках, и все время после этого следите за его прогулками, чтобы малыш не поставил занозы, не испачкал руки, не совал их в рот. И, конечно же, следите за гигиеной в доме.

Помимо всего перечисленного, ползание полезно для развития опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем. Ведь ползание для младенца - своего рода гимнастика, которая повышает тонус сосудов, формирует вестибулярный аппарат, заставляет ребенка чаще и глубже дышать, развивает суставы и связки. Обмен веществ ребенка при этом улучшается, срыгивание происходит реже, повышается аппетит, а вместе с ним и любознательность.

Исходя из этого стоит сделать однозначный вывод: пусть кроха ползает, пока не научился ходить, столько, сколько ему хочется!


Наверное, каждая мама хорошо знает, как должен развиваться грудной ребенок, во сколько месяцев держать головку, а во сколько самостоятельно сидеть. Ситуация меняется, когда ребенок достигает возраста 1 года. Лишь немногие родители могут ответить на вопрос, типа «Когда ребенок должен научиться кататься на велосипеде или завязывать шнурки?» В этой статье мы постарались ответить на наиболее распространенные родительские вопросы.

Необходимо помнить, что каждого ребенка индивидуально и навыки вашего малыша могут отличаться от нормативных. Если только ваш ребенок не отстает от какого-то навыка на несколько месяцев либо отстает по нескольким навыкам сразу, поводов для беспокойства нет. Дети, родившиеся раньше срока, могут чуть отставать от детей, родившихся в срок. Как правило, к двум годам эта разница сглаживается. Но если помимо того, что ребенок «отстает» по нескольким пунктам, у него есть и другие тревожные симптомы: он редко улыбается, чрезмерно капризен, произносит слишком мало звуков или слишком редко, родителям следует обратить на это внимание врача.

В возрасте 1 года (12-14 месяцев) ребенок обычно:
· Ходит, либо делает 2-3 шага без поддержки.
· Хорошо стоит.
· Кладет предмет в коробку.
· Ставит друг на друга два кубика.
· Реагирует на простую команду, не сопровождающуюся жестами (например, «Дай!»).
· Кроме «ма-ма» и «па-па» говорит еще от 1 до 6 слов.
· Много лепечет.

Учеба: Уже в этом раннем возрасте можно начать учить ребенка буквам, цифрам, цветам и формам. Не думайте, что это слишком рано. Даже если полное понимание приходит немного позднее, эта информация так или иначе откладывается в мозгу ребенка. Разумеется, учеба должна быть ненавязчивой и происходить в игровой форме с помощью картинок, стихов и игрушек.

В 1,5 года (16-18 месяцев) ребенок:
· Хорошо ходит и бегает.
· Любит карабкаться по лестнице.
· Пьет из чашки.
· Пробует самостоятельно есть ложкой.
· Указывает на называемые взрослым знакомые предметы.
· Понимает несколько простых фраз.
· Показывает на игрушке нос, рот и глаза.
· Чиркает карандашами.
· Поднимает, наклоняясь, игрушку и переносит ее с места на место.
· Выражает жестами или звуками любовь, удовольствие, возбуждение.
· Отдает предпочтение любимым игрушкам.
· Говорит по крайней мере 15 слов.

Пустышка: Если вы давали ребенку пустышку, то лучше убрать ее от ребенка не позже полутора лет. До этого возраста применение пустышки считается, в общем, безвредным. У детей, которые сосут пустышку до 3-4 лет, могут впоследствии возникнуть проблемы с речью.

Первые обязанности: В этом возрасте начните приучать ребенка к - убирать за собой игрушки, класть белье в корзину для грязной одежды или приносить салфетки к обеденному столу. И если сначала ему понадобится ваша помощь, вы будете удивлены, как быстро он научится делать все это самостоятельно. По мере взросления ребенка добавляйте к этому новые обязанности, такие как: поливать , вытирать за собой, если опрокинул стакан с водой, застилать свою кровать и относить в мойку грязную посуду (пластиковую).

Первое посещение зубного врача: Первый визит ребенка к зубному врачу должен состояться примерно через 6 месяцев после появления у первого зуба. В дальнейшем посещайте врача раз в полгода-год, особенно если у ребенка есть проблемы с зубами – пятна на зубах или неправильный прикус.

Первый велосипед: Его можно купить ребенку уже сейчас. И даже если умение крутить педали придет позднее, ребенок может с удовольствием кататься взад-вперед, отталкиваясь ногами от земли, или наслаждаться ездой, когда вы сами толкаете велосипед.

В 2 года ребенок:
· Хорошо бегает и прыгает.
· Строит башню из 4-6 кубиков.
· Кидает и пинает ногой мячик.
· «Кормит» с ложечки куклу.
· Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
· Знает свое имя и говорит о себе в третьем лице, называя по имени.
· Показывает на себе нос, рот и глаза.
· Разглядывает картинки в книге.
· Может самостоятельно снять некоторые предметы одежды.
· Говорит от 15 до 50 слов (отклонения от этих цифр вполне нормальны).
· В своей речи использует несколько словосочетаний из двух слов.
· Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник.

Первое «творчество»: К двум годам у ребенка существенно улучшается координация «глаза-руки». Поэтому в этом возрасте многие малыши любят рисовать («калякать»), раскрашивать, строить из кубиков, составлять картинки из простых паззлов и кубиков.

«Взрослая» кровать: В возрасте двух лет пора переселять ребенка из детской кроватки в большую кровать. В этом возрасте многие дети пытаются выбраться из своей детской кроватки, перекидывая ногу через поручень. Это может быть опасно.

Первый четвероногий друг: Не заводите домашних животных, пока ребенку не исполнится 2 года. В этом возрасте ребенок может с интересом следить, например, за рыбками в аквариуме, без особого вреда для них и для себя. С такими питомцами, как кошка или , лучше подождать, пока ребенок не научится быть более осторожным и понятливым, то есть пока ему не исполнится хотя бы 3-4 года.

В 3 года ребенок:
· Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.
· Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).
· Ездит на трехколесном велосипеде.
· Понимает и выполняет комбинированные команды из двух частей («Подними лопатку и положи в ведерко!»).
· Строит фразы из 4-5 слов.
· Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т.д.)
· Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
· Хорошо понимает обращенную к нему речь (в разумных пределах сложности).
· Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
· Знает названия по крайней мере 6 частей тела.
· Играет и/или общается с другими детьми.
· Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).

К 3 годам у ребенка существенно улучшаются навыки речи. Уделите больше внимания разучиванию стишков и песенок, читайте с ребенком больше книжек, внимательно рассматривая и обсуждая картинки.

В 4 года ребенок:

· Уже хорошо контролирует свое тело. Он становится настоящим «специалистом» в области застегивания и расстегивания пуговиц, шнурков, молний, пугая вас стремлением к полной самостоятельности и независимости. Он так же умело пользуется ложкой и вилкой. В этом возрасте совершенно нормально, если ваш пухлый малыш превратится в долговязого «живчика». Не пугайтесь, постепенно за несколько лет детский жирок ребенка «растает» и сменится мышцами. Рост и вес ребенка должны увеличиваться равномерно. Если вес растет быстрее, чем рост, то ребенок может быть склонен к полноте. Обратите внимание на внутренние бедра и верхние предплечья ребенка – если жирок там висит складками, это тоже признак лишнего веса. В этом случае стоит пересмотреть ребенка и давать ему более полезную и здоровую пищу, а также активней вовлекать его в подвижные игры. Если ребенок за полгода заметно не вырос, проконсультируйтесь с врачом: некоторые дети могут испытывать недостаток гормона роста.
· Словарь четырехлетки может содержать уже 1000 слов! Он уже может строить фразы из 6-8 слов, а его речь уже понимают в достаточной степени посторонние люди.
· В этом возрасте дети начинают интересоваться своим телом и различиями между мужчинами и женщинами. Поэтому такой популярной становится игра «в доктора».

Шнурки: Ребенок должен уметь завязывать шнурки к тому времени, когда начнет посещать детский сад, в любом случае к 4-5 годам. Ботинки на липучке, конечно, удобнее, но тогда развитие мелкой моторики рук вашего ребенка (например, умение писать) займет гораздо больше времени.

Плавание: Ребенок может научиться плавать самостоятельно уже в 4 года. В этом возрасте можно записать его в бассейн. До 4 лет у ребенка, в среднем, еще недостаточно развиты соответствующие навыки и координация.

Здравствуйте, молодые родители. В каждой семье ждут с нетерпением, когда их карапуз научиться самостоятельно сидеть, его можно будет оставить в манеже , обложить игрушками, ребёнку значительно интереснее будет коротать время на прогулках, ведь теперь он сможет видеть, что вокруг происходит, ведь детки очень любознательны. Для малыша это очень важный этап в жизни.

Признаки готовности

Наблюдая за своим малышом, вы сможете заметить, что его организм достаточно окреп и правильно сформировался, обрёл все необходимые навыки крупной моторики для того, чтоб научится самостоятельно сидеть. Это время приблизительно припадает на шестимесячный возраст. Характерными признаками готовности являются:

  1. Малыш самостоятельно удерживает голову.
  2. С лёгкостью может совершать перевороты, как со спины на живот, так и обратно.
  3. Ребёнок, когда лежит на животе, приподнимает верхнюю часть своего туловища, опираясь на руки.
  4. Карапуз, когда лежит на спинке, приподнимает верхнюю часть своего тела хотя бы на короткое время.
  5. Может практически присаживаться, уцепившись ручками за руку взрослого человека.

Наличие данных умений говорит о том, что мышцы малыша готовы к появлению новой нагрузки в качестве самостоятельного сидения.

Этапы развития способности сидеть

Помню, как мы не могли дождаться, когда сыночек научиться сидеть самостоятельно. Это новый этап в развитии малыша. Мой совет – запаситесь терпением и не подгоняйте события. Вы должны понимать, что ничего не происходит за одну минуту. И, если считается, что детки в среднем садятся в 6 месяцев, это не значит, что как только ваш карапуз достигнет шестимесячного возраста – сразу сядет. Этот процесс происходит постепенно. У кого-то малыш начинает совершать первые попытки ещё до полугодовалого возраста, и быстрее других умудряется уверенно освоить этот навык, а кто-то только около семи месяцев начнёт совершать попытки, а уверенно сядет лишь в восьмимесячном возрасте. Мой ребёнок начал сидеть в возрасте шести месяцев и трёх недель, делал это уже достаточно уверенно и правильно. А первые попытки, когда он сидел, как неваляшка, он начал совершать с пяти месяцев и двух недель.

Давайте разберёмся, как в среднем происходят этапы становления этого навыка у детей в зависимости от их возраста:

  1. Как правило, малыш, которому только исполнилось полгода, уже пытается садиться. Однако это у него ещё не очень получается, для этого ребёнку приходится использовать две ручки, чтоб создавать себе опору. Практически всегда сидит он в таком положении считанные минуты, а потом заваливается, так как теряет равновесие. Многим малышам ещё сложно самостоятельно присесть, они используют мамину руку, на которой подтягиваются.
  2. В семимесячном возрасте большинство карапузов уже умеет сидеть, при этом им не нужно использовать опору. Малыш может даже крутиться в разные стороны, не теряя при этом своё равновесие.
  3. В восьмимесячном возрасте практически все дети уверено осваивают этот навык. Могут не только долго сидеть, но и самостоятельно принимать это положения из позиции «лёжа на животе» или «лёжа на спине».

Когда ребёнок самостоятельно садится

Бытует мнение, что разнополые дети садятся в разное время, однако это не всегда так. Очень часто время того, когда ребёнок первый раз садится, зависит от его индивидуальных особенностей и от того, как родители позаботились о подготовительном этапе, занимаясь упражнениями для укрепления скелетной мускулатуры. В среднем первые попытки сидеть припадают на полугодовалый возраст, однако деткам нужно время, чтоб научиться не только самостоятельно и уверенно сидеть, но и на то, чтоб наловчиться принимать сидячее положение из разных поз, и такой момент в среднем наступает аж в восьмимесячном возрасте.

Если вы всё-таки задаётесь вопросом, когда начинают сидеть мальчики, то это может быть возраст пяти месяцев. Однако, тут мы говорим о первых попытках ребёнка сидеть, опираясь двумя ручками.

Если вам интересно, когда начинают сидеть девочки – в шесть, семь месяцев.

Считается, что нельзя садить малыша до того, как он сам начнёт проявлять инициативу, лучше просто делать с ним упражнения для укрепления мускулатуры. Также не рекомендуется, чтоб девочки садились раньше полугодовалого возраста, потому что считается, что это способствует нарушению развития органов малого таза, для мальчиков этот период – до пяти месяцев.

Как нужно правильно сидеть

Когда ребёнок начинает сидеть самостоятельно, важно убедиться, что он делает это правильно. Ведь, если малыш будет неправильно удерживать голову, или позвоночник будет находиться в неправильном положении, он начнёт сильно уставать, к тому же это плохо повлияет на правильное развитие.

Так какие же признаки будут свидетельствовать о том, что карапуз сидит правильно:

  1. Голова должна быть слегка наклонена вперёд.
  2. Шея у ребёнка разогнутая.
  3. Поясница должна быть согнута.
  4. Грудной отдел позвоночника разогнут.
  5. Тазобедренные суставы карапуза должны быть согнуты, при этом они наклонены вперёд.
  6. Руки малыша выставлены вперёд и являются опорой в процессе сидения.
  7. Ножки ребёнка разведены в стороны, развёрнуты наружу.

Что нельзя делать

Когда карапуз ещё не научился самостоятельно сидеть, а, кажется, что уже давно пора, некоторые родители пытаются ускорить этот процесс. Беда в том, что они не знают, что своими действиями только усугубляют ситуацию и могут навредить своему малышу.

Так что же нельзя делать в данной ситуации:

  1. Вы ошибаетесь, если думаете, что малыша, который ещё сам не способен сесть можно умостить между подушками, и он сможет долго находиться в таком положении. Какое-то время в окружении опор со всех сторон ребёнок действительно просидит, однако при этом будет оказана сильная нагрузка на ещё неподготовленный позвоночник малыша.
  2. Не садите кроху под прямым углом к себе на колени.
  3. «Кенгуру» для вашего карапуза рано, если вы думаете сажать его в сидячем положении.
  4. В коляске малыш должен находиться в лежачем положении или полулёжа, но не сидеть. Позаботьтесь о том, чтоб угол наклона соответствовал этим требованиям.

Основные упражнения с новорождённым

Не все знают, но начиная с первых недель жизни, мама может делать с малышом упражнения, которые благоприятно повлияют на то, чтоб карапуз своевременно научился сидеть. Также важное влияние окажет регулярная гимнастика и расслабляющий, пусть даже и лёгкий массаж. Важно начинать с совсем маленькой и практически незаметной нагрузки, которая будет постепенно увеличиваться по мере взросления крохи. Кроме того, что физические упражнения будут благоприятно влиять на развитие опорно-двигательного аппарата, а, соответственно, и крупной моторики, они также будут способствовать укреплению защитных функций организма.

Новорождённому можно делать такое упражнение: выкладывать карапуза на животик, начиная после двух недель со дня рождения. Именно это упражнение поспособствует тому, что ребёнок начнёт удерживать голову, потом овладеет навыками самостоятельного переворота, а дальше навыки крупной моторики карапуза будут совершенствоваться вплоть до приобретения способности подниматься в сидячее положение и уверенно в нём находиться, а дальше и ходить.

Занятия для стимулирования

С четырёхмесячного возраста можно начинать практиковать упражнения, которые будут укреплять мышцы крохи, да ещё и поспособствуют своевременному, а иногда и раннему развитию способности сидеть самостоятельно:

  1. Повесьте над кроваткой кольца (размер, чтоб малыш мог ухватиться, просунуть в них ручку), на таком уровне, чтоб карапуз спокойно мог дотянуться. Со временем они заинтересуют малыша, он начнёт хвататься за них и потихоньку подтягиваться.
  2. Когда малыш лежит на спинке, можно ставить перед ним свои указательные пальцы, особенно если ребёнок в этот момент тянется к вам своими ручками. Малыш будет цепко хвататься, и подтягиваться, буквально на несколько секунд, а потом снова опустите кроху. Помните, что угол его подъёма не должен превышать 45 градусов, под ровным углом ему ещё вредно сидеть, это серьёзная нагрузка для неокрепшего позвоночника.

Мой сынок начал подниматься, держась за прутья в кроватке, когда ему было 5 месяцев, мне тогда казалось, что он уже сам не может дождаться, когда, наконец, научится сидеть. Ребёнку было любопытно, что вокруг происходит. При подтягивании он поднимался, создавая угол приблизительно 30 градусов, смотрел по сторонам не больше минуты и снова ложился. А потом переворачивался на животик и уже так пытался рассмотреть, что вокруг происходит.

  1. С раннего детства необходимо выкладывать карапуза на животик, а сейчас пришло время добавить действия этому упражнению. Когда ребёнок лежит на животике, поставьте свою ладонь так, чтоб малыш упёрся своими стопами в неё, при этом важно, чтоб ножки были согнуты в коленках. Теперь нужно поместить перед карапузом что-то яркое или его любимую игрушку. Малыш попытается дотянуться до неё, но не сможет, тогда ребёнок должен попытаться подползти, отталкиваясь от вашей руки.
  2. Во время принятия водных процедур, а их лучше уже совершать во взрослой ванне, позволяйте карапузу плюхкаться, барахтаться, удерживайте его, таким образом, чтоб создавалось впечатление, что малыш плывёт.
  3. Очень важное место занимает расслабляющий массаж, который необходим для всего тела ребёнка. Он поможет не только укрепить мышцы, но и поспособствует снятию избыточного напряжения.

Не расстраивайтесь, если вашему малышу уже 6 месяцев, а он всё ещё не пытается сидеть. Помните, что все детки индивидуальны и нет необходимости торопить события, особенно если вы видите, что в остальном ваш ребёнок нормально развивается, набирает вес. Также не переживайте, если ровесники вашей крохи уже уверенно сидят, а ваш малыш ещё только начинает сидеть, как неваляшка. Однако не стоит забывать и о физических упражнениях, купании и массаже, ведь эти процедуры стимулируют ребёнка сесть. Желаю вам терпения и благоразумия, пусть ваш карапуз сядет, когда будет достаточно готов к этому шагу, будьте здоровы!

Он хорошо различает свет и темноту, очертания предметов, лица, некоторые цвета; без устали разглядывает все вокруг: свою кроватку, погремушки у себя над головой, собственные руки. Такая тренировка обостряет зрение, взгляд становится выразительнее. Слух тоже улучшается - при сильном звуке младенец вздрагивает и моргает, а услышав резкий звук или чей-то голос, становится сосредоточенным. Он начинает произносить неясные звуки; когда с ним разговаривают, он улыбается. Его плач приобретает ту или иную эмоциональную окраску. Но физически ребенок этого возраста все еще слаб.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 2 месяцам:

1. Ребенок пытается поднимать и удерживать головку, лежа на животе. В вертикальном положении может ее фиксировать в течение нескольких секунд.

2. Когда его держат под мышки, упирается ножками.

3. Улыбается на разговор с ним взрослого.

4. Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки,

5. Следит за движущейся перед глазами игрушкой. Третий месяц. Малыш становится более активным, у него развиваются слух и зрение. Он уже может поворачивать головку на голос, а если в поле его зрения возникает некий движущийся или яркий предмет, следит за ним глазами. Активность проявляется и в том, что если ребенка положить на животик, то он начинает уверенно приподнимать головку, прогибать спинку, двигать ручками и ножками; будучи в вертикальном положении, удерживает головку 1-1,5 минуты. Мышцы шеи у него уже достаточно окрепли.

Примерно в трехмесячном возрасте ребенок уже может контролировать я координировать движения своих рук, начинает вполне сознательно интересоваться игрушками: берет их сам, держит в руке, тянется к подвешенным погремушкам. Он может разжимать кулачки; может держать ручки перед собой, подолгу играть с ними, двигать пальцами, щупать, царапаться и скрести. При виде приближающегося предмета он дрожит от нетерпения, так ему хочется завладеть им; однако, если вложенная ему в руку погремушка падает, взять ее самостоятельно он не может, хотя уже умеет держаться за перекладину, к которой игрушки подвешены.

Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их ко рту. Ваш палец, соску или игрушку - без разницы... {Это действо доставляет ему удовольствие, но не следует этого допускать, поскольку со временем может развиться дурная привычка, которая повлечет за собой неправильное формирование зубов.) Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой. Лицо приобретает более осмысленное выражение.

Если раньше вашему ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития ребенок хочет большего объема движения. Пеленать его слишком туго не надо - пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется.

Но обязательно будьте начеку! Не оставляйте трехмесячного ребенка без присмотра. Он уже достаточно активный и способен самостоятельно перевернуться на живот. Бывали случаи, когда мама, оставив ребенка на кровати, выходила на минуту в соседнюю комнату или на кухню, а, возвратившись, обнаруживала ребенка как ни в чем не бывало улыбающегося на полу. Хорошо, если ребенок у ротозейки-мамы скатится на пол удачно. А если нет?..

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 3 месяцам:

1. Ребенок сам некоторое время удерживает головку: лежа на животе и опираясь на предплечья, или же в вертикальном положении.

2. Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

3. Активно двигает ручками и ножками, хотя порой может воспринимать собственную руку как некий посторонний предмет и с интересом обследовать ее; плещется

и дергает ножками в ванночке; не любит, когда его пеленают, и иногда противится этому,

4. Интересуется доступными предметами: разглядывает их, хватает, тянет к себе.

5. Узнает близких и знакомых. В ответ на разговор с ним взрослого проявляет радость улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).

6. Прислушивается к звукам, к незнакомым звукам - с настороженностью. Сам издает некоторые звуки - и получает от этого удовольствие.

Четвертый месяц. Ребенок уже умеет следить за движущимися предметами в течение 5-6 минут, хорошо улавливает направление голоса и поворачивает в ту сторону голову. Увидев грудь или бутылочку с молоком, следит за ними, а когда сосок (соска) приближается ко рту, сознательно раскрывает рот. Лежа на животе и опираясь локтями и предплечьем, приподнимает туловище, переворачивается со спины на бок и хорошо держит голову. Движения рук становятся координированными.

Вы уже заметили: как только ребенок сообразил, что руки слушаются его, он сначала очень удивился, а потом, начал все активнее применять руки по назначению, т. е. стал все хватать ими, ощупывать, тянуть к себе. Малыш уже постигает окружающий мир не только посредством органов зрения и слуха, но и на ощупь. А спустя некоторое время - и на вкус, он все предметы тянет в рот. Бесполезно ему в этом препятствовать - малыш находится по власти инстинкта. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать ребенку какой-нибудь предмет, содержащий на себе чересчур много микробов (в небольшом количестве микроорганизмы присутствуют всюду, кроме, конечно, предметов, подвергшихся специальной обработке).

В этот период ребенок уже узнает мать, начинает агукать. Когда у него хорошее настроение, он улыбается, а свое неудовольствие выражает плачем. Говорите с ним почаще, улыбайтесь ему, повторяйте различные слова. Младенец испытывает наслаждение от теплого знакомого голоса, от склоненного к нему улыбающегося лица и т. п. Все это ускоряет общее развитие ребенка.

Все время, пока ваш ребенок бодрствует, ему полезно двигаться. Не препятствуйте движениям малыша, не пеленайте его туго, когда он не спит. Наоборот, положите его у окна на солнышке, разденьте. Пусть подрыгается в собственное удовольствие, а заодно и примет воздушные и световоздушные ванны. Всегда помните, что дети развиваются в движении.

Четырехмесячный ребенок, заметно подросший после роддома, все еще слишком слаб и требует осторожного обращения - всегда помните об этом. Когда берете ребенка на руки, держите его правильно, чтобы не повредить, не искривить позвоночник - он ведь еще такой нежный. Если вам надо подержать ребенка на руках, то пусть он лопатками и спиной лежит у вас на предплечье, а нижнюю часть тела придерживайте свободной рукой.

У вас уже есть опыт, и вы не трясетесь, когда держите малыша на руках. Не сковывайте ему движения. Малыш хочет шевелить ручками и ножками - пусть шевелит; хочет потянуться - пусть потягивается, у него от долгого лежания, возможно, затекли мышцы, и потянуться так приятно.

Ребенок в этот период становится очень любопытным. Ему уже не лежится спокойно на месте. Он поворачивает голову туда-сюда, рассматривает предметы, старается дотянуться до них. Иногда даже пробует сесть. Это, конечно, повод порадоваться родителям. Но не- спешите ребенка садить. Если ребенок еще не сел сам, значит, он не готов сидеть (недостаточно окреп позвоночник, недостаточно сильны мышцы спины). Природа подготовит организм ребенка, и он сядет сам.

Впрочем, иногда вы можете как бы помогать малышу присаживаться. Это будет своеобразная игра, укрепляющая мышцы спины ребенка. Вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть. Позвольте ему сесть на секунду и опять положите. Время от времени возвращайтесь к этой игре.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 4 месяцам:

1. Лежа на животе, ребенок поворачивается на бок, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище.

2. Когда его берут на руки, хорошо держит головку.

3. Когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть. . .

4. Во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы.

5. Во время кормления придерживает руками бутылочку.

6. Очень интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку; определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему.

9. По звуку отыскивает предмет, поворачивая голову к источнику звука. Если в соседней комнате начинает играть музыка, замирает и с любопытством вслушивается.

Пятый месяц. Движения ребенка становятся все более координированными, эмоции разнообразнее, выразительнее. Лежа на спине и опираясь руками, ребенок хорошо поднимает головку и верхнюю часть туловища, переворачиваясь со спины на живот, делает мост. Он хватает различные предметы, находящиеся в пределах досягаемости подолгу удерживает их в руках, тянет в рот, играет ими, сосет, следит за движущимися предметами. Владение руками позволяет ему познакомиться со своим телом. Он узнает мать, реагирует, увидев незнакомого человека, когда с ним разговаривают, смеется. Неудовольствие выражает плачем. Долго агукает.

В основе успешного развития ребенка в этом возрасте лежат- имитация и повторение; он упражняется, учится, осознает. Периоды бодрствования становятся продолжительнее и чаще. Продолжайте стимулировать развитие малыша всеми возможными способами, чаще и больше с ним говорите, пойте песенки и т. д. Но не переусердствуйте: ребенок может перевозбудиться, устать, что в крайних случаях приводит к нервному расстройству.

В этот период проявляются первые желания ребенка. Он уже осознает свою власть над предметами и людьми, начинает учиться приспосабливать средство для достижения цели, т. е. действовать определенным образом с целью вызвать определенную реакцию.

С течением времени ребенок начинает все больше ценить радость взаимопонимания и самостоятельных открытий. Взаимное обучение его забавляет, каждый новый день расширяет его горизонты, возможности и способность к действию. И в то же время, наряду с удовлетворением потребностей и желаний, перед ним открывается бесконечный мир чувств. Ведь он окружен людьми, которые обычно заняты только заботой о нем. Такое постоянное выполнение его просьб, взаимное общение рождают эмоциональные связи, привязанность и любовь. Каждое свое действие, будь то купание, пеленание или кормление, сопровождайте ласковыми словами, называйте предметы, которыми приходится пользоваться, улыбайтесь малышу.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 5 месяцам:

1. Ребенок различает тон, с которым к нему обращаются.

2. Отличает близких от чужих людей (по-разному реагирует) .

3. Подолгу певуче гулит.

4. Хорошо берет погремушку, которую держат у него над грудью.

5. Долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук.

6. Переворачивается со спины на живот.

7. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Шестой месяц. Ребенок начинает постигать особенности каждого из окружающих его людей, узнает их голоса, запахи, усваивает их имена, тянет к ним руки, улыбается. Но, улыбаясь знакомым лицам, при виде чужих нередко проявляет беспокойство: смотрит на них с недоверием, плачет. Тревога, страх перед исчезновением тех, кто его окружал и утешал, являются необходимыми элементами формирования у ребенка сознания своей личности; он делает маленький шаг вперед на пути к самостоятельности.

Малыш активно реагирует на знакомые звуки, поворачивает на них голову. Увидев среди чужих людей своих, выделяет их, проявляя радость, удовольствие. Язык (назовем его так, хоть он и находится на самой нижней ступеньке развития) тоже прогрессирует, правда, едва заметно: ребенок начинает произносить некоторые слоги. С этого времени начинается новый этап в его развитии - так называемый период подражания.

Конечно, ребенок еще слишком мал, чтобы вести себя так, как ведет взрослый. Внешне ребенок может даже никоим образом не реагировать (в смысле подражания) на то ваше поведение, что он наблюдает. Но в сознании его, в памяти, будто на матрице, запечатлеваются слова и целые выражения, сказанные нами, стиль нашего поведения, проявления чувств. Малыш еще не понимает, что в нем запечатлевается, но со временем он обязательно разберется. Поэтому более пристально, чем прежде, следите за собой; особенно обратите внимание на проявления отрицательных эмоций. Естественно, эти эмоции вы проявляете не по отношению к ребенку, но он - невольный свидетель. Не удивляйтесь, если когда-нибудь он выдаст вам то, что записал теперь,

В возрасте 6 месяцев ребенок начинает потихоньку садиться, а поддерживаемый под мышки стоит прямо, не сгибая ног. Но он не способен еще сидеть уверенно и долго, и тем более - стоять. Мышцы спины у него только развиваются. Вам хочется, чтобы ваш малыш уже сидел, вам вообще хочется, чтобы он побыстрее вырос. И вы сажаете ребенка в подушки. Не делайте этого Ребенок будет сам сидеть тогда, когда его организм подготовится, когда окрепнут мышцы. Форсирование этого процесса может привести к искривлению позвоночника.

Вы замечаете, что ребенок тянется ручками, хочет посидеть. Вы можете предложить ему пальцы, пусть он схватится за них; помогите ему присесть на минуту, но не больше. Эта игра должна укреплять мышцы ребенка, а не утомлять его.

На 6-м месяце большинство детей уже в состоянии достаточно уверенно удерживать голову. Но все равно некоторое время вы можете еще помогать ему делать это. Когда вы берете ребенка на руки, не держите его глубоко под мышками - в этом случае вы пережимаете малышу кровеносные сосуды и нервы. И тем самым доставляете ребенку неприятные ощущения.

Ребенок вполне сознательно может натянуть на глаза косынку и накрыть голову пеленкой. Обеими руками довольно долго может держать предметы, играет с ними, как с погремушкой. Все, что попадает под руку, хватает и тянет в рот, если попытаться отобрать, не отдает.

В часы досуга молодые родители не прочь побаловаться со своим малышом. Ребенку ведь игры тоже доставляют огромное удовольствие. Во время таких игр будьте аккуратнее. Не поднимайте ребенка за руки. Мышцы и связки у него еще слабые и могут не выдержать нагрузки, что приведет к вывиху плечевых суставов.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 6 месяцам:

1. Начинает лепетать - произносит отдельные слоги.

2. Хорошо берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается.

3. Переворачивается с живота на спину.

4. Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая.

5. Хорошо ест с ложки.

Седьмой месяц. Малыш становится все активнее и крепче. Без особого труда он садится и может сидеть без поддержки лежа на животике, переворачивается на спину и пытается передвигаться на четвереньках. Если его взять за руки, он встает, поддерживаемый под мышками, пытается ходить. Взяв в руку погремушку, размахивает ею, гремит. Поднимает упавшую игрушку. Бурно выражает свои эмоции - радуется, улыбается, увидев маму.

В этом месяце закладываются основы будущих слов. От обычных вокализмов ребенок переходит к слогам; ба, ма, па и др., т. е. кроме гласных, ow уже освоил и некоторые согласные. Понаблюдайте за ним: он произнесет отдельный слог и замрет - прислушивается. Малыш, в свою очередь, внимательно наблюдает за вами - как вы говорите? Он следит за вашими губами. Стремитесь к тому, чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы с ним разговариваете.

Те звуки, что он произносит, пока не несут никакой смысловой нагрузки. Это только проба голоса, проба речевого аппарата. Учиться говорить, запоминать новые слова он будет долго и пока что находится только в начале этого пути. Сложить определенным образом губы, прижать к десне язык и произнести некий звук - так любопытно. Это для ребенка занимательная игра. Поучаствуйте в этой игре, задайте ей тон.

Разговаривая с ребенком, показывайте ему на предметы, которые называете. В будущем это знание поможет ребенку быстрее заговорить. Но и не забывайте о чувстве меры. Не слишком утомляйте малыша. Пределы его возможностей еще совсем невелики. Занимаясь с таким маленьким ребенком слишком активно, пытаясь в угоду собственному честолюбию сделать его вундеркиндом, можно только навредить.

Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к предмету разговора, не усердствуйте. Ребенок просто устал - наполнился впечатлениями под завязку. Ему нужно какое-то время переварить эти впечатления.

Вы наверняка читали много литературы о маленьких детях, у вас есть знакомые с такими же маленькими детьми, или ваши знакомые уже вырастили своих детей и теперь авторитетно вам заявляют, что ваш ребенок в 6-месячном возрасте должен уметь то-то и то-то. А вы вроде заметили, что ваш малыш этого еще не умеет. Не огорчайтесь, все придет. Присмотритесь к своему ребенку внимательнее, возможно, он умеет то, чего eще не умеют другие. Всякий ребенок уже с рождения - индивидуальность.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 7 месяцам:

1. Ребенок может самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут.

2. Свободно поворачивается со спины на бок и обратно.

3. Крепко хватает рукой интересующие его предметы. Стучит, размахивая погремушкой.

4. Уверенно и с интересом произносит разные звуки. Подолгу лепечет.

5. Легко узнает знакомые лица.

6. С удовольствием идет на контакт.

7. На вопросы Где часы?, Где мишка? находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте.

8. Хорошо ползает.

Восьмой месяц. Ребенок сам легко садится и ложится, уверенно сидит, цепляясь руками за прутья решетки или сетку детской кроватки. Поднимается, если его держат под мышки, хорошо шагает.

На 8-м месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четвереньки. Если вы заметили, что ваш малыш начал ползать в кроватке, пора уже подумать о создании условий для ползания. Приобретите манежик или отгородите уголок для упражнений ребенка. Не позволяйте ему ползать в кроватке. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием.

Отгородите угол, в котором ребенку (если он того желает) можно ползать, сколько угодно. Удалите из этого угла все предметы с острыми травмоопасными краями. Постелите на пол мягкое покрывало. Но если, несмотря на все предосторожности, вы все равно время от времени будете обнаруживать царапины на руках и коленках ребенка, шишки у него на лбу, слишком сильно по этому поводу не переживайте. Маленькие травмы малышу просто необходимы - так формируется первый жизненный опыт.

На данном этапе прогресс развития ребенка действительно производит впечатление. Подросший малыш, хватающий и исследующий, по несколько часов в день занят играми и, сидя в кроватке или на маленьком стульчике, с интересом следит за движениями окружающих, внимательный ко всему, что происходит вокруг. Он хорошо узнает своих, улыбается им, тянет руки. Увидев свое отражение в зеркале, проявляет интерес, рассматривает себя и старается достать руками.

Движения рук ребенка хорошо координированы, он достаточно умело ими пользуется и берет разные предметы. Во время кормления сам придерживает кусочек

хлеба или бутылочку, а если соска выпадает изо рта, отыскивает ее и тянет назад в рот. Крепко держит игрушки, стучит одной о другую, о края кроватки. Ясно и громко повторяет слоги: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба и др.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 8 месяцам:

1. Громко и повторно произносит различные слоги.

2. По просьбе взрослого выполняет разученные движения, например: ладушки, до свидания и т. д.

3. Долго занимается игрушками: рассматривает их, стучит игрушкой об игрушку и т. д.

4. Сам садится и ложится.

5. Придерживаясь руками за барьер, сам встает и стоит.

6. Переступает вдоль барьера.

7. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.

8. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Девятый месяц. Ребенок уже многое умеет. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, самостоятельно садится, а сидя - ложится, ухватившись за край кроватки; может вставать, поэтому вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, малыш еще не в силах стоять без поддержки, но, схватившись за стенку кроватки или манежика, уже вполне способен подняться сам. Когда его держат за обе руки, он может хорошо идти, при этом имеет тенденцию подаваться вперед всем туловищем. Однако форсировать этот процесс не следует. Это опасно тем, что ножки ребенка могут искривиться; косточки у него мягкие, гибкие и еще не способны удерживать повышенной нагрузки. Также не следует заставлять ребенка и ползать. Быть может, вам кажется, что ваш малыш двигается меньше других детей? Возможно, это пока так и есть. Подождите немного; природа возьмет свое, и он быстро наверстает то, что упустил.

Сделав в этом возрасте несколько шагов, ребенок опять опускается. Чтобы достать желаемый предмет, он находит свой способ передвижения: на четвереньках, на коленях, ползком на животе, полусидя, боком, как краб... Так ему передвигаться пока что гораздо удобнее, нежели ходить. Сидит он уверенно и долго, без чьей-либо помощи.

Ребенок 9 месяцев подолгу играет с игрушками. Увидев новую игрушку, он тут же ее хватает, рассматривает. Спрятанную под пеленкой игрушку ищет и, отыскав, берет. Ему нравится играть с зеркалом, рассматривать его с другой стороны, он улыбается своему отражению. Мелкие предметы ему давать опасно, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Он уже узнает всех близких, радуется, увидев их. Не любит оставаться один, протест выражает плачем.

Многие 9-месячные дети уже привыкают мочиться и испражняться в горшок. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного а-а. Это самое а-а очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое а-а в случае надобности. Но не позволяйте ему сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 9 месяцам:

1. Ребенок подражает слышимым слогам, которые имеются в его лепете.

2. На вопрос: Где мишка? находит взором предмет независимо от его местонахождения.

3. Знает свое имя - поворачивается на зов.

4. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого и т. д.

5. Ходит, слегка придерживаясь руками за предметы.

6. Хорошо пьет из чашки, сам придерживает ее.

Десятый месяц. На 10-м месяце ребенок уже не толькосамостоятельно сидит, но и активно ползает. Его успехи

в этом способе передвижения не раз вызовут у вас улыбку. Но ему уже мало только ползания. Он развивается дальше. Теперь, следуя инстинкту, ребенок стремится забираться на скамеечки, табуретки, стулья, и это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка, чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Малышу надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Детский организм растет в движении.

К 10 месяцам ребенок уже пытается стоять, не опираясь, ходит вокруг стула или поддерживаемый за руки. Кости у него окрепли, и можно смело учить ребенка ходить. Первые падения его несколько озадачивают.

Он любит играть игрушками, раскладывать их, кладет мелкие предметы к более крупным, может взять мелкие игрушки, следит глазами за падающим предметом.

В большинстве случаев 10-месячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, состоящие из двух слогов, например: ма-ма, баба, ау-ау и др. Ему очень нравится их повторять. Всячески поддерживайте его стремление говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ему предметы. Старайтесь отчетливо произносить слова. Не смейтесь над теми звуками, что он произносит, ведь в этом возрасте ребенок уже начинает понимать речь взрослых. И ни под каким предлогом не желает быть один, старается различными звуками обратить на себя внимание.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 10 месяцам:

1. Ухватившись за прутья кроватки или за стенку манежика, ребенок встает на ножки и стоит довольно долго.

2. Держась за прогулочную коляску, толкает ее вперед и идет за ней.

3. Делает несколько шагов без поддержки.

4. Знает назначение чашки, умеет держать ее за ручку и даже пить из нее.

5. Повторяет за взрослым разнообразные звуки и слоги.

6. По просьбе взрослого находит и дает названную игрушку.

7. Принимает участие в играх Догоню-догоню, Сорока-воровка и др.

8. Действия с предметами (вынимание-вкладывание, открывание-закрывание и др.) приобретают устойчивый характер.

Одиннадцатый месяц. Ребенок может самостоятельно стоять и подниматься, не опираясь. Он хорошо ходит со стулом, может пройти, держась одной рукой. Особенно удобен для детей, начинающих ходить, стульчик на четырех ножках на колесиках. С ним они быстро учатся ходить.

Ребенок в этом возрасте любит подражать взрослым, закрывает и открывает двери, берет ложку в руки и пытается есть, двумя пальцами может взять очень мелкие предметы. С огромным удовольствием бросает игрушки на пол. Хватая предметы, держит их еще не очень уверенно, так как не может пока правильно оценить их величину, но пальцы его стали уже настолько ловкими, что он в состоянии брать мельчайшие предметы, вплоть до хлебных крошек. Совершенствуются его разговорные навыки. Ребенок выговаривает и понимает слова мама, па-па и др.

Так как в этот период малыш многое понимает, очень наблюдателен, все замечает и старается подражать окружающим, постарайтесь следить за своими словами и поступками, чтобы не надо было потом сетовать: Откуда он этому научился?

Основные показатели психомоторного развития ребенка к И месяцам:

1. Ребенок самостоятельно стоит.

2. Овладевает новыми действиями с предметами: кладет один предмет на другой, снимает кольца со стержня и надевает их на него.

3. По предложению взрослого выполняет разнообразные разученные действия с предметами (качает куклу, находит у нее глаза, нос).

4. Употребляет (уже сознательно) простые слова - мама, папа, ба-ба, ав-ав, дай и т. д.

Двенадцатый месяц: В годовалом возрасте большинство детей начинает ходить, а иные даже очень преуспевают в этом занятии и способны бегать. Сначала ребенок держится за вашу руку и делает несколько шагов, а потом вы убираете руку, и малыш продолжает идти - иногда со страхом и одновременно с радостью в глазах. Он очень хочет быть похожим на вас

Обратите внимание на окружающую обстановку: упражнения ребенка в ходьбе не должны сопровождаться травмами, иначе ребенок из боязни боли не захочет повторять свои опыты снова и будет по привычке уверенно передвигаться на четвереньках. Вокруг вас и ребенка должно быть достаточно свободного пространства; исключается близость мебели с острыми углами; на полу не нужны коврики и дорожки, о складки которых ребенок может споткнуться; вообще на полу не должны лежать какие бы то ни было предметы - чтобы ребенок не спотыкался о них.

Не стремитесь ускорить процесс обучения ходьбе. Не забывайте, что ребенок быстро утомляется. К тому же ножки его должны постепенно окрепнуть - привыкнуть нести на себе вес туловища. Слишком долгая ходьба может привести к некоторому их искривлению. Вообще здесь существует прямая связь: ребенок тогда начинает уверенно ходить, когда становится совершенно готов к этому.

В этом возрасте ребенок любит играть кубиками, укладывая их один на другой; надевать колесики на стержень и т. п. Он произносит около 10-12 понятных слов, а также лепечет только ему понятные слова. Знает и показывает части своего тела: глаза, уши, руки, ноги и т. д. Охотно выполняет требования взрослых: относит и приносит обувь, закрывает и открывает дверь и пр. Показывает пальцем, где мама, папа, братик или сестричка.

Как вы уже заметили, ваш ребенок стал очень подвижен. В подвижности его и в новых возможностях скрыта опасность травмы. С учетом того, что малыш научился делать, осмотрите критически обстановку в своей квартире

(доме) и не оставляйте ребенка ни на минуту без вашего бдительного контроля.

Основные показатели психомоторного развития ребенка к 12 месяцам:

1. Ребенок свободно встает на ноги.

2. Ходит без помощи взрослых.

3. С помощью взрослых (когда его держат за руку) - бегает.

4. Подражая взрослому, повторяет некоторые простые действия и забавляется этим.

5. Без посторонней помощи пьет из чашки.

6. Произносит отдельные простые слова.

7. Понимает, что требуют от него взрослые.

3. Называет членов семьи по имени, порой, правда, сильно коверкая эти имена.

9. Просится на горшок.

Примите к сведению. Безусловно, не все дети начинают сидеть, ходить, говорить в строго определенные сроки, как и не у всех первый зуб появляется в одном и том же месте. Приведенные нами данные дают представление о развитии так называемого среднестатистического ребенка. Однако для оценки развития любого малыша, в том числе и вашего, все-таки необходимо иметь какие-то точки отсчета, поскольку это дает основу для сопоставлений и знание того, что выход за определенные границы означает отклонение от нормы. Например, если 10-месячный ребенок все еще не умеет сидеть, нужно обратиться за консультацией к врачу, который, возможно, выявит в ребенке признаки рахита.

И вот еще что. К сожалению, не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети, делают первые шаги несколько позже. Учитывайте это.

Вверх