Ребенок в 2 5 года жадничает. Что делать, если ребенок жадничает? Как отучить ребенка от жадности

Здравствуйте, мои дорогие читатели и гости блога! Чувство собственности или жадность часто осуждается у людей, однако, на самом деле, все люди стараются оберегать свою собственность, а также, при возможности, приумножать то, что имеют. В отличии от взрослых, дети открыто показывают свои эмоции и чувства, поэтому охраняя свое личное имущество, не делясь игрушками с другими детками, малышей зачастую нарекают жадными, и родители начинают паниковать. Как же правильно поступать в подобной ситуации. Прежде всего мамам и папам необходимо понять, что до понятия щедрости, до самостоятельного желания делиться ребенок должен дорасти. Даже у малыша должен быть выбор – дать поиграть любимой машинкой в песочнице или нет.

Что делать с детской жадностью до 3-х лет?

Понятие «жадности» в возрасте от 1 до 2,5 лет отсутствует как таковое, ведь ребенок только ближе к трем годам начинает более осознанно контактировать с другими детьми, играть вместе с ними в ролевые игры. Родителям детей младше трех лет необходимо следовать довольно простым рекомендациям:


Жадность у детей после 3-х лет

Детям в возрасте 3-5 лет гораздо проще объяснить почему стоит иногда делиться собственностью. Как правило, в этом возрасте детки с удовольствием играют в ролевые игры, при этом делятся своими игрушками, чтобы было интереснее. В этом возрасте правильно будет объяснить, что, например, шоколадку на десерт хотят съесть все члены семьи, покажите, как поровну разделить ее на всех, таким образом, родители на личном примере показывают, что значит быть щедрым человеком.

Чаще всего уже в этом возрасте у деток прослеживается тенденция делиться своим игрушечным имуществом, сладостями и украшениями только с близкими друзьями или членами семьи, на самом деле это говорит о том, что ваш ребенок абсолютно верно развивается. Ведь взрослый человек не дает прокатиться на своей машине малознакомому человеку, а родственнику или другу, такое позволительно, так и ребенок выборочно разрешает пользоваться своими вещами тем людям, которые ему на самом деле дороги. Значит не надо настаивать на том, чтобы детка в обязательном порядке показал свою «щедрость» перед малознакомым ребенком на площадке.


В случае, если ребенок растет в благополучной семье, у него нет каких-либо внутренних психологических проблем, в возрасте 6 лет и старше он прекрасно понимает, что значит понятие делиться, осознанно делает выбор, когда он хочет что-то дать другому ребенку или взрослому, а когда делать этого не желает. Однако, если ребенок старше 6 лет чаще всего жадничает и на это обращают внимание воспитатели, учителя, близкие люди, родителям стоит забить тревогу и попробовать разобраться в причинах такого поведения. На самом деле причин жадности у детей старше 6 лет может быть много, но стоит рассмотреть наиболее распространенные:

Нехватка родительского внимания. Если родители ребенка чрезмерно заняты работой, откупаются и заменяют собственную любовь к детке игрушками, гаджетами и вкусностями, то неудивительно, что у ребенка возникает психологическая травма. Малыш не хочет растерять хотя бы свое имущество. Поэтому он тяжело расстается с игрушками, ведь плюшевые друзья заменяют ему в каком-то смысле родителей. В данном случае, рецепт лечения жадности прост и, наверное, одновременно сложен – родителям надо пересмотреть свое отношение к ребенку, понять, что для сына или дочки гораздо важнее совместная прогулка в парке, поход в кино, да, и просто приготовление ужина, чем сотая кукла или машинка. Когда детка почувствует, что он в семье действительно нужен и важен, тогда для него станет гораздо ценнее общение с людьми, а не обладание сотней безликих игрушек.

Детская ревность . Часто жадность возникает у детей в семьях с несколькими детьми. Как правило, при правильном выстраивании отношений между братьями и сестрами небольшая ревность временами не перерастает в откровенную вражду и неприязнь друг к другу. Чаще всего старшие дети в семье больше страдают приступами жадности, когда младшие братья и сестры, подрастая начинают посягать на их имущество. В данном случае не надо настаивать, чтобы старший ребенок во чтобы то ни стало поделился своими игрушками и отдал их в пользование младшему члену семьи. Всегда с уважением относитесь к чувствам и желанием всех детей в равной степени, при гармоничном воспитании, дружеской атмосфере тема ревности и жадности будет возникать у вас крайне редко.

Вседозволенность. Часто дети, которым всегда и везде все можно, становятся настоящими тиранами для своей семьи, такие малыши считают, что они центр вселенной, а все прочие люди должны крутиться вокруг, исполняя любые прихоти. Такие дети часто жадничают, полагая, что их игрушки не должен никто трогать, делиться вкусненьким они тоже не считают нужным. В случае, когда причиной жадности является вседозволенность – стоит строго пересмотреть воспитание ребенка и ввести определенные ограничения и правила. Если родители говорят, что до обеда нельзя кушать конфет, значит так и должно быть, никакие крики и слезы не должны повлиять на смену решения. Обозначение границ поведения ребенка, мера во всем позволит выстроить нормальные здоровые отношения с деткой, излечив его от приступов жадности.

Стеснительность. Некоторые дети бывают стеснительными и робкими, попав в необычную для них обстановку, например, начав посещать садик или новый кружок, такие ребята не хотят делиться игрушкой, потому что она для них является своеобразным спасением, источником уверенности в себе. Со стороны может показаться, что ребенок жадничает, но на самом деле это не так, немного уверенности в себе, предварительная беседа с малышом о том, куда предстоит пойти и вполне возможно, что детка захочет поиграть своей игрушкой вместе с другими детьми.


Чтобы ребенок в семье не рос жадиной, родителям необходимо придерживаться простых правил:

  • уважать мнение ребенка, хочет он делиться своим имуществом или нет – это должен быть выбор самого малыша, родители не должны критиковать и ругать детку
  • уделять ребенку достаточно внимания, больше проводить времени вместе
  • взрослым важно на собственном примере показывать, что значит быть щедрым человеком
  • ему будет не лишним посмотреть мультфильмы и послушать сказки о жадных и щедрых героях
  • обсуждать прошедший день вместе с ребенком, проговаривайте хорошие и плохие поступки, проявления жадности и щедрости, важно делать это в ненавязчивой форме, спрашивать мнение на этот счет

В случае, если вы видите проявления сильной жадности у ребенка старше 7 лет, при этом сами не можете понять причин такого поведения, желательно обратиться за помощью к детскому психологу, чтобы скорректировать это поведение и помочь детке побороть данную проблему.

Также советую прочесть очень интересную и познавательную статью, о . Надеюсь статья принесла вам пользу. Делитесь ею со своими друзьями и оставляйте комментарии. До новых встреч!

"Жадина-говядина, соленый огурец, по полу валяется - никто его не ест". Вы вряд ли испытаете прилив положительных эмоций, если узнаете однажды, что этот стишок дети рассказывают в адрес вашего ребенка. Будет особенно обидно, если жадность не пролетит мимо дочки или сына в виде возрастного явления, а станет одной из черт характера будущего взрослого человека.

Почему дети жадничают, как на это реагировать и как предотвратить ссоры из-за жадности?

Жадность - это естественно

Дети в возрасте двух-трех лет довольно часто выказывают болезненную реакцию на то, что кто-то берет их любимые игрушки. Малыш начинает громко протестовать против экспроприации, плачет или убегает с места событий, чтобы спрятаться. Родители настораживаются: «похоже, наш ребенок и вправду растет жадиной». Но не все так плохо, как может показаться.

Дети в возрасте около трех лет переживают своеобразный кризис сознания и становятся настоящими эгоцентриками - это нормальный этап детского развития. Для ребенка существует, в первую очередь, только он сам, а свои игрушки он считает продолжением себя.

В такой ситуации очень важно не ругать ребенка и не пытаться разбудить его совесть, называя его жадиной. Так вы просто вызовете ненужное и немотивированное чувство вины, которое тяжелым грузом ляжет на неокрепшие плечи малыша. Ребенку в этот момент очень трудно понять, почему это он вдруг стал плохим - ведь он отстаивает в первую очередь собственную безопасность. И того ребенка, который потянулся за игрушкой вашего малыша, ругать не стоит - у него также до предела обострено чувство эгоизма и он считает, что вправе обладать любой, понравившейся вещью.

Как справиться с проявлением жадности?

Лучший способ - переключить внимание ребенка. Начните с ними новую игру, или покажите им что-нибудь интересное. Если малыши будут действовать совместно в общих интересах, то они быстро забудут обиды - вполне возможно, что уже через пять минут он спокойно отреагирует на то, что кто-то берет его игрушки, а, может быть вообще поделится сам. Не забывайте хвалить ребенка за самостоятельные проявления щедрости, обязательно скажите, какой он молодец, и как вы рады его поведению. Будет идеально, если подкреплением ваших слов станет сказка или история на тему того, как хорошо делиться и как плохо жадничать.

К сожалению, избежать конфликта удается не всегда, и вот уже два карапуза разошлись по разным углам: один кричит благим матом, второй пустил нюни... Самый верный способ разрядить ситуацию - заявить, мол «нам уже давно пора домой» и отправиться вместе с ребенком восвояси, главное - подальше от источника раздражения. Говорить об этом нужно спокойным тоном, не проявляя лишних эмоций.

Не вынуждайте ребенка жадничать

Впишите в семейные правила воспитания пометку: слишком яркие, слишком дорогие, слишком соблазнительные для других детей игрушек - на прогулку не брать!

Одно замечание относительно дорогих игрушек: их поломка или пропажа может огорчить не только ребенка, но и вас. Соответственно за такими игрушками вы будете наблюдать не менее бдительно, чем ваш ребенок, и он может неправильно понять ваше поведение - расстаться с ними, пусть даже на время, будет труднее вдвойне.

Не стоит забывать и о том, что жадность у ребенка может быть прямым следствием устоев, ценностей и форм поведения семьи, в которой он воспитывается. Случается и так, что жадность как черта характера может появиться в результате эгоцентричного типа воспитания, когда ребенок - семейный кумир, смысл жизни каждого из домочадцев. Чаще всего это происходит в семьях, где единственный ребенок, появления которого долго ждали. Ребенок окутан ежедневной гиперзаботой, с него сдувают пылинки, его холят и лелеют. В этом случае родители неосознанно могут привить малышу жадность, которая в более зрелом возрасте может стать неотъемлемой частью личности уже взрослого человека.

Безусловно, все вышесказанное не значит, что малыш должен попустительски относиться к личным вещам, в том числе к игрушкам - это тоже ненормально и в конечном счете помешает развитию ответственности.

Тест на определение жадности

Есть очень простой тест, который поможет определить степень жадности вашего ребенка.

Расскажите ребенку такую историю:

Жил-был маленький мальчик. У него была мама. Однажды мальчик построил очень красивый домик из песка, в котором можно жить и играть. Мальчику очень нравился домик. И его маме домик тоже очень-очень нравился, поэтому она попросила подарить ей домик. А теперь задайте ребенку вопрос: «Как ты думаешь, подарит мальчик домик своей маме или оставит его себе?»

Ответ будет примерно такой: «Поиграет и подарит» или «Будет жить вместе с мамой» или «Подарит, но попросит, чтобы мама всегда давала его мальчику, если тот попросит». Это нормальные, правильные ответы.

Но ребенок может сказать и такое, что должно насторожить родителей. «Мальчик ни с кем не поделится и оставит домик себе», «Мальчик поиграет с домиком, а потом сломает его».

В таком случае нельзя делать поспешных выводов, нужно задуматься и разобраться в причинах таких ответов. Возможно, это действительно проявление жадности, а может быть... у вашего ребенка просто мало игрушек.

Важно отметить, что этот тест предназначен для детей двух-трех лет. В крайнем случае его можно предложить четырехлетнему ребенку. Дети старшего возраста, скорее всего, не дадут прямых ответов. Вполне возможно, что они предложат бартер - домик, в обмен на какую-то вещь, о которой они давно мечтают. Но к возрастной детской жадности это уже не имеет отношения.

В заключение скажем, что жадность - это ни в коем случае не природное, а исключительно социальное явление. Она - результат неправильного воспитания и неправильного поведения взрослых. Поэтому жадность если она случайно или умышленно не была закреплена, как и другие возрастные временные проявления, закономерно исчезнет.

«Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке.

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде?

Кто мелом, резинкой – любою безделицей

В классе ни с кем ни за что не поделится.

Имя тому подходящее дадено.

Даже не имя, а прозвище – ЖАДИНА!

Жадину я ни о чём не прошу,

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего.

Даже приятелем не назовёшь его.

Поэтому - честно ребята скажу

С жадным я никогда не дружу!»

Ничего, а вернее, никого не напоминает? Спорим, вы стали замечать в своем ненаглядном чаде настораживающие признаки настоящего жадины. И каждый день возникает множество ситуаций, когда вы, видя реакцию своего ребенка, усомняетесь в своем педагогическом подходе, сетуете на излишнюю вседозволенность со стороны бабушек/дедушек, влияние старших братьев/сестер, да на что угодно. Но вопрос один: как такое могло произойти? Почему раньше милый и щедрый малыш вдруг стал яростно отбирать игрушки, напоминая всем, кому они принадлежат кулаками и криком?

Знаете, стих про жадину для детей я вставила не случайно – он отлично описывает типичного малыша, который не привык или не хочет делиться со всеми. Впрочем, этот образ примеряют на своих ненаглядных карапузов 99 % всех мамочек рано или поздно. Так что такое детская жадность: порок или естественный этап взросления? Почему в какой-то момент поведение малыша резко стремится в тартарары, перечеркивая все ваши усилия и воспитательные меры? А может это результат, к которому привела какая-то ситуация? Давайте разберемся вместе.

Случаи из жизни

Могу поклясться, что вы не раз бывали в ситуациях подобного рода ну или, по крайней мере, вам довелось быть невольным свидетелем происходящего.

Допустим, вы пришли со своим почти двухгодовалым карапузом играть в песочницу. Там есть и другие дети – сверстники или немногим старше. Игравший рядом с вами ребенок питает нездоровый интерес к машинке вашего малыша. Увидев, что вот-вот свершится посягательство на личное имущество, ваш ребенок забирает машинку и на просьбы отдать восклицает обиженное: «Мое!».

Или наоборот: ваш ребенок прячет свои игрушки в сторону, желая играть лишь с машинками и формочками других ребят во дворе (наверняка сверстники также будут против!).

Что же в таких случаях делаем мы с вами? Конечно, далеко не все из нас знают тонкости детской психологии, не имеют диплома по педагогике и вряд ли даже читали книги для родителей на соответствующую тематику, но на интуитивном уровне мы пытаемся решить конфликт и объяснить ребенку, что жадность – это плохо. А именно: мы пытаемся УГОВОРИТЬ, ПРИКАЗАТЬ, РЕШИТЬ КОНФЛИКТ СИЛОЙ. И, к сожалению, это самые нерезультативные и неверные методы решения проблемы.

Детям лет до 5 приводить доводы, в большинстве случаев, бесполезно, они просто не понимают уговоров в силу своего возраста. Родительский авторитет, безусловно, может повлиять на ситуацию. Ребенок поделится игрушкой после строгого: «Поделись, я тебе сказала!» (согласитесь, даже звучит отвратительно…), но сделает это с явной неохотой и нежеланием. Отобрать игрушку тоже можно, но чему мы научим своего малыша? Мама сильнее - я слабее, значит силой можно добиваться своего. Позже он поймет, что можно отнимать игрушки у младших детишек, потом поймет, что старшеклассники бьют первоклашек и отбирают что-то по этой же причине, а потом решит, что грабитель действует по этому же принципу. Так почему бы не делать точно так же, как делает мама? Сами того не осознавая, мы взращиваем в своих детях плохие качества, думая, что искореняем их.

Разбор полетов: что такое жадность

Жадность, как качество, не присуще нам при рождении, получается, в нас его взрастили, а мы, в свою очередь, делаем это с нашими детьми. В подавляющем большинстве случаев ответить на столь частый вопрос: «почему ребенок жадничает?» логично одним простым словом – «возраст».

Жадина в 2 года

Вступая в новый этап своей жизни, годовалый малыш потихоньку превращается из маленького беспомощного грудничка в непоседу, для которого открыт целый мир, такой интересный, а ему море по колено! Уже к двум годам ребенок начинает понимать свое самоощущение, место в мире, свою зону комфорта, чужое и свое. Он верит, что его игрушки – это продолжение его самого, словно рука и нога (например, любимый зайчик, с которым ну никак не расстаться даже на секундочку), его собственность, с которой трудно делиться.

Для нас, взрослых, можно провести аналогию с личным имуществом, например, мобильным телефоном, авто, ноутбуком. Вы готовы предоставить в пользование свой автомобиль незнакомому человеку, с которым вы только что познакомились в баре?

Вот, пожалуйста, отличный пример возрастного периода жадности: двухлетняя девочка не хочет делиться чем-либо, постоянно повторяя «Мое!». И знаете, стоит уважать ее решение, ведь это действительно ее, ее собственное, тогда почему она должна делиться, если не хочет? Вы бы стали?

Интересно, что со временем, через полгода, а может лишь к годам 4-5 из таких вот «жадин-говядин» вырастают щедрые и добрые дети, не наделенные чувством эгоизма. Да, это возрастное, переломный этап развития вашего ребенка, эгоизм в детстве, жадность являются важным этапом. Можно сказать, что это качество на инстинктивном уровне: разве мы бы выжили, если бы доверяли и делились с первым встречным?

Но если 5-6-летний рубеж уже позади, а как был, так и остался ребенок жадина - что делать в таком случае? Говорить о временном возрастном явлении тут вряд ли целесообразно, ведь это неправда. У ребенка выработалась явная черта характера, которая кем была подпитана и выращена?

Думаю, догадались. Но бить тревогу не спешим, ведь есть масса других причин. Жадность в младшем школьном возрасте может быть следствием такого распространенного явления как недостаточное внимание со стороны взрослых, ревность к другим братьям и сестрам. Подумайте сами: такое поведение вполне оправдано, если это действительно так. Как бы вы привлекали так недостающее внимание мамы и папы, если не капризами? Если младший братик забрал всю любовь мамы (по сугубо личному мнению ребенка), а теперь покушается и на ваши игрушки, то что бы вы сделали, если не попытались забрать последнее и дорогое сердцу?

В каком бы возрасте не проявляло свои эгоистические предпосылки ваше чадо, в первую очередь стоит обратить внимание на себя, даже если, по вашему мнению, вы безупречно следуете канонам педагогики.

Рассмотрим пример: за праздничным семейным столом вы режете на кусочки вкусный ягодный пирог. Все честно: каждому по кусочку, но вот незадача, вы не очень-то и любите ягодные пироги и отказываетесь от куска. Ребенок видит это и решает для себя, что вам не слишком и нужен этот кусок, значит и не нужен кусочек яблочка, игрушка и т.д.

Удивительным образом через какое-то время на вашу просьбу дать маме одну из долек апельсина, ваш ребенок отказывается делать это. Он решил, что с вами незачем делиться, вы все равно от этого откажетесь. В таких ситуациях крайне важно показать, что все члены семьи хотят кушать и с удовольствием полакомятся кусочком ягодного пирога, яблока, апельсина, да чего угодно. Не обязательно уминать съестное на глазах у малыша (особенно когда вы страдаете аллергией), но показать свою радость от процесса все же стоит.

Другая ситуация: столкнувшись с очередной неприятной ситуацией, когда маленький упрямец ну никак не хочет делиться, мы испытываем (почему-то) чувство стыда перед другими свидетелями сей сцены, и невольно начинаем стыдить самого виновника: «Какой ты жадина! Я не буду любить тебя таким жадным! Лисичка не принесет тебе подарок, если ты будешь так себя вести!», ну и в подобном ключе.

Знаете, это очень опасный прием. А опасен он тем, что мы взращиваем в своем ребенке эти так нами избегаемые ростки корысти и товарно-рыночные отношения. Он понимает, что ему будет хорошо, он будет любим родителями и окружающими не потому что он – это он, а потому, что он делает что-то, выглядит как-то, думает так, как хочет общество. Понимаете, к чему это приводит?

Поэтому самым простым и логичным советом для родителей, которые столкнулись с проблемой жадности у детей, будет следующее: оцените ситуацию со стороны, не воспитываете вы в своем дитятке то, от чего стремитесь избавиться? Показываете ли вы своим примером самые лучшие качества: любовь, сострадание, щедрость, доброту? Поставьте себя на место ребенка, поступили бы вы также? Ведь, к сожалению, многое исходит от родителей. Их пример надежно запечатляется в маленькой головке и потом копируется…а мы удивляемся «в кого он у нас такой?».

Что можно посоветовать родителям маленьких жадин? Как избежать ежедневных баталий в песочницах?

  • Не стыдите, не ругайте и не сравнивайте с другими детьми.

Это самое худшее, что может случиться с ребенком. Представьте, как он переживает, когда любимая мама говорит, что он плохой, не нужен, а вон тот малознакомый ребенок чем-то оказался хорош. Твердя своему дитю ежедневное: «Ты жадина» мы не добиваемся от него по сути ничего, он не умеет рационально мыслить, словно взрослый и делать выводы. Хотя нет, кое-что мы получим: четкое представление, что жадина – это необходимость и таким стоит быть. Парадокс, но дети тех родителей, которые не корили за такие негативные качества, а восхваляли положительные, не выросли корыстными и эгоистичными людьми….Есть прекрасное изречение, смысл которого в следующем: воспитывая и восхваляя в своем ребенке положительные стороны, плохие пропадают сами по себе, неспособные к конкуренции с хорошими.

  • Показывайте пример в любой подходящей ситуации

Просит ребенок яблочко: дайте два, сопровождая фразой: «Бери, мне не жалко! Хочешь три кусочка?», показывайте малышу выгоду, которую он получит, если поделится с кем-то (можно подружиться с новыми друзьями, у них есть интересные игрушки, которыми можно меняться и т.д.).

  • Покажите, что делиться – это временно

Малыши боятся, что любимая игрушка уйдет домой к мальчику, а он останется ни с чем. Объясните, что другой ребенок не намерен брать его машинку навсегда, он ее обязательно вернет Хороший прием есть, «таймер» называется. Так вот родители объясняли детям, которые не хотят в очередной раз что-то поделить, что пользование игрушкой (чтобы было честно) ограничено временем: 2 минуты Маше, 2 минуты Даше, потом меняемся. Говорят, что здорово работает, а родители, практикующие такой метод дома, рассказывали, что один из детей (если опять возникает конфликт) просит включить таймер, поскольку брат/сестра жадничает.

  • Уважайте выбор ребенка

  • Свое и чужое

Объясните ребенку, что есть личные вещи, которые нельзя использовать никому, кроме хозяина (косметика мамы, очки папы, зубная щетка сестры, кроватка малыша), есть общие вещи, которые принадлежат всем членам семьи (стул, стол, диван), есть чужие вещи, которые можно брать только с разрешения (игрушка друга, книга брата и т.д.). Таким образом вы обрисовываете ребенку границы дозволенного и понятие «свое» и «чужое». Возможно, посягая на чужие игрушки и не желая отдавать их, он просто не понимает, что они не его.

Хорошая практика, когда мама объясняет ребенку, что все игрушки, которые есть в доме, принадлежат ей, а малышу они начинают принадлежать только тогда, когда он сможет за ними полноценно ухаживать. Тогда конфликты в песочнице исчерпываются сами собой: мама решает сама, стоит ли делиться или нет.

Не провоцируйте ситуаций подобного рода. К примеру, отправляя карапуза побегать со сверстниками, положите ему в карман не одну конфету, а несколько, не печенье, а горсть (сами помните, как было здорово носиться с чем-то вкусным во дворе, казалось, готовы слопать все, чем угостят). Даже если вы дадите ребенку краюшку хлеба, предложите разделить ее пополам, что мы у малыша не оставалось чувство, что он отдает последнее, отрывает от сердца. Подталкивая маленького человека к щедрости, мы приучаем его быть таковым всегда.

✓ Прячьте любимые и дорогие сердцу вещи малыша перед посещением гостей с маленькими детьми. Робота не сломает дотошный двоюродный брат, если просто не увидит его: и волки сыты, и овцы целы, как говорится. Это можно применить и к предметам, которые вы планируете брать в песочницу. Не берите с собой то, чем ребенок не станет делиться с другими, в противном случае не избежать конфуза.

Играйте, играйте и еще раз играйте! Как можно весело провести время с малышом и научить ему чему-то, как не в игре! Придумайте свою собственную или покажите на примере, как можно разделить печенье, яблоко, чтобы всем досталось. Расскажите, что можно любить бабушку вместе, одновременно, если каждый из братьев сядет к ней на колено и обнимет.

Итоги

Детская психология – непаханое огромное поле, в котором можно либо пропасть и завязнуть в траве, либо протоптать дорожку, искореняя сорняки и взращивая первоцветы. И в который раз все специалисты говорят, что любовь, терпение, собственный пример и готовность предоставить малышу нужное количество времени творят великие вещи.

Впрочем, никто не отменял лепту родителей в этом вопросе, оставляя все на авось, мол, дети сами разберутся, перерастет и т.д., не показывая на примере и не объясняя наглядным образом элементарные вещи, не стоит ждать, что какие-то хорошие качества появятся просто так, ниоткуда. Да, никто не твердил, что быть родителями просто!

Ну и если малыш уже собирается в первый класс, а налицо патологическая жадность, то не отказывайтесь от помощи психолога. Такие ситуации поддаются коррекции, впрочем, вы всегда сможете спросить совета, как вести себя в той или иной ситуации, искоренить причину такого поведения и сделать работу над ошибками.

Если вы столкнулись с детской жадностью, помните, что это запросто может быть очередной этап развития вашего крохи, который учится всему в этом мире, в том числе, отстаивать свое.

Или результат ваших ошибок в воспитании.

Жадный ребенок тоже ведь неспроста становится таким.

Жадность – это крайность, но есть и другая крайность – безотказность. Тоже плохо, правда? Значит, нужно найти компромисс, который будет и вас устраивать, и права ребенка не ущемлять.

Откуда берется жадность

Есть большая разница, когда ребенок в 3 года жадный и жадина в 7 лет. В разном возрасте у ребенка свои понятия о личных вещах.

В 1-2 года это еще неосознанно, малыш не понимает, что нежелание делиться – жадность. Его вещи – это его личный мир, то, что позволяет ему быть увереннее. Вот у родителей есть вещи, которые другим брать нельзя – и у ребенка должны быть;

Важно! Лет до 5 чувство собственности несколько утрированное, потому что малыш воспринимает вещи, которые считает своими, как часть себя.

Причины, почему ребенок жадный:

  1. Родители свою любовь выражают вещами, а не вниманием. Покупают детям любые игрушки, а просто погулять или пообщаться вместе времени нет. Конечно, у ребенка будет восприятие игрушек, как любви родителей и он не захочет ими делиться;
  2. Переизбыток любви и внимания, слишком большая забота тоже плохи. Ребенок начинает считать себя самой важной персоной, которой все должны, а он никому ничего не должен;
  1. Страх, что его вещи сломают. Это тоже навязано родителями – вспомните, не слишком ли трепетно вы сами относитесь к материальному? Возможно, кроха боится не столько поломки, сколько вашей негативной реакции и даже наказания;
  1. Ревность. Если вы настойчиво предлагаете делиться, ребенок может подумать, что кто-то другой вам дороже, чем собственное дитя;
  2. Неуверенность. Даже взрослые люди частенько самоутверждаются при помощи вещей. Дорогой телефон, модная одежда делают некоторых увереннее в себе;

И совершенно не хочется даже на время лишаться этой уверенности, давая кому-то на пользование нечто ценное.

  1. Отстаивание своего. Никому не хочется отдавать то, что он считает наиболее ценным;
  2. Упрямство. От природы упрямые дети будут делать все наоборот, если их заставлять. И чем больше заставляете – тем больше маленький человечек будет сопротивляться (читайте статью по теме: Почему ребенок не слушается ?>>>).

Как справиться с жадностью?

Допустим, вы поняли, почему ваш ребенок жадный – что делать теперь, чтобы исправить ситуацию?

  • Первое, что надо усвоить в воспитании – не заставлять. Это касается не только жадности;

Внимание! А заставлять не только бесполезно, но и вредно. Так воспитывается безвольная личность, которая не умеет говорить «нет». А если «сломать» малыша не удастся, то вы не только потеряете его уважение, но и никогда не сможете найти общий язык.

Договаривайтесь, объясняйте, показывайте на примерах, находите компромиссы. Но заставлять – самое плохое, что вы можете сделать.

Если вам сложно договориться с ребенком, смотрите курс, где мы разбираем основные способы общения с ребенком и то, как поступать в конфликтных ситуациях. Переходите по ссылке Послушание без криков и угроз >>>

Как отучить ребенка от жадности

  1. Читайте сказки, смотрите детские фильмы и мультики на эту тему;
  • Хорош мультфильм «Просто так», где зверушки дарят друг другу букетик цветов только потому, что у них хорошее настроение. А настроение поднимается от того, что кто-то поделился этой радостью с ними;
  • У Сутеева много коротких сказок, понятных для самых маленьких, касающихся дружбы и того, что надо делиться;
  • А главное: объясняйте увиденное и прочитанное.
  1. Самый главный и универсальный совет от любых детских капризов и пороков – правильное внимание;

Нормальная родительская забота и любовь творят чудеса! Не гиперопека, которая делает малыша избалованным! Говорите, как вы любите ребенка, отвечайте на его вопросы, когда он что-то спрашивает, делитесь с ним чем-то своим, разговаривайте на разные темы.

  1. Вместе помогайте другим, например, кормите бездомных животных. Возьмите с собой немного сухого кошачьего корма и гуляйте, а как увидите кошку – пусть ребенок сам насыпает ей несколько штучек;
  2. Научите меняться. Просит он что-то, а вы скажите, что дадите только взамен на нечто равноценное;
  3. Не употребляйте фразы типа: «не будешь есть – отдам собачке», «не уберешь игрушки – отдам другому мальчику». Это порождает страх за свою собственность и воспитывает жадность;
  4. Не вставайте на сторону других детей. Не хочет делиться – пусть не делится. Но называть жадиной, заставлять, приводить в пример «хороших деток» не нужно. Ребенок не сможет чувствовать себя защищенным, уверенным;
  1. А вот за проявления доброты и щедрости можно и похвалить. У девочки нет совочка, а у тебя два – дал поиграть – умничка, какой молодец, теперь девочке тоже будет весело и вы сможете играть вместе;
  2. Указывайте на ту пользу, которую может принести разумная щедрость – даешь кому-то свое, а они тебе взамен могут дать то, чего у тебя нет;
  3. Обязательно всегда говорите, что обмен игрушками происходит лишь на короткое время – потом каждая вещь вернется своему хозяину.

Жадность тоже бывает разная. Возрастная, при правильном подходе, пройдет со временем. А вот патологическая, когда ребенку уже 5-6-7 лет, а он до сих пор слишком трепетно относится к личным вещам – совсем другое.

  • Жадность – естественное чувство, сродни инстинкту. Люди всегда защищали свою собственность, территорию;
  • Наоборот, щедрость и умение делиться – уже приобретенный навык, свойство характера, которые должны воспитываться с раннего детства родителями и ближним окружением.

Взгляните на ситуацию с другой стороны – вы же не хотите, чтобы ваши дети раздаривали всем свои игрушки, были бесхребетными, чтобы ими можно было легко управлять и забирать у них вещи? Умение делиться должно быть грамотным!

Кстати! А еще подумайте: как щедрость может пригодиться во взрослом возрасте? Даете ли вы сами свои вещи другим людям? Часто ли одалживаете деньги или берет в долг?

Можно и это привести, как пример для детей: вот есть у нас друзья, допустим, Ивановы, вот сколько раз они нас выручали, одалживая что-то! А когда надо и мы им так же помогаем.

Но ведь мы не даем покататься на своей машине незнакомым или малознакомым людям, правильно? А другу семьи можно одолжить машину на день. Это тонкая грань и важно научить ребенка распознавать ее.

Мудрости и сил вам в вопросах воспитания.

В возрасте 2-3 лет малыши очень болезненно относятся к тому, что кто-то берёт поиграть его игрушку. Он быстро реагирует на ситуацию, прячет игрушку или убегает. А если ему не удается защитить свою собственность, то громко плачет или даже дерется. Некоторых родителей это настораживает, не растет ли их малыш жадным. Психологи не рекомендуют беспокоиться в этом возрасте о том, что ребенок не хочет ни с чем делиться. Для трёхлетнего ребёнка главное его желание, а все остальные, по его мнению, должны удовлетворять его прихоти. Поэтому для него делиться с тем, что принадлежит ему, все равно, как отдать частичку самого себя.

Не стоит в таком возрасте ругать ребенка , обзывать его жадиной и ни в коем случае не наказывать. Малыш только будет расстраиваться и плакать, а понять, за что вы его наказываете, он все равно не сможет. Не торопитесь ругать и отбирать игрушку у ребенка, который отобрал ее у вашего малыша. Ведь он так же чувствует, как и ваш малыш, для него вполне естественно, что понравившаяся игрушка теперь принадлежит ему. Родители в этом случае должны стараться переключить внимание детей на что-нибудь другое, более интересное. Дети в этом возрасте быстро забывают обиду, по истечении некоторого времени вполне возможно, что они оба забудут о желанной игрушке. А если конфликт не удается наладить, то лучше взять ребенка на руки и отвести его в другое место, пока он не забудет об игрушке.

Жадность у детей развивается под влиянием собственной семьи, на примере поведения родителей и членов семьи. Особенно сильно проявляется это чувство у детей, которые являются единственным ребенком в семьи. Если малыш становится семейным кумиром и ему родители уделяют много внимания в ущерб собственным интересам, то неосознанно они закрепляют у ребенка привычку жадничать. С маленьких лет ребенка необходимо учить делиться, не стараясь отказываться от всего в его пользу. Ведь всем известно, родители хотят все лучшее отдать детям. Например, отдавая малышу шоколадку, сами не желают ее даже пробовать.

Пусть малышу достанется больше! Таким образом, родители из лучших побуждений тормозят развитие щедрости у своих детей. Родители должны сами показывать пример того, что надо все делить поровну, не забывая оставить часть тому, кто в данный момент отсутствует. Ребенок все запоминает и привычка делиться для него становится естественным. Дети очень быстро понимают, что если делиться игрушками, то это приятно не только тому, кому ее отдаешь, но и самому. Особенно, если его после этого хвалят родители.

В возрасте старше 3-х лет дети уже должны уметь делиться с другими детьми. Для успешной адаптации в садике малыш должен понимать, что, только разрешив играть своей игрушкой другим детям, они будут играть с ним. Умение делиться - это залог интересного общения с детьми в коллективе. Многие родители, чьи дети не желают делиться ни с кем в садике, кладут ребенку в карман сухарики, конфеты, шарики и вместе раздают их детям. После этого нельзя забывать похвалить ребенка.

Малыш , поступает так, как ему это внушают родители. Если родители рассказывают на примере знакомых или героев сказок о том, как плохо поступил этот человек или персонаж из сказки, не поделившись с другими, то ребенок быстро это запомнит и будет стараться не походить на них. Например, вместе читайте и обсуждайте сказку про Чика и Чирика:

Сказка о Чике и Чирике

Жили два воробья , одного звали Чик, а другого Чирик. Бабушка отправила Чику посылку, внутри посылки лежало много пшена. Чик получил посылку от бабушки, но об этом не сказал своему другу Чирику. "Если я об этом скажу Чирику, то он тоже захочет зерно, тогда мне мало останется",- подумал он. Чик открыл посылку и склевал все зернышки один. Когда он стал выбрасывать ящик, несколько зернышек из ящика посыпались на землю, а Чик их не заметил. Тут пролетал Чирик и заметил эти зернышки. Чирик собрал их, положил в пакетик и полетел к своему другу Чику. "Здравствуй, Чик! Я сегодня случайно нашел несколько зернышек, собрал их в пакетик, давай их с тобой поровну разделим и склюем",- сказал Чирик. Чику стало очень стыдно, но признаваться в том, что он уже склевал все зернышки, которые послала ему бабушка, он постеснялся, и лишь мог ответить: "Не надо, ешь сам". Чирик продолжал уговаривать и говорить, что друзья должны есть все вместе, а они с Чиком ведь друзья. Чику было очень стыдно, он только и смог ответить: "Ты прав, спасибо тебе, Чирик". "За что, ты ведь еще не склевал зернышки",- спросил его Чирик. "За урок и за дружбу", - ответил Чик.

Воспитать желание делиться и щедрость у ребенка не сложно. Ведь жадность не передается по наследству, эта черта воспитывается примером и внушением родителей. Если жадность умышленно или по ошибке в воспитании родителей не будет закреплена, то с возрастом она закономерно исчезнет.

Вверх